Индекс вязкости масла
Расшифровка вязкости масла — что такое индекс густоты
Автомобилистов всего мира волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Поскольку у всех имеется строгий определенный результат вязкости. Чем руководствоваться в данном случае. Ответ на столь серьезный вопрос будет дан в тексте ниже.
В статье есть подробная расшифровка значений и разбор — на что влияет индекс показателя густоты масла. По своей профессии я автомеханик и отлично разбираюсь в вопросах касательно ремонта машин. Также я могу посоветовать вам качественную смазку с лучшими параметрами.
Что такое густота моторной смеси?
Связываемость моторной смеси автомобиля – это возможность маслянистой пленки оставаться на стенках основных элементов двигателя, при этом гарантируя тем самым последующее качественную обработку цилиндров и поршней. Этим становится возможно недопущение контактирования элементов движка и его рабочих поверхностей, при этом создавая фактически минимальный показатель трения деталей. Отсюда следует, что маслянистая пленка гарантирует внутренним элементам долгий срок работы и позволяет им не изнашиваться.
Однако при этом, значение густоты моторной смеси не является стабильным постоянным параметром. Другими словами показатель моторной жидкости меняется строго пропорционально уровню температуры мотора.
Стоит учитывать такие требования
- Слишком слабый параметр дает движку больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость многих двс, по причине трения с цилиндрами.
- При очень высокой вязкости внутренним элементам двс будет затруднительно работать друг относительно друга. При этом густую смазку будет намного труднее перекачать внутри систем машины, что может приводить к слабой обработке маслом, а также к росту расходуемости горючего.
- Узнать наиболее подходящую для своего авто вязкость вы можете в имеющимся на руках техническом описании двс и в его руководстве.
На что оказывает влияние показатель вязкости двигательной смеси
- Индекс густоты смеси двс — это сам по себе слабо заменимый параметр, он гарантирует лучшую работу двигателя при любых условиях.
- Кстати многие владельцы машин почти этим не интересуются, вот почему появляются сложности и разные поломки, по причине залива неподходящей смеси.
- Индекс густоты (вязкости) смазки сильно зависит от производителя и сам по себе оказывает воздействие на возможность смеси быть на стенках двс.
- Стоит учитывать при заливе, что чем ниже индекс густоты, тем более жидким со временем будет сама смазка, и отсюда можно сделать вывод, что при этом создается тончайшая пленка на деталях.
- Также огромный шанс того, что по причине минимальной толщины данной пленки на поршнях и цилиндрах, возрастет скорость износа всех внутренних узлов.
- В реальной жизни, слабый показатель густоты смазки может спровоцировать сложный запуск при самых слабых температурах, или может привести к быстрому износу.
Опасности для мотора
- Что произойдет, если после чрезмерного нагрева, в холодном климате, вязкость поменяет свои свойства и окажется слишком высокой — знает любой. Увеличение трения спровоцирует сильный рост уровня температуры мотора и так будет до тех пор, пока показатель густоты не сойдется на оптимальной для автомобиля ноте.
- Намного хуже, если вы начнете использовать в машине низкопробную смесь, в таком случае мотору потребуется куда больше усилий для работы и машину вполне может заклинить на максимальных оборотах.
На основе материала в этой статье, вы можете быстро определить, что самым лучшим двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50.
Вязкость смазки и ее определение
Число после индекса SAE обозначает показатель густоты смеси и ее значение должны быть в границах нормы, при этом чем данное число больше, тем больше показатель вязкости самой смеси.
В обозначениях зимних смазок должна стоять литера W – она обозначает зимние масла.
Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы моторов в целом, по причине трения с цилиндрами.
Стандарт SAE.
Масла по этому стандарту принято квалифицировать на зимние, а также на летние и универсальные продукты. Данная квалификация обычно устанавливается в соответствующей литературе, в том числе в инструкции по использованию и идет в описании компании-производителя. В реальности, на прилавках магазинов, в большей части случаев, вы можете найти универсальные продукты.
- Летние серии масел обычно имеют строгое обозначение типа SAE 20.
- Зимние серии классифицируют как SAE 20W.
- Показатель вязкости всесезонный смеси обычно идет таким типом *w-**, где * — это литеры (10W40).
Рассмотрим подробнее
Обозначение типа w — по сути это самая полезная буква на канистре. В данном случае обозначает собой зиму. При этом внутренние цифры на этикетке имеются не только по привычке слева, но и справа.
Цифры на канистре справа от значения «w» — границы различий в изменениях параметра вязкости смазки. Таким способом обычно указывается кинематическая вязкость в максимум разогретом двигателе. При этом значение имеет измерение в сантистоксах.
Стандарт API
Здесь кстати говоря квалификация слегка другая и обозначение имеет в себе две буквы алфавита:
Первая буква идет обычно S или более редко C. Чем ближе литера к концу списка, тем лучше качество.
- SC – выпуск до 1964 г.
- SD – выпуск 1964 г.
- SE – выпуск до 1972 г.
- SF – выпуск до 1988 г.
- SG – выпуск до 1994 г.
- SH – выпуск до 1996 г.
- SJ – выпуск до 2000 г.
- SL – выпуск до 2003 г.
- SM – выпуск после 2004 г.
- CB – выпуск до 1961 г.
- CC – выпуск до 1983 г.
Если вы решили провести замену автомобильной моторной смеси на новую, тогда вам стоит идти по растущим значениям, при этом только пару пунктов.
Что выбрать: высокую либо низкую вязкость?
Что случится с вашим мотором, если после прогрева, в холодную погоду вязкость смазки окажется слишком высокой, понимает каждый. Увеличение показателя трения спровоцирует сильный рост температуры мотора до того момента, пока его показатель вязкости не будет оптимальным для работы.
Намного хуже будет в том случае, если вы зальете жидкость вязкостью куда ниже, чем мотору требуется для работы. То, что автомобиль может заклинить на максимальных оборотах.
Руководствуясь этим текстом, вы можете с легкостью определить, что самым лучшим индексом вязкости двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50, а для зимней стужи 0w либо 5w.
Вязкость смазки и ее определение
Число стоящее после индекса SAE обозначает уровень вязкости масла, при этом чем данное число будет больше, тем выше показатель вязкости конкретной смазки.
В обозначениях зимних смазок должна стоять литера W – она обозначает зимние масла.
Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы моторов в целом, по причине трения с цилиндрами.
За уровень и глубину помывки в моторе отвечают определенные добавки и химические реагенты, при этом способность автомобильной смазки не загрязнять мотор может определяться стабильностью и уровнем изготовления основной смазки.
Масла по существующему стандарту обычно делятся на зимние/летние смазки и универсальные. Данная квалификация устанавливается в регламенте промышленников, которые занимаются производством масла и найти ее можно в соответствующей литературе.
Летние серии масел обычно имеют строгое обозначение типа SAE 20, а зимние серии классифицируют как SAE 20W. Показатель вязкости всесезонный смеси идет таким типом *w-**, где * — это литеры (10W40).
Индекс вязкости моторного масла
Ваш автомобиль на гарантии, или вы по иным причинам не вникаете в детали его обслуживания, то эта статья не для вас. Кто самостоятельно занимается подбором расходных материалов и технических жидкостей – индекс вязкости масла является ориентиром при выборе класса смазки для мотора.
Что такое индекс вязкости моторного масла
Вязкость -это свойство текучих жидкостей сопротивляться перемещению разных частей относительно друг друга. В моторных маслах текучесть очень важный показатель.
Индекс – цифровое выражение текучести масла при разных температурах.
На что влияет вязкость и расшифровка
Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.
Если масло жидкое, уже за один проход поршня оно уйдет в поддон. Масло с большей вязкостью останется на стенках, чем более густое оно, тем толще будет смазывающий слой.
Но не все так просто.
Большая толщина смазки тоже плохо.
Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла. Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.
Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.
Согласно системе обозначение маркировка стала выглядеть следующим образом – 0W 30, 0W 40, 5W 30, 10W 40 и т.д.
Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.
- Первая цифра говорит о том, при каких температурах пропадает текучесть смазки. За начало отсчета взята температура – 40 °С. От этой температуры нужно отнять первую цифру в индексе, допустим – 10W, получим -30 °С. Это значит, что масло замерзает при остывании до -30 °С.
- Обозначения с сочетанием первых двух знаков, т.е. цифр и буквы W, говорят о том, что масло зимнее. А комбинация 10W – зимнее, температура замерзания -30 °С, температура проворачиваемости – 25°С. (От температуры замерзания отнять ещё 5). Т.е рекомендовано оно для работы до – 25 °С.
- Летние смазки обозначаются только цифровым кодом – SAE 40, где число 40 индекс вязкости при рабочей температуре ДВС в 100 °С.
- Обозначения цифровыми кодами перед буквой W и после неё, говорят о том, что масло всесезонное. Так смазка с кодом 0W30 – рекомендованна к эксплуатации при температурах от -35 до + 35°С.
Для чего определяют вязкость
Вязкость меняется в зависимости от назначения и других факторов. Таких как:
- Условия работы ДВС;
- Режимы работы;
- Степень износа;
- Вида топлива;
- Сезонности.
Понятно, что в гоночном режиме или при работе с прицепом, новому или с большим пробегом двигателю, потребуется масло с разной вязкостью. Чтобы подобрать оптимальный вариант и определяют его вязкость, степень которой отражает цифровой индекс.
Выбор масла для авто на основе вязкости
Подбирая смазку для очередного ТО нужно обращать внимание не только на индекс вязкости, но и на целесообразность применения масел разных категорий. Так если машина эксплуатируется на юге, где не бывает сильных морозов, нет надобности в масле с индексом – 0 или 5. Вполне подойдет всесезонное 10W 40, 15W 30-40. Эти масла не потеряют качество при морозе в -20 и в жару больше +35 °С.
Для езды в условиях, крайнего севера и Сибири нужны 0W 30-40, 5W 30, а для Арктики и вовсе специальные.
Выбор масла всегда индивидуален. Зависит не только от района проживания, но от автомобиля и стиля езды.
Любишь погонять покупаешь с высокой вязкостью. Если машина старенькая и пробег более 100 000 км, то масло должно сочетать низкую вязкость при запуске, с высокой при полном прогреве и больших оборотах. Для такой категории производители выпускают специальные виды типа «Нью лайф» у Мобил. Важно помнить, что чем больше разница между температурой замерзания и потерей вязкости при перегреве, тем меньше у масла меж сервисный пробег.
Чем экстримальнее стиль и условия езды, тем чаще нужно делать ТО.
О применяемых маслах для обычной гражданской езды позаботились авто производители. Обычно на последних страницах руководства по эксплуатации у всех марок, есть раздел с перечнем материалов и сроков ТО. Там же и перечень рекомендованных смазочных материалов. Поэтому если вы не практикуете экстремальную езду, то не надо ничего выдумывать, просто следуйте рекомендациям завода изготовителя. Масла с одинаковым индексом вязкости независимо от производителя, должны быть и одинакового качества. Однако на деле это не всегда так. Очень часто под видом уважаемого бренда продаётся поддельное, которое непригодно для работы. Поэтому приобретать лучше у официальных дилеров и представителей заводов производителей. Стоимость, возможно, будет больше, но экономия на масле приведет к излишним расходам при езде и на ремонт двигателя.
Nissan Cefiro V6 White Yacht › Бортжурнал › Расшифровка индекса вязкости моторного масла
Точная расшифровка цифр SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)– обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла – современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
SC – автомобили, разработки до 1964 годов
SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов
SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов
SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов
SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
CF – автомобили с 1990 г., с турбиной
CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной
CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
Есть еще один важный момент. Принято считать, что, например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Это связано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика — 10W-40, минералка — 15W-40. Но ведь на рынке уже представлены фирмы, которые производят 100-процентную синтетику классов вязкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. Существуют и минеральные масла «нетрадиционной» вязкости, например, 10W-30. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества или базовых составляющих масла. А чтобы выяснить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть его характеристику.
API — не просто знак качества
Следующий стандарт — API, разработанный Американским институтом нефти. Некоторые продавцы преподносят покупателям эту классификацию как своеобразный знак качества — мол, чем выше класс, тем лучше. На самом деле это всего лишь разделение масел по эксплуатационным свойствам.
Согласно API масла делятся на смазочные материалы для бензиновых двигателей (категория S) и для дизельных (категория C). Каждая из этих категорий, в свою очередь, делится на классы.
С маслами для дизелей все просто. Они в основном относятся к классу CF. Это значит, что данная продукция пригодна для эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигателях как с турбонаддувом, так и без него.
Классификация масел для двигателей, работающих на бензине, разнообразнее. Начнем с классов SF и SG, так как предшествующие им уже не актуальны. Масла SF предназначены для двигателей машин, запущенных в серийное производство с 1980 по 1989 гг., SG — для моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989 — 93 годов выпуска. Спрос на эту продукцию обусловлен невысокой ценой и соответствием требованиям производителей двигателей, снятых с производства и морально устаревших. В качестве примера можно привести моторы «вазовской» «классики», для которых вполне достаточно, чтобы масла соответствовали требованиям класса SG.
Стандарт SH был предназначен для моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и заменяет все предыдущие классы. Но как раз с середины 90-х технический прогресс начал продвигаться вперед семимильными шагами. Поэтому «правление» класса SH продлилось недолго.
Его «наследник», класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH. Разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.
Но для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года. В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации до замены (если таковой рекомендован производителем двигателя).
Экономить можно не всегда
«Третий кит» классификации автомасел внедрен ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей). О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. А зря. Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.
Среди масел есть так называемые энергосберегающие. По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива. За счет чего она достигается? Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) — вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа·с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя. Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа·с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.
Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится. Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите. Вот и получается, что экономить можно не всегда.
Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А — это масла для бензиновых двигателей, В — для дизельных. По принципу энергосбережения они структурированы одинаково. Классы А1, А5, В1, В5 — энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) — стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.
Круговая порука
Все три «кита» классификации автомасел связаны между собой. Например, если по API масло относится к классу не выше, чем SH, то по ACEA оно не может соответствовать энергосберегающим классам А1 или А5, так как требования к энергосбережению появились только начиная с класса SJ. В то же время, если по АСЕА продукт имеет класс А5, то по API он должен соответствовать SL, поскольку только у классов этого уровня есть требования к ресурсу для удлиненного пробега между заменами масла. Еще одна связь — универсальные масла делятся на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по АСЕА.
Классы вязкости также имеют связь с классификацией АСЕА. Обычно энергосберегающим классам А1, В1, А5 и В5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д). А масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50) соответствуют классам А2, А3, В2, В3, В4, то есть энергосберегающими не являются.
Вязкость (Viscosity) — внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Эта характеристика является важнейшим физико-химическим свойством масла, оказывающим влияние на силу трения. Существуют два показателя: кинематическая и динамическая вязкость.
Порядок расположения категорий S и C в индексе не случаен. Если на этикетке написано, например, «SJ/CF», значит, масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее для применения в бензиновых. Если наоборот — «CF/SJ», то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.
Теперь о применении. Для «Жигуленка» или старенькой иномарки (70-х — 80-х годов выпуска) вполне подойдет масло с показателями SAE — 15W-40, API — SF/CD или SG/CD, АСЕА — А2/В2. Если вы бороздите необъятные просторы родины на переднеприводном ВАЗе или на иномарке 90-х, выбирайте масло по SAE 15W-40 или 10W-40, по API — SH/CF или SJ/CF, по АСЕА — А3/В3. Для двигателей новейших автомобилей параметры масла должны быть следующими: SAE — 5W-40 или 0W-40, API — SL/CF, АСЕА — А3/В3/B4. Заметьте, что в этом перечне не упомянуты энергосберегающие классы и стандарты. Их применение специфично. Поэтому, если хотите точно знать, какое масло рекомендовано к применению в вашем автомобиле, загляните в руководство по эксплуатации. Если же его нет, перед покупкой не поленитесь открыть каталог по подбору масел и найти там свою модель, чтобы в дальнейшем осознанно контролировать процесс правильного подбора смазочных материалов.
Индекс вязкости масла: что это и для чего нужен?
Подавляющее большинство автовладельцев имеет общее представление о вязкости смазочных материалов. Как минимум, всем знакома классификация по SAE. Однако единицы понимают достаточно глубоко в этом вопросе, чтобы осознанно подбирать моторные и трансмиссионные смазки для своих автомобилей.
Одной из ключевых категорий, определяющих эксплуатационные свойства смазочного материала, это индекс вязкости масла. Что это такое, на что влияет и насколько в целом этот индекс является важным параметром – попробуем разобраться в материале статьи.
Что такое вязкость смазочного материала в целом
Для определения характеристик любого масла в общем случае используются три общепринятые категории вязкости:
Касаемо автомобилей актуально рассматривать только две категории: кинематическую и динамическую.
Динамическая вязкость – наиболее понятный параметр. Она определяет силу внутреннего трения между слоями смазочного материала. Этот показатель не привязан к внешним условиям и просто указывает на силу трения в масле без точки привязки к какой-либо величине. Измеряется в пуазах (П).
Кинематическая вязкость рассчитывается на основе динамической. Но здесь расчеты проводятся уже с учетом плотности.
То есть кинематическая показывает, как изменяются вязкостные свойства смазочного материала при изменении плотности масла. Эта категория более объективна и применима для описания работы смазки в двигателе внутреннего сгорания.
Чем больше значение этого параметра, тем лучше защитный слой держится на поверхности деталей, менее охотно стекает и требует больше внешних усилий для разрушения образованной пленки.
Это в общем случае, без учета модификаторов. С другой стороны, густые смазки плохо прокачиваются по системе и требуют большей энергии на преодоление силы трения внутри них. То есть влияют на расход топлива.
Ранее считалось, что именно более густые смазочные материалы лучше всего справляются с защитой двигателей от износа. Однако сегодня эта тенденция изменилась. И главную роль стали играть присадки.
То есть даже легкотекучие смазки из полиальфаолефинов отлично справляются с защитой современных двигателей, при этом, не требуя больших усилий на прокачку и смазывание разбрызгиванием. А это существенно сказывается на экономии топлива.
Как рассчитывается и на что влияет индекс вязкости
Для многих автовладельцев чаще трехзначная (реже двухзначная, для дешевых минеральных масел, которые сегодня почти нигде не используются) цифра на канистре не несет в себе смысловой нагрузки.
Большинство автомобилистов традиционно смотрят лишь на тип базы (синтетика, полусинтетика, минералка), назначение (бензиновое или дизельное) и класс по SAE. Однако мало кто знает, что означает индекс вязкости.
О чем говорят цифры на канистре с моторным маслом — видео
Или знают, но не придают этому параметру большого значения. А зря. Именно эта категория может многое сказать о качестве и технологичности смазки.
То есть этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
Чтобы рассчитать индекс вязкости смазочного материала, необходимо знать две величины: кинематическую вязкость при 40 и при 100 °C. Путем введения этих данных в не самую простую формулу, которая строится на основе эмпирических расчетов, выведенных из двух эталонных смазок, просчитывается искомый индекс.
В интернете в свободном доступе на многих ресурсах представлены бесплатные калькуляторы индекса вязкости масла. Достаточно два указанных выше параметра – и программа автоматически произведет расчет.
На практике большинство производителей смазочных материалов упростили эту задачу для настолько глубоко интересующихся характеристиками смазки покупателей. Рассматриваемый индекс иногда указывается на канистре (чаще всего в таблице с второстепенными значениями на обороте тары).
Как стоит рассматривать индекс вязкости масла
Расшифровка индекса вязкости масла в практическом ее применении довольно проста: чем выше этот параметр, тем стабильнее ведет себя смазка при изменении температуры. У подавляющего большинства современных смазок этот параметр находится в пределах от 140 до 180 единиц.
Существуют отдельная категория маловязких смазочных материалов, в основном японского производства, в которых этот показатель может переваливать за 200.
В основном эти масла созданы на основе технологичных баз, таких как полиальфаолефинов или сложных эфиров, с добавлением особых присадок, увеличивающих температурную стабильность.
Какой индекс вязкости масла лучше?
Это сложный и неоднозначный вопрос. В общем случае лучше тот индекс, который больше. Однако для каждой отдельно взятой категории существуют некоторые рамки. И назвать оптимальное число для этого параметра, охватывающее все смазочные материалы для ДВС, сложно.
Например, для традиционных синтетических и полусинтетических смазок класса 10W-40 по SAE вполне нормальным можно считать 150-160 единиц. Для менее густых масел типа 5W-30 это параметр будет несколько выше, в среднем 160-180 единиц.
Маловязкие смазочные материалы могут иметь до 240 единиц. А ультра новые маловязкие смазки класса 0W-16 или 0W-10 даже больше. Однако на рынке их почти нет. Да и сфера применения у настолько маловязких продуктов пока еще очень узка.
Что такое индекс вязкости моторного масла
Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.
Что такое вязкость моторного масла?
Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.
Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.
Стоит помнить требования:
- Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
- При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.
Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.
Автосервисы в Москве по замене моторного масла:
Станция метро: Авиамоторная
“БиДжиТехно”, Москва, пр-д Энтузиастов 19
На что влияет индекс вязкости моторного масла
Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.
Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.
Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.
Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.
Автосервисы часто заливают дешевые масла вместо оригинальных. Чтобы этого избежать, кликните на любой из мессенджеров ниже, и узнаете 5 простых способов как избежать обмана ?
Высокий индекс — широкий диапазоне температур, за счет чего обеспечивается качественное функционирование мотора и необходимая толщина масленой пленки.
Расшифровка индекса вязкости моторного масла
Стандарт SAE
Для квалификации смазывающих средств по определенным параметрам введен международный стандарт SAE. Указывается этикетке тары с моторной жидкостью.
Масла квалифицируются на зимние, летние и всесезонные. Такая квалификация приводится в технической литературе, так и в описаниях производителей. На самом же деле, в продаже, в большенстве, всесезонные.
- Летние масла обозначаются как SAE 20.
- Зимние SAE 20W.
- Индекс вязкости всесезонного моторного масла выглядит следующим образом *w-**, где * — это цифры (10W-40).
Рассмотрим это подробнее всесезонные.
- Буква w, это первая буква английского слова «winter» (с английского — зима). Цифры в индексе имеются слева и справа от «w». Таким образом, буква «w» обозначает, что данное моторное масло можно применять в любое время года. Такое масло более распространено на рынке. Летний вид масла будет иметь иное обозначение.
- Слева, отображают зимний параметр. Что это значит? Чем меньше цифра, тем более на низкую температуру рассчитано моторное масло. Рассчитывается достаточно просто. За основу берется значение 40. Если моторное масло 10w, то от значения слева от w вычитается 40, в итоге получаем -30C. Что и является максимально допустимой температурой, при которой моторное масло будет гарантированно прокачано в моторе.
- Цифры справа от «w» означают диапазон изменения вязкости масла. Таким образом, указывают на кинематическую вязкость в полностью разогретом моторе. Измеряется в сантистоксах. 1 сСт (сантистокс) – это вязкость воды при 20 градусов тепла. Вязкость с цифрой 40 будет от 13 до 16 сСт. Таким образом, чем выше цифры, тем более вязкой станет жидкость в нагретом моторе.
Цифры после тире с температурой в летний период никак не связаны. Многие автомобилисты считают, что цифры отображают температуру в летний период, для которого подходит масло. И это ошибочное мнение. Т.к. в разогретом двигателе масло достигает температуры свыше 100C.
Стандарт API
Здесь квалификация немного иная. Обозначение содержит две буквы латинского алфавита:
- Первая S либо C. Для бензинового и дизельного двигателя, соответственно.
- Вторая характеризует класс качества. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше качество.
API для бензиновых моторов:
- SC – авто до 1964 г.
- SD – авто до 1964-1968 гг.
- SE – авто до 1969-1972 гг.
- SF – авто до 1973-1988 гг.
- SG – авто до 1989-1994 гг.
- SH – авто до 1995-1996 гг.
- SJ – авто до 1997-2000 гг.
- SL – авто до 2001-2003 г.
- SM – авто после 2004 г.
API для дизельных моторов:
- CB – авто до 1961 г.
- CC – авто до 1983 г.
- CD – авто до 1990 г.
- CE – авто до 1990 г., для двигателя с турбиной.
- CF – авто с 1990 г., для двигателя с турбиной.
- CG-4 – авто с 1994 г., для двигателя с турбиной.
- CH-4 – авто с 1998 г.
- CI-4 – современные авто, для двигателя с турбиной.
- CI-4 plus – значительно выше класс.
Таким образом, для бензиновых двигателей (годом выпуска после 2004 г) высшим классом качества считается моторное масло SM, а для дизельных (современные автомобили) CI – 4 plus.
Если вы собираетесь производить замену моторного масла, то следует идти по возрастающим характеристикам, но только лишь пару пунктов. Например, с SJ переходить на SL. Но никак нельзя переходить с SD на SL, т.к. масло может оказать слишком агрессивным.
Стандарт ACEA
- С А1 по А5 – моторное масло для бензиновых моторов
- С В1 по В5 – для дизельных двигателей.
Стоит знать, что А5 и В5, по данному стандарту, обладают низкой вязкостью, предназначены исключительно для определенных моторов.
Что лучше: высокая или низкая вязкость?
Что случится с двигателем, если во время прогрева, в мороза, если вязкость моторного масла окажется слишком высокой, вполне очевидно. Увеличение силы трения приведет к увеличению температуры двигателя до тех пор, пока вязкость не станет оптимальной. Ничего плохого в этом нет, однако мотор будет работать при более высокой температуре, чем было рекомендовано производителем. Соответственно, способствует более быстрому износу узлов мотора. Возникает большая вероятность поломки. Касаемо автоматических коробок передач, стоит учесть, что придется производить частичную замену масла акпп чаще, т.к. повышенная температура увеличивает расход масла в двигателе.
Намного хуже, если залить жидкость вязкостью ниже, чем это требуется. То, что мотор может заклинить при высоких оборотах, вполне реально.
В заключение…
Чем старее авто, тем быстрее изнашиваются узлы двигателя. Выходит так, что жидкость с малой вязкостью уже не сможет обеспечить необходимую смазку и покрытие масляной пленкой узлов. Поэтому и нужно переходить на более вязкие моторное масла.
Руководствуясь данной статьей, можно определить, что наиболее оптимальный индекс вязкости моторного масла для моторов, проработавшие более 75% своего ресурса, будет для лета 15w-50, для зимы 0w или 5w. Для более новых авто, с малым пробегом лучше всего подойдет масло с индексом 5w-20 либо 5w-30.
Если статья оказалась полезной для Вас – расскажите о ней своим друзьям!
Индекс вязкости моторного масла. Классификация SAE 5w30 и 5w40
Мы живем в России, в которой раз от раза бывает зима. В течение года температура за бортом может меняться от плюс сорока летом до минус сорока зимой, а ездить все равно надо. Здесь нужно вспомнить, что моторное масло имеет одну неприятную особенность – его вязкость сильно зависит от температуры, причем очень сильно (читать подробнее о моторных маслах “Супротек”. ). При отрицательных температурах кинематическая вязкость моторного масла может составлять тысячи сантистоксов (единица измерения вязкости, мм2/с), а в зоне рабочих температур она снижается до единиц этих же сантистоксов. Это огромный разброс. Для одного и того же моторного масла вязкость может отличаться в тысячу раз! Лучшее решения для верного выбора автомобильного масла – консультация со специалистом у дилера. Но немного понимать вопрос необходимо и самому.
Вязкость моторного масла
Вязкость моторного масла зависит от температуры и называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла. Это его важнейший параметр. Для того, чтобы описать вязкостно-температурную характеристику масла, его производители в техническом описании продукта дают две вязкости: при 40 С и при 100 С, а также указывают еще один параметр, смысл которого понимают не все – индекс вязкости. Что же это такое?
Что такое индекс вязкости?
Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как рассчитывают вязкость моторного масла? Берутся два эталонных автомобильных масла ГОСТ, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.
Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.
Вязкостно-температурная характеристика базового масла для двигателя определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140.
А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.
Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.
Определение индекса вязкости
Индекс вязкости (ИВ) – это условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры и оценивающий крутизну вязкостно-температурной кривой. Чем выше ИВ, тем более пологой кривой характеризуется масло и тем лучше оно для зимней эксплуатации. Чаще всего ИВ определяют по номограмме или расчетным путем, зная значения вязкости исследуемого масла при 40 и 100 0 С. Для автомобильных масел ИВ должен быть не менее 90, а для зимних условий эксплуатации – 120.
Лучшие моторные масла при зимней эксплуатации двигателя должны иметь пологую характеристику зависимости вязкости от температуры, то есть вязкость должна незначительно изменяться от температуры. При кинематической вязкости масла более 3000 сСт (мм 2 /с) запуск двигателя затрудняется. Для снижения зависимости вязкости от температуры в него добавляют присадку (3 … 4 %), например, полиизобутилена. Полиизобутилен получают полимеризацией изобутилена в присутствии катализаторов. Формула изобутилена приведена ниже:
Полиизобутилен изменяет форму в зависимости от температуры. При высокой температуре молекулы вытягиваются в длинные нитевидные цепочки, повышая вязкость. При снижении температуры молекулы полиизобутилена находятся в масле в виде компактных клубков, снижая трение и вязкость.
Согласно ГОСТ 53371-97 «Нефтепродукты, метод расчёта индекса вязкости» [10] индекс вязкости (ИВ) определяют следующим образом. У исследуемого масла, например М4З/10Г1 (SAE 10W30),определяется вязкость в диапазоне температур от 40 до 100 0 С. При 100 0 С кинематическая вязкость должна быть примерно 10 сСт.
По табл. 1 ГОСТа находим, что для исходной вязкости 10 сСт при температуре 40 0 С вязкость для эталонного масла (ИВ = 0) равна 147 сСт, а для ИВ=100 вязкость равна 83 сСт. При температуре 40 0 С вязкость исследуемого масла, для которого определяется ИВ, определена опытным путём и составила 63 сСт. Определим ИВ по формуле
где n1 – кинематическая вязкость при 40 0 С исследуемого масла;
n2 – кинематическая вязкость при 40 0 С эталонного масла с ИВ = 0;
n3 – кинематическая вязкость при 40 0 С эталонного масла с ИВ = 100.
Для нашего примера
Величина ИВ может быть определена по номограмме. Для этого нужно знать вязкость исследуемого масла при 50 и 100 0 С. Для масла М4З/10Г1 вязкость при 50 и 100 0 С составила 43 и 10 сСт. По номограмме ИВ = 130. Чтобы определить ИВ моторного масла по номограмме, необходимо восстановить перпендикуляры от известных значений вязкости при 50 и 100 0 С, и точка пересечения с наклонной прямой на номограмме покажет ИВ для данного масла.
Для легкого запуска двигателя при отрицательных температурах (ниже – 20 0 С) ИВ должен быть не менее 120.
Наиболее высокий индекс вязкости имеют синтетические масла. Синтетические масла представляют собой индивидуальные химические вещества или смесь ограниченного количества веществ, близких по химическому составу и физическим свойствам.
Использование синтетических масел открывает широкие возможности для повышения удельных параметров, экономичности и эффективности ДВС. Это особенно важно, если учесть, что моторные масла на нефтяной основе находятся на пределе своих возможностей по ряду важнейших эксплуатационных свойств, а современные синтетические масла по тем или иным свойствам обладают значительно лучшими показателями. Например, некоторые синтетические масла имеют высокий индекс вязкости (150…170), низкую температуру застывания (– 65 0 C и ниже), вязкость при температуре 250…300 0 С в 2…3 раза большую, чем у равновязких им при 100 0 С нефтяных масел, высокую термическую стабильность при практическом отсутствии образования отложений и потерь на испарение, хорошие смазочные свойства.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9724 – | 7632 – или читать все.
193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Выясняем индекс вязкости масла: это что такое?
Когда водители покупают масло, они обращают внимание на то, насколько оно вязкое. Индекс вязкости масла – это величина, позволяющая определить степень вязкости масла в зависимости от температуры. Сравнивая кинематическую вязкость, указанную на коробке, люди определяются с покупкой. Но как определить необходимый индекс вязкости масла для своего автомобиля?
Индекс вязкости показывает зависимость степени вязкости масла от температуры окружающей среды.
Для чего необходимо определять индекс вязкости?
Отличительные качества для моторного масла с высоким индексом следующие:
- когда запускается холодный двигатель, данная смазочная жидкость более текучая;
- увеличивается вязкость при повышении температуры двигателя;
- отлично при использовании гидравлических и всесезонных масел.
Схема изучения этикетки автомасла.
Сам индекс вязкости моторного масла определяют согласно установленному стандарту ASTM D2270 или DIN ISO2909. Разницей данных масел является то, что жидкость, сделанная по одному стандарту, сильно реагирует на повышение температуры, а по второму – практически не реагирует на температурные изменения. Сам индекс вязкости определяется на графике в районе 40 о С, при превышении отметки в 100 о С определение осуществляется расчетным путем.
В зависимости от того, какова масляная структура на молекулярном уровне и в каком количестве содержатся в нем минеральные масла, варьируется сам индекс вязкости. Самым высоким таким показателем обладают масла, созданные на основе парафина. Нафтеновые масла обладают менее высоким показателем – всего до 60, а ароматические масла могут даже иметь отрицательные показатели.
Когда масло очищается, индекс вязкости увеличивается. Это происходит из-за устранения из смазочной жидкости ароматических соединений. Также индекс вязкости увеличивается при помощи гидрокрекинга . Так у полиальфаолефинов показатель достигает отметки в 130, а полиалкиенгликоли и сложные эфиры позволяют увеличить вязкость до 150. Известно, что повысить вязкость можно с помощью ввода дополнительных присадок с содержанием полимеров и загустителей.
Почему так важно сделать верный выбор?
Когда производители создают мотор, они основываются на определенных масляных свойствах, в том числе и на ее вязкости.
Масло должно качественно препятствовать трению поверхностей комплектующих двигателя.
Обозначения вязкости моторного масла.
Когда образуемая пленка недостаточно широкая или когда она вообще отсутствует, возникает контакт «метал-метал». Это чревато повышенным износом двигателя и возникновением в нем задиров. В результате вкладыши проворачиваются, а цилиндры двигателя начинают «прихватываться».
Сама вязкость вплотную влияет на ширину этой пленки. Чем выше масляная вязкость, тем пленка шире. Аналогично, чем меньшей вязкостью жидкость обладает, тем пленка, препятствующая контакту металла с металлом, тоньше.
Известно, что ввиду конструктивных особенностей в узлах двигателя пленка физически не может образоваться. Для предотвращения износа двигателя добавляют специально предназначенные присадки.
Все водители должны придерживаться таких следующих требований по отношению к маслу:
- Всегда желательно подбирать масло на основе тех данных, которые при продаже автомобиля дилер указывает в руководстве по эксплуатации двигателя и его обслуживанию.
- В соответствии с этим, вязкость не должна быть заниженной, ибо это приведет к преждевременной поломке двигателя или его повреждения поверхностей.
- Слишком высокая вязкость чревата затруднительному движению запчастей двигателя. В этом случае масляная прокачка также затруднительная, впоследствии чего возникает отсутствие в узлах смазочной жидкости, что приводит к сухому трению и более высокому расходу топлива.
Чем меньше вязкость масла, тем пуск двигателя легче. В этом случае масляная подача на поверхность цилиндра осуществляется гораздо быстрее. Водитель должен знать о том, что удельная нагрузка, выдерживаемая подшипником, увеличивается при увеличении количества валовых оборотов и при повышении масляной вязкости.
Как осуществляется выбор на основании расшифровки?
Схематическая классификация моторного масла по стандарту SAE.
Сбалансированная вязкость способствует улучшению условий для топливного сгорания при езде. Только масло плохого качества становятся причиной плохого запуска в холодную погоду. Плохой старт осуществляется с трением из-за отсутствия масла в двигателе. Неправильно подобранное масло увеличивает повышенный топливный расход, потому выбор следует делать таким образом, чтобы расшифровка, указанная на упаковке, совпадала с рекомендациями производителя двигателя или автомобиля. Только в этом случае осуществляется комплексный подход к правильной работе двигателя, а, возможно, и к устранению неких неполадок.
Многие водители при покупке масла обращают внимание на цифры SAE. Что же они обозначают? К показателям вязкости с пониженной температурой относятся:
- 0W – этот показатель символизирует возможность использования даже в условиях мороза, достигающего -35 о С;
- 5W – используется при чуть более теплых условиях (до -30 о С);
- 10W – обозначает, что использование масла в условиях мороза, превышающего -25 о С недопустимо;
- 15W – допустимая температура поднимается до отметки -20 о С;
- 20W – применимо для более теплых континентов, где морозы являются редкостью (до -15 о С).
С температурными показателями все гораздо проще. Чем выше показатель, тем больше допустимая температура. Если в летнее время температура не превышает 25 о С, а в зимнее – не опускается до аналогичных показателей со знаком «-», то идеальным будет масло с показателями 10W-30.
Какие еще показатели водитель должен знать для достоверной расшифровки
Классификация масла по API.
Чаще всего классификация определяется по API, в которой используются следующие обозначения:
- S – двигатель, работающий на бензине;
- C – агрегат работает на дизеле;
- SJ/CF – разработано как для дизельных, так и для бензиновых двигателей;
- SC – агрегаты, которые были разработаны до 1964 года;
- SD – следующее поколение, выпускаемое до 1968 года;
- SE – предназначено для агрегатов, разработанных в период до 1972 года;
- SF – год разработки двигателя попадает в область от 1973 до 1988 года;
- SG – для агрегатов, разработанных в период до 1994 года (предназначение – использование в условиях жесткого эксплуатирования);
- SH – для бензиновых двигателей, предназначенных для жесткого эксплуатирования и выпускаемых до 1996 года;
- SJ – для бензиновых двигателей, разработанных до 2000 года и обладающих энергосберегающими характеристиками;
- SL – разработанные до 2003 года и увеличивающие эксплуатационный срок агрегата;
- SM – обладают свойствами, идентичными SL в повышенной степени, добавлена устойчивость к окисляющим воздействиям (предназначено для моторов, разработанных и выпускаемых после 2004 года).
Когда водитель решается на смену масла, характеристики должны указывать на возрастающие показатели, превышающие предыдущий тип масла только на пару пунктов. Только при переходе с SD, предназначенных для двигателей старого типа, на SL может возникнуть повышенная «агрессия» масла.
Что такое индекс вязкости моторного масла?
Нескончаемые дебаты ведутся между автолюбителями и сервисными доками на излюбленные масленые темы: Что означают цифры на упаковке? Что такое индекс вязкости масла? В чем измеряется вязкость? Как ее можно определить? Что такое SAE и как оно классифицирует масла? С какой вязкостью выбрать масло на лето? Наша информационная статья будет построена в качестве диалога со всеми читателями.
Что такое автомобильное масло?
Автомобильные масла служат для защиты и смазки деталей двигателя внутреннего сгорания. Если кто то не знает, то двигатель — это не монолитная конструкция, а живой организм, в котором разные детали двигаются между собой и создают трение. Соответственно посредством этого трения, поверхность деталей стирается. Масло в автомобиле защищает поверхности, образуя специальную защитную пленку.
Какое автомобильное масло хорошее и как его выбрать?
Автомобильное масло абсолютно все хорошее, главное что бы оно точно подходило под двигатель автомобиля. В данном случае убеждение, чем дороже, тем лучше ошибочно и вредоносно. Единственно правильный выбор масла для своего авто лежит через сервисную книжку производителя. Именно там можно точно обнаружить, какое масло для автомобиля необходимо, так как расчет происходит от модели и модификации двигателя. Едем дальше.
Что означают цифры на упаковке с маслом?
В первую очередь они означают сорт масла, к примеру минеральное, полусинтетическое, синтетическое. Далее цифры говорят нам, как масло ведет себя в различные сезоны и при различных температурах. Рассмотрим на всем знакомом примере — 5W30. Цифра пять говорит нам о том, что масло работает при критической температуре в 30 градусов ниже отметки ноль. Почему, потому что так договорились и стали отнимать нарисованную на упаковке цифру от условленных 35 градусов мороза. Из этого следует, что чем выше первая цифра, тем меньше масло доставит проблем в глухую стужу.
Смотрим дальше. Буква W означает зиму, это первая буква слова «зима» в английском языке. Из этого следует, если на упаковке нарисованы только одна цифра и одна буква, то масло нельзя использовать летом, это чисто зимний вариант. Разобравшись с 5W смотрим на цифры после, если они есть, в нашем случае — это 30. Цифра отвечает за то, что бы показать автомобилисту, что масло работает и в летний сезон без замены (5W30).
Так же цифра 30 рассказывает, что масло помещенное в температурный коридор от 100 до 150 градусов выше нуля имеет следующие параметры: минимум при ста — 9,3; максимум при ста — Что такое вязкость?
Вязкость — параметр показывающий, при каких температурах масло перестанет действовать на двигатель как смазка.
Что может произойти? При низких температурах масло застынет, при высоких — начнет стекать с деталей по принципу воды, не оставляя защитную пленку. Чем выше цифра, отвечающая за «горячую» работу авто, тем масло имеет более высокою вязкость, можно сказать, что оно плотнее и гарантировано оставит защитну на деталях. Хорошо это или плохо мы рассмотрим дальше на примере, но ответы нужно искать опять же в сервисной книжке автомобиля.
Какое масло лучше летом вязкое или нет?
Стандартное трение между поршневой системой и цилиндрами. Что произойдет если масло будет очень вязкое? Собственно на первый взгляд ничего, машина как работала, так и будет работать. Но, двигателю будет тяжело прокачать густую смесь и протолкнуть ее по всем узким канальцам, значит он начнет повышать температуру для того, что бы разогреть масло еще больше. Когда масло разогреется, оно получит нормальный доступ хода ко всем потаенным частям.
Такие телодвижения будут продолжаться изо дня в день, только потому, что кто то не посмотрел, что написано в технических характеристиках двигателя. К чему это приведет? К быстрой изнашиваемости деталей двигателя и ремонту. Если масло взять наоборот менее вязкое, оно будет опять же быстро стекать с механизмов, оставляя их практически сухими. К чему это может привести в итоге? К тому, что двигатель «словит клина». Поэтому ответ на лучшее масло для вашего авто летом лежит у производителя.
Как определить вязкость и в чем она измеряется?
Необходимо понимать, что вязкость это переменная, поэтому измерять ее можно в движении. Для того, что бы было проще, договорились применять критические точки, в диапазоне от 30 градусов мороза до 150 градусов жары (коридор работы двигателя). Для того что бы измерить вязкость, ее поделили на кинематическую и абсолютную (динамическую). Единица измерения для К-вязкости простых масел (при «+») — это капиллярный вискозиметр. Всесезонные масла со специальными присадками и простые масла (при «-«) стали измерять в ротационных вискозиметрах, так как параметр зависел от двух причин: температура и скорость сдвига.
Современное измерение кинематики моторных масел происходит при двух температурах в 40°С и 100°С. Единица измерения для кинематической вязкости называется сантистокс, сокращенное написание — ССт или cST, по более привычной системе СИ измерение происходит в метрах квадратных в секунду или в квадратных миллиметрах в секунду (м2/с или мм2/с). Абсолютную вязкость можно вычислить по формуле: произведение плотности жидкости на К-вязкость. Единица измерения по технической системе —
сантипуаз (сП), по системе СИ — миллиПаскаль/секундах (мПас). Система эталонов предполагает, что 1 сП= 1 мПа/с.
Подобные сложности были созданы для того, что бы определить главное свойство вязкости масла — его текучесть, а именно просчитать, за сколько времени вытечет определенный объем масла, принятый за константу, если он будет течь из очень узкого сосуда при давлении силы тяжести и при температуре в 150 градусов выше нуля. Проделав все эти опыты много лет подряд, ученые определили более простой параметр, на котором и построили основные классификаторы вязкости масла — индекс вязкости.
Что такое индекс вязкости масла?
Viscosity Index (VI) — это индекс вязкости, который показывает поведенческие характеристики вязкости масла при различных температурах.
Забегая вперед скажем, чем меньше индекс, тем больше вязкость масла подвержена разрушению при изменении диапазона температур и наоборот. Viscosity Index напрямую зависит от количества и состава углеводородов, входящих в масло, от наличия специальных присадок, выполняющих роль загустителя, от степени очистки масляных фракций.
Средний показатель индекса для минеральных масел, не отягощенных присадками от 85 до 100, синтетические и масла с присадками на вязкость находятся в промежутке от 120 до 150, масла глубокой очистки могут иметь показатель в 200. Разобравшись с основными параметрами и измерениями вязкости можно приступать к чтению рекомендованного масла производителем, после чего сверяться с таблицей SAE, принятой в большинстве стран мира.
Какие бывают классы вязкости SAE?
Согласно таблице вязкости, разработанной SAE (Американская ассоциация автомобильных инженеров), все масла можно подразделить на классы по параметру текучесть. Текучесть масла обеспечивает сразу два действия, и течет и создает защитную пленку, прилипая к поверхности деталей. Необходимо запомнить, что классификация SAE касается исключительно поведения масла при различных температурах, о прочих качествах смазочных моторных материалов таблица ответов не дает, тем более не говорит о таком параметре, как двигатель — масло это опять же написано в сервисной книжке автомобиля.
Согласно классификации SAE J300, все масла по вязкости подразделяются на следующие:
- зимние — OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — запуск холодного двигателя при достаточной прокачиваемости в температурном коридоре от 30 градусов ниже нуля до 5 градусов тепла. Все зимние масла имеют max-значения Д-вязкости (динамическая) при минусе и min-значения при К-вязкости (кинематическая) при 100 градусах.;
- летние — 20, 30, 40, 50 и 60 — оптимальная текучесть и прилипаемость масла на поверхности деталей при высоких температурах, для зимы такие масла не годятся. Для летних масел происходит все с точностью до наоборот. Установленный предел К- вязкости при 100° С и min-значение Д-вязкости при 150°С со скоростью сдвига в 106 с-1.;
- всесезонные — 0W30, 0W40, 5W30, 5W40 и т.д. К примеру на банке с маслом может стоять обозначение SAE 15W-40 или SAE 15W/40 или SAE 14W30. Такие масла отвечают одновременно сразу двум требованиям — зимнему и летнему.
Подобная универсальность достигается посредством использования макро полимерных загустителей для жидких масел (с низкой вязкостью). Современные технологии производства предполагают изначальное использование для основы масла синтетические компоненты, после чего оно не нуждается в присадках — загустителях.
Как измеряется индекс вязкости масла?
Индекс вязкости масла – одна из самых важных характеристик, от которой зависит очень многое. Неопытные владельцы машин практически не интересуются этим вопросом, и он не имеет для них должной актуальности. Однако возможные проблемы, связанные с авто, могут быть именно из-за недостаточной компетентности в вопросах, касающихся выбора трансмиссионного масла.
Ведь если жидкость, которую вы залили в мотор, будет недостаточно хорошей – множество функций не будет выполняться должным образом. От того, какую вязкость имеет маслянистая жидкость, зависит выполнение таких функций, как качественная смазка деталей, минимальное трение и многое другое.
Следует знать, что такое определение, как «вязкость», является основным параметром для выбора марки моторного масла. К его выбору желательно подходить самостоятельно, учитывая нужный вам индекс, класс вязкости и все характеристики, которые определяют его качество. Это очень ответственный вопрос, и просто исходя из советов приятелей масло выбирать нельзя. Для начала определимся с главным вопросом.
Для чего нужно моторное масло и что значит его вязкость?
С самого начала нам нужно разобраться с таким вопросом: в каких именно процессах участвует рассматриваемая жидкость? Первая из функций масла – это способствование быстрому и легкому процессу движения деталей автомобиля благодаря защитному, «скользкому» смазывающему слою. Наличие такого слоя позволяет деталям долговременно служить, не изнашиваться и не допускать при трении слишком высоких температур.
Что касается второй функции, то это, в совокупности с жидкостью для охлаждения, – сбережение двигателя от перегревания. Масляное вещество перенимает лишние градусы температуры от двигателя, не позволяя ему достичь критически высоких температур, что уберегает машину от поломки.
В чем же заключается третья функция? Металлическая пыль, возникающая при трении деталей из металла, отводится из зоны, где происходит трение. Аналогично убираются все остатки нагара, возникающие в двигателе вследствие реакций окисления. Оно выводит весь этот мусор в фильтр масла. Это способствует предотвращению засорения. Также оно обеспечивает герметичность в цилиндрах двигателей.
При такой большой функциональности трансмиссионного масла в автомобиле индекс вязкости имеет очень большое значение. Для того, чтобы разбираться, на какой вязкости следует останавливать свой выбор, необходимо знать, что же это такое? Можно сразу сказать, что это понятие не постоянное и изменяющееся от перепада температур. Но несмотря на любые перепады, масло всегда качественно выполняет свои функции, если подобрана правильная его вязкость.
В общем, вязкость – это возможность связующих элементов и молекул каждого вида масла вращаться только относительно друг друга, взаимодействовать друг с другом, не теряя этих связей. Также это возможность слоев масла двигаться относительно друг друга, но не смешиваться, имея при этом сильное внутреннее трение и сцепление.
Естественно, вязкость измеряют силой этого трения. Если оно большое – индекс вязкости больше. Это определяет и легкую текучесть трансмиссионного масла. Также, насколько оно вязкое, можно определить по следующей характеристике: жидкость с высокой вязкостью будет оставлять на любой поверхности более жирный и прочный масляной слой.
Что такое индекс вязкости?
Для того чтобы маслянистую жидкость можно было назвать качественной, она должна соответствовать многим эксплуатационным требованиям. Хотя они и бывают довольно противоречивыми, однако производители должны позаботиться об их выполнении для того, чтобы выпускать хороший продукт. В первую очередь масла должны иметь качественную, хорошую вязкость при обычных для рабочей среды температурах и сохранять маслянистый слой на поверхности элементов двигателя, хорошо уплотнять зазоры.
При понижении температур, например, при остановке работы мотора или при слишком сильных спадах температуры в зимнее время года, оно не должно становиться слишком вязким и мешающим свободно вращаться шестеренкам. Параметр, который отражает все эти способности масла в совокупности, имеет название индекс вязкости. Чем индекс больше, тем масло качественнее, так как менее зависит от изменения температур.
Благодаря этому индексу можно определить такое важное условие, как отсутствие пенообразования. Если индекс высок, то жидкость, которую вы заливаете в двигатель, будет стойкой к пенообразованию. И хотя многие автолюбители не обращают на это никакого внимания, в скором времени из-за этого у них могут возникать проблемы с автомобилем.
Это явление очень коварно по своей сути, так как значительно сокращает долговременность работы трансмиссии. Из-за быстрого и интенсивного передвижения масла вследствие работы механизмов образуется самая обычная пена.
Если ее вовремя не убирать (а такой возможности нет у водителя за рулем), может возникнуть образование воздушно-масляной смеси. Там, где будет большое скопление этих пузырьков, элементы механизма машины будут работать «на сухую». Сразу же начнется процесс коррозии, ведь металл соприкоснется с кислородом. Поэтому, для предотвращения пенообразования, масло должно иметь высокую вязкость.
Классифицируем индекс вязкости
Для того, чтобы понять, как именно классифицируют моторные масла, необходимо знать, в каких единицах исчисляются этот индекс и вязкость в целом. Такие условные единицы измерения называются степенями вязкости по SAE (расшифровка аббревиатуры – «Американское Общество Инженеров»). Получить информацию о том, на каком по вязкости масле лучше остановиться конкретно для вашего автомобиля, вы можете в руководстве по его обслуживанию.
На основании полученных данных вы сможете выбрать нужный материал в соответствующем магазине. Следует понимать, что порог вязкости моторного масла следует выбирать, исходя из температур окружающей среды, то есть ее максимально высокого допустимого значения и максимально низкого. Именно по этим факторам SAE основывает свои данные на низкотемпературных и высокотемпературных вязкостях.
Известно, что для нормальной, полноценной работы механизмов автомобиля необходима вязкость, не превышающая 20000 cPs. Если рассматривать конкретно классификацию, то она делит масла на зимние (для низких температур) и на летние. Для примера рассмотрим классификацию трансмиссионных масел. Классификация трансмиссионных зимних масел (измерения максимально допустимых температур):
- масла, которые имеют отметку «70W»;
- масла с отметкой «75W»;
- масла с отметкой «80W»;
- масла «85W» и др.
Классификация трансмиссионных летних масел (измерения максимально высоких допустимых температур):
- масла с обозначением «90» (вязкость масла при температуре 100 градусов не меньше 13,5);
- масла с обозначением «140» (вязкость масла при 100 градусах – 24);
- масла, с максимальным обозначением «250» (при температуре 100 – 41).
Давайте разберемся, что же значат эти обозначения.
Расшифровываем символы на упаковке с маслом
Когда наступает момент приобретения масла для авто, вы должны быть уверены в безошибочности своего выбора. Для этого необходимо уметь понимать символы, которые помогут получить вам всю необходимую информацию. Первым делом видим знакомую уже аббревиатуру SAE.
Далее идут несколько чисел, которые будут разделены буквой W и знаком тире, к примеру, возьмем обозначение 5W-30. Такое обозначение ставят для всесезонных масел, так как их обычно предпочитает большая часть автолюбителей. Расшифровка подобной надписи производится таким образом: первый показатель – это измерения низкотемпературной вязкости масла.
Далее от указанной цифры (в нашем случае эта цифра равняется 5) нужно отнять 35, и получаемый результат измерения, равный 30 °С, будет обозначать самую низкую, минимальную температуру, при которой двигатель будет качественно проворачиваться. Как вы уже поняли – с каждым градусом понижения температуры будут иметь место все более высокие показатели вязкости моторного масла, и работа двигателя будет усложнена.
Несмотря на это, основная задача будет возложена на ваш двигатель, поэтому при приобретении масла и выборе его вязкости не следует отходить от рекомендаций, прописанных в инструкции к автомобилю. На этом заканчиваются обозначения первой группы символов перед буквой W. Из этого можно понять, что первыми символами измеряется минимально допустимая для полноценной работы температура воздуха.
И если вы обитаете там, где мороз редко опускается ниже 20 °С, вы смело можете приобретать любое из масел для своей машины. Не забывайте, что если такие компоненты машины, как аккумулятор и стартер, у вашего «железного коня» в изношенном состоянии, то более удобным выбором будет тот вид масла, где измерения наименьшего значения температуры будут определяться обозначениями 0W.
Теперь разберемся со вторым обозначением, которое равно 30. Этот показатель измеряет наибольшую температуру для правильного выполнения масляной жидкостью своих функций и задач. Он является более интересным, чем в первом случае, так как его обозначение нельзя расшифровать аналогичным образом.
Второе число – это, прежде всего, сборный показатель, который показывает, каково минимальное и максимальное повышение вязкости масла при температурах, когда машина находится в рабочем состоянии. Минимальное значение таких температур чаще всего 100 °С, а максимальное – 150 °С. Из этого можно понять, что чем больше второе число, тем больше повышается вязкость масла при наличии высоких температур. Как это будет сказываться на вашем авто – вы сможете узнать в инструкции, прилагаемой к машине.
Какую вязкость можно считать наиболее подходящей?
Итак, давайте подведем итоги и выясним окончательно – какая вязкость будет наиболее подходящей для вашего автомобиля? Как уже упоминалось выше, наилучшим вариантом масла является то, которое имеет наибольшее повышение вязкости при увеличении температуры. Однако не спешите бежать за подобной покупкой!
Если масло имеет большой показатель вязкости при высоких температурах, оно более рекомендовано для машин, прежде всего, спортивных. Если часто применять его в обычном моторе, который к тому же еще и изношен, вы не добьетесь скорой езды, но подвергнете двигатель быстрому изнашиванию. Лучше все-таки обратиться к рекомендациям автопроизводителя.
При выборе вида масла никогда не следует забывать о том, что производить заливку в двигатель того масла, вязкость которого не указана в инструкционной книге к двигателю вашего автомобиля, строго запрещено! Иначе это грозит серьезными проблемами. Не следует пренебрегать советами производителя по поводу оптимального индекса вязкости, измерения которого проводились на профессиональном уровне.
При попытках использовать несоответствующую масляную жидкость происходит мгновенный спад мощности двигателя, увеличивается скорость его износа и возникает вероятность поломки. Это касается как отечественных автомобилей, так и импортных.