Неисправности механической коробки передач

Типичные неисправности механической коробки передач

Статья о типичных неисправностях МКПП и способах их устранения. В конце статьи — видео о поломках «механики».

Содержание статьи:

  • МКПП: что это и почему ее до сих пор используют
  • Диагностика неисправностей МКПП
  • Виды неисправностей, причины и методы устранения поломок МКПП
  • Как минимизировать риски поломки МКПП
  • Видео о поломках «механики»

В случае, когда дело касается АКПП, диагностировать неполадки можно только при помощи специального оборудования и непосредственного участия специалистов: сложный узел автомобиля проще эксплуатировать и обслуживать в соответствии с рекомендациями изготовителя — это поможет избежать множества проблем и возможных поломок.

Когда дело касается МКПП – механического варианта трансмиссии, устранить большую часть неполадок возможно самостоятельно. Испытывая в процессе эксплуатации значительные нагрузки, механическая трансмиссия подвергается различным видам неисправностей, однако это случается гораздо реже, чем возникают проблемы у АКПП, вариаторов и других КПП. Разберемся, какие могут возникнуть дефекты и как с ними можно бороться.

МКПП: что это и почему ее до сих пор используют

Недостатком любого двигателя внутреннего сгорания является узкий диапазон оборотов, в котором достигается оптимальное значение мощности и крутящего момента. МКПП играет роль редуктора, регулируя величину оборотов, мощность и крутящий момент ДВС на входе и выходе из него.

Механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • Валы: первичный, промежуточный, вторичный и шестерни;
  • Картер;
  • Шестерни-синхронизаторы;
  • Подшипники;
  • Сальниковые уплотнители;
  • Механический узел ПП;
  • Рычаг ПП.

Преимуществ у механической трансмиссии много, поэтому она популярней, чем «автомат»:

  1. Стоимость МКПП на порядок меньше: при покупке авто с механической коробкой экономия составляет от 50 до 100 тысяч рублей.
  2. Экономичный расход топлива.
  3. Простота ремонта и обслуживания.
  4. Дешевизна запасных частей и расходников.
  5. Высокий КПД.
  6. Высокая надежность и прочность узлов и элементов механической трансмиссии.
  7. Адаптированность к высоким крутящим моментам и температурам.

Эти особенности делают МКПП популярным вариантом для грузового и легкового транспорта. Одинаковая конструкция предполагает ряд схожих проблем для всех видов транспорта, оснащенных МКПП.

Диагностика неисправностей МКПП

Основные неисправности МКПП можно определить аудиально и визуально: шумы, стуки, вибрации под нагрузкой, масляные потеки, дефекты (трещины) на корпусе. Также в процессе эксплуатации можно заметить затрудненное включение передачи или провалы. Возможен перегрев корпуса коробки, самовыключение или плохое переключение передач.

Данные неисправности могут стать следствием как несвоевременного или некачественного технического обслуживания трансмиссии, так и следствием износа деталей узла.

Виды неисправностей, причины и методы устранения поломок МКПП

Первый и самый популярный дефект, с которым можно встретиться в процессе эксплуатации авто с МКПП – повышенный уровень шума на нейтральной передаче, характерный скрип при переключении скорости. Часто возникновение данного дефекта связано с недостаточным уровнем трансмиссионного масла или его отсутствием в МКПП.

Рассмотрим частные случаи, когда можно встретить посторонний шум или увеличение его уровня в процессе эксплуатации автомобиля:

    На нейтральной передаче при работающем моторе уровень шума заметно возрастает.

Основная причина – недостаточный уровень масла в МКПП или плохое качество трансмиссионной жидкости (выработка, износ, загрязнение). Часто данная неисправность возникает при попадании грязи или воды. При устранении данных дефектов сохраняется уровень шума? Значит, проблема вызвана износом одного или нескольких узлов механической коробки передач.

Это может быть выработка посадочных мест или контактных частей подвижных элементов, износ в процессе эксплуатации, появление задиров, неровностей, потертостей в выжимном подшипнике, ведущей шестерне, одном из валов (ведущем, ведомом, промежуточном), разрушение шестерней дифференциала в автомобилях с передним приводом. Необходимо разобрать МКПП и заменить изношенные детали на новые запчасти.

При работающем моторе уровень шума заметно превышает привычный независимо от передачи.

Причины аналогичны предыдущему случаю: износ в результате эксплуатации одной или нескольких деталей механической трансмиссии. Также может быть диагностирована несоосность картеров сцепления и двигателя.

Необходимо заменить изношенные части – в первом случае. Во втором — отцентровать картер сцепления относительно двигателя или заменить его на новый, но сделать это самостоятельно довольно сложно. Лучше обратиться в специализированный сервис.

  • При работающем моторе уровень шума заметно превышает привычный на одной из передач.
  • Частой причиной бывает износ или поломка зубьев синхронизатора.

    Вторым по распространённости дефектом является хруст в процессе эксплуатации или проблемы с переключением передач. Первой и основной причиной является износ или поломка синхронизатора, однако перед съемом и разбором МКПП необходимо проверить следующие узлы:

    • рычаг переключения передач на предмет наличия люфта в кулисе;
    • тросик привода на предмет обрыва или утечку жидкости;
    • регулировку механизма выбора скоростей;
    • исправность корзины и диска сцепления;
    • качество крепления МКПП к кузову транспортного средства;
    • уровень и качество трансмиссионной жидкости в МКПП.

    При обнаружении и устранении данных дефектов можно избежать хруста при переключении, невозможности переключить передачу или самопроизвольного переключения.

    Если дефекты устранены, но проблема осталась, следует разобрать МКПП и заменить изношенные или сломанные синхронизаторы. При разборе нужно обратить внимание на наличие дефектов на следующих элементах:

    • выжимной подшипник;
    • тяги;
    • цельность вала;
    • исправность муфт и шестерней.

    Кольцо шестерни-синхронизатора имеет особой формы зубья, которые в момент переключения скорости зацепляются с муфтой. При их истирании передачи начинают самопроизвольно выключаться. Поэтому при разборе МКПП следует заменить неисправные детали. Также самопроизвольное выбивание скорости происходит при дефектах следующих узлов:

    • выработка штока, вилки переключения скоростей;
    • обрыв или заедание троса;
    • выработка подшипника вала;
    • смещение МКПП в результате износа подушки;
    • ослабленное крепление МКПП к корпусу транспортного средства.

    Для проведения ремонтных работ можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации транспортного средства ли обратиться в специализированный автосервис для устранения данных дефектов и неисправностей.

    Третьей, самой распространенной причиной неисправности на «механике» является подтекание масла. Возникает она при износе уплотнителей (сальников) штока выбора скоростей, неплотном прилегании поддона механической КПП, ослабленных креплениях контрольного отверстия, забитии дыхательного клапана МКПП.

    Избавиться от шумов в коробке часто можно посредством доведения уровня масла через дыхательный клапан или контрольное отверстие до минимально допустимого (оптимальным является показатель не ниже 3-7 мм от контрольного отверстия).

    Как минимизировать риски поломки МКПП

    Механическая коробка передач хотя объективно и является более надежной, чем АКПП, но тоже нуждается в соблюдении правил эксплуатации. Это позволит увеличить срок службы агрегата и бесперебойную работу в течение продолжительного времени. Основные правила, которые следует соблюдать:

      Стиль вождения. Ускорение рывками на запредельных оборотах мотора ведет к выходу из стоя не только МКПП, но и двигателя транспортного средства. Необходимо обеспечивать комфортное и динамичное изменение и передачу крутящего момента от мотора к колесам. Переключение передач должно быть плавным и соответствовать скорости — это уменьшает нагрузку и износ мотора транспортного средства и КПП.

    Своевременное обслуживание МКПП. Интервал замены трансмиссионной жидкости составляет не более 3 лет или каждые 40 – 50 тысяч пробега (для отдельных марок допустим более длительный интервал). Срок замены масла регламентирован производителем и указан в Руководстве по эксплуатации для каждой отдельной марки автотранспортного средства.

    Качество трансмиссионных жидкостей и запчастей. Так как замена масла и ремонт МКПП – дело нечастое, не стоит экономить на покупке соответствующих разрешенных производителем транспортного средства жидкостей и оригинальных комплектующих.

  • Своевременное ТО. Желательно каждые полгода или 15 тыс. км пробега проверять уровень масла в механической коробке передач и при необходимости – доливать до нужного уровня. Частота может быть увеличена при интенсивной эксплуатации, агрессивном стиле вождения или тяжелых условиях эксплуатации.
  • Соблюдение этих простых правил позволит механической коробке передач работать долгое время, ведь МКПП надежна и, в отличие от АКПП, не столь требовательна в уходе и обслуживании.

    Видео о поломках «механики»:

    Неисправности коробки передач

    В данной статье рассмотрены неисправности механической коробки передач. Неисправности автоматической коробки, роботизированной коробки и вариатора, будут освещены на других страницах.

    Механическая коробка передач, устанавливаемая на современные легковые автомобили, имеет существенные различия в конструкции и, соответственно, индивидуальные неисправности. Вместе с тем, можно выделить общие неисправности механической коробки передач. Условно их можно разделить на неисправности собственно коробки передач и неисправности механизма переключения передач. К общим неисправностям коробки передач относятся:

    • износ муфт синхронизаторов;
    • износ шлицевого соединения муфт синхронизаторов;
    • износ шестерен;
    • пониженный уровень масла в коробке;
    • износ подшипников ведущего, ведомого, промежуточного валов;
    • ослабление резьбовых соединений крепления коробки передач;
    • износ сальников.

    Неисправности механизма переключения передач включают:

    • ослабление крепления, заедание или повреждение троса (тяги) привода;
    • износ или повреждение штока переключения передач;
    • износ или деформация блокирующего устройства;
    • износ вилки переключения передач.

    Основными причинами указанных неисправностей являются:

    • нарушение правил эксплуатации (использование некачественного масла, работа автомобиля с неисправным сцеплением);
    • низкое качество комплектующих;
    • предельный срок службы коробки передач;
    • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту коробки передач.

    Неисправности коробки передач можно установить по внешним признакам:

    • шум коробки передач;
    • затрудненное включение передач;
    • самопроизвольное выключение передач;
    • подтекание масла.

    Шум в коробке передач может проявляться в разных условиях – в нейтральном положении, при включении передач, при работе коробки. Каждый из этих шумов свидетельствует об определенных неисправностях механической коробки передач.

    При диагностировании необходимо помнить, что одному внешнему признаку может соответствовать несколько неисправностей коробки передач. Поэтому установление конкретной неисправности производится, как правило, при демонтаже и разборке коробки. Проведение дефектовки и ремонта коробки предполагает высокую квалификацию исполнителя.

    Неисправности механической коробки передач (МКПП). Причины и их устранение

    Про автоматическую коробку передач мы уже довольно много говорили, очень много различной информации, все потому что это сложный агрегат, требующий определенных условий эксплуатации. Однако, многие мои читатели просят рассказать про механический вариант трансмиссии (МКПП), почему она может не работать? Какие основные причины неисправностей, как их диагностировать и по возможности устранить самому? Давайте разбираться, как обычно в конце будет видео версия статьи, так что читаем смотрим …

    СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

    • Почему до сих пор не откажутся от МКПП
    • Основные причины неисправностей
    • Про сцепление и его привод
    • Таблица неисправностей и их устранение
    • Как продлить срок службы
    • ВИДЕО ВЕРСИЯ

    Любая трансмиссия, испытывает большие нагрузки в процессе эксплуатации, это второй по «нагруженности» агрегат после двигателя, который работает в сложных условиях. Поэтому и возникает большая вероятность какой-либо неисправности. Однако у МКПП они свои, и отличаются от автоматического собрата, именно поэтому их стоит знать и по возможности стоит оперативно устранять.

    Почему до сих пор не откажутся от МКПП

    Сейчас наверное многие новички подумали – «ой да «механика» да кому она нужна, да сейчас все ездят на АКПП, и вообще ее дни сочтены». Не совсем это так, ведь у этого варианта есть очень много поклонников и реальных плюсов, все я перечислять не буду, все же мы уже думали — что лучше АКПП или МКПП, но некоторые особо значимые перечислю:

    • Цена. Как правило, этот вариант на 40 – 80 000 рублей дешевле, чем автоматический собрат
    • Расход топлива, пока еще не один автоматический вариант к нему не приблизился (но уже совсем немного)
    • Прочность
    • Простота конструкции

    • Выдерживает большие нагрузки (переваривает большие крутящие моменты)
    • Температурный режим (сложно перегреть)

    Именно поэтому сейчас этот вариант применяется на многих грузовых автомобилях, тяжелых внедорожниках, да и на многих легковых авто. В общем списывать этот агрегат преждевременно, причем сейчас разрабатывается вариант без педали сцепления, то есть что-то типа полуавтомата передачи переключаются вручную, а педали нет.

    Основные причины неисправностей

    Механика также как и автомат, предназначена для передачи и изменения крутящего момента от силового агрегата колесам, причем делать это нужно комфортно и динамично. ТО есть машина должна максимально быстро ускоряться и делать это без каких-либо «рывков» запредельных оборотов мотора (чтобы он «не рычал как потерпевший») и по возможности обладать достаточными тяговыми усилиями. Именно это и призван делать этот узел, ведь двигатель работает не линейно и это нужно как-то компенсировать, в данном случае получается передачами. Но здесь есть человек (водитель) который вручную должен переключать передачи чтобы банально не загубить коробку и мотор (собственно это и есть основное отличие).

    Поэтому многие такие неисправности (как я считаю) связаны именно с вождением и не правильной эксплуатацией, итак:

    • Не включаются передачи. Либо одна, либо вообще все
    • Трудно включаются передачи на механической коробке
    • «Выбивание скоростей». Проявляется так – едите, сбрасываете газ (либо наоборот даете больше), а передача вылетает причем с хрустом (бывает и без)
    • При включении-переключении раздается громкий хруст
    • На холостых, когда машина стоит – мотор запущен, также идет хруст от коробки
    • Под авто есть масляные подтеки, после детального рассмотрения видно что сочится масло, либо из прокладок, либо из сальников

    Возникнуть все это может по разным причинам, например из-за износа основных шестерен, синхронизаторов, валов, подшипников. Из-за потери масла, разрывов сальников и основных прокладок, теперь более детально:

    • Износ основных деталей, от больших пробегов

    • Некачественные трансмиссионные масла или не тех допусков
    • Низкое качество запчастей при ремонте

    • Полное отсутствие технического осмотра
    • Неграмотное обслуживание механической трансмиссии
    • Высоконагруженный стиль вождения. Это может быть как спортивное, а также вождение с затяжными пробуксовками (внедорожное), так и просто агрессивное

    Несмотря на все эти неисправности механическая коробка ОЧЕНЬ надежна! И если ей уделять минимум времени, хотя бы менять масло и осматривать раз в полгода — год, ходить она будет долго.

    Про сцепление и его привод

    Зачастую многие путают неисправности коробки и навесного оборудования. Под этим термином я имею в виду сцепление и его привод (в одном случае он гидравлический, а в другом механический). Как обычно они находятся снаружи механической коробки, но напрямую влияют на ее работу.

    Само сцепление состоит из диска и корзины со временем диск изнашивается, точнее изнашиваются его фрикционные накладки и он может проскальзывать, банально не останавливаться. ЭТО приводит к плохому переключению передач, пробуксовкам (когда мотор рычит, а машина не развивает мощность).

    Если повреждается корзина, у нее есть специальные «лепестки», на которые воздействует выжимной подшипник, то как правило они ломаются и вы банально не можете включить передачу! Вообще никакую.

    Есть педаль сцепления стала «легкой», не такая как была раньше, и опять же нет включений, то это может быть дело в приводе. Либо тросик порвался, либо вытекла жидкость (в случае с классическим ВАЗ).

    Поэтому если не включается вообще никакая «скорость», либо идет пробуксовка (нет развития скорости), то скорее всего нужно смотреть сцепление, его привод или корзину.

    Однако это проблема навесного оборудования, теперь пройдемся по основным неисправностям и как их устранить, выкладываю таблицу.

    Таблица неисправностей и их устранение

    Неисправность МКПП

    Причина и устранение

    Не включается одна или все передачи

    Износ поломка синхронизаторов (сломало зубья), сломало лепестки корзины сцепления, проблема с вилкой или выжимным подшипником, сломало вал или шестерни, неисправность тяг до МКПП (возможно нужна их регулировка с заменой пластиковых втулок), низкий уровень масла, либо залито неправильная трансмиссионная жидкость (бывает попала вода)

    Шум на нейтральной при работающем моторе

    Износ подшипника (ведущей шестерни, либо ведущего вала), низкий уровень смазки, грязное (изношенное масло), попадание грязи или воды, бывает, что неисправность в самом валу (например перегрет изначально)

    Шум при включенных передачах (при всех) – мотор работает

    Те же причины что и на нейтральной, разрушился подшипник выходного вала или ведомой шестерни, картер сцепления и двигателя не соосны

    Шум на одной включенной передаче, двигатель запущен

    Сломало синхронизатор, изношены зубья этой шестерни

    Хруст при переключении

    Неисправность сцепления (корзина, диск), не работает привод (порвался тросик, вытекла жидкость), износ синхронизатора, неисправность шестерни, бывает коробка сама откручивается (нужно проверить крепление)

    Передачи выключаются сами по себе (либо при наборе скорости, либо при сбросе)

    Проблема с синхронизаторами, поломка шестерен, повреждены вилки включения шестерен, разрушение подшипников валов, открутилась МКПП, повреждение тяг переключения передач

    Вибрация от МКПП при работающем двигателе

    Неравномерно работает сам силовой агрегат, открутилась МКПП нарушены крепления к кузову, разрушены опоры

    Течь масла из механической коробки

    Пропускает пробка слива масла, пропускают сальники уплотнительные кольца, излишний уровень масла внутри, пробит картер МКПП (появились трещины в результате ударов)

    Это не все но самые распространенные причины, конечно же чтобы их устранить нужна квалифицированная помощь, сами вы навряд ли что-то сделаете хотя бы потому что снять механическую коробку, особенно на переднем приводе не так то и просто. Все дело в том, что основные неисправности кроются внутри и чтобы их выявить, вам в любом случае нужно снимать свою коробку передач.

    Как продлить срок службы

    Долговечность механической трансмиссии зависит от того как вы ее будете эксплуатировать и следить за ней. Сейчас реально ходит много мифов что за механикой следить не нужно, и что она работает весь срок эксплуатации автомобиля, это не совсем так.

    • Самое главное – это плавное переключение передач, с полным выжимом педали сцепления. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, чтобы педаль была нажата всего на половину или вообще не нажата! Это приводит к преждевременному износу шестерен, синхронизаторов.

    • После того как произошло нужное переключение, нужно отпускать педаль сцепления, держать его не нужно! Ибо идет повышенный износ диска сцепления

    • Желательно двигаться на той передачи, которая соответствует данной скорости, это избавляет как двигатель, так и коробку передач от не нужных нагрузок, самая лучшая 4 передача, еще ее называют «прямой», в так подключении занято минимальное количество шестерен и все два вала (в обход промежуточного). Это уменьшает износ МКПП
    • Пониженная передача должна включаться при снижении скорости, также как повышенная при наборе. Это снижает нагрузку на мотор и саму трансмиссию
    • Есть «первая» не включилась сразу (пошел хруст) такое бывает даже на новых машинах, не стоит толкать рычаг до упора! Нужно отпустить рычаг и педаль сцепления, и повторить процедуру через несколько секунд (иногда нужно два раза нажать на педаль сцепления)
    • Нельзя включать заднюю передачу при движении вперед. Конечно сейчас на всех современных авто есть «защита от дурака» (вы ее банально не включите), то на старых машинах такое переключение могло сразу же привести к поломке

    Отдельно хочется сказать про трансмиссионные жидкости в МКПП, как я писал выше, сейчас многие уверены — что смотреть внутри смазку не нужно, и что она залита на весь срок службы это не так:

    • Хотя бы раз в год, осматривайте механическую коробку (особенно после агрессивных, внедорожных поездок) на предмет потеков масла. Зачастую может течь как сама заливная горловина, так и сальники, это нужно устранить на ранней стадии, чтобы не допустить снижения уровня
    • Уровень масло проверяется каждые 15 000 километров, если он снизился нужно долить его
    • Полная замена через 60 – 70000 километров, оно также изнашивается, как и в автомате. Однако его нужно не так много

    • Используйте только установленные производителем трансмиссионные масла, другого допуска могут излишне загустеть на морозе, а также негативно повлиять на сальники. Не смешивайте их с другими составами, это может вызвать чрезмерный износ

    Здесь смазка играет также не маловажную роль, защищает, смазывает и сохраняет.

    Сейчас смотрим видео версию статьи

    На этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

    Неисправности механической коробки передач и признаки грядущего ремонта МКПП

    Механическая коробка переключения передач (МКПП “механика”, ручка) сегодня встречается все реже, АКПП или автомат, робот и вариатор стремительно вытесняют самую старую и вместе с тем самую надежную трансмиссию.

    Однако, несмотря на такую высокую конкуренцию, многие модели, в основном спортивные, а также коммерческие авто и бюджетный класс, по-прежнему используют механику и не спешат от нее отказываться.

    Механическая коробка переключения передач весьма надежная, однако случаются и у нее поломки. В этой статье я постараюсь рассказать про основные неисправности коробок передач, а также о признаках, которые свидетельствуют о них.

    Что такое коробка передач, в двух словах

    Коробка переключения передач (трансмиссия) является связующим звеном между двигателем и приводами колес. Именно КПП получает крутящий момент, который после передает колесам, в результате такой сплоченной работы авто или другое ТС начинает двигаться. Вся прелесть коробки в ее возможности изменять крутящий момент и регулировать обороты, которые необходимы в тот или иной момент водителю.

    Устройство МКПП довольно простое по сравнению с “автоматами и роботами”, что собственно и обеспечивает высокую надежность.

    Обычно МКПП состоит из:

    1. Первичного вала;
    2. Вторичного вала;
    3. Промежуточного вала;
    4. Набором шестерен и синхронизаторов;
    5. Подшипников;
    6. Множества сальников и уплотнителей;
    7. Механизма переключения передач с блокировками и замками;
    8. Рычага переключения;
    9. А также картера со сливной пробкой.

    О неисправностях коробки передач можно не догадываться, а можно ощущать их отчетливо, здесь важно своевременно принять меры по устранению поломки.

    Признаки неисправности МКПП

    1. Трудности с переключением передач.
    2. Самовольное выключение передачи.
    3. Гул во время движения на определенных передачах.
    4. Наличие утечек и масляных подтеканий.
    5. Появление трещин в корпусе коробки.
    6. Повышенный нагрев корпуса колодки передач.
    7. Стуки, толчки и рывки во время движения.

    Почему механическая коробка переключения передач выходит из строя?

    Как и любой механизм, МКПП может выйти из строя в результате естественного износа трущихся деталей или же в по вине нарушения правил эксплуатации.

    Далее перечислю основные “болезни” механических коробок.

    Затруднения во время переключения передач возможно в случае заедания ползунка в направляющей втулке, проблемы с муфтой на валу или ступице. Засорение гнезда фиксатора, износ и появление заусенцев на торцах зубов шестерен и муфт. Износ, ослабление крепления или неверная регулировка вилки длины ее плеч. Еще поломка может произойти по причине износа шестерен и синхронизаторов.

    Выбивание или самовольное выключение передач происходит, как правило, из-за неисправности блокировочного устройства. Происходит это из-за ослабления пружин фиксаторов, а также повышенного износа вилки переключения. Кроме того, ситуацию усугубляет критический износ зубьев шестерен и муфт. Также следует учесть, что иногда выбивает передачу из-за ее “недовключения”.

    Гул и прочие шумы в коробке, в том числе и стуки, обычно свидетельствуют о сильном повреждении зубов шестерни или шестерен, в следствие чего зацеп становится неровным и приводит к появлению посторонних шумов. Чем дольше коробка с таким дефектом будет эксплуатироваться, тем сильнее будет усугубляться ситуация. В конце концов коробку, скорее всего, разнесет полностью. Повреждения зубов шестерен происходит чаще всего из-за проблем с маслом, его может быть недостаточно или же оно может быть слишком вязкое, например, при минусовых температурах.

    Появление подтеков масла происходит в результате нарушения герметичности. Это может быть и повреждение прокладки, сальника или просто плохо затянутое крепление. Также утечка может иметь другой характер, когда, к примеру, на корпусе КПП появляется трещина. Такой дефект чаще всего возникает после удара или неисправности механизма коробки.

    Шум нередко появляется через проблемы с подшипниками, неисправный синхронизатор, проблемы с шестернями или муфтой. Подшипник может “люфтить”, к тому же в посадочном гнезде может возникнуть выработка.

    Ремонт МКПП

    Ремонт механической коробки передач предусматривает ее демонтаж, а также диагностику и детальное изучение всех компонентов. Течь устраняется заменой испорченных уплотнителей, сальников и прокладок. Если же имеется трещина, то ее паяют или меняют треснувшую деталь корпуса.

    Если же коробка шумит, плохо переключаются передачи, а при разборке оказалось, что рабочие элементы имеют серьезный износ они подлежат ремонту или полной замене. Нередко критический износ получают все детали коробки, в итоге единственным правильным решением будет — полная замена КПП в сборе.

    Познавательное видео о том, что такое МКПП и как она работает

    Признаки неисправностей механической коробки передач

    Иногда, важно понимать, почему во время эксплуатации автомобиля с механической коробкой передач возникают проблемы при включении скоростей или слышны не типичные шумы из МКПП во время движения. Если не придать этому особого внимания, то со временем коробка может выйти из строя, а на ее ремонт вы потратите не малые средства. В данной статье речь пойдет о типичных неисправностях механической коробки передач, которые чаще всего возникают либо по причине не правильной ее эксплуатации либо дефектам производителя.

    Устройство и принцип работы механической коробки передач

    1. ведущий вал
    2. крышка подшипника
    3. выключатель света заднего хода
    4. манжета ведущего вала
    5. задний подшипник ведущего вала
    6. шестерня привода промежуточного вала
    7. сапун
    8. шестерня III передачи
    9. передний картер
    10. шестерня I передачи
    11. шестерня заднего хода
    12. штоки переключения передач
    13. шарик-фиксатор
    14. пружина
    15. рычаг переключения
    16. защитный уплотнитель
    17. колпак рычага
    18. корпус рычага переключения
    19. задний картер
    20. ведомый вал
    21. манжеты удлинителя заднего картера
    22. втулка
    23. шестерня привода спидометра
    24. привод спидометра
    25. задний подшипник промежуточного вала
    26. шестерня V передачи
    27. болты крепления оси промежуточной шестерни заднего хода
    28. промежуточная шестерня заднего хода
    29. промежуточный вал
    30. маслозаливная пробка

    Механическая коробка передач предназначена для изменения крутящего момента и передачи его от двигателя к колесам. Она обеспечивает разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок.
    Прежде чем разбираться с неисправностями, вкратце рассмотрим устройство коробки передач.
    Механическая коробка передач относится к ступенчатым коробкам, т.е. крутящий момент в ней изменяются ступенями. Ступенью (или передачей) называется пара взаимодействующих шестерен. Каждая из ступеней обеспечивает вращение с определенной угловой скоростью или, другими словами, имеет свое передаточное число.

    И так, МКПП состоит из механизма переключения передач, который взаимодействует с первичным, ведущим и промежуточным валами. Каждый из валов имеет шестерни с разным количеством зубьев. В то время, когда водитель перемещает рычаг переключения скорости, шестерни перемещаются по валам и входят в зацепление, в зависимости, какая передача была выбрана. Из этого можно сделать вывод, что коробка передач состоит из механизма включения передач и собственно, из механизма привода в действие всей трансмиссии автомобиля. Следовательно, будем рассматривать в отдельности неисправности механизма включения скоростей и привода.

    Механизм переключения передач. Неисправности

    • ослабление крепления, заедание или повреждение троса (тяги) привода – рычаг переключения скоростей болтается, передачи плохо включаются или не включаются вовсе;
    • износ или повреждение штока переключения передач – невозможно включить скорость;
      износ или деформация блокирующего устройства – после включения скорости и началом движения рычаг переходит в нейтральное положение;
    • износ вилки переключения передач – скорость не включается.

    Проявление вышеперечисленных неисправностей напрямую влияет как на работу всей МКПП, так и на включение скорости.

    Причины, вызывающие неисправности механизма переключения передач МКПП

    • нарушение правил эксплуатации (использование некачественного масла, работа автомобиля с неисправным сцеплением);
    • низкое качество комплектующих;
    • предельный срок службы коробки передач;
    • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту коробки переда

    Признаки неисправности коробки передач

    • шум коробки передач;
    • затрудненное включение передач;
    • самопроизвольное выключение передач;
    • подтекание масла.

    А теперь подробно о вышеперечисленных неисправностях КПП.

    Как правило, шум, возникающий в коробке передач во время работы двигателя, имеет свой диагностический характер.

    Неисправности механической коробки передач

    Каждому автовладельцу известно стремление сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии. Однако это практически невозможно, ведь необходимость его эксплуатации при любой погоде, а также при самых разных условиях влечет постоянный износ узлов и деталей машины, а также периодические поломки, которые требуется оперативно устранять.

    Виды неисправностей механической трансмиссии автомобилей

    Внутренне строение механизма механического переключения передач имеют свои особенности, при этом его неисправности могут делиться как на поломки самой коробки, так и на неисправности механизма трансмиссии.

    Чтобы при возникновении любого вида неисправностей суметь восстановить работу автомобиля, следует вовремя обнаружить их и знать основные приемы по их устранению. Особенно это важно, если поломка настигла на трассе, в дороге, – тогда будет важно возобновить работу машины до момента визита к специалисту по ремонту.

    Перечислим основные проявления неисправностей.

    Как обнаружить неисправность?

    К наиболее распространенным проявлениям неполадок в действии МКПП следует отнести следующие:

    • Возникновение посторонних шумов при расположении рукоятки на нейтрали;
    • Шумы во включенном состоянии, а также при начале работы;
    • Затруднения при переключении скоростей;
    • Выключение передачи происходит без воздействия на рычаг переключения;
    • Наблюдается подтекание масла из трансмиссии.

    МКПП: причины появления основных неисправностей и способы их устранения

    Изучим более подробно основные виды неисправностей как самой коробки, так и механизма трансмиссии, а также оказание автомобилю «скорой помощи» в этих случаях.

    Шум при положении рычага переключения в нейтральной позиции переключателя скоростей. Причина его появления чаще всего состоит в увеличении износа подшипников, расположенных в ведущем вале автомобиля, а также вследствие критически пониженного уровня масла в самой коробке передач. Также масло в трансмиссии может уже иметь слишком низкий уровень качества.

    Устранить данное проявление можно проверкой уровня масла, последующей заменой изношенного подшипника. Если же трансмиссионное масло действительно давно не менялось, следует слить старое, затем заменить его на новое, которое будет соответствовать автомобилю. Старое масло рекомендуется проверить на наличие металлических посторонних частиц, воды, что является недопустимым.

    Если же посторонние шумы слышны при переключении скоростей, то причиной этого может также одна из перечисленных выше причин либо деформация и повышенная степень износа блокирующего элемента, а также недостаточная устойчивость резьбовых соединений, неисправность синхронизаторов и не до конца выполненное выключение сцепления.

    Устранение постороннего шума в момент включения передач:

    • Следует в первую очередь проверить полную исправность сцепления;
    • При неисправности синхронизаторов измерить величину зазора между шестернями и расположенным здесь же блокирующим кольцом, а также проверить шестерни на наличие повреждений;

    Замер зазора между шестерней и кольцом

    Когда шум слышен в процессе работы коробки, причиной этого может быть высокий износ шестерен, муфт синхронизаторов, подшипников, а также недостаточность уровня масла в трансмиссии.

    Устранение шума может произойти при доливании масла, если уровень его ниже критического. Это можно обнаружить по наличию следов подтекания масла из трансмиссии, а профилактически следует заменять масло в автомобиле любой модификации каждые 10 000 км. Также необходимо проверить состояние муфт на предмет изношенности синхронизаторов и при необходимости их заменить.

    Вот так выглядит изношенная шестерня с синхронизатором

    Если же переключение передач осуществляется с затруднениями, здесь возможно ослабление крепления троса привода или его повреждение, не полностью выключенное сцепление, а также повреждение или сильный износ штока переключения скоростей.

    Для лучшего переключения скоростей в МКПП следует в первую очередь проверить полноту отключения сцепления, проверить уровень масла и его качество (при непригодности для дальнейшего использования заменить на новое), а также проверить, не заедают ли шестерни и произвести тщательный осмотр на предмет наличия повреждений в системе рычагов переключения передач.

    Не забываем проверять уровень масла

    Рычаг переключения передач с трудом меняет положение, приходится прилагать определенные усилия для переключения скоростей. Причина здесь в первую очередь в недостаточном уровне масла в трансмиссии, ведь именно оно во многом отвечает за плавность всех движений, связанных с трансмиссией.

    Для устранения этой неисправности следует проверить уровень масла в трансмиссии, а в случае необходимости его долить до установленного уровня.

    В случае, когда передачи самопроизвольно переключаются, возможно, произошло уменьшение прочности резьбового соединения в креплении самой коробки, заел трос привода, либо излишне увеличился износ шестерен, достигла предела изношенность муфт синхронизаторов, а также шлицевых соединений, штока или вилки переключения передач.

    Селектор передач с тросовым приводом

    Для устранения этой неисправности необходимо почистить от загрязнений расстояние между корпусом двигателя и расположенным здесь же рычагом сцепления, внимательно осмотреть резьбовые соединения трансмиссии, при необходимости их подтянуть, а также при излишнем износе синхронизаторов либо шлицевых соединений произвести их полную замену.

    Когда в механизме коробки переключения начинает подтекать масло, это видно даже невооруженным глазом. Причиной подтекания может стать недостаточность соединения самой трансмиссии либо изношенность сальников. Сальники при необходимости требуется заменить, резьбовые соединения же проверить и подтянуть.

    Перечисленные выше рекомендации по устранению неисправностей как самой коробки передач, так и механизма трансмиссии не исключают, а скорее обязывают владельца показать свой автомобиль специалисту и провести необходимые ремонтные работы в условиях автомастерской.

    Неисправности любой из систем или отдельных узлов могут возникнуть в любой машине. Однако для предотвращения их появления следует соблюдать простые, но достаточно эффективные правила, касающиеся эксплуатации автомобиля. Их простота не означает неэффективность, ведь и здесь применимо правило, что любое заболевание легче и быстрее предотвратить, чем потом лечить.

    По поводу автомобиля можно сказать, что легче, а также проще произвести профилактический осмотр, чем потом – дорогой ремонт.

    Итак, приведем основные советы по предотвращению появления основных неисправностей автомобиля.

    Рекомендации по сохранению здоровья механической трансмиссии

    Как для начинающих автовладельцев, так и для имеющих солидный стаж езды, перечисленные ниже правила помогут как можно дольше избежать серьезных поломок механической коробки и быть уверенным к надежности своего автомобиля.

    • Бережное отношение к коробке. Именно этот пункт является основополагающим, так как от метода его эксплуатации во многом зависит сохранность трансмиссии. Плавное переключение скоростей, без рывков и напряжения, — всё это сделает работу коробки более равномерной и движение автомобиля более спокойным.
    • Периодическая проверка отсутствия потеков трансмиссионного масла и соблюдать его необходимый уровень. Проще всего это делать при планомерной замене масла в трансмиссии. Это правило также важно, поскольку незаметная на первый взгляд утечка масла может стать причиной серьезных поломок и огромных финансовых затрат.
    • Если всё же ремонт коробки передач стал необходим, рекомендуется для него применять детали, которые имеют гарантию качества и подходят именно к марке вашего автомобиля. От того, из каких комплектующих состоит такой важный элемент, как коробка передач, зависит как качество ее работы, так и длительность эксплуатации.

    Заботясь о состоянии своего автомобиля, вы всегда будете с удовольствием совершать поездки, не беспокоясь о неожиданных неприятностях и будучи уверенными в своей безопасности и безопасности своих близких.

    Первые симптомы поломки МКПП

    Первые симптомы поломки МКПП

    Довольно часто автолюбители в силу неосведомленности не различают признаки поломки МКПП и неисправности сцепления. Механическая коробка менее требовательна в обслуживании, чем другие. Но даже самые надежные устройства в процессе эксплуатации подлежат износу – издают шум на холостых оборотах и при движении, а также плохо переключаются скорости. Причины, способные вызвать поломку МКПП:

    • нарушение правил эксплуатации;
    • низкое качество деталей;
    • максимальный срок службы КПП;
    • неумелый ремонт и ТО коробки передач.

    Шум в коробке на нейтральной передаче и завывающие звуки на скорости.

    Низкий уровень трансмиссионной жидкости в КПП – главная причина.

    Если в коробке передач недостаточно масла, то это неизбежно приведет к ухудшению смазывания трущихся пар. Завывающий звук во время движения провоцирует тепловое расширение и трение обезжиренных поверхностей. Если пробег автотранспортного средства более одной сотни километров, то слабый шум при работе на нейтральной передаче не должен вызывать страх. В этом случае будет достаточно заменить масло в МКПП.

    Причина – стирания зубьев шестеренок.

    Замена старых деталей полностью ликвидирует завывающие звуки и прочий шум. Износ подшипников одного из валов. Причины возникновения потертых фрагментов, задир и прерывистой выработки:

    • масляный голод;
    • чрезмерные нагрузки;
    • повысившийся крутящийся момент вследствие усиления ДВС или естественной амортизации на телах качения и обоймах подшипников.

    Выработка комплектующих дифференциала автомобилей с передним приводом.

    В подобных ситуациях довольно часто возникает дрожание во время увеличения скорости. Обособленной строки заслуживают некоторые модели ВАЗ, на которых МКПП шумят, а также издают завывающие звуки и дрожание на относительно малых пробегах. Специалисты предполагают, что данная поломка связана с конструктивным браком и низким качеством штамповки элементов трансмиссии, эта догадка переводит возможность ремонта в разряд спорных.

    Плохое переключение передач с хрустящим звуком

    Признаки нарушений в работе синхронизаторов МКПП:

    • осложненное включение передач;
    • звук трения металла в момент переключения. Но перед съемом КПП для ремонтных работ, следует осмотреть механизм выбора ступеней и сцепления.

    Причины усложненного включения передач:

    • зазор в кулисе рычага переключения передач;
    • нечеткая работа троса;
    • некорректно отрегулированный механизм выбора скоростей.

    Причиной хрустящего звука и скрежета является недостаточное выключение сцепления после надавливания на педаль. Движение с таким дефектом довольно быстро приводит поломке синхронизаторов. Если на автотранспортном средстве с хрустящим звуком включается вторая либо третья передача, то в 99% это связано с синхронизаторами. Амортизация конической фрикционной части приводит к тому, что проскальзывает блокирующее кольцо, и сцепление муфты с зубцами шестерни становится жестким. Разбирая коробку передач, стоит быть внимательным при осмотре шестеренок, а также муфт включения передач и их вилок.

    На блокирующем кольце синхронизатора и шестернях есть зубья определенной формы, с ними при смене скоростей, контактирует муфта. При стачивании шлиц муфты, зубцов на кольце и шестерне во время нагрузки, отпускании педали газа, произойдет непроизвольное включение передачи. Смена одних синхронизаторов не подойдет, также необходимо сменить шестерню сломанной передачи и муфту переключения передач.

    Причины поломок МКПП:

    • амортизация штока, вилки переключения скоростей;
    • заедание троса;
    • амортизация подшипника промежуточного вала;
    • изнашивание подушки механической КПП;
    • снижение давления болтов, фиксирующих корпус КПП.

    Протечка трансмиссионной жидкости

      изнашивание сальника приводного вала;
    • нарушение целостности пыльника внутреннего шарнира равных угловых скоростей;
    • негерметичное прижатие поддона механической КПП, снижение фиксации болта контрольного отверстия.

    Небольшой расход масла может провоцировать отработавший свой срок службы сальник штока выбора скоростей. Если замечено подтекание масла, то необходимо осмотреть сапун коробки передач. Если этот элемент засорен, то чрезмерное давление внутри корпуса коробки переключения передач неизбежно спровоцирует вытеснение сальников и протечку масла. Внизу у многих узлов размещено контрольное отверстие для проверки количества трансмиссионного масла. Нормой считается уровень масла наравне с контрольным отверстием или ниже примерно на 10 мм. Если МКПП издает шум в силу недостаточного объема масла, то недостаток можно компенсировать через сапун. В случае ограниченного подхода к верхней крышке коробки или сапуну, можно воспользоваться специальным шприцем и дополнить недостающую жидкость через контрольное отверстие.

    Советы по эксплуатации МКПП

    Продолжительная и качественная работа трансмиссии в большей степени зависит от способа эксплуатации коробки передач и сцепления. Увеличить “жизнь” КПП довольно просто – необходимо придерживаться элементарных советов:

    • 1. Плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Категорически запрещено переключать передачи с включением сцепления не до упора, поскольку это является основной причиной быстрого износа шестеренок и увеличивает риск их поломки.
    • 2. Движение на передачи, соответствующей текущей скорости.
    • 3. Снижение скорости автотранспортного средства при переключении на пониженную передачу.
    • 4. Категорически запрещено переключать на заднюю передачу даже при минимальной скорости вперед.
    • 5. Если первая передача не включилась с первой попытки, то изначально необходимо выжать сцепление, а затем только снова включать передачу.

    Повреждения МКПП могут быть разнообразными. Данное устройство – это весьма сложная конструкция, но при своевременном обнаружении и устранении мелких поломок трансмиссия способна прослужить еще довольно долго.

    Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения

    Механическая коробка передач и трансмиссия в целом — одна из наиболее нагруженных систем автомобиля, работающая в сложных условиях, поэтому для нее очень высока вероятность поломок. О том, какие неисправности характерны для механической КПП, как их диагностировать и устранить, а также об эксплуатации и обслуживании трансмиссии читайте в данной статье.

    Основные неисправности МКПП и их причины

    Трансмиссия предназначена для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на колеса, то есть — это одна из главных систем автомобиля, определяющая его динамические и скоростные характеристики. Ключевую роль в трансмиссии играет коробка переключения передач (КПП, или просто коробка передач, КП), при выходе из строя которой автомобиль теряет свои ходовые качества, или вовсе не может двигаться.

    Как известно, на сегодняшний день в мире существует два основных типа трансмиссии — ручная (механическая) и автоматическая. Эти трансмиссии имеют разное устройство и принцип действия, поэтому для них характерны разные неисправности. Здесь мы поговорим только о неисправностях механической коробки передач, о проблемах автоматической коробки передач читайте в отдельной статье.

    Для механической коробки переключения передач (МКПП) характерны следующие неисправности:

    • Шум во время работы и при переключении передач;
    • Невозможность включения какой-либо передачи или всех передач;
    • Затрудненное включение передач;
    • Самопроизвольное выключение передач;
    • Утечка масла из коробки передач.

    Эти неисправности могут возникать вследствие износа шестерен, валов, подшипников, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений, из-за потери герметичности сальников, вследствие самопроизвольного отворачивания болтов и гаек, при поломках в механизме привода и т.д.

    Износ и поломки, в свою очередь, вызываются целым рядом причин:

    • Естественный износ или выработка ресурса деталей;
    • Использование некачественного трансмиссионного масла, или масла, отличного от рекомендованного производителем;
    • Применение во время ремонта неоригинальных запчастей низкого качества;
    • Нерегулярное техническое обслуживание или его отсутствие;
    • Неквалифицированное обслуживание трансмиссии;
    • Опасные и сложные для коробки передач режимы работы при спортивном и просто агрессивном стиле вождения.

    Каждая неисправность трансмиссии проявляется теми или иными внешними признаками, однако для точного выявления проблемы необходимо провести диагностику.

    Самостоятельная диагностика механической коробки передач

    Проблема самостоятельной диагностики МКПП заключается в том, что обойтись здесь без ее снятия и разбора невозможно. Дело в том, что большинство неисправностей «механики» так или иначе происходит из-за износа деталей, а выявить и заменить изношенную шестерню или другую деталь можно только после разбора всей коробки. И только проблемы с приводом переключения передач можно решить без снятия коробки — для этого достаточно провести визуальный осмотр частей привода (рычагов, тяг, тросов, шарниров и т.д.), попробовать их работу и при необходимости заменить.

    Порядок снятия механической коробки передач примерно одинаков для всех автомобилей:

    • Поддомкратить или подвесить автомобиль (его переднюю часть) и коробку передач — это застрахует от падения и повреждения коробки после ее отсоединения от двигателя;
    • Отсоединить от коробки все элементы управления, провода и все, что мешает ее демонтажу;
    • Слить масло из коробки;
    • На заднеприводном автомобиле — отсоединить карданный вал;
    • На переднеприводном автомобиле — снять колеса, отсоединить ШРУСы и некоторые детали подвески;
    • Открутить болты, удерживающие КПП на двигателе;
    • Демонтировать крепления подвесных опорных подушек;
    • Снять коробку передач;
    • Разобрать коробку передач и провести диагностику.

    При разборке КПП проверяется состояние шестерен, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений валов, подшипников и других деталей, целостность всех уплотнителей и т.д. При выявлении неисправной детали производится ее замена, после чего коробка устанавливается на двигатель и заполняется трансмиссионным маслом.

    Далеко не каждый из нас может или имеет желание самостоятельно снять, разобрать и проверить коробку передач, поэтому при неуверенности в своих силах лучше обратиться в сервис. И, конечно, в сервис обязательно нужно обращаться владельцам новых автомобилей, у которых еще не истек срок гарантии.

    Неисправности механической коробки передач и их устранение

    Для всех неисправностей коробки передач характерны те или иные внешние признаки — именно по этим проявлениям можно судить о характере поломки. Однако многие неисправности проявляются одинаково, поэтому в представленной здесь таблице все поломки МКПП сгруппированы по их внешним признакам.

    Неисправность МКПП Причина неисправности
    Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач Падение уровня масла в КПП
    Загрязнение или попадание воды в трансмиссионное масло
    Повреждение подшипника ведущей шестерни
    Износ или разрушение подшипника ведущего вала
    Шум при работающем двигателе на одной из передач Поломка или износ синхронизатора
    Разрушение, износ или поломка зубьев шестерни данной передачи
    Шум при работающем двигателе при включении всех передач Те же причины, вызывающие шум на нейтральной передаче
    Износ или разрушение подшипника выходного вала или подшипника ведомой шестерни
    Картер сцепления и коленчатый вал двигателя не соосны
    Шум в момент переключения передачи Не до конца выключенное сцепление, неисправности сцепления
    Износ или поломка муфт синхронизаторов
    Поломка блокирующего устройства или его деформация
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки к двигателю
    Вибрации при работающем двигателе Нарушение режима работы двигателя на холостом ходу
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки передач к двигателю или двигателя к кузову, разрушение опор крепления КПП и двигателя
    Утечка масла из коробки Износ или повреждение масляных уплотнительных колец, сальников, пробок
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю
    Чрезмерное количество масла в коробке
    Поломка или загрязнение сапуна
    Нарушение геометрии привалочных поверхностей КПП и картера сцепления (появление вмятин, забоев или трещин в результате ударов)
    Затрудненное или невозможное переключение передач Не до конца выключено сцепление
    Поломка или износ муфт синхронизаторов, появление на их внутренних сторонах задиров или заусенцев
    Просадка или поломка пружин синхронизаторов
    Заклинивание шестерен
    Нарушение в работе привода переключения передач (разрушение рычагов или тяг, поломка шарниров, заклинивание элементов и другие неисправности)
    Поломка блокирующего устройства
    Самопроизвольное отворачивание стопорных болтов на вилках
    Низкий уровень масла
    Загрязненное масло, попадание воды в масло
    Залито трансмиссионное масло, не соответствующее рекомендациям производителя
    Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач Износ или повреждение синхронизаторов
    Износ или поломка шестерен
    Износ желобков на штоках вилок, шариков или пружин
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю или двигателя к кузову
    Износ или разрушение подшипников промежуточного или ведомого вала
    Потеря эластичности уплотнения рычага переключения передач
    Поломки в приводе переключения передач
    Отворачивание фиксатора подшипника на ведущей оси, поломка фиксатора этого же подшипника
    Износ шлицев на муфтах синхронизаторов
    Разрушение или износ вилки или штока переключения
    Просадка или повреждение пружин фиксаторов

    В данной таблице не указаны способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.

    Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП

    Долговечность и качество работы трансмиссии во многом зависит от того, как эксплуатируется коробка передач и сцепление. Продлить срок службы КПП, а значит — повысить комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, несложно, для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций.

    Главное в эксплуатации МКПП — плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Ни в коем случае не допускается переключение передач с неполным выключением сцепления, так как это приводит к ускоренному износу шестерен и повышает вероятность их поломки. Также очень важно двигаться на той передаче, которая наилучшим образом соответствует текущей скорости, а по возможности переключаться на прямую (обычно четвертую) передачу — в этом случае в передаче момента занято минимальное количество шестерен и два вала (в обход промежуточного), поэтому уменьшается износ деталей КПП.

    При переключении на пониженную передачу следует снижать скорость автомобиля, что также необходимо для снижения нагрузок на детали КПП и самого мотора. Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу даже при незначительной скорости движения автомобиля вперед — это обязательно приведет к повреждению КПП. И, наконец, если первая скорость не включилась сразу, то нужно сначала выжать сцепление (можно дважды), и лишь потом снова включить первую передачу. Далее переключение передач нужно выполнять плавно и с обязательной паузой между переключениями.

    Механическая коробка передач имеет и особенности эксплуатации, о которых многие люди даже не догадываются. Например, в зимнее время года, особенно при значительных отрицательных температурах, не рекомендуется ставить автомобиль на стоянку с включенной передачей — в этом случае велик риск смерзания кольца синхронизатора, и при последующем пуске двигателя даже после выключения передачи автомобиль может тронуться. Также это чревато некоторыми неисправностями.

    Большое значение для надежной работы коробки передач имеет и ее обслуживание. Во-первых, периодически после длительных и активных поездок нужно осматривать коробку передач на предмет появления потеков масла. Обычно потеки могут появляться в области заливной и сливной пробок, по периметру стыковки коробки к двигателю, между картером и крышкой КПП, а также (в случае зеднеприводного автомобиля) на фланце выходящего их коробка карданного вала.

    Во-вторых, следует проверять уровень масла и при необходимости доливать его. Обычно проверка уровня масла проводится каждые 10-15 тысяч км пробега, а полная замена масла производится каждые 50-75 тысяч км пробега. Межсервисный интервал зависит от возраста автомобиля, в большинстве новых автомобилей в первые два-три года (а то и первые пять лет) масло вовсе не доливается, но далее проверку и долив масла нужно производить не реже, чем через каждые 20 тысяч км пробега (то есть, не реже одного раза в год).

    Очень важно использовать рекомендованное производителем КПП трансмиссионное масло, и нельзя смешивать масла с разными характеристиками. В противном случае возможен интенсивный износ деталей коробки и ее выход из строя.

    При правильной эксплуатации и грамотном обслуживании механическая трансмиссия будет работать долго и надежно, не доставляя проблем водителю.

    Признаки и причины неисправности механической коробки передач

    Механическая коробка передач, устанавливаемая на современные легковые и грузовые автомобили, имеет существенные различия в конструкции и, соответственно, индивидуальные неисправности.

    Ремонт КПП Тойота имеет отличия от ремонта кпп Исудзу, но месте с тем, можно выделить общие неисправности механической коробки передач.

    Условно их можно разделить на неисправности собственно коробки передач и неисправности механизма переключения передач.

    К общим неисправностям коробки передач Форд, кпп КИА и др. относятся:

    • износ муфт синхронизаторов;
    • износ шлицевого соединения муфт синхронизаторов;
    • износ шестерен;
    • пониженный уровень масла в коробке;
    • износ подшипников ведущего, ведомого, промежуточного валов;
    • ослабление резьбовых соединений крепления коробки передач;
    • износ сальников.

    Основные неисправности МКПП

    Неисправности МКПП Фольксваген или КПП Рено (и пассажирских и коммерческих) определяются особенностями их устройством и условиями эксплуатации.
    Наиболее распространенными техническими проблемами механической коробки передач являются следующие.

    1. 1. Затрудненное переключение (или включение) передач.
      Указанная неисправность обусловлена выходом из строя механизма переключения передач, износом и заеданием синхронизаторов или шестерен, недостаточным уровнем или низким качеством трансмиссионного масла в картере.
    2. 2. Непроизвольное выключение передач.
      Это обстоятельство (именуемое в просторечии — «вылетает скорость») определяется неисправностями блокировочного устройства (например, шариков-фиксаторов) и критическим износом синхронизаторов и шестерен.
    3. 3. Устойчивый шумовой фон при работе.
      Данную неисправность необходимо конкретизировать.
      Специалисты выделяют три ее проявления: шум при работе коробки; шум при работе только одной конкретной передачи; шум коробки при нейтральном положении рычага управления. Общий шум коробки обуславливается изношенностью или повреждением подшипников, шестерен, синхронизаторов, шлицевых соединений, а также пониженным уровнем трансмиссионного масла в картере. Шум при работе одной из передач является показателем изношенности или повреждения конкретных шестерен и синхронизаторов. А вот шумовой фон в позиции «нейтраль» чаще всего свидетельствует об износе подшипника ведущего (первичного) вала.
    4. 4. Подтекание трансмиссионного масла.
      Эта проблема коробки передач связана с избытком смазки в КПП или общей негерметичностью картера, вызванной повреждением сальников, уплотнительных прокладок, ослаблением крепления крышек. Чаще всего описанные выше неисправности, связанные с износом и повреждением деталей и узлов, ликвидируются исключительно их заменой. Причем наиболее предпочтительным в этом деле является обращение в специализированный автосервис на Леонова, где после тщательной диагности предложат наиболее выгодные способы решения возникшей проблемы.

    Внешние признаки и соответствующие им неисправности механической коробки передач:

    шум в нейтральном положении

    • износ подшипника ведущего вала;
    • низкий уровень масла в коробке

    шум при включении передач

    • износ или деформация блокирующего устройства;
    • износ муфт синхронизаторов;
    • ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач;
    • неполное выключение сцепления

    шум при работе коробки

    • износ подшипников;
    • износ муфт синхронизаторов;
    • низкий уровень масла в коробке

    затрудненное включение передач

    • износ муфт синхронизаторов;
    • износ шестерен;
    • низкий уровень масла в коробке;
    • износ или повреждение штока переключения;
    • ослабление крепления или повреждение троса (тяги) привода;
    • неполное выключение сцепления

    самопроизвольное выключение передач

    • ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач;
    • заедание троса (тяги) привода;
    • износ муфт синхронизаторов;
    • износ шлицевых соединений муфт синхронизаторов;
    • износ шестерен;
    • износ штока переключения;
    • износ вилки переключения;
    • износ подшипников ведомого (промежуточного) вала
    • ослабление резьбовых соединений крепления коробки передач;
    • износ сальников

    Наш автосервис ремонтирует КПП Тойота, КПП Фольцваген, КПП Форд, КПП Киа, КПП Рено, КПП Исузу

    Уважаемые клиенты!
    Заполните форму ниже и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    Узнать стоимость работ

    Отправляя заявку, Вы даёте своё разрешение на обработку своих персональных данных

    Диагностика коробки передач автомобиля МКПП: как выполняется

    Среди других типов трансмиссий механическая коробка передач является одной из самых надежных. Однако, как и в случае с любы другим агрегатом, МКПП также может выйти из строя по тем или иным причинам. При этом ремонт механической коробки передач должен проводиться только после того, как выполнена тщательная диагностика МКПП.

    Дело в том, что диагностика механической коробки передач позволяет определить не только характер неисправности, но и в отдельных случаях целесообразность ремонта КПП. Другими словами, если возникли признаки неполадок, сначала нужна диагностика, затем агрегат разбирают и проводят дефектовку.

    Читайте в этой статье

    Диагностика механической коробки передач

    Важно понимать, что качественный ремонт механической коробки передач хотя и обходится дешевле по сравнению с различными типами АКПП, однако все равно такая процедура остается сложной и достаточно затратной.

    Также стоит учитывать, что современные МКПП стали сложнее, изменилось устройство коробки, детали достаточно дорогие. По этой причине перед началом ремонта крайне желательно точно определить неисправности механической коробки передач. Именно по этой причине сначала проводится диагностика коробки «механика», чтобы вслепую не менять детали.

    • Итак, с учетом того, что все МКПП устроены похожим образом, диагностика КПП проводится по одинаковому принципу. Прежде всего, можно попробовать начать с компьютерной диагностики. Нередко ошибки, связанные с трансмиссией, можно считывать сканером и далее расшифровать.

    Однако такой способ работает не всегда, особенно на старых авто. Более того, даже на «свежих» машинах ошибки по КПП можно считать, однако расшифровка их кодов все равно не позволяет точно выявить конкретную неисправность. Фактически, можно получить указание только на общий характер неисправности.

    Идем далее. Что касается МКПП, принято выделять частые неисправности таких коробок, которые делятся на группы. Как правило, водители сталкиваются с тем, что:

    • передачи не включаются на заведенном двигателе;
    • включение передач может быть сильно затруднено как на заглушенном, так и на заведенном моторе
    • коробка передач воет, гудит, появляются вибрации, скрежет или хруст при попытке включить передачу и т.д.

    Начинать диагностику следует с проверки работоспособности сцепления, уровня и состояния трансмиссионного масла в КПП, а также механизма переключения передач. Часто причиной сбоев в работе КПП является износ или поломка элементов сцепления. В этом случае нередко возникает необходимость замены корзины, диска сцепления, выжимного подшипника и других элементов.

    Также нужно обратить внимание на то, какое масло залито в коробку передач. Если масло старое, давно не менялось, сильно загрязнено, потеряло свои свойства, его уровень понижен и т.д., тогда это может быть причиной посторонних звуков, шумной работы МКПП, а также указанных выше проблем при переключениях скоростей.

    Также важно проверять уровень масла в КПП и осмотр агрегата, чтобы своевременно определить утечки масла. Как правило, трансмиссионное масло течет в области сальников, уплотнителей и прокладок. Также возможно подтекание в том случае, если поврежден поддон КПП.

    Еще отметим, что часто коробка передач может быть исправна, однако возникают проблемы с механизмом включения. Часто на переднеприводных авто возникают проблемы с так называемой «кулисой» МКПП, которую нужно регулировать и настраивать.

    В отдельных случаях детали механизма переключения требуют замены, однако по окончании всех работ коробка начинает работать так, как нужно (включения мягкие, четкие и плавные).

    Самостоятельный ремонт МКПП

    Необходимость провести ремонт механической коробки передач (своими руками или на СТО) возникает в том случае, когда исключены все перечисленные выше причины, по которым могут возникать сбои в работе агрегата. Простыми словами, если сцепление и уровень масла в норме, а также нет проблем с механизмами выбора и включения передачи, тогда сама коробка передач нуждается в ремонте.

    Такие симптомы могут говорить о том, что изношены шестерни, подшипники, синхронизаторы КПП и т.д. В любом случае, коробку нужно снимать, выполнять разборку, дефектовку и последующий ремонт.

    При наличии гаража, инструментов и опыта вполне можно самостоятельно выполнить ремонт МКПП. Желательно также выполнять работы с помощником, так как процесс демонтажа, а также разборки и сборки КПП достаточно сложный и трудоемкий. В общих чертах:

    • Для снятия МКПП с автомобиля нужно отсоединить все элементы, подключенные к агрегату (тросы, планки и т.д.);
    • Затем потребуется слить масло из коробки передач;
    • Далее под колеса ставятся противооткатные упоры, отсоединяются клеммы АКБ;
    • Теперь снимаются все элементы, которые могут мешать при снятии коробки;
    • Далее под ДВС и КПП ставятся подпоры, чтобы тяжелые агрегаты не сорвало под собственным весом при проведении демонтажа;
    • На авто с передним приводом требуется снять колеса и затем шрусы. На заднеприводных машинах снимается карданный вал;
    • Далее коробка снимается с опорных подушек и отсоединяется от мотора;
    • После демонтажа коробку нужно очистить от грязи, затем производится разборка агрегата. Сначала снимается «колокол», откручивается крышка пятой передачи;
    • В рамках проведения дефектовки нужно обратить внимание на вилку передач, так как при заметных признаках износа нужна замена элемента;
    • Также извлекаются валы, шестерни и шлицы осматриваются на предмет выработки и повреждений. Изношенные детали требуют замены;
    • Часто замена деталей в механической коробке передач сопровождается установкой новых шестерней, подшипников, валов и ряда других элементов, так как без явных повреждений визуально их состояние определить трудно. Все детали проверяются на биение;
    • После того, как переборка коробки окончена, осуществляется сборка и установка МКПП на машину. Данные действия выполняются в порядке, обратном снятию. Также нужно помнить, что при сборке в места соединений деталей и элементов наносится герметик (например, перед закрытием крышек, при установке поддона КПП и т.д.).

    Советы и рекомендации

    С учетом того, что процедура снятия и последующего разбора коробки передач весьма трудоемкая, необходимо перед началом работ проводить диагностику МКПП.

    • Если в КПП возникли шумы (как на холостом ходу и/или под нагрузкой), при переключении передач слышен хруст, машина сильно дергается и т.д., необходимо прекратить эксплуатацию ТС и выполнить ряд диагностических процедур. При этом важно понимать, что если МКПП шумит или гудит на новом автомобиле, а также коробка некорректно работает, это не обкатка агрегата. В данной ситуации высока вероятность брака, то есть нужно незамедлительно обращаться по гарантии.
    • В некоторых случаях при возникновении проблем с МКПП рекомендуется делать промывку коробки передач. Данное решение позволяет удалить из агрегата стойки загрязнения и продукты износа. Плюсом является то, что демонтаж коробки не производится. Потребуется только слить «отработку», залить промывочное масло для КПП, затем слить промывку и заправить агрегат свежей смазкой.
    • Что касается всевозможных присадок в коробку передач, нужно учитывать, что серьезные поломки такие средства не устраняют. Если же использовать составы в целях профилактики, без необходимости заливать присадку в КПП также не рекомендуется. Дело в том, что составы так или иначе воздействуют на масло и детали агрегата.
    • Зачастую капитальный ремонт коробки предполагает, что изношенные детали нужно заменить на новые. При этом часто меняются все «внутренности» КПП, так как только после разборки КПП можно оценить степень износа валов, шестерней и других элементов. С одной стороны, такой ремонт позволяет не только вернуть работоспособность агрегату, но и говорить о большом ресурсе восстановленной коробки. Однако минусом является высокая стоимость такого капремонта коробки передач. С учетом вышесказанного более рациональным решением зачастую является приобретение контрактного агрегата в хорошем состоянии с гарантией.
    • При необходимости выполнить ремонт КПП, особенно если такой ремонт проводится на СТО, нужно обращаться только к опытным специалистам. На начальном этапе следует проводить дефектовку агрегата, так как распространенной практикой является замена одной или двух изношенных деталей, однако затем счет выставляется за полный капитальный ремонт коробки передач.

    Подведем итоги

    Как видно, диагностика коробки передач является важным этапом. В рамках такой проверки агрегата точно удается определить, что неисправна именно КПП. Также качественно проведенная диагностика коробки «механика» позволяет определить целесообразность ремонта, ориентировочную стоимость и т.д.

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]