Снятие и замена стартера на ВАЗ 2109

Инструкция по замене стартера

Стартер на автомобиле ВАЗ 2109-2108 может прослужить довольно долгое время даже без элементарного ремонта и есть немало случаев, когда он отхаживал более 200 000 км без единой проблемы. Конечно, сейчас не так много качественных запчастей и о таком ресурсе приходится мечтать. Если вы впервые будете производить замену стартера своими силами, то приведенная ниже инструкция поможет сделать максимально быстро и удобно.

Итак, прежде всего стоит сказать о необходимом инструменте для выполнения этого ремонта:

  • Ключ на 13 рожковый или накидной
  • Головка на 13
  • Трещоточная рукоятка

После этого берем ключ на 13 и откручиваем гайку крепления клеммы от контактного вывода на втягивающем реле стартера, как это наглядно продемонстрировано на фото ниже:

И отводим после этого провод в сторону:

Также необходимо сдернуть еще один плюсовой провод — который потоньше, красного цвета:

Теперь остается открутить три или две гайки крепления стартера. Две находятся сверху по обе стороны, как видно на приведенной ниже фотографии:

А третья внизу и удобнее всего до нее добраться из под низа (при снятой защите двигателя):

Далее можно аккуратно без резких движений снимать стартер со шпилек и отводить в сторону:

И окончательно снимать его с автомобиля, так как больше его ничего не держит:

В случае необходимости замены, покупаем новый стартер по цене от 2000 до 3500 рублей. Они отличаются в первую очередь по своей конструкции: более дорогой как правило редукторный конечно превосходит по всем показателям обычные устройства, но придется заплатить почти в два раза дороже за него! Установку проводим в обратном порядке.

Замена стартера на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Стартер необходим для заводки машины, во время работы двигателя он отключается. Его бендикс с шестерней заходит назад и тем самым выходит из зацепления с маховиком – деталью, установленной на конце коленчатого вала (закреплена непосредственно на кончике). Маховик крутиться по своей оси, если завести двигатель у автомобиля, а стартер вставлен своей передней частью (маской) внутрь маховика, и когда вы начинаете заводить двигатель автомобиля, бендикс с шестеренками входит в зацепление в стоящий на месте маховик (там шестерня стартера соприкасается с зубьями маховика). После вхождения на стартер идёт ток, и шестерня у стартера начинает вращаться. Скорость вращения шестерни 250 оборотов коленвала в минуту, соответственно 4 оборота в секунду). Когда вы убираете руку с ключа зажигания, он с помощью пружинки отводится назад, и бендикс у стартера возвращается на своё место. В это время выходит из зацепления шестерня с маховиком. Мы постарались объяснить механизм работы стартера, а теперь разберемся как его менять.

Примечание!
Переднеприводные автомобили гораздо удобней в ремонте, чем классика: в классических моделях для снятия стартера необходимо разбирать двигатель, иначе к нему не подлезть из-за неудобного месторасположения. В Самарах этот момент более продуман, а значит и инструментов понадобится немного: гаечные ключи и смотровая яма.

Месторасположение стартера

На автомобилях семейства Самара или Самара 2, стартер располагается в одинаково. В поиске стартера, сначала следует ориентироваться на аккумуляторную батарею (красной стрелкой на маленьком фото показана), потом, заглянув по глубже в моторный отсек, вы обнаружите стартер (указан белой стрелкой). Лучше всего загоните автомобиль на смотровую яму и оттуда смотрите на стартер (большое фото было сделано из нижней части автомобиля), вставленный внутрь двигателя.

Когда менять стартер?

  • Слышны щелчки во время проворачивания ключа в зажигании, а автомобиль не заводится.
  • Бендикс не входит в зацепление и стартер работает в холостую (слышно звук прокручивания стартера, однако двигатель не запускается).
  • Стартер крутиться очень плохо (медленно). Здесь возможны несколько причин: во-первых, аккумулятор сел – зарядите его; во-вторых, втулки у стартера пришли в негодность и вал сместился – замените втулки новыми, проведите ремонт, разобрав стартер, при отсутствии средств на новый (с подробной инструкцией знакомьтесь в статье «Ремонт стартера на автомобиля»).

Замена стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

1) Скиньте минусовую клемму с аккумулятора автомобиля, чтобы обесточить подачу электричества на стартер. Трудности с отключением? – Смотрите статью: «Замена аккумулятора на автомобиле», пункт первый.

2) Теперь подумайте, с какой части автомобиля вам будет легче всего снимать стартер с машины (сверху/ снизу). Совет: у карбюраторных двигателей в отсутствии поблизости смотровой ямы, легче снимать сверху. У инжекторных машин сверху также возможно снимать, однако вдобавок необходимо снять корпус воздухофильтра. Учтите, в разы удобнее снимать снизу, пользуясь ямой. Нижний болт без проблем выверните (сверху, кстати, нижний болт вы скорее всего даже и не отвернёте без специального инструмента). При наличии защиты картера – снимайте (присутствует не на всех автомобилях, т.к. с завода защита не ставится, но брызговик, защищающий двигатель от загрязнения ставится всегда, обязательно снимайте его, инструкция «здесь»).

3) Сняв все препятствующие детали, переходим к снятию непосредственно стартера:

  • отсоедините колодку проводов, потянув за неё (фото 1);
  • переходите к отворачиванию гайки крепления клеммы АКБ и полностью данную гайку отверните (фото 2);
  • снимите клемму со шпильки стартера, на которой она и находиться (фото 3);
  • выверните три гайки, крепящие стартер к двигателю автомобиля.

Устанавливается новая деталь в обратном снятию порядке.

Примечание!
Рекомендуем зачистить шкуркой клемму, подсоединенную к стартеру, в случае наличия ржавчины или въевшейся грязи. Чистая клемма обеспечит лучший контакт, а чтобы впредь она больше не гнила и не окислялась, смажьте солидолом либо вазелином.

Дополнительный видеоролик:
Подробности проверки стартера на работоспособность продемонстрированы в видео по ссылке ниже:

Ремонт стартера ВАЗ 2109 – как снять, заменить и установить стартер своими руками?

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Многие из нас еще помнят о том, как, в советский период жизни нашего государства, в очередном выпуске автомобильного журнала «За рулём» появились первые фотографии автомобиля ВАЗ 2109.

С особым трепетом ждали появления первых машин. Увидеть «девятку» было в диковинку, не говоря уже о том, чтобы приобрести её. Время идёт и сегодня это обычный автомобиль из большой линейки АвтоВАЗа.

Машина разительно отличается от того, что выпускалось с конвейеров Волжского автозавода до неё. Лёгкий, скоростной и экономичный автомобиль нашёл своего поклонника.

Он идеально подходит для города, удобен в дальних поездках. За что хочется высказать особую благодарность конструкторам, так это за облегчение некоторых ремонтных процедур.

Открывая капот девятой модели, мы замечаем первое и самое важное отличие от иных классических моделей – двигатель расположен поперек моторного отсека. Серьёзно изменилась конструкция, ведь теперь ведущими являются передние колёса.

С определённой долей облегчения мы наблюдаем место дислокации стартера. Теперь снятие стартера ВАЗ 2109 не такая уж сложная задача. Расположен он в удобном месте – в передней части моторного отсека, он менее загрязнен и демонтаж проводить стало значительно удобнее.

Можно ли самому снять стартер ВАЗ 2109?

Каждый владелец девятой модели и любой другой модификации, разработанной на её основе, обязан уметь снимать, ремонтировать и устанавливать стартер. Производитель заявляет, что при условии бережной эксплуатации срок службы стартера рассчитан примерно на 6-7 лет.

Речь идёт о полной замене стартера, но сколько раз придётся его снимать за этот период для профилактики и мелкого ремонта, не знает никто. Для того, чтобы автомобиль заводился всегда и в любых условиях систему пуска следует держать в исправности.

При появлении затруднений в запуске мотора необходимо не задумываясь приниматься за поиск неисправности и устранять её, тем более, что сделать это не так уж и трудно.

Для того, чтобы снять стартер ВАЗ 2109 необходимо иметь пару торцовых или накидных ключей и… Всё! Больше ничего не потребуется.

Установив авто на смотровой яме, приступим к снятию стартера, для чего необходимо выполнить ряд технологических процедур. А именно:

  • снимаем колодку с клеммой на тяговом реле стартера;
  • откручиваем гайку и снимаем клемму электропровода на тяговом реле;
  • снизу отвинчиваем болты и снимаем защиту картера;
  • откручиваем три гайки крепления стартера к картеру.

Спустя несколько минут стартер оказывается в руках и полностью готов к ремонту или обслуживанию. Обязательно следует помнить об отличительной особенности конструкции стартеров на этих машинах.

Технологически-конструктивная «изюминка» заключается в том, что втулка вала устанавливается не на стартере, а в специальном посадочном гнезде корпуса сцепления. Деталь эта изнашивается и требует периодической замены.

Для владельцев ВАЗ 2109 замена стартера – пошаговая инструкция

Иногда на тематических форумах можно встретить вопросы о том, как производится замена стартера ВАЗ 21099 или на других модификациях. Всё происходит по одному и тому же сценарию.

Установить стартер также просто, как и снять. Все действия необходимо выполнять в той же последовательности, но в обратном порядке:

  • находясь в смотровой яме, необходимо установить стартер на штатное место и прикрутить крепёжные гайки (закручивать их следует поочерёдно, равномерно прижимая стартер, для того чтобы не допустить перекос);
  • затем необходимо надеть клемму на контактный болт и закрутить гайку, вставить клеммную колодку;
  • после проверки работоспособности стартера, устанавливается на штатное место защита картера.

Всем автолюбителям необходимо освоить ещё одно важное правило ремонта любых элементов электрооборудования: не забывайте перед началом работ отключать клемму «массы» аккумулятора.

Снятие и замена стартера на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Здравствуйте, из данной статьи Вы узнаете, как снять стартер с автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и для чего он вообще нужен. Стартер нужен для того, чтобы заводить двигатель. Делается это следующим образом: поворачивая ключ зажигания, Вы подаете напряжение на стартер, а точнее на его втягивающее реле и электромотор, втягивающее реле передвигает бендикс к маховику коленвала, в этот момент замыкаются контакты электромотора и бендикс, который уже сцеплен с венцом маховика коленвала, передает крутящий момент от электромотора стартера на маховик коленчатого вала, тем самым происходит запуск двигателя. Если стартер Вашего автомобиля перестал работать, то это не значит, что его надо сразу менять полностью на новый, причин некорректной работы стартера может быть много, основными причинами обычно являются: окисление проводов, стертые “щетки”, разбитые втулки стартера или втягивающие реле. Итак, основной принцип работы стартера мы рассмотрели, теперь перейдем к его замене. Для начала скидываем клемму с аккумулятора, иначе, если Вы случайно замкнете отверткой или чем-то еще контакты на втягивающем реле стартера, то он начнет крутиться и Вас может ударить током. Потом снимаем колодки, подходящие к втягивающему реле и откручиваем гайку, которая крепит минусовой провод

Удобнее всего откручивать стартер снизу, хотя, если изловчиться, то можно сделать это и из под капота. Стартер крепится тремя гайками, одна сверху и две снизу, откручиваем их

Теперь снимаем стартер с автомобиля. Если Вы боитесь самостоятельно разбирать стартер и смотреть, что с ним случилось, то можно отнести его в сервис по ремонту стартеров, обычно он есть в каждом городе. Просто отремонтировать стартер обычно получается гораздо выгоднее, чем покупать новый, но бывают случаи, когда стартер очень износился и ремонт будет бесполезен, это уже нужно смотреть после разборки стартера. Установка нового или отремонтированного стартера происходит в обратном порядке.

Ниже Вы можете посмотреть видео о принципе работы стартера:

Стартер ВАЗ 2109 – как оценить неполадки и починить не хуже механика?

Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.

Схема стартера и назначение

На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

Неисправности стартерного механизма

Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.

А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.

Снятие и подключение нового стартера

Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.

Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.

Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.

Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.

Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.

Замена стартера ВАЗ 2109

Проблемы с запуском двигателя обычно связаны с неисправностью стартера. Замена стартера ВАЗ 2109 своими руками процедура несложная и в большинстве случаев помогает устранить проблему с запуском двигателя. В руководстве по ремонту как произвести ремонт стартера самому, указаны возможные неисправности деталей стартера и как их заменить.

Стартер фирмы Eldix на автомобиль ВАЗ 2109.

Перед снятием и разборкой стартера Lada 2109 нужно выяснить причину неисправности. В случае обрыва электрической цепи или нарушении контакта снятие не потребуется. Устранение поломки ограничится ремонтом электропроводки стартера.

Снимать стартер нужно только после проверки исправности проводки и аккумулятора

Неисправности стартера

Ремонт стартера Лада 2109 значительно упростится, если диагностировать неисправность заранее без снятия узла.

Для диагностики поломки стартера необходимо проводок от клеммы подсоединить напрямую к «плюсу» :

  • двигатель завёлся — неисправность реле включения;
  • двигатель не завёлся — требуется замена щёток.

Возможно щётки отработали свой ресурс либо имеет место перекос щёток. Чтобы выявить причину неисправности щёток требуется демонтаж стартера.

Схема устройства стартера.

Где находится стартер

На девятке стартер расположен в передней части двигательного отсека, слева от силового агрегата.

Как снять стартер

Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.

Пошаговая инструкция снятия стартера

  1. Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
  2. Снять колодку проводов.
  3. Достать красный провод (плюсовой).
  4. Открутить болты крепления и снять защиту картера.
  5. Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
  6. Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
  7. Снять стартер со шпилек.

Установка стартера проходит в обратной последовательности.

Теперь попробуем все это собрать и установить на место.

Как ремонтировать стартер

Не всегда требуется полная замена стартера на новый. Устройство стартера предполагает наличие отдельных деталей, подверженных износу. При замене изношенных и неисправных деталей не потребуется замена узла целиком. Это сохранит значительную часть средств и повысит рентабельность ремонта.

Замена втулок стартера

Зачастую неисправность стартера связана с непригодностью втулок. Конструктивной особенностью Жигулей 2109 является расположение втулок. Одна втулка стартера запрессована в картер коробки передач, вторая находится в задней крышке стартера.

Сперва необходимо осмотреть втулку стартера в картере коробки передач. При наличии задиров, раковин требуется замена втулки.

При замене втулки в задней крышке стартера нужно обратить внимание на саму крышку со стороны коллектора и промежуточную опору. При наличии трещин — заменить детали.

Замена щёток

Замена щёток производится на снятом стартере.

  1. Отсоединить провод от клеммы пускателя.
  2. Снять винты крепления крышки вала и коллектора.
  3. Достать уплотнительное кольцо и снять крышку.
  4. Снять кольцевой зажим и второе уплотнительное кольцо.
  5. Отвернуть гайки со стяжных шпилек.
  6. Снять заднюю крышку стартера.
  7. Демонтировать щёткодержатели.

Пружины вытолкнут щётки из конструкции. Щётки будут висеть на проводах.

Как Снять Стартер На Ваз 21099 Карбюратор

Проведение ремонта стартера ВАЗ 21099

Производится ремонт стартера ВАЗ 21099 довольно легко, потому что главных узлов там совсем не так уж и много. Продать, цена его малая, если ассоциировать с аналогами российского производства. Увы отремонтировать его нереально фактически. Если и восстановите, то надежность пострадает.

Потому если проход, если такое устройство вышло из строя, проще приобрести новый, ежели пробовать вернуть старенькый (ниже будет поведано о причинах).

Снятие стартера ВАЗ 21099 и разборка

Когда отключите АКБ, приступайте к ремонту. Необходимо открутить гайку на втягивающем реле, при помощи занят крепится провод питания. Рядом найдете узкий провод, его также необходимо отключить. Он нужен для подачи напряжения на обмотку втягивающего реле. Если у вас инжекторная система впрыска и прямо над стартером находится корпус воздушного фильтра, то снимите его временно. Потом выверните три гайки, которыми крепится устройство к блоку сцепления. Что остается сделать нашему клиенту, процесс снятия завершен, осталось только вытянуть на свет его и разглядеть ближе.

На разных модификациях установлены схожие, но невзаимозаменяемые узлы:

  • втягивающее реле;
  • бендикс;
  • щетки;
  • ротор и статор.

Если взять механизмы нового эталона, то вы у них отыщите нехитрое устройство – шестеренчатый механизм, который увеличивает обороты мотора. В других конструкциях применена ровная передача вращающего момента на шестеренку с обгонной муфтой. Втягивающее реле имеет два как еще его называют три болта крепления. Нашему клиенту остается, с различиями конструкций можно окончить, сейчас о процессе разборки:

  1. Выверните болты, которыми крепится корпус втягивающего реле.
  2. Выверните два болта на задней крышке стартера ВАЗ 21099.
  3. Извлеките стопорное колечко и снимите (только не потеряйте) шайбу.
  4. Ключом на 10 выверните две шпильки, которыми стянуты нашему клиенту остается части механизма.

Как снять и ремонт стартера на ваз 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115

Как снять и ремонт стартера на ваз 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115.

Стартер ваз снятие и замена втулок 2109-2108-2113-2114-2115

размер мечика м14 МОЯ ПАРТНЕРСКАЯ Программка Входите И .

Вы разобрали его на нашему клиенту остается составляющие, сейчас встал вопрос что же на самом деле, что необходимо подменять?

Ремонт стартера ВАЗ 21099

Сперва поглядите на состояние щеток. Если находится лишний износ, необходимо их поменять. Вот тут-то и всплакнет владелец автомобиля, где установлен стартер белорусского производства. Как говорится в пословице, жадный платит два раза, а экономию и три раза. Ведь щетки в таких устройствах не снимаются, они намертво припаяны! Подмену провести можно, если у вас конечно сварка для медных проводов как еще его называют хотя бы мощнейший паяльничек. Откусываете провода около щеток, потом припаиваете новые. Однако изолировать их необходимо потрясающе, при этом лучше использовать на базе материи изоленту. На других конструкциях смена щеток делается просто – выкручиваются болтики, ослабляется пружина и устанавливается новенькая.

Уже сегодня, достаточно тяжело отыскать бендикс для такового стартера. Даже бывалые мастера и торговцы в магазинах рекомендуют поменять стартер белорусского производства, ежели пробовать его отремонтировать. Либо, что он разовый. Но перед проведением работ для вас будет нужно приготовить автомобиль – отключить аккумуляторную батарею, сняв с нее клеммы. И неважно, инжекторная либо карбюраторная система установлена, ремонт проводится идиентично, а стартеры употребляются подобные.Правда, посреди всех выделяют стартеры белорусского производства – дешевенькие и, что самое грустное, они не поддаются ремонту. Вывод: белорусский стартер имеет таковой же ресурс, так же как и графитовые щетки. Конкретно Данный узел резвее всего ломается, а поменять его проблематично.

Дальше оцениваете состояние ламелей – контактов на роторе. Промежутки у них не являются засорены, иначе вооружаетесь нехитрым приспособлением и проводите очистку. Возьмите маленькой кусочек полотна для ножовки по металлу, оставьте на самом краю единственный зуб. Вот им-то и будете проводить ремонт ротора стартера ВАЗ 21099 вручную! Возможно использовать ножик либо шило, если для вас им комфортно. После возьмите полировочную пасту и кропотливо зачистите поверхность контактов. Использовать наждачку, даже нулевку, нельзя. Вы оставите следы на медной поверхности, по этой причине щетки будут изнашиваться за короткий срок.

Сейчас пора осмотра и диагностики статора – на его обмотках не является повреждений. Принюхайтесь, нет ли аромата гари? Если находится, то, вероятнее всего, стартер подвергался очень суровым нагрузкам. Возьмите бендикс в руки и повращайте шестеренку в различные стороны. Она должна свободно вертеться только в одну. Иначе сломалась обгонная муфта и узел нужно поменять. Для этой цели вам с оси сбивается стопорное кольцо. Теперь и самое основное – непременно поменяйте бронзовую втулку в задней части. По ней передается минус питания на роторную обмотку. Если имеется маленький свободный ход, то стартеру не хватит тока и он будет плохо крутить маховик.

Вот и финал, очистка и ремонт стартера ВАЗ 21099 окончены. Можно собирать весь механизм и ставить его на автомобиль. После таких процедур конечно длительно не заглядывать туда, пока не придет время для еще одного ремонта. Необходимо отметить, что аналогично проводится ремонт на автомобилях семейства ВАЗ 2108 и 2109, потому что конструкции схожи.

Снятие и ремонт стартера ваз 2108, 2109, 2110

Признаки неисправности
— При повороте ключа стартер не срабатывает
— При работающем двигателе стартер не отключается
— Стартер крутит, но двигатель не заводится
— Шум, скрежет при срабатывании стартера
Для снятия стартера не обязательно автомобиль поднимать или еще как то под него залезать. Все делается сверху моторного отсека.

1. Скинте «-» от аккумулятора.

2. Отсоедините провод тягового реле. Бывает, что это провод просто выходит из зацепления. Если вы не слышите стартер, то проверьте сначала данное соединение. Разъем может отойти от тряски автомобиля или окислиться, т.к на нее попадает грязь, влага и дорожные реагенты. В этом случае его нужно зачистить и по возможности защитить от окружающей среды.

3. Ключом «13» откручиваем гайку «+» провода стартера

5. Ключом «на 15» откручиваем две гайки крепления стартера к картеру сцепления.


6. достаем стартер.


7. Головкой «на 10» откручиваем гайку нижнего вывода тягового реле и снимаем провод.


8. Головкой «на 8» откручиваем два болта крепления тягового реле

9. Отсоединяем его.

Между тяговым реле и передней крышкой стартера находится прокладка. Снимаем ее и вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле. Якорь находится в зацеплении с передней крышкой ухом. Когда будете доставать якорь, то доставайте заведя его в бок, чтобы ухо вышло из крючка.

10. Ключом «на 10» откручиваем две гайки на шпильках шпильках.


11. Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки.


12. Снимаем с вала якоря центральную шестерню.


13. Крестовой отверткой откручиваем два винта. Если винты, почерневшие от гари, то это может быть признаком того, что внутри стартера проходят запредельные токи.


14. Снимаем заднюю крышку, поддев ее отверткой. Крышка является «-» стартера. В связи с несовершенством конструкции, на минусовые клемы внутри стартера могут попадать влага, грязь и прочее…..и окисливать контакты.

15. Вынимаем щетковый узел.


16. Достаем из статора якорь.

Бывает так, что магнитные полюса (магниты создают магнитное поле) отслаиваются от корпуса стартера и охватывают или пристают к самому якорю. Это происходит в случае неисправности замка зажигания, когда ключ не возвращается в обратное положение, когда двигатель уже завелся, либо сам водитель передерживает ключ. В этот момент уже не стартер проворачивает маховик, а наоборот, маховик крутит стартер. В узлах стартера присутствуют хоть и очень малые, но люфты и вот за счет них якорь и сбивает магнитные полюса. Как следствие возникают запредельные токи и крепления крышки, и щеточный узел испытывают эти токи на себе и конечно выходят из строя.

17. Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.

18. Извлекаем опору вала якоря.


19. Достаем три шестерни привода.


20. Нажимаем пальцем на шестерню привода и отверткой поддеваем опору рычага, снимаем привод в сборе


21. Снимаем опору с рычага.


22. Ставим торцевую поверхность коронной шестерни на деревянную поверхность

23. Расположив ключ «13» на ограничительном кольце хода шестерни привода и, ударив молотком по ключу, спрессовываем его.

24. Снимаем запорное кольцо поддев его отверткой

25. Снимаем привод в сборе.


26. Щипцами разжимаем стопорное кольцо и снимаем его.


27. Снимаем шайбу…


28…и опору вала привода.

29. Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.


Проверьте визуально коллектор и обмотку якоря. Не допускается чрезмерная гарь на обмотке. Небольшую гарь убираем мелкой абразивной шкуркой. Небольшие задиры устраняем шкуркой и полировкой. Все должно хорошо держаться и не отслаиваться.
Проверка якоря.

Сопротивление между коллекторами (ламелями)
тестер ставим на 20 ом и проверяем ламели парами. Причем вторая ламель становится первой, в процессе продвижения по ним.. Если показатели на всех парах ламелях примерно равны 0.07-0.08 или чуть меньше или больше этих показаний, то якорь в рабочем состоянии


Проверка обмотки изоляции.
Ставим тестер на 20к. Один щуп тестера ставим на ламель, другой на электротехническое железо. Если все хорошо, то тестер будет показывать единицу. Минимально допустимое значение 15-20кОм.


Если у вас есть сомнения в показаниях, то лучше заменить якорь

При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
П о л е з н о. Медную шинку (загнутая плоская, медная пластинка с противоположной стороны щеточного узла ) можно доработать, обмотав ее по всей длине изолентой, тем самым свести на нет случайное соприкосновение с контактами минуса. Для этого конечно предусмотрена бумажная прокладка, но она не гарантирует что «-» и «+» не будут замыкаться. При установке новых щеток их желательно притереть к якорю, чтобы площадь соприкосновения между ними была выше и предотвратит чрезмерное искрение. Для этого охватываем якорь (ломели) по всему диаметру стеклянной бумагой (но не обычной наждачной ). Крышку прикручиваем к щеточному узлу и вращаем эту конструкцию по якорю обхваченным бумагой ПРОТИВ. часовой стрелки.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Собирают стартер в обратном порядке

1. Перед монтажом щеткового узла, на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток, для того, чтобы щетки вдвинулись в направляющие. Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины…

3. После установки щеткового узла, на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
4. Крепим заднюю крышку к щетковому узлу.
5. При установке якоря в статор придерживайте длинной отверткой якорь от притягивания его магнитами статора и опускайте статор на заднюю крышку.


6. Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливается на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.
7. Шестерни планетарного редуктора смазываем «Шрусом» или литолом

Не работает стартер на ВАЗ 2109, что делать?

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

Теперь обо всем поочередно.

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Щетки

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Для проведения ремонта, обслуживания или замены деталей стартер необходимо снимать с двигателя и разбирать. Посмотрим как это сделать быстро — без лишних затрат времени и сил на примере разборки стартера 29.3708 широко применяемого на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Необходимые инструменты

— Отвертка шлицевая (крестовая)

— Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм

— Съемник стопорных колец (необязательно)

Подготовительные работы

— Снимаем стартер с двигателя автомобиля

Порядок разборки стартера 29.3708

Снимаем тяговое (втягивающее) реле.

Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.

При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.

Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера.

Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.

Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.

Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса).

Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.

Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса.

Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).

Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.

Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера.
Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.

Извлекаем привод стартера (бендикс).

Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.

Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.

Разъединяем якорь и корпус стартера.

Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.

При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.

Снимаем щетки.

При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.

Примечания и дополнения

— Еще один стартер 5712.3708, устанавливаемый на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет несколько иную конструкцию, и его разборка отличается от разборки стартера 29.3708.

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099: 1 комментарий

пролистал кучу сайтов, но именно по этому стартеру ваша информация оказалась самой полезной. Большое спасибо автору данного руководства

Добавить комментарий Отменить ответ

Искать информацию

Наш новый канал в Яндекс Дзен — вопросы и ответы по самостоятельному ремонту автомобиля: TWOKARBURATORS
Читайте и подписывайтесь на новые статьи.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]