Замена электролита в автомобильном аккумуляторе
Самостоятельная замена электролита в автомобильном аккумуляторе
Для протекания электрохимической реакции в свинцово-кислотных батареях необходим раствор серной кислоты и воды, который постепенно теряет свои характеристики. Замена электролита в аккумуляторе позволяет продлить срок эксплуатации изделия. По внешнему виду слитой жидкости можно определить состояние пластин источника тока и принять решение о дальнейшей судьбе батареи.
В каких случаях доливать электролит в аккумулятор
Залитый в банки аккумулятора на заводе электролит не требует периодической замены во время нормальной эксплуатации элемента питания. Производитель рекомендует осуществлять регулярный замер плотности ареометром, для доливки используется дистиллированная вода. Если корпус батареи оборудован смотровым окном с индикатором уровня зарядки, то следует учитывать, что замер производится только в одной банке.
Электролит меняется в случае обнаружения следующих дефектов:
- помутнение раствора из-за попадания посторонних примесей, приводящее к снижению рабочих характеристик источника тока;
- неравномерный заряд по секциям;
- ускоренный саморазряд;
- после полной зарядки плотность электролитического состава ниже требуемой;
- снижение уровня жидкости ниже верхней кромки электродов;
- произошла кристаллизация раствора при низкой температуре воздуха.
Следует учитывать, что замена жидкости не гарантирует восстановления рабочих параметров батареи. Например, при замыкании положительных и отрицательных электродов наблюдается помутнение раствора в банке. Заливка нового электролита не устранит неисправности, подобные аккумуляторы подлежат утилизации.
Как приготовить электролит для аккумулятора
Чтобы сделать электролит нужной плотности своими руками в домашних условиях, потребуется подготовить реактивы и инструменты:
- серную кислоту (для создания раствора понадобится до 1 л жидкости);
- дистиллированную воду (4-5 л, в зависимости от размеров корпуса батареи);
- ареометр для определения плотности раствора;
- резиновые перчатки и защитный фартук, устойчивый к воздействию кислоты;
- защитные очки;
- мерные емкости;
- реагенты для удаления разлитой кислоты или электролита (раствор кальцинированной соды или нашатырный спирт);
- стеклянный устойчивый резервуар для смешивания компонентов;
- стеклянная палочка для размешивания реагентов.
Перед началом приготовления раствора требуется определить объем компонентов, необходимый для получения жидкости требуемой концентрации. Например, для формирования 1 л электролита плотностью 1,27 г/см³ понадобится 791 мл воды и 274 мл серной кислоты.
В стеклянную емкость вносится необходимое количество дистиллированной воды, кислота заливается порционно и размешивается стеклянной палочкой.
Полученный раствор выдерживается при комнатной температуре 12 часов, затем проверяется и корректируется плотность электролита.
Полная замена электролита
Чтобы правильно слить отработавший раствор из свинцово-кислотного аккумулятора, потребуется выполнить такие действия:
- Снять аккумулятор с автомобиля и установить на рабочем месте. Надеть защитные очки и перчатки, выполнять манипуляции без средств защиты не рекомендуется.
- Протереть поверхность корпуса аккумулятора от грязи ветошью, смоченной нашатырным спиртом.
- Вывернуть пробки и отложить детали в сторону. В изделиях с монолитной крышкой требуется сверлить отверстия.
- Сливать раствор путем переворачивания корпуса батареи запрещается, поскольку частицы осадка замыкают пластины и вызывают ускоренный износ аккумулятора. Для слива используется шприц, резиновая груша или корпус ареометра, из которого предварительно удален индикаторный стержень с поплавком.
Откачивание производится последовательно из всех банок источника постоянного тока. Жидкость сливается в отдельную посуду, устойчивую к воздействию кислот. - После того как обнажатся верхние кромки пластин, необходимо наклонить корпус на 45°. Для удержания изделия в наклонном положении используется подставка.
- Собрать остатки жидкости, для удаления остатков реагента и грязи используется дистиллированная вода, которая затем откачивается шприцем или грушей. Для ускорения вымывания старого реагента рекомендуется покачивать корпус из стороны в сторону. Промывка повторяется несколько раз, полностью удалить старый электролитический раствор не удастся, поскольку жидкость остается в зазорах между пластинами.
Запрещается сливать раствор через дополнительные отверстия, просверленные в донной или боковой части корпуса необслуживаемых аккумуляторов. При выполнении каналов возникает риск повреждения и замыкания электродов, герметично закрыть отверстия не получится. На дне находятся дополнительные усилительные элементы, которые затрудняют слив реагента.
Что доливать в аккумулятор — воду или электролит
Если выполняется процедура восстановления уровня рабочей жидкости, то в аккумулятор доливается дистиллированная вода. Уровень доводится до меток, расположенных на пластиковом корпусе. Излишний электролит заливать не рекомендуется, поскольку жидкость в процессе работы источника тока будет выбрасываться на корпус и попадать на кузов и элементы конструкции автомобиля, вызывая коррозию.
Электролит заливается в аккумулятор только при процедуре замены жидкости. Для заправки используется стеклянная или пластиковая воронка, в банки заправляется одинаковый объем раствора. Вместимость банок зависит от технических параметров аккумулятора, для заливки требуется от 2 до 6 л жидкости.
Затем специальной стеклянной трубкой проверяется уровень электролитического раствора, необходимо добиться равномерности параметра по всем банкам. Аккумулятор выстаивается 2-3 часа, затем производится замер напряжения на клеммах источника тока.
Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
Необслуживаемые аккумуляторы оснащаются герметичным корпусом без дополнительных пробок в банках. Изделия оснащаются специальными крышками, в которых располагаются лабиринтные каналы для отвода газообразных продуктов реакции.
Владелец может поменять электролит или долить жидкость в банки только через дополнительные отверстия, которые необходимо выполнить самостоятельно.
Как разобрать АКБ, чтобы долить электролит
Алгоритм действий, необходимых для добавления воды в электролитический раствор необслуживаемого источника питания:
- Удалить наклейку, расположенную на верхней крышке корпуса источника тока.
- Под этикеткой находится пластиковая планка, которую необходимо поддеть плоской отверткой сбоку. Вытянуть элемент вверх, на части батарей на крышке крепятся пробки банок аккумулятора. Подобную конструкцию имеют источники питания Centra. Затем владелец может приступить к определению уровня и плотности электролита, а также к замене раствора.
- Если пластину снять не удается (например, на изделиях Varta или Bosch), то требуется визуально определить места расположения заливных горловин банок.
- Проколоть крышку тонким шилом, затем выполняются круговые движения, сопряженные с опусканием лезвия вниз. Прокалывание выполняется до момента начала контакта кончика шила с электродами батареи.
- Нанести на жало пометку, позволяющую определить расстояние от крышки до верхней кромки пластин.
- Вытянуть шило из отверстия, а затем измерить полученный зазор. Поскольку уровень жидкости должен располагаться на 12-15 мм над верхней кромкой электродов, то владелец может рассчитать значение зазора между поверхностью электролита и плоскостью крышки корпуса.
- Для заливки воды используется медицинский шприц объемом 10-15 см³, оснащенный удлиненной иглой. Затем необходимо обрезать иглу до величины ранее измеренного расстояния, пластиковый носик не должен проваливаться в проделанные отверстия.
- Заправить в банки воду до момента достижения требуемого уровня. Проверка заполненности резервуара производится путем подъема поршня шприца. Если в резервуар затягивается воздух, то доливка воды продолжается.
- После заливки банок требуется покачать корпус источника тока в разные стороны, что позволит равномерно распределить воду в растворе. Встряхивать изделие запрещается из-за риска попадания шлака между пластинами. Выждать 20-30 минут, а затем провести контрольный замер уровня. Если объем упал, то вводится дополнительная порция воды.
- Заклеить герметиком отверстия, заводская этикетка на штатное место не клеится. Произвести зарядку устройства питания, а затем протестировать работоспособность изделия. Следует учитывать, что методика обеспечивает временное восстановление характеристик аккумулятора.
После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор
После того как владелец самостоятельно заменил электролит в батарее, необходимо выдержать источник тока в покое на протяжении 4-6 часов. Жидкость вытесняет воздушные пробки и равномерно распределяется в пространстве между отрицательными и положительными пластинами. Для ускорения процедуры допускается периодическое покачивание корпуса аккумулятора. Устанавливать изделие на боковые стенки или переворачивать категорически запрещается.
Затем аккумуляторную батарею необходимо зарядить путем подачи тока силой не более 0,1 А (при помощи зарядного устройства с ручной регулировкой параметров) на протяжении 15-20 часов. Для восстановления работоспособности требуется провести 2-3 цикла зарядки и разрядки (с замерами плотности рабочей жидкости). Не рекомендуется доводить раствор до стадии интенсивного выделения газов (бурления), поскольку из состава электролитической жидкости уходит вода.
Окончательная зарядка свинцово-кислотной батареи проводится током силой 10% от емкости устройства, процедура прекращается после достижения напряжения 14,5-14,7 В на клеммах. Через 2 часа после прекращения зарядки производится контрольный замер напряжения (нормальным считается значение 12,6 В) и плотности.
Если на электродах обнаруживается серый налет сульфата свинца, то в состав электролита вводится реагент, который за 36-48 часов разлагает отложения. Вещество не ухудшает рабочих характеристик электролита.
В процессе восстановления емкости наблюдается изменение плотности электролита. Для снижения параметра применяется заливка дистиллированной воды.
Если объем жидкости поднимается выше допустимого уровня, то производится откачивание излишка резиновой грушей.
Сернокислотный электролит запрещено сливать на землю или в канализационные трубы. Жидкость собирается в герметичную емкость и сдается в организацию, занимающуюся утилизацией ядовитых или агрессивных веществ.
Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно
Автомобильные аккумуляторы сегодня представлены двумя наиболее распространенными типами: необслуживаемые и обслуживаемые АКБ. В первом случае штатно реализована только возможность дозаряжать батарею при помощи зарядного устройства.
Второй тип аккумуляторов позволяет не только заряжать батарею, но и производить проверку плотности электролита в «банках» (секциях), анализировать его состояние. При необходимости уровень электролита также можно повысить или полностью заменить жидкость.
Далее мы поговорим о том, для чего нужен электролит в аккумуляторе, можно ли доливать электролит в аккумулятор и как это правильно сделать. Также будут рассмотрены частые вопросы касательно того, что лучше, дистиллированная вода или электролит в аккумулятор, как производится замер уровня, как выполняется полная замена электролита в АКБ и последующая зарядка батареи.
Читайте в этой статье
Когда нужно доливать электролит в аккумулятор и как это делается
Начнем с того, что общий принцип работы батареи заключается в возможности накопления электрического заряда благодаря протекающим химическим реакциям между электролитом и свинцовыми пластинами внутри аккумулятора. Указанные реакции протекают под воздействием электрического тока.
Ток подается на АКБ во время работы двигателя. Если точнее, подача электричества происходит от автомобильного генератора. Также отдельно заряжать аккумулятор можно при помощи внешнего зарядного устройства (ЗУ). В процессе эксплуатации наиболее частой неисправностью аккумулятора является потеря плотности электролита. К основным причинам можно отнести старение, сульфатацию пластин, перезаряд или недозаряд АКБ.
Сульфатация пластин, как правило, является результатом недостаточно заряда. Дело в том, что внутри батареи находятся специальные решетки, в которых находится диоксид свинца. При разряде батареи оксид свинца восстанавливается на катоде, при этом также активизируется окислительный процесс на аноде. Если просто, анод и катод можно условно считать более привычным «плюсом» и «минусом».
Указанные процессы приводят к тому, что происходит усиленное образование сульфата свинца. Результатом такого образования становится снижение плотности серной кислоты в составе электролита. В этом случае необходимо измерить плотность специальным прибором (ареометром), после чего необходимо поднять данный показатель до нужного значения.
При этом неправильным подходом является долив электролита сразу после замеров, то есть прямо на авто. Чтобы избежать ошибок, нужно знать, как добавлять электролит в аккумулятор. Дело в том, что плотность следует измерять на АКБ, которая была предварительно полностью заряжена.
Когда плотность оказывается меньше рекомендуемой, тогда для начала следует реализовать несколько циклов, предполагающих полный заряд-разряд АКБ. Только затем можно долить свежий электролит, добиваясь нужной плотности. В тех случаях, когда плотность электролита выше нормы, тогда в аккумулятор доливают дистиллированную воду. Использование обычной воды не рекомендуется, так как возможно выпадение осадка и другие нежелательные последствия.
Добавим, что еще важно учитывать, сколько нужно электролита в аккумулятор. Данная информация пригодится в ситуациях с доливом, так как в случае полной замены электролита желательно заранее уточнить необходимое количество у продавцов АКБ, на профильных авто форумах или из других источников.
Следует отдельно учитывать, что уровень не должен быть слишком высоким. Нужно добиться того, чтобы оставалось 2 см. до среза пробки. С необслуживаемым аккумулятором возникают дополнительные сложности как с получением доступа к «банкам», так и с определением уровня, количества электролита и т.п. По этой причине производить такие манипуляции без соответствующего опыта не рекомендуется.
Как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля и когда это нужно
Итак, теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда требуется полная замена электролита в АКБ. Чаще всего понять, нужно ли менять электролит в аккумуляторе, помогает его визуальная оценка и некоторые другие характерные признаки.
Как правило, на необходимость замены указывает:
- мутный электролит в аккумуляторе, изменение цвета;
- не удается добиться нужной плотности после зарядки АКБ;
Также специалисты рекомендуют в полном объеме поменять электролит в тех случаях, когда относительно новый аккумулятор стал быстро разряжаться после полной зарядки при помощи ЗУ, во время проверки было выявлено, что в аккумуляторе в одной банке нет электролита, ранее происходило замерзание электролита и т.д.
Следующей причиной того, что электролит мутный, становится повреждение, а также осыпание пластин. Параллельно не следует исключать вероятность короткого замыкания в одной секции или сразу в нескольких. Как правило, появление мутного осадка серого цвета указывает на осыпание пластин, черный или темный цвет электролита выступает признаком плохого качества основных компонентов электролита (воды и/или кислоты). Коричневый цвет свидетельствует о том, что в аккумуляторе короткое замыкание.
Необходимо учитывать, что в случае осыпания или короткого замыкания решение поменять электролит в ряде случаев может не привести к положительному результату. Дело в том, что для восстановления работоспособности необходимо также отдельно ремонтировать секции АКБ, при этом такая операция требует спецоборудования.
В остальных случаях замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях вполне возможна. Более того, правильно выполненная процедура может существенно продлить срок службы АКБ. Для реализации задачи понадобиться заранее подготовить:
- свежий электролит с нужной плотностью;
- дистиллированную воду;
- ареометр для замеров плотности;
- резиновую грушу или шприц для откачки старого электролита из банок;
- воронку для удобства залива чистой воды и электролита;
- емкость для слива старого электролита, выкачиваемых излишков и т.п.
Дело в том, что электролит после попадания на открытую кожу может причинить химические ожоги. Также значительную опасность такой раствор представляет для глаз. При попадании на кожу электролит нужно немедленно смыть при помощи содового раствора. В случае попадания в глаза нужно промыть их большим количеством воды, после чего немедленно обратиться за профессиональной медицинской помощью.
Итак, перейдем к замене. Сразу отметим, на начальном этапе нужно знать, как правильно слить электролит с аккумулятора. Вполне очевидно, что многие стремятся быстрее убрать жидкость из АКБ, при этом не задумываясь о том, можно ли переворачивать аккумулятор при замене электролита.
Казалось бы, достаточно открутить пробки на банках, перевернуть батарею и слить из корпуса старый электролит. Обратите внимание, в половине случаев такой подход приводит к окончательному выходу аккумулятора из строя. Дело в том, что частицы осадка, которые осели в нижней части, после переворачивания застревают между пластинами. В результате в АКБ далее возникнет короткое замыкание. Если вы ранее не обслуживали батарею, тогда рекомендуем ознакомиться с тем, как правильно заправить аккумулятор электролитом.
- Первым делом нужно снять батарею и обтереть корпус, удаляя различные загрязнения. Для этих целей лучше всего подходить тряпка, которую предварительно смачивают в растворе воды и соды. Чтобы сделать сам раствор, следует пару столовых ложек соды развести в литре воды.
- Затем нужно окрутить заливные пробки на АКБ, после чего производится проверка уровня электролита, его состояние, цвета. Также нужно оценить степень заряда батареи при помощи мультиметра.
- Если жидкость явно нуждается в замене, тогда далее старый электролит откачивается из банок грушей, шприцем или при помощи любого другого подобного решения.
- Далее в опустевшие банки нужно залить дистиллированную воду, после чего аккумулятор слегка покачивают. Это нужно для промывки. Промывают АКБ несколько раз, на каждом этапе сливая воду из банок. Делать это необходимо до тех пор, пока вода не станет полностью прозрачной.
- Затем можно залить в банки свежий электролит, причем не нужно сразу стремиться довести его плотность до нормы.
- Теперь аккумулятор нужно поставить на зарядку от ЗУ. Только после полного окончания процесса зарядки производится проверка плотности ареометром.
- Дополнительно перед замерами рекомендуется выждать время, чтобы батарея успела остыть. Обычно требуется 1.5-2 часа. Затем (на основании полученных при замерах данных) осуществляется корректировка путем подбора нужного соотношения воды или электролита.
- Для наиболее эффективного удаления нужно медленно наклонять корпус АКБ, выбирая жидкость. Однако нужно помнить, что переворачивать корпус категорически запрещено, как и было сказано выше. Чтобы не держать батарею, можно подкладывать под корпус бруски или другие предметы для упора.
- Также на носике груши можно дополнительно установить гибкую трубку (например, от капельницы). Главное, чтобы диаметр трубки, позволял плотно ее надеть и зафиксировать.
- После слива жидкости из банок наклоненный аккумулятор устанавливается в нормальное положение, затем в каждую банку заливается дистиллированная вода через воронку.
- Во время промывки не допускается трясти аккумулятор, резко наклонять корпус и т.д. Будет достаточно нескольких плавных наклонов в разные стороны. После этого вода сливается, процедура промывки повторяется.
- Теперь можно залить электролит, однако не следует сразу доводить его количество до нужного уровня. Дело в том, что электролиты в продаже имеют повышенную плотность. Это значит, что далее раствор нужно разбавлять дистиллированной водой. В самом начале будет достаточно придерживаться приблизительных показателей, так как до нормы плотность доводится уже после заряда АКБ.
Затем потребуется снова проверить уровень электролита и его плотность, доливая кислоту или воду при такой необходимости. Также при необходимости можно добавить в электролит специальную присадку, которая помогает удалить сульфаты с электродов. Далее нужно выждать, пока под действием электролита из корпуса окончательно не выйдут все остатки воздуха, а также растворится присадка. Отметим, что добавка растворяется около 2 суток. После этого АКБ можно ставить на зарядку.
После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор
В самом начале заряжать батарею после замены электролита рекомендуется малыми токами (0.1 А). Для зарядки нужно открутить пробки и подключить ЗУ. Главное, чтобы аккумулятор после замены электролита заряжался циклично, то есть предполагается схема «заряд-разряд».
После того, как будет достигнуто номинальное напряжение, ток заряда следует уменьшить в два раза. Если в течение 2 часов плотность электролита не меняется, тогда можно прекратить процесс зарядки.
Что касается разряда-заряда и цикличности, разряжать батарею нужно, в среднем, до половины емкости, после чего снова производится полная зарядка. Для разряда АКБ к клеммам подключается потребитель (для этих целей можно использовать простые 12 В автолампочки). После подключения производится контроль напряжения батареи, чтобы не допустить глубокого разряда. Когда разрядка достигает отметки 10.5 В, аккумулятор снова ставится на зарядку.
Что в итоге
Как видно, в ряде случаев удается эффективно восстановить работоспособность автомобильного аккумулятора путем промывки банок и заправки нового электролита. При этом все равно не стоит рассчитывать на то, что замена электролита позволит батарее отработать долгий срок. В одних случаях АКБ нормально работает 6-12 и более месяцев, тогда как в других проблемы могут начаться через несколько дней.
Что касается утилизации старого электролита, нельзя сливать раствор в водоемы, выливать на землю, в каналаизацию и т.п. Дело в том, что кислоту нужно сначала нейтрализовать. Для решения задачи рекомендуем отдельно изучить этот вопрос на профильных форумах или получить профессиональную консультацию специалистов. Это позволит точно определиться с наиболее подходящим вариантом, кторый будет оптимальным в каждом отдельном случае.
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством. Проверка перед зарядкой, каким током заряжать аккумулятор. Как зарядить АКБ без ЗУ.
По каким причинам электролит в АКБ становится мутным, серым или черным. В каких случаях и какими способами можно восстановить работоспособность батареи.
Проверка работоспособности реле регулятора генератора своими руками. Признаки неисправности реле. Диагностика устройства на автомобиле со снятием и без.
Когда нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Как заряжать необслуживаемую АКБ зарядным устройством: сила тока, время зарядки. Советы.
Условия правильного хранения автомобильного аккумулятора. Снятие, осмотр и подготовка батареи. Как сохранить аккумулятор без регулярной подзарядки.
Назначение, конструкция и принцип действия автомобильного свинцово-кислотного аккумулятора.
Как и зачем делают замену электролита в аккумуляторе (АКБ)? 6 полезных советов
Аккумуляторная батарея (АКБ) является одним из основных агрегатов любого автомобиля, но, к сожалению, служит она относительно недолго – несколько лет. Тем не менее, существует немало методов возвращения к жизни «уставшей» АКБ, среди которых есть и замена электролита в аккумуляторе автомобиля. Эта относительно простая и недорогая процедура. При соблюдении некоторых технологических тонкостей, пусть и не гарантированно, но достаточно часто приводит к положительным результатам.
Принцип работы
Прежде чем говорить о замене электролита, необходимо понять, как работает аккумулятор и для чего этот самый электролит в нём вообще нужен.
Стандартная современная автомобильная батарея состоит из шести отдельных и абсолютно независимых секций (банок), электрически соединённых последовательно. Каждая из банок имеет наборы положительных и отрицательных пластин, которые расположены вертикально и чередуют друг друга.
Анодные (отрицательные) пластины выполнены из диоксида свинца. Катодные (положительные) – из металлического свинца. Набор пластин погружён в водный раствор серной кислоты, который и является электролитом.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как подобрать аккумулятор на автомобиль.
Также советуем внимательно изучить статью нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о зарядке автомобильного аккумулятора.
Ещё один популярный вопрос, интересующий автомобилистов, заключается в том, как зарядить гелевый аккумулятор. Об этом можно узнать из нашей статьи.
Конструкция одной секции свинцово-кислотного аккумулятора, где:
- крышка секции;
- корпус секции;
- придонная призма;
- пакет анодных и катодных пластин с сепараторами;
- анодный вывод;
- набор анодных пластин;
- пластина-сепаратор;
- катодный вывод;
- набор катодных пластин.
В процессе разряда аккумулятора диоксид свинца разлагается кислотой и оседает на катоде в виде сульфата. При этом расходуется серная кислота, плотность электролита уменьшается. Во время зарядки происходит обратный процесс – восстановление диоксида и серной кислоты за счёт сульфата. Очевидно, что электролит является важнейшим компонентом батареи и от его качества напрямую зависит эффективность и долговечность самой АКБ.
Здесь стоит оговориться, что существуют аккумуляторы с тремя секциями, имеющие рабочее напряжение 6 В. Конструкция и принцип работы таких батарей аналогичны двенадцативольтовым. Отличие их составляет только количество секций и, как следствие, выходное напряжение.
Зачем и когда меняется электролит
Прежде всего стоит развеять один миф, согласно которому электролит (ЭЛ) в свинцово-кислотной обслуживаемой батарее нужно периодически менять. Это абсолютно неверно. При правильной эксплуатации аккумулятора электролит, залитый при изготовлении батареи (точнее, при её вводе в эксплуатацию), служит весь срок и утилизируется вместе с АКБ. Единственные действия, которые требуются от автолюбителя – контроль плотности и уровня рабочей жидкости в банках и при необходимости доливка дистиллированной воды.
Но это в идеале. На практике существует множество ситуаций, требующих замены ЭЛ. В такие ситуации входят:
- мутный электролит;
- при полной зарядке АКБ плотность в секциях низкая;
- большой саморазряд;
- эксплуатация с «сухими» секциями (уровень электролита ниже верхнего среза пластин);
- произошло замерзание рабочей жидкости.
Наиболее распространённым случаем является помутнение ЭЛ. Обычно помутнение указывает на то, что в устройство изначально был залит состав низкого качества, или в процессе эксплуатации доливалась плохая вода (к примеру, из-под крана или топлёный лёд из холодильника). «Порча» электролита может произойти и при неправильной или длительной эксплуатации. К примеру, при больших токах заряда/разряда с пластин может осыпаться диоксид или сульфат. То же самое происходит и со временем.
Чем грозит мутный электролит? При подобной проблеме обычно наблюдаются потеря ёмкости батареи (два раза покрутил и разрядился), плохой набор даже при зарядке внешним ЗУ, большой саморазряд. Но даже если при мутном электролите подобные неприятности не наблюдаются или проявляются слабо, раствор надо менять, пока не стало слишком поздно.
Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
Аккумулятор считается расходной деталью автомобиля. Он имеет ограниченный срок эксплуатации, ведь его ресурс постоянно снижается. Так как именно от него зависит работа всей электроники в машине, а также работа самого двигателя, то иметь исправный аккумулятор крайне важно.
Совет! Как проверить плотность электролита?
Однако стоимость такого элемента довольно высока. Новый аккумулятор имеет весьма большую цену, поэтому его приобретение нередко обременительно из-за трудного финансового положения. В такие моменты можно немного продлить срок жизни батареи посредством замены электролита. Такое решение позволит вернуть былую эффективность этому элементу, если проблема заключается в истощении жидкости.
Роль электролита в аккумуляторе
Конструкция аккумулятора довольно проста и состоит лишь из нескольких элементов. Первым являются специальные свинцовые пластины, размещенные по всему корпусу. Второй же – электролит, который является связующим между этими пластинами. Благодаря химической реакции эти два элемента способны накапливать и отдавать ток.
Так как электролит связывает свинцовые пластины и является полноценным участником реакции, его количество и качество влияет на итоговую работу аккумулятора. Это не только максимальный объем энергии в устройстве, но и выдаваемое напряжение. Поэтому ухудшение его качества и объема существенно влияет на показатели работы аккумулятора.
Хотя состояние свинцовых пластин также может ухудшаться, именно жидкость между ними чаще всего приводит к ослабеванию реакции. Возникновение осадков, помутнение, испарение – эти частые проблемы приводят к тому, что пластинам попросту не с чем вступать в реакцию, накапливая и генерируя электроэнергию. Поэтому замена жидкости крайне важна для нормального функционирования устройства.
Можно ли заменить электролит
Замена жидкости в аккумуляторе – популярный объект для споров у автомобилистов. Многие считают такую процедуру бесполезной и даже опасной, а для других это обычная практика. Однако обе стороны правы. Приобретение нового аккумулятора всегда будет лучше в плане эффективности, ведь самостоятельное изменение уровня и концентрации электролита может существенно повлиять на технические характеристики устройства. Но, если такой возможности нет, то попросту необходимо регулярно заменять жидкость, поддерживая батарею в рабочем состоянии.
Замена электролита рекомендуется лишь в следующих случаях:
- при его помутнении;
- при образовании осадка на дне;
- при низком уровне жидкости.
В последнем случае допускается даже не замена, а простой долив, если сама жидкость не содержит осадка и не изменила цвет.
В остальных случаях работа с электролитом не рекомендуется без существенного опыта в этой сфере. Ошибки могут привести к поломкам других электрических элементов автомобиля, а также снижению эффективности работы батареи. Но если эффективность работы аккумулятора крайне низка из-за плохого качества электролита, его замена может использоваться как реанимационное средство.
Извлечение электролита и очистка
Если вы все же решили заменить электролит в АКБ, то для этого необходимо провести несколько процедур. Первая из них — извлечение жидкости с банок. Так как это агрессивная среда для кожи, извлечение нужно проводить посредством инструмента. Для этого понадобятся:
- защитные резиновые перчатки;
- ветошь;
- резиновая груша;
- тара для слива.
Сама процедура извлечения состоит из нескольких этапов. Для начала необходимо снять аккумулятор с автомобиля и получить доступ к банкам с жидкостью. Для этого нужно отсоединить аккумулятор от клемм и поставить его на ровную поверхность. После чего снимается защитная полоска и отвинчиваются пробки на банках.
Важно! Некоторые аккумуляторы не дают свободного доступа к банкам и не поддерживают возможность разборки. В таких случаях отверстия, через которые будет сливаться и подаваться электролит, просверливаются дрелью в каждой банке.
После этих шагов необходимо отсосать резиновой грушей старый электролит с резервуаров. Нужно полностью опустошить их, выливая жидкость в заранее подготовленную тару. При ее попадании на кожу необходимо быстро промыть участок водой с мылом.
Важно! Если в аккумуляторе имеется обильный слой осадка, то ни в коем случае нельзя переворачивать его для слития электролита. При попадании этих частиц на контакты возможен «пробой», после чего восстановить устройство уже невозможно.
После полного опустошения резервуаров необходимо устранить налет и осадок посредством дистиллированной воды. Она является диэлектриком, поэтому риск пробоя минимален. Можно слегка потрясти аккумулятор после заполнения резервуаров, поднимая осадок и остатки старой жидкости. После нужно это вылить.
Следующий этап очистки включает в себя использование пищевой соды и поваренной соли. Для начала нужно заполнить банки содой на 3 часа. За это время она должна максимально разъесть налет. Далее сода сливается, банки заполняются раствором поваренной соли на час. И лишь после этого банки можно использовать для дальнейшего заполнения электролитом.
Процесс подготовки содержит довольно много этапов, но он крайне важен для дальнейшего функционирования аккумулятора. Если в нем останутся остатки старого электролита, осадок или налет, то новая жидкость вскоре также потеряет свои свойства, требуя замены. Поэтому вышеперечисленные этапы обязательны для выполнения.
Подготовка электролита
Стоит помнить, что далеко не всегда можно просто залить жидкость в аккумулятор. Для этого используется специальный электролит, имеющий строгие характеристики. И одним из важнейших показателей является плотность жидкости.
Для электролита оптимальной полностью является 1,28 г на кубический сантиметр. Этот показатель замеряется посредством ареометра. Важно отметить, что многие электролиты, продающиеся в магазинах, имеют плотность 1,40г. Поэтому даже с приобретенным необходимо повозиться.
Самостоятельно приготовить электролит можно, но не рекомендуется. Качество будет крайне низким и способно существенно повлиять на работу аккумулятора. Лучше приобрести готовый вариант, что защитит от возможных ошибок.
Замена электролита
После всех процедур очистки и подготовки необходимо начать заливку электролита. Для этого понадобятся следующие инструменты:
- лейка;
- резиновые перчатки;
- сам раствор электролита.
Также нужен ареометр для предварительной проверки плотности. Она должна составлять 1,28 г на сантиметр кубический. Если все соответствует норме, то нужно постепенно начать заполнять резервуары электролитом, заранее отметив необходимое количество жидкости для каждого из них.
Совет! Если на электродах имеется налет сульфата, то в электролит можно добавить специальные присадки для его удаления.
Резервуары заполняются равномерно и постепенно, излишки жидкости можно удалять резиновой грушей и вытирать тканью или салфеткой.
Процесс заполнения довольно прост и не требует особой подготовки. Здесь необходимо лишь замерить плотность вещества и постепенно наполнить им пустые банки. При необходимости добавляются специальные присадки, защищающие электроды.
После заполнения нельзя сразу вводить аккумулятор в работу. Необходимо подождать около двух суток до полного растворения присадочных веществ, а также до выхода всего воздуха из корпуса. Лишь после этого можно начинать этап зарядки и проверки, анализируя результат проделанной работы.
Проверка аккумулятора
По прошествии двух суток можно приниматься за зарядку аккумулятора. Делается это при помощи специального устройства с напряжением в 12В. Необходимо снять защитные пробки и присоединить зарядное устройство к аккумулятору. После этого начинается процесс циклической зарядки, который действует в соответствии со схемой «зарядка-разрядка».
Совет! Ток зарядки не должен превышать 0,1 ампера. Это является оптимальным показателем для первого раза.
Процедура проводится до полной зарядки устройства. Проверка осуществляется простым вольтметром, определяя напряжение каждой секции или клемм. На каждой секции напряжение не должно быть меньше 2,4 В, а на клеммах — не меньше 13 В.
В результате можно существенно повысить технические показатели старого аккумулятора. Замена электролита зачастую возвращает характеристики к первоначальным. Если же причина не в жидкости, а в самих пластинах, то любые процедуры реанимации здесь бесполезны. Необходимо приобретать новый аккумулятор, ведь старый уже мертв.
Для более подробного разбора рекомендуется посмотреть это видео. Здесь описана заправка нового аккумулятора, принцип которой практически не отличается от замены электролита. Это позволит не ошибиться в финальных этапах и привести устройство в рабочее состояние:
Самостоятельная замена электролита в автомобильном аккумуляторе
Иногда при осмотре аккумулятора при вывернутых пробках можно увидеть на блоках пластин с сепараторами серый или коричневатый налет. Это признак того, что требуется замена электролита в аккумуляторе. Мельчайшие продукты разрушения свинцовых решеток хорошо видны в конце процесса заряжания аккумулятора, когда жидкость начинает кипеть и при этом происходит интенсивное ее перемешивание. Остальные проблемы с электролитом (снижение плотности, уменьшение уровня), устраняются добавлением дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,29 г/см³.
В каких случаях доливать электролит в аккумулятор
На увеличение срока надежной работы АКБ оказывает влияние не столько качество ее обслуживания, сколько нагрузки, какие испытывает батарея. От чрезмерных разрядов происходит выкипание жидкости через отверстия в пробках.
Такое часто случается зимой, когда двигатель автомобиля запускается не сразу и неопытный водитель долго (более 10 секунд без перерыва) держит стартер включенным. Нагрузка на батарею резко возрастает, электролит закипает и происходит его выброс.
Такая же ситуация возникает, если водитель забыл заправить автомобиль бензином, при неисправностях в системах зажигания и питания двигателя. В этом случае добавляем раствор такой же плотности, как и в АКБ. Уровень проверяем визуально, слой электролита над блоком пластин с сепараторами должен быть не менее 5-7 мм.
Как приготовить электролит для аккумулятора
В магазинах и сервисных центрах продается уже готовый раствор серной кислоты, который и называется электролитом. Плотность его 1,29 г/см3. Работать с ним безопаснее, тут не действует правило «кислота льется в воду», как для растворов концентрацией свыше 40%. Поэтому в домашних условиях достаточными мерами предосторожности будут проведение работ на открытом воздухе или в помещении на сквозняке, в резиновых перчатках. По возможности нужно надевать очки.
Плотность должна соответствовать температурным особенностям региона и времени года. Летом снижают концентрацию раствора на 0,02 г/см³ от рекомендуемого зимой.
В приготовленную стеклянную или полиэтиленовую бутылку наливают требуемый объем электролита. Если плотность его больше, чем требуется, небольшими порциями дистиллированной воды доводят раствор до нужной концентрации. После каждой доливки делают замеры ареометром. Разбавляют до тех пор, пока показания прибора не будут превышать требуемые на 0,01 г/см³, т. к. перемешивание происходит постепенно. Контрольный замер и доливку делают через час.
Полная замена электролита
Помутнение электролита в процессе зарядки говорит о том, что срок службы аккумулятора подходит к концу. Его можно продлить самостоятельно. Сначала необходимо промыть АКБ, затем залить заново приготовленный раствор.
Помутнение дает окись свинца, находящаяся во взвешенном состоянии. Это говорит о том, что началось разрушение свинцовых пластин. При правильной эксплуатации деталей разрушения образуется немного. Но если допускать падение напряжения ниже 10 В, запускается процесс сульфатации – образования крупных кристаллов солей свинца, которые оседают на свинцовых решетках АКБ и препятствуют прохождению ионов.
Также в процессе эксплуатации снижается степень электролитической диссоциации (способности электролита распадаться на ионы). Продукты коррозии оседают на дно и при осмотре не видны. Но при зарядке происходит активное перемешивание жидкости, поэтому эти мелкие частицы черного цвета становятся видимыми. Помутнение сигнализирует о том, что нужно поменять раствор.
Необходимо отключить аккумулятор от зарядного устройства. Сливать раствор нужно в заранее приготовленную кислотоупорную емкость. Удобнее всего воспользоваться пластмассовым тазом. Сверху на него кладут 2 рейки. Переворачивают аккумулятор и ставят его на рейки так, чтобы не закрывать отверстия, электролит должен стекать свободно. Слить другим способом или выкачать его невозможно, т. к. сепараторы и пластины плотно прилегают друг к другу и заполняют внутреннее пространство банки практически под самую пробку.
Покачивая АКБ из стороны в сторону, ждут полного вытекания жидкости. Затем аккумулятор переворачивают, заполняют под самые отверстия дистиллированной водой. Переливают старый электролит в другую посуду, прежнюю ополаскивают водопроводной водой, смывая осадок. В чистом тазу будет хорошо видно, есть ли в слитой воде осадок. Затем вновь сливают, теперь уже воду. Если осадок присутствует, процедуру повторяют. Слитый старый электролит нейтрализуют содой и затем утилизируют.
Закончив промывку, заполняют батарею приготовленным новым раствором, ждут 2-3 часа, чтобы пропитались сепараторы. Потом делают цикл заряд+разряд и снова ставят АКБ на зарядку.
Что доливать в аккумулятор: воду или электролит
Даже при правильной эксплуатации автомобиля количество электролита постепенно уменьшается. Без экстремальных нагрузок и при отсутствии неисправностей в электрооборудовании снижение его уровня происходит медленно, за счет испарения воды из раствора.
В этом случае доливают дистиллированную воду до меток при их наличии. Если же таковых не имеется, смотрят, чтобы сепараторы полностью находились в растворе, были погружены в жидкость на 1 см. Через 1,5-2 часа после добавления проверяют ареометром плотность в каждой банке. Выравнивают концентрацию. Для этого с помощью резиновой груши со стеклянной трубкой (изготавливается своими руками) перемещают раствор большей плотности в те банки, где она меньше.
Если при осмотре автомобиля обнаруживаются маслянистые пятна вокруг пробок аккумулятора – значит был выброс жидкости. В этом случае добавляют раствор, по плотности соответствующий региону и времени года. Через 1,5-2 часа делают замер плотности и при необходимости корректируют.
Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в контроле уровня и плотности электролита. Эти параметры нужно проверять ежемесячно. Обязательно делать замеры нужно осенью, перед наступлением отрицательных температур, и весной, с наступлением жаркой погоды.
Есть 3 типа АКБ с жидким кислотным электролитом:
- С пробками в верхней части корпуса аккумулятора.
- С пробками, закрытыми крышкой.
- Аккумуляторы без пробок.
Для доливки в аккумуляторы первого и второго типа нужно вывернуть все пробки из банок, визуально определить, соответствует ли уровень необходимому. Если жидкость не доходит до меток, требуется долить. При отсутствии меток можно воспользоваться чистой сухой палочкой. Аккуратно, чтобы не повредить сепараторы, опускают ее вертикально до блока пластин. Вынимают и замеряют мокрый отпечаток. Если глубина менее 0,5 мм – пополняют, используя воронку или пипетку Мора (стеклянную трубку с расширением и резиновой грушей на конце) для большей точности.
Как разобрать АКБ, чтобы долить электролит
Необслуживаемые аккумуляторы разборке не подлежат. В АКБ без пробок доливка не требуется. Двойная крышка устроена так, что испарившаяся вода конденсируется на ее поверхности и стекает обратно в батарею. Залитое при изготовлении количество жидкости рассчитано на весь срок службы аккумулятора. Если наблюдается критическое падение емкости, АКБ нужно заменить.
После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор
После промывки и замены раствора следует зарядить АКБ малым током 1,5-2 А до полной зарядки – напряжения на клеммах свыше 14 В и продолжительного (свыше полутора часов) кипения жидкости во всех банках. Полная зарядка также определяется нагрузочной вилкой. Показания этого прибора должны быть выше 10 В. Измерениями нагрузочной вилкой злоупотреблять нельзя, это приводит к старению свинцовых решеток.
Затем следует разрядить батарею до напряжения на клеммах около 10 В, не ниже. Подключают автомобильную лампочку (желательно от главных фар) к клеммам. Разряд должен идти так же медленно, как и заряжание. Периодически проверяют напряжение. При падении показателя до 10,5-11 В АКБ снова ставят на зарядку согласно рекомендациям завода-изготовителя.
Как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля?
Для любого уважающего себя автолюбителя необходимо знать, как происходит замена электролита в аккумуляторе. Процедура не очень тяжелая, но нужно знать, как выполнить это действие правильно, чтобы не нанести какие-либо повреждения своей машине. Аккумулятор — это важная составляющая практически любого транспортного средства. Его неисправность приносит много хлопот и неудобств. Чтобы у вас не возникали неожиданные остановки во время дороги, предлагаем рассмотреть одну из тем ухода за данным агрегатом — как заменить электролит в аккумуляторе.
Аппарат состоит из двух основных частей: свинцовые пластины и электролит. В качестве последнего выступает раствор из серной кислоты и дистиллированной воды. Считается, что если возникли проблемы с аккумулятором, то проще его заменить, нежели пытаться исправить нарушение. Но есть целый ряд неполадок, которые возможно исправить своими руками, не имея при этом высокотехничной аппаратуры. Очень часто проблемы в АКБ связаны с кислотным раствором. В таком случае батарею можно спасти, поменяв техническую жидкость. Замена электролита в аккумуляторе — это процедура, с которой справится даже новичок.
Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?
Обратите внимание на следующее:
- Изменение плотности . Об этом свидетельствует нехарактерный для раствора цвет, например, ярко-рыжий. Чтобы проверить плотность, воспользуетесь динсиметром (ареометром), предварительно зарядив АКБ. Она должна варьироваться в промежутке 1,25 – 1, 27 г/см 3 .
- Мутный раствор . Это может стать следствием некачественного состава, добавления воды с примесями или сульфатации свинцовых пластин.
- Аккумулятор новый, но плохо держит заряд , даже может быстро сесть за ночь. Чаще всего это связано с малой плотностью электролита (концентрация кислоты H2SO4 в растворе).
- При проверке обнаружилось, что в одной из секций отсутствует необходимая жидкость .
- Раствор подвергался замерзанию .
- Понизился уровень из-за плохой герметизации (характерно только для обслуживаемых АКБ).
Смена электролита в домашних условиях
Итак, вы решили заменить электролит в аккумуляторе автомобиля самостоятельно в домашних условиях, но не знаете, как правильно это сделать.
Для этого вам понадобится:
- средства защиты — работать предстоит с кислотой, поэтому необходимы химически стойкие перчатки, желательно до локтей, лишними не будут и защитные очки;
- тара для слива старого электролита — желательно стеклянная, так как она не взаимодействует с серной кислотой;
- ткань ;
- резиновая груша ;
- ареометр ;
- воронка ;
- сода ;
- дистиллированная вода ;
- новый электролит ;
- кислотоустойчивый пластик — если у вас необслуживаемый аккумулятор.
АКБ необходимо извлечь из машины и установить на ровную поверхность. Затем аккуратно очистить ее раствором от загрязнений и обработать водой с разведенной в ней содой (на один литр воды 2 или 3 столовых ложки).
Пошаговая инструкция
А теперь расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе.
Первым этапом будет вскрытие. Существует два типа АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. Если у вас первый — достаточно открутить пробки банок (секций), но, а если же второй, то придется использовать дрель и аккуратно просверливать отверстия.
Затем происходит извлечение старого раствора. При замене электролита возникает вопрос: можно ли переворачивать АКБ? Если перевернуть аккумулятор, то все имеющиеся осадки могут застрять между пластинами, что приведет к замыканию и выходу аппарата из строя, поэтому используйте резиновую грушу или шприц (они продаются в любой аптеке). Извлеченную жидкость сливайте в заранее заготовленную тару.
По окончанию данной процедуры необходимо промыть аккумулятор. Для этого заливается дистиллированная вода, очищаемый объект аккуратно покачивают, и затем жидкость из него сливают. Действие повторяется до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой.
После того как промыты все секции, можно приступить к смене электролита на новый. Нужно установить воронку в отверстие и залить готовый раствор в сектора батареи. Жидкость должна достигать установленной отметки. Если таковой не наблюдается, то раствор должен покрывать пластины примерно на 5-7 миллиметров. Но не стоит сразу достигать этих объемов. В магазинах предлагаются сильно концентрированные средства, поэтому при проверке может оказаться, что их необходимо разбавить дистиллированной водой.
Не стоит сразу производить заряд устройства. Сначала необходимо вновь аккуратно покачать АКБ для устранения воздушных пузырьков и дать ему отстояться (2-3 часа).
При наличии сульфатации пластин нужно добавить присадку, устраняющую сульфаты.
Заряжать АКБ на начальных этапах следует малыми токами — около 0,1 ампер. Зарядка должна быть цикличной — «заряд – разряд». Эту процедуру повторять до появления нужной плотности. Не забывайте следить, чтобы жидкость не выкипала. Разрядку не производить до половины емкости.
Следующим действием будет герметизация. Закройте сектора имеющимися приспособлениями, а затем поместите его в машину.
Если проблемы остались — обратитесь в сервисные центры.
Внимание! При попадании кислоты на кожу, промойте ее обильным количеством воды и нейтрализуйте раствором пищевой соды.
Как самому заменить электролит в аккумуляторе автомобиля
Исправный аккумулятор — пожалуй, одно из главных условий для беспроблемной работы автомобиля.Как правильно обслужить, произвести замену электролита в аккумуляторе в домашних условиях, а также определить основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации в автомобильном аккумуляторе — об этом и поговорим ниже.
На рынке автомобильных комплектующих имеется два основных типа аккумуляторов — обслуживаемые и необслуживаемые. Достоинства и недостатки — тема отдельной статьи, нам же необходимо определить неисправности каждого из типов и устранить их.
Неисправности АКБ
Одна из основных неисправностей, встречающихся при обслуживании аккумулятора — потеря плотности. Причин в этом случае множество. Старение, сульфатация пластин, неграмотное обслуживание и т. д.
Наиболее часто встречающаяся неисправность — сульфатация пластин. Возникает при постоянном хроническом недозаряде. Для понимания возникновения, немного вспомним курс химии и те процессы, которые происходят в аккумуляторе.
В состав аккумулятора входят свинцовые решетки с расположенным внутри диоксидом свинца. Во время разряда происходит восстановление оксида свинца на катоде и обратный процесс (окисление) на аноде. Проще (хотя и не совсем верно) говоря на плюсе и минусе. В обоих случаях происходит образование сульфата свинца. При этом плотность серной кислоты, входящей в состав электролита падает.
Большинство автолюбителей совершают ошибку — после замера плотности доливают электролит, доводя плотность до необходимого уровня, что приводит к дальнейшей сульфатации и уже выходу аккумулятора из строя. Важно: измерение плотности необходимо производить на полностью заряженном аккумуляторе и нормальном уровне электролита.
Даже если в конструкции аккумулятора имеется индикатор заряда и он показывает, что аккумулятор заряжен, необходимо произвести полную зарядку при помощи внешнего зарядного. Окончанием заряда служит начавшееся выделение газа. И только после этого производить измерение плотности. О том, какая должна быть плотность электролита — смотрите в конце статьи.
В случае, если плотность в норме (1,27-1,29) — достаточно всего лишь довести уровень электролита до рекомендуемого предела.
Если плотность меньше — произвести несколько циклов полного разряда и заряда и только после этого доливать электролит повышенной плотности, доводя значение до необходимого.
В случае, если плотность выше — необходимо добавлять дистиллированную воду.
Для обслуживаемого аккумулятора вопрос о том, как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее не стоит столь критично, как для необслуживаемого. В первом случае для этого предусмотрены специальные пробки. Если их отвернуть, будут видны метки уровня, указывающие какой уровень электролита должен быть. В случае их отсутствия, необходимо доливать электролит или воду так, чтобы они скрывали поверхность пластин, как минимум, на 5-7мм, но не более, чем на 20 мм до уровня среза пробки.
Для необслуживаемого же отсутствие пробок хотя и не является критичным, создает определенные неудобства, особенно при необходимости поменять жижкость. Приходится сверлить отверстия, осуществлять контроль и определять, сколько электролита должно быть и затем запаивать, что весьма неудобно и затруднительно, а поскольку работа производится с достаточно агрессивной средой, то и требует определенных навыков и осторожности.
Смена электролита
Мутный электролит в аккумуляторе — причина, влияющая на необходимость полной замены.
Вариантов помутнения множество. Рассмотрим наиболее типичные.
- Изначально некачественный электролит или применяемый при доливке
- использование воды с посторонними примесями
- повреждение или осыпание пластин
- короткое замыкание в одной или нескольких секциях
По состоянию электролита в большинстве случаев можно достаточно точно поставить диагноз – что случилось с АКБ.
Так, серый, мутный осадок говорит об осыпании активной части, более темный, практически черный – о некачественной серной кислоте или воде, входящей в состав электролита. Оттенок от коричневого до темно-коричневого – коротком замыкании.
Важно: при осыпании или коротком замыкании пластин смена не приводит к желаемому результату. В этом случае необходимо производить ремонт поврежденных банок, что возможно только при наличии специального инструмента и соответствующих навыков.
Для замены некачественного электролита необходимы:
- шприц или груша для удаления старого электролита
- емкость для сбора
- дистиллированная вода
- ареометр
- воронка
- качественный электролит необходимой плотности
Наиболее часто встречающаяся ошибка – желание побыстрее слить старую жидкость. Для этого многие пользователи просто откручивают пробки обслуживаемого аккумулятора и переворачивают его. Последствия таких действий могут быть весьма печальны – в 50% случаев аккумулятор перестает работать, поскольку скопившиеся внизу частицы активного вещества, выпавшие в осадок во время эксплуатации, попадают между пластин, что приводит уже к короткому замыканию. Для того, что не повторять чужие ошибки, ниже представлена пошаговая инструкция по самостоятельной смене:
- При помощи груши или ареометра большой емкости удаляется старый электролит.
- В пустые секции заливается дистиллированная вода и легкими покачиваниями перемешивается с остатками старого.
- Процесс промывки продолжается до тех пор, пока дистиллированная вода не станет прозрачной.
- Заливается новый, несколько более низкой плотности, чем требуется.
- Аккумулятор ставится на зарядку.
- После окончания зарядки проверяется плотность и, при необходимости, корректируется что доливать: воду или электролит.
Температура эксплуатации
Эксплуатация аккумулятора в зимних условиях вносит свои коррективы. И один из наиболее важных вопросов – при какой температуре замерзает электролит.
Так, минимально необходима плотность эксплуатации аккумулятора при температурах до -30 Цельсия должна составлять не менее 1,29. а при более низких – до 1,32. Поэтому, при любых несоответствиях плотности, правильным будет долить концентрат (серную кислоту).
Обусловлено это тем, что электролит меньшей плотности просто-напросто замерзнет, что приведет к неработособности аккумулятора, поскольку все химические процессы остановятся. Повышение плотности снижает точку замерзания. Ну а в случае возникновения вопроса: замерз электролит в аккумуляторе: что делать? Ответ один – отогревать и надеяться на то, что образовавшийся лед не разрушил пластины. В противном случае либо ремонт, либо полная замена аккумулятора.
Ниже приведена таблица плотности электролита в аккумуляторе зимой и летом:
Средняя t воздуха | Плотность | Процент зарядки | Плотность при 75% заряда |
От -30 до -50 | 1,28 (лето) -1.32 (зима) | 100% | 1,26 |
От -15 до -30 | 1,28 (круглый год) | 100% | 1,24 |
От -8 до -15 | 1,27 (круглый год) | 100% | 1,23 |
От +5 до -8 | 1, 25 (круглый год) | 100% | 1.21 |
От +5 и выше | 1,23 (круглый год) | 100% | 1.19 |
Как правильно поменять электролит в аккумуляторе
Исправность аккумулятора является одним из основных условий беспроблемной эксплуатации автомобиля. Бывают случаи, особенно зимой, когда емкость аккумулятора резко падает, и владельцу приходится бежать за новой АКБ в магазин. Не всегда такие траты оправданы. Если батарея не старше 5 лет, то можно попытаться восстановить его при помощи полной замены электролита.
Можно ли поменять электролит в аккумуляторе
Споры на этот счет по-прежнему ходят. Заменить электролит в аккумуляторе несложно, хотя и есть некоторые особенности. При должной сноровке поменять раствор можно самостоятельно даже в необслуживаемой батарее.
Некоторые уверяют, что замена не даст должного результата, а батарея прослужит лишь пару дополнительных месяцев. Другие отмечают, что способ действенный и аккумулятор после замены продержится от года до двух при правильно проведенной процедуре. В любом случае, попробовать стоит, ведь стоимость электролита несоизмерима с ценой на новый аккумулятор.
Причины полной замены электролита
Важно понимать, что далеко не во всех случаях помогает полная замена электролита. Прежде чем приступить к процедуре стоит изучить причины, требующие замены раствора:
- Изменилась плотность. Косвенным признаком изменения плотности может быть нехарактерный цвет раствора. Для проверки плотности следует использовать ареометр. Перед замером нужно полностью зарядить АКБ. Плотность раствора в нормальной батареи должна быть в пределах от 1,25 до 1,27 г/см3.
- Помутнение электролита. Такие изменения наблюдаются с некачественным раствором, который был разбавлен обычной, а не дистиллированной водой. Также причиной может быть сульфатация пластин.
- Новый аккумулятор быстро теряет заряд (вплоть до полного разряда в течение суток). Обычно это связано с недостаточной концентрацией серной кислоты в растворе.
- Одна из ячеек не содержит раствора.
- Электролит был подвержен заморозке.
- Часть раствора испарилась из-за плохой герметизации (наблюдается у обслуживаемых моделей АКБ).
Важно! Если пластины аккумулятора осыпались или присутствует замыкание на одной из ячеек, то замена раствора не поможет. В данном случае восстановление работоспособности возможно только после замены пакета пластин в ячейке. Это достаточно сложная процедура и требует специального оборудования.
Меры предосторожности
В процессе работы с электролитом и постановки батареи на зарядку нужно использовать резиновые перчатки, защитный фартук, очки и обувь, устойчивую к кислотам.
Помещение должно хорошо проветриваться. В нем запрещено хранить или принимать еду. Также не допускается курить вблизи раствора, поскольку пары водорода могут легко воспламениться.
Заливать раствор необходимы с использованием стеклянной посуды. Серная кислота, содержащаяся в растворе, даже при небольших концентрациях прожигает одежду и наносит химические ожоги.
Важно! При попадании электролита на одежду или кожу требуется немедленная обильная промывка водой. После, кислоту нужно нейтрализовать пищевой содой.
Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно
В процессе замены следует полностью слить жидкость из всех ячеек АКБ и выполнить промывку дистиллированной водой.
Сливать раствор рекомендуется снизу батареи, чтобы исключить ее переворачивание. Избегать этого следует, дабы осадок не поднялся и не замкнул пакет в ячейке. Нужно аккуратно просверлить 3-миллиметровое отверстие во дне батареи. Объем слитой жидкость в среднем составляет 2 литра. После того как будет выполнена промывка необходимо запаять просверленные отверстия.
Для запайки следует использовать только кислотостойкий пластик или герметик. Подойдет часть корпуса непригодного аккумулятора или его пробки. После запайки нужно залить свежий электролит плотностью 1,27-1,28 г/см3 и провести процедуру зарядки.
Как заряжать аккумулятор после замены электролита
После заполнения батареи нужно подождать от 2 до 5 часов до окончания реакции и стабилизации плотности. Время ожидания зависит от емкости. Заряжать следует током, силой не более 2 А в автоматическом режиме зарядного устройства. После окончания зарядки батарея будет готова к использованию.
Метод доступен практически каждому, но стоит понимать, что аккумулятор после такой реанимации не может заменить новый. Этим способом следует пользоваться, чтобы выкроить время до покупки батареи. При этом важно помнить, что полная разрядка восстановленного аккумулятора приведет к глубокой сульфатации, реанимация после которой будет невозможна.
Процедура замены электролита в автомобильном аккумуляторе
Одним из способов восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора выступает замена электролита. К этой процедуре среди автолюбителей отношение неоднозначно. Некоторые считают, что в случае, если такая необходимость возникла, стоит просто купить новую батарею, а не возиться. Другая же часть автовладельцев придерживается позиции экономии (особенно это актуально в нынешнее кризисное время). А заменив электролит в аккумуляторе автомобиля, можно существенно продлить жизнь изделия.
На современном рынке аккумуляторных батарей для автомобиля представлен широкий выбор разнообразных моделей. Некоторые из них вовсе не требуют ухода или обслуживания. Автопроизводители давно заметили, что сокращение влияния неподготовленного человека на работоспособность сложных систем только продлевает их жизнь и способствует стабильности функционирования. Однако, далеко не каждый агрегат обладает такими свойствами. Большинство источников питания требуют определенного обращения, ухода и обслуживания. Корректное использование и соблюдение рекомендаций производителя позволяют добиться неплохих показателей в обеспечении бесперебойности работы батареи и существенно продлить продолжительность ее эксплуатации.
Какова роль электролита в аккумуляторе
Чтобы понять, для чего нужна замена электролита в аккумуляторе, нужно выяснить его роль в источнике электропитания автомобиля. Благодаря электротоку, производимому генератором авто, между электролитом и свинцовыми элементами батареи происходит химическая реакция, ввиду которой накапливается электроэнергия. Она-то и используется для запуска мотора и включения электроприборов при заглушенном двигателе. Таким образом, замена электролита – необходимое мероприятие для восстановления работоспособности старой батареи.
Процедура замены
Самый простой способ заменить электролит в старой аккумуляторной батарее для автомобиля – обратиться к специалистам на СТО или в ближайших гаражах. Но это, конечно же, будет стоить пусть и небольшой, но суммы денег.
Второй способ – бесплатный – сделать все своими руками. И здесь, в принципе, нет ничего невозможного.
Инвентарь для замены электролита
Для самостоятельной замены пригодится следующий инвентарь:
- банка или любая другая тара, в которую можно будет слить старый электролит;
- ветошь;
- плоская отвертка или неширокая стамеска;
- резиновая груша, с помощью которой можно всосать жидкость (продается в аптеке или медтехнике);
- пуско-зарядное устройство;
- приспособление для определения плотности электролита (так называемый ареометр);
- лейка;
- защитные перчатки (резиновые с повышенным уровнем защиты);
- новый электролит.
Алгоритм процедуры
Чтобы все прошло без лишних сюрпризов и проблем, производить замену стоит, следуя алгоритму:
- Снять зажимы с клемм аккумулятора.
- Демонтировать батарею и разместить ее на ровной поверхности.
- Снять защитную полоску и выкрутить пробки.
- Втянуть электролит грушей через отверстия. Если вдруг жидкость попадет на кожу, необходимо незамедлительно тщательно промыть пораженное место большим количеством воды и с мылом.
- После опустошения батареи ее необходимо промыть дистиллированной водой и вытереть насухо ветошью, чтобы избавиться от остатков кислоты.
- Залить новый электролит. На этом этапе в смесь можно добавить специальные присадки, позволяющие очистить электроды, убрать сульфат.
- При помощи ареометра проверить плотность смеси (ее показатели в исправном устройстве должны приближаться к 1,28 г/с м).
- Дождаться пока из залитой жидкости выйдет весь воздух. А если добавлялась присадка, то она должна полностью раствориться (процесс может занять до 2 суток). Только после этого можно будет начать процесс зарядки.
- Подключить пуско-зарядное устройство. Восстановление заряда должно осуществляться путем применения цикла «зарядка-разрядка» при силе тока не более 0,1 ампера. В процессе рекомендуется следить, чтобы электролит не выкипал.
- Полностью восстановленный аккумулятор должен показывать 2,4 В на каждой из банок или 14 В на клеммах. При достижении номинального показателя нужно в 2 раза снизить ток зарядки. Если в течение последующих двух часов плотность сохранится на том же уровне, то зарядка может считаться оконченной.
Много современных аккумуляторов, однако, не предусматривают возможность разборки и в них нет пробок, через которые можно добраться до электролита. В таком случае единственным способом добраться до жидкости является просверливание отверстий в каждой банке. После проведения процедуры замены электролита высверленные отверстия нужно запаять, вырезав соответствующие пластиковые кружки и расплавив их газовой горелкой.
Так, произвести восстановление старой аккумуляторной батареи – процедура, доступная каждому автолюбителю. Главное, быть внимательным и аккуратно соблюдать технику безопасности при работе с кислотой, огнем и электроприборами.