Как же выполняется замена втулок стартера? Прежде чем приступать к сути вопроса необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством агрегата. Автомобильный стартер по своей сути является миниатюрным четырехполосным электродвигателем, обеспечивающим начало вращения коленчатого вала. Он обеспечивает такую начальную частоту вращения, которая необходима для того, чтобы завелся двигатель внутреннего сгорания. Стартер является электрическим двигателем постоянного тока, берущим энергию от аккумуляторной батареи. Получая электрическое напряжение от аккумулятора, он увеличивает мощность посредством четырех щеток, являющихся его неотъемлемой частью. Стартеры бывают:
И первые и вторые имеют как свои преимущества, так и недостатки.
Стартеры с редуктором хороши тем, что могут обеспечивать вращение коленчатого вала, необходимое для запуска двигателя, даже при сильно разряженной аккумуляторной батарее.
Кроме того, сильной стороной редукторных вариантов является присутствие постоянных магнитов, за счет которых проблемы с обмоткой статора сводятся к минимуму. Хотя при длительной эксплуатации такого стартера возможен выход из строя вращающей шестерни. Справедливости ради стоит отметить, что к этому чаще всего приводит низкое качество производства или брак.
Безредукторные стартеры оказывают непосредственное воздействие на вращение шестерни.
Эти устройства имеют более простую конструкцию. Их проще ремонтировать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса. Они достаточно надежны, а вероятность выхода их из строя из-за электрического воздействия стремится к нулю. Однако при низких температурах безредукторные стартеры все же могут работать нестабильно.
В каких случаях требуется замена втулок?
В жизни любого автомобилиста могут быть ситуации когда по различным причинам не удается запустить двигатель. Одной из причин могут быть изношенные втулки. Представим такую ситуацию. Во время заводки стартер с заметным трудом пытается проворачивать коленчатый вал то и дело заедая и останавливаясь. Непосвященный автомобилист при этом недоумевает из-за чего это может происходить, ведь аккумуляторная батарея исправна и полностью заряжена. Причиной в этом случае является задевание якоря за статор. Зазор между первым и вторым всего десятые доли миллиметра, за счет этого даже самый небольшой перекос вала якоря относительно статора обязательно приведет вышеуказанным проблемам. Этот перекос появляется за счет выхода из строя подшипников скольжения в которых и вращается якорь. Как правило, более изношенным является передний подшипник, так как основная нагрузка ложится именно на него. Подшипниками в данном случае являются втулки из латуни. Передний встраивается в специальное отверстие, которое расположено в картере сцепления. Задний же подшипник расположен на крышке стартера.
Технология замены
Прежде всего необходимо отсоединить хотя бы один из проводов от аккумуляторной батареи, а также все провода от стартера. Затем нужно вывернуть нижний болт, который крепит стартер, и ввернуть его с обратной стороны для фиксации двигателя к своей передней опоре. В противном случае мотор может податься вперед. После этого требуется вывернуть остальные два болта, которые крепят стартер, и снять его с автомобиля. Как говорилось ранее, втулка встроена в картер сцепления. Для ее извлечения необходим метчик М12, а также патрон от дрели. Метчик придется вставить в патрон, затем зажать, после чего необходимо с осторожностью ввернуть его во втулку, одновременно нарезая тем самым резьбу. Большая аккуратность требуется вследствие того, что сталь метчика весьма хрупкая и даже небольшой перекос с приложенным усилием может привести к его поломке. При этом хвостовик останется в руках, а режущая часть внутри втулки. Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако это не так. Длина втулки равна примерно 14 миллиметрам, а это означает, что на руках имеется примерно 10 или 20 мм режущей части метчика. Нужно взять обычную гайку с точно такой же резьбой М12 и навернуть ее на сломанный метчик. В ситуации когда метчик обломан так, что навернуть на него гайку не получается, можно взять соответствующей резьбы болт длиной около 10 сантиметров и выточить на нем канавки, аналогичные канавкам метчика. А можно поступить более радикально, но в то же время проще. Отправиться в магазин за новеньким метчиком. Метчик снабжен тремя канавками в которые необходимо вставить гвозди подходящего размера. Это нужно сделать таким образом, чтобы их концы выпирали за торец метчика примерно на 10 мм. Получившуюся конструкцию необходимо постараться вставить во втулку с поломанным концом метчика. Получиться может не сразу, однако при должном упорстве операция легко выполнима. После этого можно пробовать выкручивать обломок и снова пытаться вывернуть втулку. Как правило, после нескольких оборотов втулка начнет проворачиваться, и ее можно будет аккуратно выкрутить. Если же втулка сильно прикипела, то придется нарезать в ней резьбу приблизительно на 6 или 8 оборотов. После этого вынуть метчик, а на его место ввернуть подходящего размера болт и уже с его помощью вынимать втулку. Когда на ее место вставляется новая, то слегка запрессовывается.
Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера. Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя. После этого втулка будет входить с маленьким натягом.
Стоить отметить, что у стартера без редуктора зазор между якорем и статором больше нежели у редукторного аналога По этой причине допустимый перекос вала у него также больше.
И еще один совет. Если стартер все равно разобран, то неплохо было бы заменить и щетки. Детали ведь копеечные, поэтому ждать их отказа, чтобы потом заниматься с ними отдельно не стоит. Конечно, для всех операций, о которых рассказывалось выше необходим хотя бы небольшой опыт. А он, как известно, дело наживное. В конце концов, чтобы его получить надо пробовать. Дерзайте!
Замена втулок стартера ВАЗ 2109
Безотказная работа стартера обеспечивается слаженной работой всех узлов и механизмов, выход из строя которых влияет на работу автомобиля. Более всех подвержены износу детали, на которые воздействует механические нагрузки, к таким относятся: бендикс, якорь и подшипники. Подвижная часть якоря состоит из вала, который вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Одна из втулок запрессована в заднюю крышку стартера, другая вмонтирована в картер сцепления.
Симптомы выхода из строя втулок стартера ВАЗ 2109
Главным признаком, дающим знать о неисправности втулок стартера при включении зажигания является пронзительный шум, доносящийся со стороны моторного отсека, затем перерастающий в визг и резко затухающий. Не исключена возможность выхода из строя втулок и если вращение якоря происходит рывками или очень медленно. При возникновении данных проявлений необходимо как можно скорее приступить к диагностическим и ремонтным процедурам, в противном случае проблема может усугубиться.
Если при проведении диагностики обнаружились следы износа, металлическая стружка, задиры, трещины, то повреждённые детали необходимо заменить. Чаще всего ломается втулка в картере сцепления (передняя), реже — втулка задней крышки.
Советы по замене втулок ВАЗ 2109/2108
Замена втулок стартера ВАЗ 2109, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложная процедура, требующая специального инструмента и знания устройства стартера, но её можно осуществить при помощи данной инструкции и навыков ремонта автомобиля.
При изготовлении автомобиля втулка запрессовывается в картер, что создаёт дополнительные трудности при извлечении детали из гнезда. Чтобы это проделать, необходимо воспользоваться специальным съёмником или правильно выбрать метчик. Далее необходимо ввинтить метчик во втулку, дойдя до дна отверстия, он вытолкнет втулку в наружу.
Другим способом вытащить втулку из картера можно при помощи заточенной под шило отверткой или просто раскрошить деталь зубилом и вытащить обломки. Как в первом, так и во втором случае нужно соблюдать осторожность, чтобы не разворотить посадочное место.
Существует мнение, что перед установкой новой втулки в стартер, ее следует доработать. Для свободного проворачивания якоря, нужно втулку расширить специальной развёрткой диаметром 12 миллиметров. После этого втулку можно ставить на место.
Для проведения работ по замене втулки стартера ВАЗ 2109 понадобится:
отвертка и зубило;
метчик или съёмник;
пробоец;
рожковые ключи «на 10», «на 13»;
молоток;
комплект втулок стартера ВАЗ 2109.
Цена комплекта втулок ВАЗ 21080160122000 составляет 65 рублей.
Стоимость актуальна для Москвы и области на лето 2017.
Ключом «на 10» ослабляем затяжки гаек стяжных болтов.
Стартер, размеры втулок и как их вынуть.
Outlander – Эксплуатация и ремонт технические вопросы и обмен опытом
Изображения
Мои изображения
Загрузить изображения
Все изображения
К странице.
Страница 1 из 3
1
2
3
>
25.12.2016, 00:29
#1
Вот сегодня перебрал стартер, бюджет ремонта 70 рублей цена двух втулок. Умирающий стартер очень громко и тяжело крутит, я по началу подумал что у меня аккум разряжен. Вот снял и как оказалось еле успел, ещё бы чуть чуть и пришлось бы искать контрактный. Ниже информация которая будет полезна для тех кто любит делать сам, особенно размеры втулок. Как снять и разобрать стартер пропущу, тут уже есть про снятие. Outlander. Фотоотчет. Снятие и разборка стартера
Стартер у менят такой
Основной износ происходит у трёх втулок Это передняя которая в районе маховика и бендикса, её разбивает в хлам Средняя, которая в планетарном редукторе и которая не продаётся отдельно. Задняя, которая в крышке в районе щёток.
А вобще там есть ещё три втулки у сателлитов редуктора и ещё одна у внешнего венца редуктора, но они почти не изнашиваются, т.к. постоянно в смазке.
Размеры втулок на картинке ниже. Переднюю и заднюю втулку можно купить, но вдруг у кого халявный доступ к станкам, поэтому размеры будут не лишними. А среднюю надо точить или подбирать по размерам в магазинах запчастей. Материал втулок бронза.
Вот фото изношенных втулок Передняя и задняя, износ запредельный Среднюю не смог сфотографировать, у неё такой же износ
Как вынимать втулки Нужны метчики для нарезки резьбы Метчик на 10 или 12 для разбитых передней и задней втулок Метчик на 8 для разбитой средней втулки Вкручиваем метчик во втулку и нарезаем внутри резьбу. Потом вкручиваем болт и вытягиваем его вместе с втулкой. Передняя втулка у меня почти сама вавалилась, только зацепил её метчиком и потянул от руки, износ был сильный. Задняя у меня вышла на стадии вкручивания метчика. А среднюю втулку вытягивал болтом, нужна гайка и большая шайба, крутим гайку которая опирается на шайбу и она вытягивает болт. Вот картинки
Запресовка самая приятная часть переборки Очень легко делать болтом с накрученой гайкой Болт входит во втулку а гайка давит на края. Молоточком или тисками, всё легко заходит. Вот результат
Про среднюю втулку, лучше её выточить, или подобрать подходящую если есть где. Т.к. я был без машины, пришлось колхозить из подручных материалов, что нашлось дома. Нашёл какую то втулку с внутренним диаметром 6мм и наружным 9мм Я вынул старую и рассверлил её до 9мм Потом запресовал её, а потом в неё же запресовал новую, получилось отлично.
Теперь предупреждение Если покупаете втулку не родную, то проверяйте размеры перед запресовкой. Передняя втулка Ika 4.4464.0 которую я купил как заменитель была на 2мм выше. Пришлось стачивать её, потому что втулка должна быть заподлицо с корпусом, ни в коме случае не должна выступать, и наче заклинит вал редуктора когда стянете стартер болтами.
Замена втулок на стартере своими руками
Износ втулок стартера — это довольно распространённая проблема у автомобилей, которые эксплуатируются длительное время и нуждаются в техническом обслуживании. Несмотря на то, что на этапе производства в эти детали закладывается значительный ресурс, со временем они всё же подвергаются критическому износу и становятся неспособными выполнять свою функцию. То есть металлокерамические и бронзовые втулки, по сути, представляют собой расходный материал, срок службы которого зависит от качества изготовления и интенсивности эксплуатации. Поэтому владельцу машины рано или поздно приходится обращаться в автосервис для замены либо решать вопрос самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как поменять втулки на стартере, не повредив при этом сами заменяемые детали и их посадочные места.
Как определить, что проблема при нарушении работы механизма запуска двигателя кроется именно в непригодных к дальнейшему использованию втулках? Прежде всего, если они изношены или полностью разрушены, появляется чрезмерное осевое биение ротора. Это, в свою очередь, является причиной утраты контакта и отсутствия массы на роторной обмотке. В результате стартер попросту может перестать работать, а если через раз двигатель и удаётся запустить, то в процессе отчётливо слышны посторонние шумы.
Втулки изнашиваются, потому для нормальной работы стартера потребуется их замена
Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109
Перед тем как поменять втулки на стартере, его придётся демонтировать, но сначала снимите с аккумулятора клемму. Потом от втягивающего реле необходимо отсоединить два провода. Если для отключения тонкого (питает обмотку реле) нужно за него просто потянуть, то снятие толстого проводника требует использования гаечного ключа на «13», чтобы открутить фиксирующую гайку. Далее, при помощи того же ключа на «13» открутите три гайки, которыми стартер прикручен к блоку сцепления.
Отсоедините провода в задней части реле
После снятия устройство необходимо разобрать, что позволит определить, действительно ли причина неисправности кроется в изношенных втулках. Для этого сначала отсоедините втягивающее реле, открутив два болта при помощи отвёртки. Теперь нужно снять ротор с пластин бендикса. Воспользовавшись ключом на «10», демонтируйте заднюю крышку стартера, после чего откроется доступ к оси ротора. Имеющееся на ней стопорное кольцо необходимо снять при помощи плоской отвёртки. На последнем этапе разборки остаётся открутить гайки на двух шпильках, чтобы все три части, из которых состоит корпус стартера, рассоединились. На этом процесс разборки завершается. О том, как заменить втулки стартера, не прибегая к помощи мастера, вы узнаете далее.
Замена задней втулки стартера
Если в результате внешнего осмотра было выявлено, что одна или обе втулки изношены, их необходимо извлечь из посадочных мест и установить работоспособные аналоги. Даже в тех случаях, когда к дальнейшей эксплуатации оказывается непригодной только одна деталь, обычно меняют и переднюю, и заднюю. Сначала рассмотрим, как правильно должна выполняться замена втулки, расположенной в задней крышке стартера ВАЗ-2109.
Технология демонтажа мало чем отличается от того, как выполняется замена задней втулки стартера на всех классических моделях производства ВАЗ. Другими словами, нужно просто снять заднюю крышку и выбить старую деталь и её остатки. После этого производится запрессовка новой втулки, на чём работа и завершается. Правда, очень часто устанавливаемый образец входит в посадочное гнездо слишком туго. В этом случае его внешний диаметр следует немного уменьшить — заталкивать с большим усилием нельзя, поскольку крышка может лопнуть. Поэтому просто обработайте деталь наждачной бумагой. В процессе установки не рекомендуется использовать смазочные материалы, в противном случае втулка может проворачиваться и разбивать посадочное место.
Замена передней втулки стартера
На переднюю втулку стартера приходится более значительная часть нагрузки при пуске двигателя, в связи с чем она изнашивается гораздо быстрее. Если стартер на вашем автомобиле отказал по той же причине и вы интересуетесь, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в его передней части, просто возьмите на вооружение приведённую ниже информацию.
Вначале хочется обратить внимание на то, что в отличие от классики ВАЗ у «девятки» передняя втулка находится не в корпусе стартера — она запрессована в специальное посадочное гнездо в картере сцепления. Поэтому для её снятия стартер разбирать не нужно, но демонтировать устройство всё-таки придётся, чтобы получить доступ к посадочному гнезду. Извлечь деталь голыми руками не получится — для этого понадобится метчик диаметром 14 мм с приваренной ручкой. А также желательно надеть на инструмент тяжёлую металлическую обойму, которая облегчит процесс извлечения.
Вкрутив инструмент до упора, попробуйте вытянуть его вместе с втулкой
Метчик необходимо вставить в отверстие втулки и закручивать его до тех пор, пока он не упрётся в картер. Далее, попробуйте подёргать за ручку. Если усилием рук изделие не удаётся вынуть, в таком случае ударами молотка по обойме вы точно сможете её выбить из гнезда. Перед тем как заменить переднюю втулку на стартере, тщательно очистите посадочное место от загрязнений.
Не спешите устанавливать деталь на своё место, не убедившись, что она подходит по размеру. Довольно часто после запрессовки бронзовая втулка ужимается, уменьшается её внутренний диаметр и вал стартера не заходит в отверстие. После установки никаким образом увеличить диаметр не удастся, поэтому подгонку следует выполнить заранее при помощи специального инструмента — развёртки.
Ни в одном прилагающемся к автомобилю руководстве по эксплуатации и ремонту не указывается, как правильно развернуть втулки стартера, из-за чего многие автолюбители часто оказываются в затруднительной ситуации. В действительности это очень простая операция, которая выполняется легко при наличии тисков и подходящей развёртки. Сначала нужно надеть деталь на вал стартера и, если окажется, что деталь заходит туго, её нужно зажать в тиски и увеличить внутренний диаметр при помощи указанного выше инструмента. Разворачивать изделие нужно постепенно, чтобы не перестараться. Регулярно проверяйте диаметр, надевая её на вал стартера. Если в итоге втулка заходит свободно и без лишнего биения, она может быть установлена в посадочное место в картере сцепления. Установка стартера на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.
Удобнее будет, если зажать втулку в тисках
Замена втулки стартера на автомобиле Ока
Несмотря на то что конструкция стартера на Оке реализована по принципу, сходному с ВАЗ-2109 (передняя втулка также расположена в картере сцепления), исполнение механизма пуска двигателя оказалось крайне неудачным, впрочем, как и большинство других узлов этой машины. Основная причина тому — стремление конструкторов максимально удешевить производственный процесс. Именно по этой причине втулки изготавливаются по технологии, взятой из порошковой металлургии, а в качестве исходного материала используется сочетание графитной крошки и бронзы. Из-за этого эти детали имеют очень незначительный запас прочности, что негативно сказывается на их ресурсе.
Для тех автолюбителей, которые интересуются, как заменить втулку стартера на Оке, необходимо знать ещё об одном недостатке двигателя этого автомобиля. Речь идёт о посадочном гнезде в самом картере сцепления, которое в процессе длительной эксплуатации разбивается, причём неравномерно. Поэтому если для замены вы купите изделие стандартного размера (внешний диаметр 13,03 мм), то, скорее всего, оно будет заходить на место слишком свободно и даже начнёт болтаться. Этого допускать не стоит, так как деталь очень скоро придёт в негодность. Зная эту особенность, специалисты рекомендуют использовать втулку ремонтного размера (внешний диаметр 14 мм), но зачастую оказывается, что её диаметр не соответствует размеру и даже форме посадочного места.
В случае когда выработка гнезда относительно одинаковая по всей окружности, проблема решается обычной подгонкой внешнего диаметра втулки при помощи наждачной бумаги. Если же при замене вы обнаружили, что посадочное место разбито неравномерно (к примеру, в виде эллипса), в этом случае его придётся выравнивать. При этом специалисты не рекомендуют пытаться развернуть гнездо передней втулки самостоятельно при помощи ручного инструмента, так как в этом случае не удастся сохранить соосность с валом стартера, что чревато проблемами в его работе. Если вы оказались в такой ситуации, лучше обратитесь к специалистам, которые с использованием специального оснащения развернут отверстие в нужном направлении. Кстати, многие автосервисы занимаются изготовлением втулок стартера ремонтного размера из бронзы.
Изготовить деталь нужного диаметра можно на специализированных СТО
После прочтения этого руководства вы сами смогли убедиться, что замена втулок стартера на «девятке», как и на любом другом автомобиле, — это не самая простая задача. Трудности могут начаться уже на этапе снятия стартера из-за неудобства работы и закончиться запрессовкой втулок. Поэтому в процессе выполнения этого вида ремонта проявите терпение, не спешите и строго следуйте инструкциям.
Как проводить замену передней втулки стартера
Небольшая предпосылка: стартер тяжело крутит двигатель, после чего и вовсе останавливается. Некоторые умники сразу скажут, что все дело в заряде аккумулятора. Но это не так. Дело в том, что из-за зацепления статора за якорь стартер заедает. Расстояние между якорем и статором очень маленькое (меньше миллиметра), отчего даже самые незначительные отклонения якоря в положении могут привести к неисправности стартера.
Перекос вала
В большинстве случаев это происходит из-за выхода из строя подшипников скольжения. Из всех подшипников именно передний получает максимальную нагрузку при работе стартера, поэтому его замена производится чаще всего.
Несмотря на усердную работу переднего подшипника (они являют собой латунные втулки), шейки вала не получают большую нагрузку и поддаются замене не так часто.
Замена передней втулки пошагово
Шаг 1. Отсоедините провода от АКБ и от самого стартера.
Шаг 2. Поменяйте местами нижний болт крепления (выкрутите с одной, и вкрутите с другой). Этот шаг делается с целью фиксации двигателя. В противном случае он может просто вывалиться. При необходимости поддомкратьте двигатель, упирая домкрат в коробку передач.
Шаг 3. Извлеките стартер после того, как избавитесь от оставшихся болтов крепления.
Шаг 4. Извлеките втулку, используя патрон от электродрели и метчик. Эта процедура довольно сложная, поскольку сама втулка устанавливается под большим натягом. Поэтому будьте предельно осторожны.
Последний шаг считается самым трудным, поэтому его следует описать более подробно:
вставьте метчик в патрон;
попробуйте вкрутить его о втулку, предварительно зажав ее. Метчик очень хрупкий, поэтому, скорее всего он может сломаться;
возьмите старую гайку (резьба М12) и накрутите ее на сломанную часть метчика;
если метчик сломался бесповоротно, что даже не на что накрутить возьмите 10 сантиметровый болт с такой же резьбой. Затем выточите в нем три канавки. Конечно же, проще всего пойти и купить новый метчик, но всякое бывает;
вставьте гвозди в канавки метчика под гайку таким образом, чтобы они могли выступать с конца метчика на десять миллиметров;
получившуюся конструкцию вставьте в сломанную втулку, и попытайтесь ее вытащить.
Эксцентриситет и как это исправить
Со временем, после нескольких замен втулок, эту процедуру можно проводить рукой. Однако втулка имеет особенность проворачиваться во время работы. Это приводит к тому, что посадочное место разбивается. Это в свою очередь ведет к образованию эксцентриситета (вал стартера перекашивается). А это возвращает нас к изначальной проблеме, то есть, все начинает идти по кругу.
К счастью эта проблема не новинка в мире автомехаников. Есть целый ряд процедур: вычислите размеры эксцентриситета; купите втулку с большим размером от полученного в предыдущей процедуре. Лишнее удалите; напаяйте на новую втулку несколько миллиметров по бокам; установите втулку. Натяг должен быть небольшим;
Для того чтобы данная проблема была забыта надолго, нужно заменить и задние втулки. Это вовсе не трудно, вед стартер уже разобран и вам не нужно заново его отсоединять. Заодно можно и проверить состояние других деталей стартера и заменить их при необходимости.
Совет 1: Как вытащить втулку стартера
Как вытащить втулку стартера
Как починить стартер
Как поменять втягивающее реле
– метчик подходящего размера;
– патрон от дрели;
– гвозди;
– гайка, старая втулка и длинный болт.
как поменять втулку стартера
ремонт стартера на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Совет 2 : Как сделать ремонт стартера на ВАЗ
Содержание статьи
Стартеры, установленные на автомобили ВАЗ-2101–2107, не имеют принципиальных отличий от стартеров, которые ставятся на модели ВАЗ-2108–21099. Единственное отличие – передняя втулка стартеров переднеприводных моделей устанавливается на картере сцепления, а не на корпусе самого стартера.
Если стартер не прокручивает двигатель, в первую очередь нужно убедиться в исправности аккумулятора. Самый простой способ – нажать на клаксон. Если сигнал громкий и четкий, значит неисправен стартер, а если хрипит или не срабатывает и при этом гаснут контрольные лампы – разрядился аккумулятор.
Далее необходимо убедиться в исправности подходящих к стартеру проводов и проверить реле стартера, через которое подается питание на управляющий провод втягивающего реле стартера. Если все провода исправны и питание на стартер подается, можно переходить к проверке самого стартера.
Диагностика неисправностей стартера
Первоначально определить неисправность можно по поведению стартера при попытке завести автомобиль. Конструктивно стартер состоит из трех основных заменяемых блоков, неисправности каждого из которых можно легко идентифицировать. Это втягивающее реле, обгонная муфта (в просторечии «бендекс») и обмотки электродвигателя. Наиболее часто выходят из строя втягивающее и бендекс.
Если при повороте ключа зажигания слышен громкий щелчок, двигатель стартера не вращается – при этом гаснут контрольные лампы и могут также очень сильно разогреваться клеммы аккумулятора, то это указывает на замыкание обмоток электродвигателя стартера или выработку втулок, при этом ротор перекашивается и замыкает на массу.
Если же при повороте ключа слышна серия щелчков и двигатель стартера не вращается – это указывает на неисправность втягивающего реле. Ремонт втягивающего обычно малоэффективен, и оно подлежит замене.
Когда же при повороте ключа слышен шум вращения стартера, но маховик двигателя автомобиля стартер не крутит, то это означает что сломана обгонная муфта – бендекс. Муфта не ремонтируется и заменяется на новую.
Ремонт стартера
Ремонт стартера на самом автомобиле невозможен, его необходимо снимать для проверки и ремонта. Если при диагностике установлено, что неисправно втягивающее, то оно заменяется без разборки стартера. Реле крепится к корпусу стартера тремя винтами. Также нужно отвернуть гайку удерживающую плюсовой провод, идущий от обмоток стартера. При снятии реле выводится из зацепления с рычагом обгонной муфты, при установке нового реле оно зацепляется за рычаг и закрепляется винтами.
При неисправности обгонной муфты стартер придется разобрать. Для этого выкрутите два винта на задней крышке и снимите крышку. Отверните две гайки на корпусе щеток и снимите статер с ротора. Обгонная муфта останется на роторе, удерживаемая стопорным кольцом. Снимите стопорное кольцо и замените обгонную муфту. Во время сборки стартера проверьте состояние щеток и при необходимости замените.
Если подозрение на замыкание или обрыв обмоток, разберите стартер и прозвоните обмотки омметром. Если есть замыкания или обрывы, замените обмотки. Проверьте также состояние втулок, чтобы исключить замыкание при перекашивании ротора. Если есть большой люфт, замените втулки. При запрессовке новых втулок соблюдайте осторожность, т.к. втулки изготовлены из латуни и довольно хрупкие – могут расколоться.
Замена втулок стартера
При износе втулок стартера повышается нагрузка на его электродвигатель. При сильном износе якорь стартера начинает задевать за обмотку статора, что сразу «садит» аккумуляторную батарею, особенно это актуально в зимний период времени.
Последствия для стартера при работе с изношенными втулками
Если своевременно не будет произведена замена втулок стартера, то при дальнейшей эксплуатации стартера с изношенными втулками обмотки якоря и статора будут подвержены сильному нагреву, что приведет к отказу стартера. Вызвано это тем, что бакелит, которым обработаны провода обмоток начинает плавиться от большой температуры, что приводит сначала к межвитковому замыканию обмотки, а в дальнейшем и короткому замыканию и сгорании обмотки. Помимо этого, из-за повышенной нагрузки при проворачивании якоря стартера интенсивно изнашиваются щетки стартера и коллекторные пластины якоря в месте контакта со щетками, поэтому требуется преждевременная замена щеток стартера.
Процесс замены втулок стартера
Для замены втулок стартер снимается с двигателя, разбирается и выполняется дефектовка всех его составляющих. Износ втулок можно определить по люфту вала якоря во втулке. Для этого после разборки нужно вставить вал якоря во втулку и покачать из стороны в сторону, что сразу покажет выработку. Износ втулок стартера можно определить и по следам задевания якоря за обмотку статора, где будет отчетливо видно пятна контакта якоря с обмоткой статора, что говорит о необходимости замены втулок стартера. Проходная втулка выбивается выколоткой подходящего диаметра или любым болтом схожим по размерам с внешним диаметром втулки.
Сложнее с глухой, непроходной втулкой, которая устанавливается либо в корпусе кожуха сцепления, как при замене втулок стартера ваз 2108-09 и их модификаций, либо в глухой крышке стартера, например, стартера Мицубиси.
Для извлечения глухой втулки стартера понадобится съемник.
Самодельный съемник втулок стартера
Для его изготовления понадобится метчик для нарезания резьбы, ударная втулка(массивная), гайка и сварка. На метчик надевается ударная втулка(боек) и со второго конца метчика приваривается гайка для ограничения хода бойка. Метчик заворачивается во втулку до упора и с помощью ударов бойком втулка постепенно выходит из своего посадочного места.
За неимением съемника можно воспользоваться проверенным способом с использованием ножовочного полотна по металлу. Конец полотна обтачивается на точиле на столько, чтобы он вошел внутрь втулки стартера. Заготовленным таким образом полотном делается один или два разреза по всей длине втулки, после чего ее можно легко выковырнуть из своего посадочного места.
Виды втулок для ремонта стартера
Для замены выпускается ремкомпект с втулками. Обычно это втулки из металлокерамики. При работе с этими втулками нужна специальная оправка, наружный диаметр которой должен точно соответствовать диаметру отверстия втулки. При запрессовке втулок необходимо действовать аккуратно, так как сильный удар может сразу раскрошить втулку, так как металлокерамика очень хрупкая и не выдерживает ударов.
Перед установкой втулок стартера из металлокерамики их необходимо на 5-10 минут погрузить в ванночку с моторным маслом. Поры металлокерамики напитаются маслом, что послужит смазкой для втулок при их эксплуатации.
При невозможности приобрести фирменные втулки стартера, особенно это актуально для стартеров иномарок, их можно изготовить из бронзы. Для образца нужно дать токарю старые втулки и якорь статора (вал которого может иметь выработку), для изготовления втулок точно по реальным размерам.
Передняя втулка стартера ВАЗ
Передняя втулка стартера. Замена своими руками
Случается что стартер начинает очень медленно крутить двигатель. Владельцы в первую очередь думают, что проблема связана с аккумулятором, густым маслом, недостаточной зарядкой от генератора….
После покупки нового аккумулятора, замены масла, переборки генератора и даже чистки контактов — клемм они с разочарованием понимают, что дело было в чем-то другом.
И очень часто проблема бывает в изношенной передней втулке стартера.
Особенно остро это проблема ощущается на безредукторных стартерах с длинным ротором. В изношенной втулке ротор перекашивается, начинает задевать стенки корпуса стартера. Таким образом, он сам об себя подклинивает, скорость прокрутки двигателя значительно падает, вплоть до полного ее отсутствия.
Подобная неисправность приводит к интенсивной разрядке аккумулятора, плохому запуску двигателя, повреждению обмоток стартера, подгоранию щеток и контактов втягивающего реле…
Замена передней втулки стартера своими руками.
Снимается стартер в сборе. Специальным съемником втулка выпрессовывается из посадочного места в корпусе коробки передач.
С помощью микрометра подбирается новая втулка. Внешний диаметр втулки должен быть 14,03…14,05 мм. Если внешний диаметр окажется меньше – втулка не будет хорошо держаться в посадочном месте – будет прокручиваться, что неизбежно приведет к повреждению посадочного места в коробке передач.
Специальной оправкой (можно использовать стартер), слегка смазанная моторным маслом втулка аккуратно забивается в предварительно очищенное от грязи посадочное место.
Стартер устанавливается на место. Все!
Если нет специального съемника – можно воспользоваться метчиком подходящего диаметра. Вкручиваем его во втулку, нарезаем в ней резьбу до тех пор, пока втулка не стронется с места и не начнет проворачиваться. Поворачивая втулку, вытягиваем ее из посадочного места. Если метчик дошел до упора, а втулка так и не провернулась – используйте метчик большего размера. Метчиком можно вытаскивать только втулки с целым внешним периметром. Если втулка с одного края стерлась насквозь – метчиком пользоваться нельзя – повредите посадочное место. Ищите специальный съемник!
Если втулка слишком легко зашла в посадочное место и вытаскивается с незначительным усилием или вообще без усилия – посадочное место разбито. В этом случае, чтобы избежать замены корпуса коробки передач или дорогостоящего ремонта корпуса (растачивание корпуса, вставка ремонтной втулки под штатную втулку) можно поступить так.
Переднюю втулку стартера облудить (покрыть слоем припоя) с помощью паяльника 80-100 Ватт и паяльной кислоты (хлористый цинк работает – проверено). Припой равномерно нанести со всех сторон втулки, со стороны захода чуть меньше. Толщина слоя припоя зависит от степени повреждения посадочного места.
После лужения забиваем втулку на место. Если втулка зашла с ощутимым усилием – есть шанс, что будет работать долго и безотказно. Обматывать втулку фольгой и разными пластиночками — прокладочками бесполезно – ничего хорошего не получится .
По описанной технологии лужения нам удавалось крепко и ровно поставить втулки в посадочные места, по которым стартер работал вообще без втулки (да-да, так тоже бывает – снимаем стартер, ищем втулку — а там только половина втулки, или вообще ее нет). И все прекрасно работало. Машину было не узнать – стартер крутил как новый.
Замена втулок на стартере своими руками
На стартере автомобиля часто изнашиваются втулки. Проблема получается распространенной. Изношенные компоненты перестают четко выполнять свои функции. Получается, что втулки, оформленные из металлокерамики и бронзы, оказываются расходным материалом. Функционал деталей зависит формата эксплуатации, качества конструкции стартера. Поэтому приходится эти изделия обслуживать или производить замену.
Попытаемся осуществить эту замену, не испортив элементы и посадочные позиции. Выясним симптомы подобной поломки. Случается, что перестает работать стартер на автомобиле, осуществляющий пуск двигателя. Когда втулки существенно износились, разрушились, на оси происходит биение у ротора. В результате отсутствует контакт на массе роторной обмотки. Стартер перестает работать. Если не получается запустить через «движок» машины, то сразу возникают шумы.
Чтобы заменить устаревшие втулки, предстоит снять стартер с авто.
Предварительно отключается клемма на аккумуляторе.
Скидываем провода на втягивающем реле. Чтобы отключить тонкий элемент (питание на обмотке реле), достаточно потянуть.
При удалении проводника толстого пользуемся гаечным ключом – скручиваем гайку фиксации. Обычно это гайка на 13.
Останется лишь открутить три болта крепления стартера к коробке передач.
После снятия стартера приступаем к его разборке. Это позволит выявить действительную причину поломки. Отсоединяем сразу втягивающее реле, отверткой выкручиваем болты. Предстоит ротор вытащить на пластинах бендикса. Скидываем сзади крышку установки, просматриваем ось ротора. Убираем кольцо стопорное отверткой. Останется лишь выкрутить гайки, чтобы разъединились три составляющие корпуса стартера. Именно так узел разбирается.
Определив изношенность втулок стартера, вытаскиваем их из пазов. Устанавливаем на узел новые образцы втулок.
Снимаем крышку, выбиваем старый экземпляр, удаляем остатки. Осуществляем запрессовку прикупленной втулки. Не всегда монтируемый образец четко попадает в место посадки. Приходится уменьшать компонент по внешнему диаметру. Если заталкивать деталь с усилием, лопнет крышка. Просто обрабатываем изделие «наждачкой».
После установки новых втулок обязательно смазываем литолом и собираем все в обратном порядке.
Не на всех автомобилях передние втулки установлены непосредственно на стартере, если он с открытым конусом, то разбитую втулку необходимо искать на самой коробке передач и производить замену уже на ней тем же самым методом.
Так же советуем вам прочитать:
1 Kомментарий
Если честно то менять эти втулки такая морока, в особенности если этого никогда не делал, для меня так проще отдать стартер в ремонт, где и втулки подберут и сделают качественнее и быстрее, заодно и весь стартер посмотрят на работоспособность вместе с втягивающим
Замена передней втулки стартера.
Прорблема: Стартер с трудом проворачивает двигатель, «заедает» и останавливается. При этом аккумуляторная батарея в порядке – заряжена. Причина «заедания» стартера – якорь задевает за статор. Зазор между якорем и статором стартера составляет десятые доли миллиметра, поэтому малейший перекос вала якоря стартера относительно статора приводит к касанию полюсов якоря о полюсы статора. Перекос вала якоря стартера происходит вследствие износа подшипников скольжения, в которых вращается якорь (износ шеек вала якоря незначителен). Более интенсивно изнашивается передний подшипник, т.к. на него приходится основная нагрузка. Подшипники представляют из себя латунные втулки. Передний подшипник крепится(вставляется с натягом) в отверстие в картере сцепления. Задний подшипник крепится в задней крышке(кожухе) стартера. Стартер с постоянными магнитами статора имеет дополнительный подшипник на передней крышке стартера. Стартер с обмотками статора (BOSCH 00 208 416 (417) WV AUDI 055 911 023 J) подшипника на передней крышке не имеет.
Лечение. Отсоединяем провода с + аккумулятора, отсоединяем провода от стартера. Выкручиваем нижний длинный болт крепления стартера и вкручиваем его с противоположной стороны – это необходимо для «крепления» двигателя к передней опоре, иначе он «нырнет» вперед. Можно поддомкратить (гидравлическим домкратом) двигатель за коробку передач ближе к левому колесу. Выкручиваем оставшиеся два болта крепления стартера и снимаем стартер. Как упоминалось выше, втулка вставлена в картер сцепления с небольшим натягом. Чтобы ее извлечь потребуется метчик М12 (внутренний диаметр втулки 11мм) и патрон от дрели. Вставляем метчик в патрон, зажимаем, далее аккуратно пробуем вкрутить во втулку (нарезать резьбу). Это надо делать очень осторожно, т.к. сталь метчика очень хрупкая (особенно на морозе;) и малейший перекос с усилием – метчик сломался – хвостовик остается в руке — режущая часть во втулке – все крандец, приехали. Не, не крандец. Длина втулки около 14мм, значит в руке осталось около 10-20мм режущей части метчика. Берем гайку(или старую втулку) с резьбой М12 (как у метчика) и наворачиваем на сломанный метчик (если обломалось так, что не на что накрутить — берем болт длинной сантиметров 10 и с соответствующей резьбой и вытачиваем канавки как у метчика или бежим за новым метчиком). Метчик (как правило для этих случаев) имеет 3 канавки, в эти то канавки и вставляем гвозди (под гайку) нужного размера так, чтобы концы гвоздей выступали за торец метчика примерно на 10мм., смотри рис.1. Теперь эту конструкцию надо попытаться вставить во втулку с обломанным концом метчика — получится не с первого раза, а далее попытаться выкрутить обломок.
Если втулка посажена без большого натяга (заводская сборка, заводская втулка — втулка не менялась) то после 1-3 оборотов метчика она начнет прокручиваться и её можно осторожно без перекосов «вывернуть» метчиком. Если втулка «прикипела» то необходимо нарезать в ней резьбу на 5-8 оборотов, затем вынуть метчик и вместо него вкрутить подходящий болт и за него уже вытаскивать втулку. Новая втулка вставляется и слегка запресовывается.
После нескольких замен , новая втулка уже вставляется легко от руки. Однако в процессе эксплуатации это приводит к тому, что втулка может провернуться в посадочном отверстии а далее со временем посадочное отверстие разбивается, образуется эксцентриситет в отверстии картера, что приводит к перекосу вала стартера и далее — заедание стартера – невозможность пуска двигателя. Как выяснилось из общения с различными сервисменами это довольно распространенная болезнь гольфов и пассатов старше 10 лет. Мне удалось вылечить это следующим способом.
0. Определяем размер эксцентриситета. 1. а. Вытачиваем (приобретаем, заказываем) втулку большего(на величину эксцентриситета) наружного диаметра. Удаляем лишний металл. б. Берем новую втулку и напаиваем сбоку припой несколько мм. Лишнее удаляем. 2. Вставляем втулку с небольшим натягом. 3. Если стартер с постоянными магнитами то его лучше заменить на стартер с обмотками на статоре – у такого стартера зазор между якорем и статором больше и следовательно допустимый перекос вала тоже больше (на разборке стартер стоит примерно 2500 руб., при покупке обратить внимание на состояние хвостовика — это который во втулку будет вставляться — он должен быть без задиров, отполированный). Оптимально заменить также заодно заднюю втулку стартера, чтобы «забыть» о проблеме надолго. Кстати заодно можно заменить щетки, раз уж стартер разобран, щетки можно взять от ваз-2108 и немного обточить. Штатные щетки приварены, но можно и припаять аккуратно мощным паяльником, тоководы щеток во время пайки пережать круглогубцами чтобы не залудились, иначе тоководы потеряют гибкость. Вот и всё, удачи в ремонте!