Замена ШРУСа своими руками
Как заменить ШРУС своими руками
Если на старте или при повороте автомобиля водитель слышит треск или стук, значит пришла пора менять пыльник ШРУСа или по-народному «гранаты».
Предназначение этой детали – защита шаровой опоры от скапливания грязи и пыли, а к ее поломке приводит, как правило, нестандартные особенности вождения.
Защита шаровой опоры и ее составляющие
ШРУС состоит из: корпуса с наружной обоймой, шариков, сепаратора, обоймы внутренней части, приводного вала, гофрированного чехла (пыльника) и стопорного кольца.
Для восстановления ходовой системы, зачастую хватает обновления пыльника. Заменить гранату колеса не трудно, но потребуется внимательность и сноровка. Если некоторые правила игнорировать, то установленный пыльник разгерметизируется, что окончательно выведет из строя ШРУС.
Чтобы не рисковать ходовой частью авто и коробкой передач, лучше обратиться к специалистам, но при определенных навыках заменить ШРУС можно своими руками.
Замена внутренней «гранаты» поэтапно
- Поставить ТС на стояночный тормоз и подложить под колеса подставки.
- Ослабить крепление колеса и приподнять его домкратом, после чего снять колесо для дальнейших действий.
- Крепежные гайки открутить и отвести нижнюю шаровую опору в сторону.
- Слить масло с коробки передач, установив под ней емкость.
- Специальным съемником отсоединить внутреннюю гранату от КПП, изъять ее и отвести в сторону стойку амортизатора.
- Удалить хомуты пыльника. Сместить гофрированный чехол вдоль полуоси к колесу.
- Посредством специального съемника снять стопорное кольцо.
- Удалить пыльник и очистить вал полуоси от предыдущей смазки.
- Новый пыльник надеть на полуось и заполнить защитный чехол новой смазкой.
- При помощи стопорного кольца установить гранату на нужное место.
- Стойку амортизатора отвести в сторону и вмонтировать полуось в коробку передач, когда деталь будет зафиксирована, раздастся характерный щелчок.
Специалисты напоминают, что все обратные действия должны быть последовательны, а крепления затягивать нужно динамометрическим ключом в соответствии с заводскими нормами.
Замена внешней «гранаты»
- Разжать ступичную гайку при помощи торцовой головки 30 ø, ступичного воротка, долота, дрели и молотка.
- Снять колесо, воспользовавшись домкратом.
- Гаечным ключом 17ø открутить болты шаровой опоры.
- Вытянуть стойку вбок от авто и вытащить ШРУС, также нужно изъять пыльник.
- При помощи долота, трубки и молотка «выбить» гранату.
- Пыльник расположить на оси и надеть новую гранату.
- Затянуть хомуты и собрать механизм в обратном порядке.
Все работы по замене внешнего ШРУСа нужно производить на «яме» и лучше в компании напарника.
Своевременная замена пыльника и ее нюансы
Замена пыльника ШРУСа должна осуществляться современно, в частности при возникновении даже мелких трещин и разрывов на нем.
Тревогу надо бить, когда на защитном чехле проявляются следы смазки, которые к тому же разлетаются в разные стороны. Замена всей гранаты потребуется, если система производит характерное потрескивание.
Так как при ремонтных работах со ШРУСом затрагиваются довольно сложные механизмы, то при отсутствии определенных навыков автомобилистам лучше обращаться в автомастерские.
Как заменить ШРУС своими руками и советы по профилактике
Автомобиль не только не является роскошью, но иногда и средством передвижения перестаёт быть на долгое время. Наиболее часто причиной неисправности деталей и агрегатов становится процесс трения, который возникает в результате соприкосновения различных механизмов во время работы. Несмотря на то, что современные технологии изготовления металлов и их обработки, позволяют значительно увеличить эксплуатационный ресурс, работающих в жёстких режимах частей автомобиля, а использование качественных смазочных материалов, значительно снизить коэффициент трения, различные поломки будут всегда преследовать владельцев автомобильной техники. Среди наиболее частых причин выхода из строя переднеприводных железных коней, является неисправности ШРУСа. В большинстве случаев данная поломка не подлежит ремонту и потребуется полностью заменить шарниры равных угловых скоростей. О том как заменить ШРУС будет рассказано далее, но прежде чем приступить к данной операции, необходимо научиться правильно определять неисправность этой детали.
Диагностика неисправности
Как проверить ШРУС самостоятельно начинающему автолюбителю, который ни разу не сталкивался с подобной проблемой? Определить неисправность и осуществить замену ШРУСА своими руками совсем несложно, но потребуется вначале определить какая именно деталь неисправна.
При значительном износе внутренней обоймы, образуется значительный люфт ШРУСа, который даёт о себе знать различными звуковыми эффектами. Наиболее часто хрустит ШРУС, на поворотах. Данный дефект, при значительном износе, может также проявляться небольшими толчками на рулевом колесе. Особенно такой эффект заметен на автомобилях не оборудованных гидро- или электроусилителем руля.
Значительный износ ШРУСа, может быть определён и по толчкам при трогании автомобиля с места, а также при резком изменении режима работы двигателя, особенно на небольшой скорости. Данная техническая проблема, может быть вызвана и другими неисправностями трансмиссии, которые при определённых условиях, могут издавать аналогичные звуки, поэтому прежде чем вынести окончательный приговор старому ШРУСу, необходимо убедиться в правильно поставленном диагнозе. Для определения радиального зазора, потребуется вывесить поочерёдно переднюю подвеску автомобиля и зафиксировав вал главной передачи, провернуть колесо в различных направлениях, если свободное качение колеса будет значительным, и при этом будет наблюдаться стук, ШРУС можно считать неисправным, и его замена должна быть выполнена незамедлительно. В некоторых случаях, причиной подобного явления может быть ослабление крепления ШРУСа к валу автомобиля. Данная проблема решается закручиванием болтов, удерживающих ШРУС. При этом обязательно должно быть соблюдено условия затяжки данной детали необходимым усилием. Если момент затяжки будет меньше установленного заводом-изготовителем, то данная неисправность вновь даст о себе знать спустя небольшой промежуток времени.
Если причина неисправности ШРУСа заключается в чрезмерном износе обоймы, то ШРУС необходимо заменить, используя оригинальные запчасти.
Замена ШРУСа
Замена ШРУСа зависит от того, какую деталь необходимо поменять внутреннюю или наружную. Замена наружного шарнира или внутреннего, в любом случае потребует снятие полуоси с автомобиля. Разборка этой детали не займёт много времени, и обычно осуществляется в такой последовательности:
- Снимается переднее колесо автомобиля с той стороны, где будут произведены ремонтные работы;
- Откручивается гайка ступицы колеса;
- Откручиваются болты, которыми наружный ШРУС прикреплён к валу главной передачи;
- Полуось вместе с внутренним и наружным ШРУСом снимается с автомобиля.
После снятия полуоси, разбираем её и осуществляем замену ШРУСа.
Как разобрать полуось можно узнать из технического справочника к автомобилю, но обычно шарниры зафиксированы на валу с помощью стопорных колец, которые необходимо удалить специальным съёмником.
На место демонтированных деталей устанавливаются новые запчасти, которые должны быть зафиксированы на валу должным образом. Пренебрежение этим правилом, может привести к быстрому износу новой детали, а также к возможному возникновению аварийной ситуации, ведь неисправный элемент трансмиссии, при движении автомобиля, всегда подвергается чрезмерным нагрузкам, с которыми неисправный ШРУС может не справится.
Многих автомобилистов интересует вопрос: как снять внутренний ШРУС, чтобы не повредить шлицы полуоси. Если необходима замена внутреннего шарнира, то его демонтаж с вала необходимо осуществлять с применением деревянной прокладки, через которую лёгким постукиванием молотка, данная деталь выбивается из фиксатора.
Когда установка ШРУСА на полуось будет завершена, её необходимо поставить на автомобиль в порядке обратном снятию. Обязательно нужно хорошо затянуть гайку ступицы и болты наружного ШРУСа, которыми данная деталь крепится к валу главной передачи. Если есть необходимость, то аналогичная операция проводится и со ШРУСом другого колеса.
Профилактика неисправности
Чтобы данная деталь прослужила как можно дольше, необходимо полностью исключить вероятность попадания под резиновые манжеты ШРУСа грязи и воды. При малейшем повреждении эта деталь должна быть заменена новой.
Для этой цели лучше использовать оригинальные запчасти, которые изготавливаются из качественной резины. Если приобретать манжеты контрафактного производства, процедуру по замене этой детали придётся проводить слишком часто.
Ещё одной причиной, по которой ШРУС часто выходит из строя, является недостаточное его крепление к валу главной передачи. Если болты недостаточно хорошо затянуты, то со временем они начинают произвольно откручиваться. Наружный ШРУС при этом значительно отходит от вала, и при значительном зазоре, будут наблюдаться стуки в трансмиссии. Если вовремя данная неисправность не будет обнаружена и болты крепления не затянуты, то за непродолжительное время ШРУС будет полностью «разбит».
Как поменять ШРУС и как определить неисправность этой детали, подробно описано в статье. Операция по замене ШРУСа не займёт много времени, но если нет желания самостоятельно устранять данную неисправность, то всегда можно обратиться за помощью в мастерскую по ремонту автомобилей.
Меняем ШРУС самостоятельно
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, «граната») – устройство, которое передает к колесам крутящий момент от двигателя авто. Был изобретен в 20-х годах XX-го века. До появления ШРУСа автомобили с передним приводом, отличавшиеся высокой проходимостью и маневренностью, теряли на поворотах мощность, возникала вибрация, крутящий момент распределялся неравномерно.
Созданный для особой цели, ШРУС имеет высокую прочность. Существует мнение, что механизм ШРУСа – при должном уходе и правильном обращении, естественно – способен даже пережить сам автомобиль. К сожалению, с гранатой могут возникать проблемы. О характерных признаках неполадок и том, как происходит замена ШРУСа своими руками, читайте далее.
Что нужно для установки нового ШРУСа
ШРУС, несмотря на свою прочность, имеет детали способные изнашиваться со временем или при неправильном использовании. Часто замена ШРУСа случается из-за повреждения пыльников – в процессе езды возникают трещины, отверстия, которые забиваются грязью, водой и пылью. Так можно ехать сотни, а то и тысячи километров, что окончательно добьет механизм. Неполадки пыльника выражаются в треске при повороте колес (при повороте вправо трещит левое колесо, при повороте влево – правое). Порой менять ШРУС приходится из-за неправильных действий водителя. Разгон мотора с пробуксовкой, старт на вывернутых колесах, торможение трансмиссией – нередко причина неисправности кроется в этом.
Негативно сказывается на ШРУСе люфт в шаровой опоре. Он возникает, когда сама опора уже сильно изношена. Если данная проблема не будет вовремя выявлена, это очень негативно повлияет на ШРУС. Так, езда на большой скорости может вырвать палец опоры, из-за чего граната может разбиться.
Крайне редко поломки ШРУСа вызваны заводским браком в деталях механизма или изначально некорректной установке. Вкупе с изношенным пыльником, проблема может достичь немыслимых масштабов. Множество отзывов на автомобильных форумах упоминали о низком качестве некоторых деталей – как основных элементов функционирования, так и дополнительных мелочей, вроде хомутов.
Независимо от источника неполадок, граната, работающая неправильно, требует замены. Производители машин утверждают, что при износе деталей, замене подлежит абсолютно весь механизм, даже те элементы, которые не пострадали от поломки. Учитывая высокое качество материалов, стоить ремонт будет не мало. В связи с этим заменить ШРУС владелец авто пытается своими руками. Что же понадобится водителю?
- яма или подъемник;
- молоток, отвертка, пассатижи, домкрат;
- набор ключей или головок;
- слесарные тиски;
- новые хомуты, смазка (ШРУС-4, например), гайка ступицы со стопором.
Последнее (расходные материалы) зачастую предоставлены вместе с новой гранатой. Все вышеперечисленное подойдет для замены внешнего и внутреннего ШРУСа.
Проверка состояния ШРУСа
Опытным автомобилистам известно, что ШРУС бывает внешний и внутренний. Между ними существуют отличия. Рассмотрим их подробнее.
- Внешние (наружные) ШРУСы – две штуки, расположены на ступицах, осуществляют передачу крутящего момента колесам. Угол поворота значительно выше, чем у внутреннего ШРУСа. Также они принимают больше нагрузки. Соответственно, чаще ломаются и требуют регулярного осмотра и замены при необходимости. Имеют меньший размер.
- Внутренние ШРУСы – две штуки, заставляют полуось двигаться, расположены в КПП на каждую сторону по одному. Имеют больший размер. Меньше подвержены нагрузкам и, соответственно, могут работать дольше.
Оценить состояние ШРУСа можно самостоятельно. Проще всего осмотреть внешний – выворачиваем руль до упора (в правую или левую сторону) и тихонько трогаемся. В случае присутствия неполадок будет появляться треск или хруст. Чем больший ущерб нанесен деталям ШРУСа, тем громче будет звук.
Если проблемы внешней гранаты сопровождаются треском при повороте, то неполадки внутренней – треском при движении прямо. Звук усилится, если ехать по бездорожью – каждая кочка, ямка или канава четко напомнит о проблеме. Заметив хрустящий звук, немедленно осуществите ремонт – возникшие проблемы с внутренним ШРУСом очень опасны. Его осмотреть несколько сложнее:
- Загоняем машину на подъемник.
- Включаем первую передачу, колеса должны медленно вращаться (авто должно быть чуть приподнятым).
- Наличие отчетливого хрустящего звука – свидетельство наличия проблем.
Услышав треск во время езды – на поворотах, при преодолении препятствий бездорожья, резких ускорениях – немедленно устраните проблему. Своевременный осмотр и ремонт поможет владельцу автомобиля оставаться водителем, а не пешеходом. Кроме того, вовремя обнаруженная проблема поможет избежать критических ситуаций на дороге.
Можно ли обойтись без замены
Увидев стоимость ремонта или полной замены ШРУСа, неопытные автомобилисты думают, что и так поездить можно: подумаешь, хрустит что-то там внизу, большое дело. А дело на самом деле большое.
Некоторым автолюбителям кажется, что прочность и долговечность деталей делает их вообще неуязвимыми, что совершенно не так. Замена гранаты – единственный возможный вариант, который позволит ездить с комфортом.
Поменять ШРУС необходимо, выявив малейшие неполадки в его работе. Заметили износ пыльника? Хрустит колесо на поворотах? Не затягивайте, иначе машина однажды просто встанет на месте. А зачем нам автомобиль, который только и может, что оставаться в гараже мертвым грузом? Правильно, такое авто опытного водителя не интересует. Тем более, замена внешнего ШРУСа, вполне осуществима самостоятельно.
Замена внешнего ШРУСа
Опытный владелец авто, обладающий практичными навыками, не встретит проблем, взявшись за замену наружного ШРУСа. Список необходимых для осуществления «операции» инструментов уже представлен выше. Кроме инструментов и расходных материалов стоит сделать еще кое-что. Перед снятием колеса, слейте немного масла с КПП – так будет удобнее работать. Также понадобится монтировка – она послужит рычагом при изъятии приводного вала.
Предположим, что неполадка возникла справа. Замена правого ШРУСа начинается со снятия колеса. Вывинчиваем гайку ступицы, убираем тормозной диск, суппорт, шаровую опору и рулевой наконечник. Берем монтировку или лом, убираем зашлицованный приводной вал. Легкими ударами молотка (пригодится подкладка, например деревянный брусок) выбиваем наружный шарнир. Далее выполняем такие действия:
- Необходимо снять ступичную гайку и сорвать болты крепления колеса. Под задние колеса ставим упоры.
- Домкратом приподнимаем автомобиль, вывешиваем и затем снимаем колесо.
- Болты, скрепляющие поворотный кулак с шаровой, убираем.
- Поворачиваем руль до конца. Оттянув поворотный кулак, вытаскиваем наружную половину ступицы вместе со старым ШРУСом. Если граната не поддается – легонько бьем молотком.
- Старый пыльник и хомуты снимаем и отправляем в мусор.
- Снимаем ШРУС ударами молотка, вращая его по полуоси.
- Закрепляем в ступице установленные новые шарниры вместе с пыльником.
Замена левого ШРУСа осуществляется так же. В процессе возвращения деталей на место, делать вышеописанные процедуры следует в обратном порядке. Сбивая молотком ШРУС, бейте четко – некоторые модели оснащены кольцом АБС, которое не любит сильных ударов по нему. Не забудьте долить масло для КПП. Устанавливая колеса обратно, будьте предельно аккуратны, дабы избежать развала.
Замена внутреннего ШРУСа
Владельцы переднеприводных авто утверждают, что осуществить замену внутренней гранаты проще, чем внешней. Возможно, опытному автомобилисту это действительно дается проще, но что говорить о новичках-любителях?
Для тех, кто обладает опытом и навыками замена правого внутреннего ШРУСа (как и левого) не составит трудностей. Процедура требует все тех же инструментов – молотка, отвертки, тисков, пассатижей. Не забываем о домкрате и о том, что замену следует проводить либо с помощью подъема, либо смотровой ямы.
Осмотрев снизу устройство внутреннего ШРУСа, легко догадаться, как он снимается. Мастера советуют снимать его вместе с внешним – так будет удобнее. Начинаем с того, что убираем и выбрасываем старый пыльник (при обратной установке лучше воспользоваться новым), корпус, ролики (их должно быть три), а также стопорное кольцо (оно закрепляет 3-лучевую вилку на валу). Граната будет зафиксирована в КПП. Сняв предварительно фиксирующие крепления, поверните колеса влево или вправо до упора. ШРУС можно будет без проблем извлечь, так как этому ничто не помешает.
Если ШРУС трипоидный, могут возникнуть проблемы с его возвращением на место. Расположенные внутри канавки не захотят принимать ролики с первого раза. Это не страшно, просто добавит немного времени к процедуре замены. Покрутите приводной вал – через пару оборотов детали четко встанут на место. Не забудьте про стопорящее кольцо. Удаляя старый пыльник, не выбрасывайте его. Заполните смазкой внутренний шарнир, после чего установите назад стопорящее кольцо. В целом, процедура замены внутреннего ШРУСа занимает примерно 40-60 минут.
Важное замечание – если Ваших навыков не достаточно или проблема имеет очень серьезный характер, лучше обратитесь в автосервис. Несомненно, никто не сможет позаботиться о Вашей машине лучше Вас, да и ремонт с заменой деталей дорого стоит, тем не менее, некоторые ситуации требуют вмешательства специалистов.
Самостоятельное устранение проблем иногда вызывает еще больше новых проблем, усугубляя негативную ситуацию. На форумах, например, можно найти много тем, вроде «поменял гранату, теперь начал гореть АБС, что я сделал не так?». И это, пожалуй, меньшая из проблем, вызванных неправильной заменой ШРУСа. Если не хотите, чтобы после замены ШРУСа не начали срабатывать сигнализаторы, обратитесь к квалифицированному специалисту. А лучше регулярно проверяйте авто на предмет неполадок.
Замена наружного и внутреннего ШРУСа
Поломка ШРУС является самой распространенной среди всех переднеприводных автомобилей. К сожалению не все автомобилисты знают, что такое ШРУС и для чего он нужен. Постараемся разобраться, как обнаружить неисправность и заменить изношенный ШРУС?
Что такое ШРУС?
ШРУСом называют шарнир равных угловых скоростей. Среди автомобилистов, более-менее разбирающихся в ремонте автомобиля, этот механизм получил простое название «граната». Его появление связано с созданием переднеприводных автомобилей. Необходимо было получить механизм, способный передать вращающий момент на колеса, которые должны иметь возможность свободного изменения углового положения. В конечном итоге, такой механизм был реализован и состоит из двух ШРУСов, которые обеспечивают как поворот колес, так и передачу вращающего момента.
Внутренний ШРУС присоединяется к коробке передач и, через приводной вал передает вращающий момент на наружный. Места соединений защищаются с помощью резиновых пыльников. Данная мера необходима для защиты ШРУСов от пыли и мусора, которые нарушают работу механизма и засоряют смазочное вещество. Пыльники крепятся при помощи металлических хомутов. Свободный конец гранаты вставляется в ступицу и фиксируется специальной гайкой.
Диагностика неисправностей ШРУСа
В процессе эксплуатации ШРУС подвергается механическому воздействию, которое обязательно приводит к износу механизма. Самой распространенной неисправностью является износ пыльника, который рвется, тем самым, допускает попадание пыли и инородных частиц в место соединения. В конечном итоге, ШРУС выскакивает из приводного вала или коробки передач, и автомобиль теряет способность к дальнейшему перемещению.
Распознать неисправность гранаты можно с помощью характерного хруста ШРУСа, возникающего на повороте. Такой звук невозможно спутать ни с чем другим и при первых признаках его появления необходимо срочно заменить деталь.
Чтобы определить, какая граната нуждается в замене, можно провести два несложных теста. Первый подразумевает проверку работоспособности наружных ШРУСов, а второй – внутренних.
- Найдите достаточно большую ровную площадку и выкрутите руль до упора в любую сторону. Включите первую передачу и попробуйте резко тронуться. Если во время начала движения был слышен тот самый хруст, то в замене нуждается наружный ШРУС. Сторона замены определяется направлением движения, то есть, в какую сторону вы крутили руль – с такой стороны и находится неисправный узел.
- Для проверки внутренних гранат используется другой тест. Найдите местность с канавой небольшой глубины. Начните движение в сторону канавы под углом. Это означает, что одно из передних колес попадет в канаву намного раньше другого. Возникший хруст, при проезде канавы, говорит о неисправности того ШРУСа, колесо которого, в этот момент, попало в канаву.
Видео – Замена наружного и внутреннего ШРУСа привода на ВАЗ
Как поменять наружный и внутренний ШРУС?
При определении неисправности необходимо незамедлительно приступать к замене неисправного узла. Процесс замены возможен, как по отдельности, так и целиком двух узлов сразу. Последний вариант наиболее предпочтительнее, так как избавит от повторного проведения одних и тех же работ.
При покупке новых деталей, обратите внимание, чтобы в комплекте шел пыльник и новая гайка ступицы, так как это одноразовая деталь.
Порядок действий:
1. Автомобиль необходимо установить на достаточно ровной площадке и исключить любую возможность его передвижения. Для этого под задние колеса устанавливаются противооткатные упоры, а рычаг коробки передач устанавливается на первой скорости. Заготовьте стандартный ремонтный набор инструментов и трубу достаточной длины.
2. В первую очередь необходимо ослабить гайку ступицы. Делается это только на обездвиженном автомобиле, так как она крепится достаточно туго и при проворачивании может повернуться и колесо. Вставьте головку на 30 и присоедините к ее концу ключ. В свободную часть ключа вставьте трубу и, держась за конец трубы, ослабьте гайку. Занятие это не из приятных, но только таким образом можно добиться желаемого результата.
3. Ослабьте колесные болты с помощью баллонного ключа и поставьте под порог домкрат. Поднимите колесо автомобиля и установите под автомобиль две испорченные покрышки, кирпичи или пенек. Это нужно, чтобы автомобиль не сорвался при проведении ремонтных работ и не нанес вам никаких травм.
4. Выкрутите колесные болты и снимите колесо. После этого, открутите гайку ступицы и вытащите ее.
5. Чтобы получить доступ к ШРУСу, необходимо открутить гайку крепления тормозного суппорта, затем демонтируйте его и подвесьте на любой из деталей подвески, чтобы он не мешался. После этого, открутите крепление нижней шаровой опоры и демонтируйте ступицу с поворотного кулака. Выверните ее и выбейте при помощи ударного инструмента наружную гранату.
6. Слейте масло с коробки передач. Для этого необходимо выкрутить сливную пробку.
7. Открутите хомут крепления пыльника внутреннего ШРУСа и стяните его вниз по приводному валу. После этого, выбейте из коробки передач внутреннюю гранату, вместе с приводным валом, на конце которого находится и внешний ШРУС.
8. Теперь вытащите приводной вал из обоих гранат и вставьте его в новые механизмы. Перед этим, необходимо заранее надеть пыльники и хомуты и забить их и гранаты порцией смазочного вещества.
9. Проведите сборку всех узлов в обратной последовательности. Не забудьте залить в КПП трансмиссионное масло. Гайку ступицы и колесные болты затягиваются только на снятой с домкрата машине. В противном случае, граната с приводным валом будет прокручиваться, а автомобиль и вовсе может упасть, если он стоял на домкратах. После затяжки, гайка контруется.
На этом замена ШРУСов завершена. Как видите, это совсем несложная операция, с которой можно справиться, имея стандартный набор инструментов и желание сэкономить на услугах автосервисов.
Замена ШРУСа своими руками
Последние доставленные авто
Как поменять ШРУС своими руками?
Технология и особенности замены ШРУСа своими руками.
Доброго времени суток, дорогие автолюбители! Не смотря на популярное мнение о долговечности и надежности заднеприводных автомобилей, многие склоняются к мнению, что машина с передними ведущими колесами способна быть более экономичной и маневренной.
Можно согласиться со сказанным, но передняя подвеска усложняет конструкцию автомобиля и требует большего обслуживания.
Для владельцев авто с задним приводом будет необычно слышать хруст металла в приводе колес на переднеприводном автомобиле. Человек, который сталкивался с данной проблемой, сразу же объявит о замене ШРУСа. Далее стоит объяснить, что же такое – этот ШРУС и для чего, он, собственно, нужен.
ШРУС – шарнир равных угловых скоростей. Часто его еще называют «Гранатой». Данный элемент служит для переброса крутящего момента на ведущие колеса и создается из высокопрочной стали из-за частых поломок, связанных с постоянной, высокой нагрузкой. Поломок можно избежать при правильном обслуживании детали, но, все же, поломки ШРУСа встречаются довольно часто.
Поговорим о причинах поломок. Они всегда одни те же – это пыль, грязь, утрата смазки и т.д. ШРУС полностью изнашивается после порванного резинового пыльника. Кстати, тот самый неприятный хруст появляется из-за инородных тел и увеличенных зазоров в механизме.
Возможно ли отремонтировать ШРУС или нужно менять на новый?
Неопытные водители часто задают вопрос о ремонте гранаты из-за высокой цены ее полной замены, но, увы, это невозможно. Дело в том, что при замене некоторых деталей, или сборки ШРУСа из отдельных частей, может возникнуть сильный натяг между деталями, который может привести к поломке или заклиниванию конструкции.
Каждый элемент устройства сильно взаимосвязан друг с другом, что приводит к высокой степени нагрузки в местах соединений. Кроме этого, отсутствие смазочных материалов ведет к появлению коррозии, что в свою очередь ведет к еще большим проблемам.
Вывод: ШРУС невозможно отремонтировать. Его можно только заменить! Поэтому все вопросы о ремонте должны быть отброшены в сторону.
Но вот вопрос о том, как поменять гранату, вполне актуален, и любой, кому небезразличен собственный автомобиль, способен заменить ее.
Что же пригодится для замены:
Во-первых, это сам ШРУС с прочими деталями.
Во-вторых, домкрат, подъемник, или смотровая яма.
В-третьих, наличие всего необходимого инструмента.
Замена внешнего ШРУСа
Наружная част шруса предназначена для передачи вращательного движения на ступицу. Из-за этого разборку начинают от колеса.
После демонтажа колеса нужно отвернуть ступичную гайку. Затем снять тормозной суппорт и диск. После этого нужно разобраться с остальными деталями.
Сама же граната вынимается с помощью молотка и деревянной проставки. После того как пыльник был снят, он должен быть вывернут по направлению к КПП (коробка переключения передач).
Процесс демонтажа заканчивается тем, что нужно потянуть ШРУС на себя и, при необходимости, не сильно стукнуть по нему через проставку. Все это довольно не сложно.
Замена наружного ШРУСа новым, происходит в таком порядке:
1. На вал нужно нанизать новый пыльник и заменить стопорное кольцо.
2. При помощи того же молотка и проставки насадить гранату на вал.
3. Надеть хомут и пыльник.
4. Вставить ШРУС в ступицу.
5. Закончит сборку подвески.
Как поменять внутренний ШРУС без помощи автосервиса
На практике, внутреннюю гранату заменить намного проще, чем внешнюю.
Заменить внутренний ШРУС представляется возможным только находясь под автомобилем, поэтому, желательно иметь смотровую яму или подъемное устройство.
После того, как все 6 болтов были откручены, необходимо поворотом руля добиться того, что ШРУС, до этого державшийся только на фланце, выпадет сам. После этого производятся уже всем известные действия: с вала снимаются шарнир, стопорное кольцо и пыльник. После тестов и смазки подвеску нужно собрать в исходное состояние в противоположном разборке порядке.
Не смотря на простоту выполнения всех выше описанных инструкций, все же лучше один раз взглянуть на сам процесс.
Что ж, настало время взглянуть, как все выглядит на практике (смотрите видео).
Как поменять ШРУС своими руками – технология и особенности замены
Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Хотя задний привод у автомобиля считается более надёжным и долговечным, но современные тенденции всё более склоняются к тому, что авто с передним приводом может быть маневреннее и экономичнее.
С этим трудно не согласиться, но в таком случае передняя подвеска авто значительно усложняется по конструкции и требует большего внимания.
Для тех, кто ранее управлял только машинами на заднем приводе, совершенно непривычно будет слышать новый сигнал о поломке, который звучит как неприятный металлический хруст. Любой автомеханик сразу скажет: «Хрустит шрус. Срочно необходима замена ШРУСа».
Всё дело в том, что шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, он же – «граната»), является элементом, который постоянно работает под большой нагрузкой. Его изготавливают из специальных сверхпрочных сортов стали.
При условии грамотной эксплуатации и своевременного технического обслуживания, шарниры могут служить бесконечно долго, однако, нередки случаи, когда необходима замена ШРУСа.
Причина этому одна: попадание в механизм пыли, грязи, песка и утрата смазки. Достаточно поездить совершенно немного времени с порванным резиновым пыльником, как ШРУС приходит в полную негодность.
Инородные тела в механизме и увеличение рабочих зазоров приводят к появлению характерного хруста.
Как заменить ШРУС и можно ли обойтись ремонтом?
Привычный вопрос не очень опытных автолюбителей о возможности ремонта ШРУСа вместо его замены вызывает у специалистов автосервисов, в лучшем случае, улыбку.
Понимая, что замена столь дорогостоящих узлов выйдет в копеечку, многие граждане пытаются найти способы их восстановления без замены, однако, это, увы, невозможно.
Каждый элемент ШРУСа тесно контактирует друг с другом, в связи с чем, появляется характерная выработка в местах большей нагрузки. Отсутствие смазки и попадание абразивного мусора приводит к появлению коррозии и ещё большему износу.
Начинающим автомобилистам следует уяснить один раз и навсегда – ШРУС не ремонтируется, а меняется.
Более правильным и корректным будет звучать вопрос: «Как поменять ШРУС?», нежели нелепые поиски возможности его ремонта.
Любой водитель, которому небезразлично, как устроен автомобиль, может произвести замену самостоятельно. Для замены ШРУСа потребуется не так уж и много:
- новый ШРУС с пыльником, хомутами и смазкой;
- подъёмник или смотровая яма с домкратом;
- классический комплект слесарных инструментов.
Замена внешнего ШРУСа
Мы уже знаем о том, что внешний (или наружный) ШРУС передаёт вращательное движение от вала к ступице. Поэтому логично начинать демонтаж от колеса.
После того, как колесо будет снято, необходимо открутить ступичную гайку, снять тормозной суппорт с диском, снять шаровую опору и рулевой наконечник.
Сам ШРУС выбивается при помощи молотка через деревянную проставку. Обычно шлицевое соединение поддаётся быстро. Сняв хомуты пыльника, следует вывернуть его в направлении КПП (коробка переключения передач).
Далее необходимо потянуть ШРУС наружу, а при необходимости легонько ударить через проставку молотком. Процедура снятия на этом заканчивается.
Замена наружного ШРУСа новым, происходит в таком порядке:
- на вал надевается новый пыльник и заменяется стопорное кольцо;
- набитый смазкой новый ШРУС насаживается на вал с помощью молотка и проставки;
- надевается пыльник и хомуты,
- ШРУС вставляется в ступицу,
- после этого производится сборка подвески в порядке, обратном разборке.
Как поменять внутренний ШРУС без помощи автосервиса
Как ни странно, но ШРУС, который передаёт вращение от КПП к валу, гораздо легче заменить, чем наружный.
Замена внутреннего ШРУСа производится на смотровой яме или подъёмник, так как открутить его можно лишь, находясь внизу.
Первым делом отвинчиваются шесть болтов ШРУСа, после чего в гнезде КПП его удерживает лишь фланец.
Поворотом руля в крайнее положение добиваемся того, что ШРУС выпадает сам. Далее алгоритм известный: снимаем пыльник, стопорное кольцо и сам шарнир со шлицов вала. После диагностики и смазки можно устанавливать ШРУС на место.
Как бы просто не казалось выполнить все манипуляции после прочтения подобных инструкций, но, как говорится, лучше один раз увидеть.
Вот и давайте посмотрим видео: замена ШРУСа.
Как самостоятельно заменить ШРУС
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, граната) имеет ограниченный ресурс, поэтому его приходится периодически менять. Технология замены ШРУС на большинстве автомобилей одинакова как для передней, так и для задней оси. Прочитав статью, вы узнаете, как заменить ШРУС и какие инструменты понадобятся для этого.
На легковых автомобилях применяют шарниры двух видов:
ШРУС типа Рцеппа состоит из сепаратора, обоймы и шести шариков. Преимущество такого типа шарнира в его невысокой стоимости. Максимальный угол, при котором работа шарнира не вызывает серьезной потери мощности, составляет 40 градусов. ШРУС типа трипод более сложен в производстве, но обладает большим диапазоном осевого перемещения (до 2 см). максимальный угол поворота трипода составляет 30 градусов. Оба вида шарниров закрывает резиновый пыльник, защищающий смазку от попадания пыли или грязи. Если пыльник пробит, то внутрь попадает грязь, что сокращает срок службы шарнира в десятки раз.
Приводной вал
Для передачи крутящего момента от КПП к колесам необходима конструкция, состоящая из двух шарниров, которые соединяет толстостенная стальная труба. Такую конструкцию называют приводным валом. ШРУС надевают на шлицы трубки и фиксируют с помощью стопорного кольца. Трипод устанавливают жестко, шестишариковый шарнир ставят так, чтобы трубка могла перемещаться внутри него. Это необходимо для компенсации изменения расстояния от коробки передач до гайки наружного шарнира. Внутренняя граната и сальник коробки передач образуют один катет прямоугольного треугольника, внешний шарнир и подвеска второй. Сальник и наружный шарнир образуют гипотенузу, длина которой зависит от расстояния между коробкой и центром колеса.
Диагностика ШРУС
Диагностику шарниров необходимо проводить каждые 2–3 тысячи километров. Также необходимо провести осмотр ШРУС, если вы проехали по гравийной дороге или мелкому щебню. Это позволит вовремя заменить пробитый или порванный пыльник. Для диагностики необходима яма или подъемник, но можно воспользоваться домкратом и двумя подпорками. Поднимите переднюю правую сторону автомобиля и подставьте страховочную подпорку. Затем сделайте то же самое с передней левой стороны.
Слегка покачайте машину, чтобы убедиться, что она не упадет на вас из-за неловкого движения. Пренебрежение этим правилом может привести к тяжелым травмам, увечью или гибели находящегося под машиной человека.
Проворачивая колеса, осмотрите каждый пыльник. Если пыльник порван или на нем есть пробоины, его необходимо заменить. Осмотрите стык коробки передач и внутренней гранаты – если нашли капельки масла, необходимо заменить сальник. Проведите такую же диагностику на задней оси. Опустите автомобиль на землю, выверните руль до упора вправо и плавно начните движение. Если шарнир хрустит или стучит, его необходимо заменить.
Что необходимо для замены ШРУС
Для работы вам потребуются:
- новый шарнир, соответствующий автомобилю;
- новый пыльник;
- молибденовая смазка для ШРУС (не используйте графитовую, она сильно сократит срок службы шарнира);
- новая гайка наружного шарнира;
- набор ключей;
- молоток;
- зубило;
- съемник рулевого пальца;
- домкрат и две подпорки (на яме или подъемнике менять шарниры удобней, но не у каждого они есть);
- помощник.
Как поменять ШРУС на передней оси
- Ослабьте колесные гайки и вывесьте переднюю часть автомобиля как описано выше, затем снимите колеса.
- Попросите помощника нажать на тормоз, чтобы зафиксировать ступицы и открутите гайку наружного шарнира, затем вытащите мощную опорную шайбу.
- Открутите гайки или болты, соединяющие шаровую опору с нижним рычагом или поворотным кулаком, в зависимости от того, что проще или удобней (зависит от типа подвески и модели автомобиля).
- Расшплинтуйте и открутите гайку рулевого пальца.
- С помощью съемника вытащите палец из амортизаторной стойки.
- Отожмите нижний рычаг подвески, затем потяните амортизаторную стойку на себя таким образом, чтобы она сошла с шарнира.
- С помощью монтажной лопатки или широкой мощной отвертки вытащите внутренний шарнир из коробки передач. Если вы снимаете оба приводных вала, то вставьте в отверстия коробки куски подходящего по диаметру резинового шланга. Это предотвратит выпадение сателлитов. Не вставляйте отвертку или лопатку глубоко, чтобы не повредить сальник.
- Вывесьте зад автомобиля.
- Определите, что проще открутить – крепление рычагов амортизационной стойки или редуктор (эту операцию выполняют по-разному даже на одном и том же автомобиле, смотря кому и как удобней).
- Опустите редуктор или потяните на себя стойку, чтобы вытащить гранаты из своих посадочных мест. На некоторых автомобилях наружная граната прикипает к ступице. Если такое произошло, придется снимать стойку, греть ступицу газовым резаком и выбивать из нее вал шарнира.
- Замену гранаты проводите так же, как описано в предыдущем разделе.
- Установку приводного вала проводите в обратном порядке.
- Не забудьте закернить гайку наружной гранаты.
- вал (со шлицами на концах для соединения с шарнирами);
- внутренний ШРУС (который соединяет привод с КПП);
- внешний ШРУС (для соединения со ступицей колеса).
- комплект ключей и набор головок с воротком и штангами (обязательно потребуется головка на 30);
- домкрат;
- киянка или обычный молоток с деревянной наставкой;
- ветоши;
- съемник рулевых наконечников.
- новый шарнир;
- новая гайка крепления концевика вала;
- пыльник;
- хомуты (лучше приобретать не ленточные, а с винтовой затяжкой);
- смазка «ШРУС-4» или ее аналог (предназначенный для использования в шарнирах равных угловых скоростей);
- Автомобиль устанавливаем на смотровую яму, обездвиживаем.
- Пока еще все колеса на месте, берем головку на 30, срываем с места и ослабляем гайку крепления вала на ступице. Эта гайка накернена, поэтому открутить ее будет не просто, поскольку потребуется значительное усилие, для чего можно нарастить ключ отрезком трубы. На поддомкраченом же авто со снятым колесом ослабить гайку будет очень сложно.
- После ослабления гайки поддомкрачиваем необходимое колесо и снимаем его.
- Чтобы стянуть ступицу с концевика вала нужно обеспечить стойке свободное перемещение. Для этого откручиваем крепление шаровой опоры рычага подвески к ступице.
- При помощи съемника отсоединяем рулевой наконечник от стойки.
- Выкручиваем гайку полностью.
- Беремся за тормозной диск и тянем ступицу на себя, чтобы стянуть ее с концевика вала.
- После того, как вал выйдет, отводим его в сторону;
- При замене внешнего ШРУСа не обязательно полностью снимать приводной вал, то есть вытаскивать внутренний шарнир не надо.
- Далее демонтируем сам внешний узел с вала. Для этого ослабляем или перерезаем (перекусываем) хомуты, а затем стягиваем пыльник со ШРУСа (можно его просто перерезать, поскольку он больше не нужен).
- Забираемся под авто и при помощи молотка с наставкой сбиваем шарнир с вала. Наносимые удары должны быть небольшой силы, здесь главное – сбить узел со стопорного кольца, а с самих шлицов вала он сойдет и от усилия руки.
- Ставим авто, выдомкрачиваем, снимаем колесо (гайку ослаблять не нужно).
- Отсоединяем шаровую опору и рулевой наконечник.
- Забираемся под авто. Берем монтировку и загоняем ее между внутренним шарниром и КПП. Используя ее как рычаг, выталкиваем концевик из коробки, при этом просим помощника, чтобы он тянул на себя ступицу.
- Вытаскиваем из ступицы внешний шарнир (идентично ВАЗ-2110).
- Забираемся под авто, срезаем большой хомут внутреннего ШРУС, и стягиваем пыльник.
- Извлекаем вал (на нем остается внешний шарнир в собранном виде с одной стороны и трехшипная вилка – с другой, внешняя же обойма остается в КПП).
- Извлекаем внешнюю обойму (выталкиваем концевик при помощи монтировки, загнанной между обоймой и КПП);
- Снимаем щипцами стопорное кольцо, удерживающее вилку.
- Саму вилку стягиваем с вала съемником.
- Пыльник и новый элемент садим на вал и устанавливаем обратно стопорное кольцо.
- Ставим на место внешнюю обойму (можно аккуратно забить молотком с наставкой).
- Устанавливаем приводной вал.
- Закладываем смазку, натягиваем пыльник на внешнюю обойму и фиксируем его хомутами.
- Собираем все снятое в обратной последовательности.
- трещины в защитном чехле;
- металлические стуки при повороте;
- появление тресков во время движения;
- износ грязезащитного чехла.
- тисков;
- монтировки;
- молотка;
- пробоя;
- насадок на ключи;
- нового ШРУСа.
- Открутите ступичную гайку.
- Подняв машину при помощи домкрата, снимите колесо.
- Извлеките шаровой палец, который крепится при помощи гаек.
- Отсоедините шаровую опору.
- Освободите ШРУС, отведя назад весь механизм передней подвески.
- Снимите наружный ШРУС.
- Установите на место новую деталь.
- Проведите обратную сборку.
Объем смазки для каждой гранаты, а также моменты затяжки гаек указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Как поменять гранату на задней оси
Теперь вы знаете, как заменить ШРУС и какие меры предосторожности необходимо принять. Это поможет вам самостоятельно обслуживать свой автомобиль.
ШРУС — его конструкция и замена в автомобиле
На большинстве современных автомобилей используется передний привод. Основное его преимущество кроется в том, что конструкция трансмиссии получается менее массивной и металлоемкой по сравнению с заднеприводными автомобилями, поскольку не требует наличия моста с редуктором и карданной передачи.
Особенности привода
Делать авто с ведущими передними колесами позволяют шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), которые используются в конструкции привода. Особенность шарнира этого типа заключается в возможности передачи крутящего момента без потерь при повороте одной составной части привода относительно другой на угол до 70 град.
Вал привода переднего колеса автомобиля
Приводной вал автомобиля с передней ведущей осью должен выполнять несколько функций, причем одновременно. Он должен осуществлять передачу крутящего момента на ступицу колеса от коробки передач, обеспечивать возможность перемещаться колесу относительно кузова (при движении по неровностям), а также позволять изменять угол положения колеса, то есть, совершать повороты (что сопровождается надобностью в изменении длины вала). И все это делается благодаря шарнирам равных угловых скоростей.
В целом, конструкция приводного вала переднеприводного авто состоит из трех элементов:
Таких приводных валов в переднеприводном авто – два, на каждое ведущее колесо свой.
Типы ШРУСов, их конструкция и принцип работы
Устройство ШРУС:
1. Привод правого переднего колеса; 2. Коробка передач; 3. Привод левого переднего колеса; 4. Корпус наружного шарнира; 5. Стопорное кольцо обоймы шарнира; 6. 18. Обойма шарнира; 7. 19. Сепаратор шарнира; 8. 17. Шарик шарнира; 9. Наружный хомут чехла; 10. 15. Защитный чехол шарнира; 11. Упорное кольцо; 12. 14. Вал привода левого колеса; 13. Внутренний хомут чехла; 14. Фиксатор внутреннего шарнира; 15. 20. Стопорное кольцо обоймы внутреннего шарнира; 16. 21. Буфер вала; 17. 22. Корпус внутреннего шарнира; 18. 23. Стопорное кольцо полуосевой шестерни.
Существует несколько типов ШРУСов, но на легковых автомобилях распространение получил только два:
Конструкция шарикового ШРУСа включает в себя две обоймы – внутренняя, в виде сферического кулака (насаживается на вал), и внешняя (выполненная заодно с концевиком вала, который вставляется в ступицу или КПП). Между ними помещены в специальных канавках шарики, которые от выпадения из шарнира удерживает сепаратор. Именно шарики и канавки, по которым они перемещаются, являются основными рабочими элементами ШРУСа, поскольку они передают вращение и позволяют изменять угол положения одной обоймы относительно другой.
Чтобы внутренняя обойма не слезала с вала, она фиксируется стопорным пружинным кольцом, расположенным в специальной канавке на валу. Фиксирующее кольцо используется также ни на концевиках валов внешней обоймы внутреннего шарнира.
У трипоидного шарнира внутренней обоймы нет, вместо нее используется трехшипная вилка, посаженная на вал. На каждом шипе этой вилки установлены сферические ролики на игольчатых подшипниках. Благодаря этим роликам передается вращение, вал с вилкой может менять угол относительно обоймы, а также перемещаться продольно относительно внешней обоймы (входить в нее), что дает возможность изменять длину привода.
Соединение вилки с валом – шлицевое, но при этом она садиться на вал достаточно плотно. Дополнительно вилка от соскакивания фиксируется стопорным кольцом.
Примечательно, что трипоидные ШРУСы используются только со стороны КПП, а вот со стороны ступицы его не используют.
Шаровые же шарниры могут располагаться с обеих сторон. То есть, можно встретить на авто приводные валы с двумя шаровыми, внутренними трипоидным и внешними шаровыми шарнирами, но никогда – с двумя трипоидными ШРУСами. Обусловлено это особенностями работы каждого из указанных видов шарниров.
Интересно, что на некоторых авто (к примеру, Volkswagen Golf 2) используется внутренний шаровой шарнир интересной конструкции – внешняя обойма с концевиком вала выполнена не заодно, а соединены они между собой болтами. В дальнейшем мы немного коснемся их.
Основные неисправности шарнира и их признаки
Сравнительная простота конструкции и малое количество составных частей делает этот узел достаточно надежным и способным отработать очень большой срок без какого-либо вмешательства. Но есть у этого шарнира и недостаток — он очень чувствителен к загрязнению.
Рабочие элементы узла – шарики, ролики, канавки, по которым они перемещаются, и игольчатые подшипники имеют высокую степень обработки поверхностей. А песок и пыль обладают достаточно сильным абразивным эффектом, поэтому попадая внутрь, они приводят к интенсивному износу поверхностей, что в конечном итоге становиться причиной разрушения узла.
Чтобы не допустить проникновения загрязнения используются резиновые пыльники. Вот они и являются «слабым местом» шарнира угловых скоростей. В процессе эксплуатации автомобиля резина, постоянно контактируя с окружающей средой, постепенно «стареет», и в пыльнике появляются трещины, через которые внутрь шарнира и попадает песок.
В целом, это единственная причина, по которой указанные узлы могут поломаться. А поскольку они ремонту не подлежат, то выполняется их замена.
Признак выхода из строя ШРУСа тоже один – отчетливый хруст при выполнении поворотов. Причем на раннем этапе этот хруст появляется только на полном вывороте колес, но по мере износа узла он будет слышен и при небольших поворотах.
Отметим, что появление хруста указывает на то, что шарнир уже получил повреждения, которые устранить не удастся. На раннем этапе можно принять некоторые меры. В первую очередь следует промыть шарнир, заложить новую смазку и заменить пыльник. Затем можно поменять стороны установки (то есть, к примеру, левый внутренний шарнир поменять местами с правым). Еще один вариант – добавить в смазку мелкую стружку из мягкой пластмассы.
Но поскольку составные части уже получили повреждения, то все указанные меры лишь немного продлевают ресурс и в конечном итоге менять узел придется, причем лучше это сделать до того, как он полностью разрушиться, что обычно происходит в пути.
Из вышеизложенного можно понять, что единственным способом сохранить шарнир является периодическая проверка состояния пыльника и при обнаружении хоть малейших его повреждений сразу же проводить замену. Ведь резинотехнический элемент обойдется значительно дешевле, чем ШРУС.
Замена ШРУСа – операция сравнительно простая в выполнении, но существует ряд нюансов при проведении операции с внешним и внутренним узлом. Также особенности проведения работ зависят от конструкции шарнира.
Далее рассмотрим, как выполняется замена внешних и внутренних ШРУСов на примере нескольких автомобилей, у которых используются приводные валы разных видов.
Замена внешнего ШРУС
Поскольку на всех авто внешний ШРУС – шариковый, то дальнейшая последовательность работ практически одинакова для любой модели, за исключением некоторых незначительных нюансов. Рассматривать же демонтаж узла и его замену будем на модели ВАЗ-2110.
Примечательно, что ШРУСы — одни из немногочисленных узлов в конструкции авто, которые не требуют парной замены. То есть, если начал хрустеть какой-то один шарнир, то только его и заменяем, остальные трогать не обязательно.
Из инструментов для проведения работ потребуется:
Из деталей и расходных материалов понадобиться:
Далее рассмотрим последовательность разборки, а также укажем некоторые хитрости, которые помогут более оперативно провести работы. Итак:
После этого производится сборка. Сначала на вал надевается новый пыльник, а затем на его шлицы насаживается новый шарнир. Остается его только посадить, чтобы стопорное кольцо стало в канавку, сделанную во внутренней обойме. Для этого снова используем молоток с наставкой и несильными ударами садим шарнир на место.
Закладываем смазку (не жалеем), натягиваем на кромку внешней обоймы пыльник, после чего резинотехнический элемент нужно немного сжать рукой, чтобы удалить воздух. Остается зафиксировать пыльник на обойме и валу при помощи хомутов.
Собранный вал с новым шарниром устанавливаем в ступицу, наживляем и закручиваем до упора гайку. Далее все собираем обратно – устанавливаем рулевой наконечник, шаровую опору подвески, колесо.
После снятия авто с домкрата затягиваем крепежную гайку ключом с наращенным плечом. Остается только накернить ее, чтобы предотвратить самопроизвольное откручивание.
Замена внутреннего шарнира
Далее рассмотрим, как поменять внутренний ШРУС (шаровый) на том же ВАЗ-2110. Из инструмента при этом дополнительно потребуется монтировка.
Часть работ не отличается от описанных выше, поэтому они будут указаны коротко. Замена же делается так:
После выхода концевика из КПП выполняем замену идентично описанной выше – срезаем пыльник, сбиваем шарнир. Затем надеваем на вал новый пыльник, садим при помощи молотка с наставкой новый ШРУС, закладываем смазку, надеваем пыльник и фиксируем его хомутами. Далее устанавливаем концевик вала в КПП и толчками в ступицу загоняем его в коробку до упора (нельзя его садить при помощи ударов молотка по шарниру, чтобы не повредить новый пыльник).
Теперь несколько слов о замене внутреннего ШРУСа на Volkswagen Golf 2, у которого шарнир к концевику крепиться болтами. Такая конструкция обеспечивает еще более простую разборку, поскольку не требует отсоединения рычагов подвески от ступицы.
Чтобы снять шарнир, необходимо просто выкрутить 6 болтов, после чего вал вместе с шарниром можно опустить вниз для снятия (сбивания) ШРУСа, концевик же извлекать вообще не нужно. А далее устанавливаем новый пыльник, садим узел на вал, смазываем и закрепляем хомуты. Вал с новым шарниром подставляем к концевику и соединяем их болтами.
Особенности замены трипоидного ШРУС
Напоследок рассмотрим, как меняется внутренний трипоидный шарнир угловых скоростей на примере Ford Focus 2. Инструменты потребуются те же, что и указаны выше, а также универсальный трехлапый съемник и щипцы для снятия стопорных колец.
Сложность замены заключается в том, что придется полностью снимать приводной вал. Делается все так:
Указанные инструкции подойдут практически для любого авто, но нужно обязательно учитывать особенности конструкции и касается это в первую очередь отсоединения нижних рычагов от ступицы.
Как видно, особой сложности в проведении замены ШРУСов нет, и все работы можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях.
Как заменить наружный ШРУС: пошаговая инструкция
ШРУС предназначен для передачи крутящего момента во время поворота колес по отношению к оси. Находится он впереди, на оси автомобиля. Но иногда ШРУС может располагаться на задней оси. Это зависит от того, оснащена ли модель независимой подвеской.
Если говорить о последствиях износа ШРУСа, то в первую очередь появляется одна мысль – деньги. Деталь стоит действительно много, поэтому стоит обратить больше внимания регулярной диагностике ШРУСа. Ведь будет гораздо дешевле, если вы периодически будете менять пыльники, чем забросить это дело и через пару месяцев потратить огромные деньги за новую деталь. Это как минимум глупо. К тому же речь сейчас идет не только об этом механизме. Абсолютно все системы необходимо регулярно осматривать и, при необходимости, проводить мелкие ремонты.
Как определить необходимость в замене
В большинстве случаев элементарная замена пыльника может обезопасить ШРУС от поломки. Но иногда этого категорически не хватает, тогда нужно его менять. Чтобы определить, нуждается ли ШРУС в замене, вы должны наблюдать появление следующих причин:
Для того чтобы проверить техническое состояние пыльников, необходимо повернуть в любую сторону до упора. Так, забравшись под днище автомобиля, вы сможете увидеть пыльники. Если ваш взгляд зацепился за небольшие трещины или просачивающуюся смазку – пора начинать беспокоиться. Нужно провести замену пыльников. Ни в коем случае не откладывайте эту затею “на потом”. Игнорирование данной проблемы вскоре может привести к износу ШРУСа. Происходит это из-за попадания песка с водой во время движения.
Что понадобится
Для замены наружного ШРУСа вам трудно будет обойтись без:
Замена наружного ШРУСа пошагово
Помимо необходимых инструментов вам нужно будет и подготовить автомобиль. Включив четвертую передачу, затяните ручник. Также вам нужно будет поставить под колеса противооткатные клинья. Если их не оказалось, используйте кирпичи или бруски. В тот момент, когда ваш автомобиль будет надежно зафиксирован, можно приступать к процессе замены.
Вот, собственно, и все. Вы сумели самостоятельно провести замену наружного ШРУСа, не потратив за это ничего лишнего. Если вы подготовили все необходимые для работы инструменты и соблюдали инструкцию, то на все у вас должно уйти не более тридцати минут. Можете наслаждаться плодами своего труда!
Замена ШРУСа и пыльника своими руками
Замена ШРУСа и пыльника своими руками
Малейшее попадание пыли и грязи выведет ШРУС из строя за сотню километров пробега. Чтобы этого не случилось, нужно регулярно внимательно осматривать защитные резиновые чехлы (пыльники) – нет ли в них возможных повреждений.
В данной статье мы расскажем как проверить состояние пыльников и как заменить ШРУС в автомобиле своими руками.
ШРУС – шарнир равных угловых скоростей.
Как проверить состояние ШРУСа и пыльников
Чтобы проверить состояние пыльников ШРУСа требуется всего лишь вывернуть передние колеса до упора и посмотреть, где расположен ШРУС. Если гофрированная резинка цела, а вокруг нее нет следов разбрызганной смазки, то все в порядке. Если же ее целостность нарушена, то лучше всего сразу заменить деталь. ШРУС может работать только в условиях хорошего состояния всех составляющих. В противном случае туда начнет попадать влага и грязь с дороги, и ШРУС быстро придет в негодность.
Кроме того, нарушения в работе ШРУСа легко определить по специфическому звуку: при осуществлении крутого поворота будет отчетливо слышен треск. Если поменять деталь немедленно нет возможности, то можно некоторое время ездить и с неисправной деталью. Но если вовремя не заменить ее, то она просто развалится на ходу движения автомобиля и тогда это обернется еще большими проблемами, а именно вызовом эвакуатора и потерянным временем.
Чтобы проверить ШРУС нужно вывернуть колеса максимально влево и начать потихоньку двигаться. Если будет слышен хруст – то неисправен ШРУС правого колеса. Аналогично проверяем на неисправность ШРУС левого колеса, когда выворачиваем руль максимально вправо.
Как правильно заменить ШРУС и пыльник ШРУСа
Операция по замене ШРУСа или защитных чехлов слишком много времени не займет. Для этого понадобятся яма, эстакада или подъемник, молоток, бородок, накидные ключи или головки на 17 и 30 мм, слесарные тиски, лом, отвертка, пассатижи и домкрат (если работы проводятся на яме). Из расходных материалов, кроме комплекта пыльников ШРУСа, понадобятся новые хомуты, смазка типа ШРУС-4.
Для наглядного пособия к инструкции по замене ШРУСа предлагаю посмотреть несколько видео-уроков как правильно заменить ШРУС в автомобиле. Так вы сможете максимально точно ознакомиться с процессом замены ШРУСа и его пыльника.
– устанавливаем автомобиль на яму или подъемник и сливаем масло из коробки передач. При этом не обязательно сливать полностью – достаточно 1,5-2 литра. Также некоторые авто мастера пропускают данную операцию, и меняют ШРУС и его пыльник без слива масла из КПП,
– вывешиваем и откручиваем то переднее колесо, со стороны которого снимается привод,
– снимаем с помощью плоской отвертки защитный пластмассовый колпачок со ступицы и бородком раскерниваем юбку на гайке ступицы,
– попросите помощника нажать на педаль тормоза, либо нажмите ее сами, зафиксировав подходящим по длине упором, чтобы удержать ступицу от проворачивания. С помощью накидного ключа или головки откручиваем гайку ступицы,
– накидным ключом или головкой отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку,
– чтобы преодолеть сопротивление стопорного кольца на шлицевом конце внутреннего ШРУСа и выдернуть привод из отверстия в КПП, лучше использовать ломик или длинную монтажную лопатку. Зацепившись концом ломика за корпус ШРУСа, упираемся в сливную пробку КПП и действуем ломиком как двуплечим рычагом, прикладывая усилие вбок по ходу автомобиля,
– оттянув поперечный рычаг передней подвески вниз, отводим поворотный кулак вместе с амортизаторной стойкой наружу и вытаскиваем шлицевой конец сначала внутреннего ШРУСа из КПП, а затем и наружного ШРУСа из ступицы колеса. Если усилия руки не хватает, чтобы выдернуть наружный ШРУС из ступицы, можно воспользоваться выколоткой с наконечником из мягкого металла, ударив через нее молотком снаружи по шлицевому концу.
Демонтаж привода с автомобиля на этом можно считать законченным. Теперь переходим к слесарным тискам, в которые зажимаем снятый привод. Далее действуем следующим образом:
– с помощью плоской отвертки удаляем с защитного чехла оба хомута,
– сдвинув немного защитный чехол (пыльник), получаем доступ к внутренней обойме шарнира. Уперевшись в нее выколоткой с наконечником из мягкого металла, наносим резкие удары молотком и сбиваем обойму в сборе со ШРУСом с вала привода,
– с помощью плоской отвертки снимаем с вала защитный чехол, промываем сам вал и шарнир равных угловых скоростей в солярке до полного удаления старой смазки. После этого внимательно осматриваем детали ШРУСа и стопорные кольца на валу на предмет износа. Не внушающие доверия детали лучше сразу заменить,
– орудуя по окружности опять же плоской отверткой, надеваем на вал новый ‘пыльник’,
– промытый и обследованный ШРУС надеваем внутренней обоймой на вал до упора в стопорное кольцо,
– чтобы преодолеть сопротивление этого кольца на сжатие, снова понадобится выколотка с наконечником из мягкого металла, только усилие прикладываем к шлицевой части ШРУСа,
– внутрь ШРУСа и в защитный чехол закладываем свежую смазку, надеваем чехол на корпус с помощью плоской отвертки и фиксируем его двумя хомутиками. Те же самые операции производим с другим шарниром равных угловых скоростей, после чего можно устанавливать собранный привод на автомобиль в обратной последовательности.
Гайку ступицы лучше поменять на новую, а затягивать ее следует с усилием не менее 23-25 кгс м. Это означает, что гайку ступицы нужно затягивать очень-очень сильно, возможно при помощи ‘удлинителей’ для большего усилия.
Все детали ШРУСа следует промыть, обновить смазку, если требуется, надеть новый чехол и затем установить обратно, закрепляя остальные детали и комплектующие в том же порядке. Если эта работа кажется вам слишком сложной, то всегда можно обратиться за помощью в авто сервис.