Обязательные тахографы для городских автобусов

Тахографы на городские автобусы

До недавнего времени тахографы на городские автобусы владельцы компаний-перевозчиков ставили в добровольном порядке. Но в связи с изменениями нормативной базы уже в 2019 году выполнять перевозку пассажиров на внутригородских маршрутах можно будет только на технике, оснащенной цифровыми самописцами с блоком СКЗИ.

В статье мы проанализируем, до какой даты необходимо установить тахографы на городские автобусы, какие устройства для этого подойдут, и чем чревато игнорирование требований законодательства. Кроме того, мы приведем рекомендации по выбору организации, которой можно доверить оснащение автобусов контрольными приборами.

Тахограф для автобуса на городском маршруте

Вопрос о том, нужен ли на городской автобус тахограф, владельцы автотранспортных предприятий начали задавать сравнительно недавно. До этого времени транспорт, задействованный на внутригородских маршрутах, тоже оснащался самописцами – но только по желанию руководства:

  • Для контроля пробега.
  • Для фиксации режима работы водителей, борьбы со злоупотреблениями и переработками.

Ситуация изменилась с выходом 27 июля 2017 года Приказа МинТранса Российской Федерации № 227. Этот приказ вносил изменения в основные документы, которые регламентировали оснащение контрольными приборами техники, задействованной в коммерческих рейсах — приказы № 36 и № 273 (оба – от 2013 года).

Требования приказа №227

Основным нововведением приказа № 227 стало расширение перечня ТС, для которых установка бортовых тахографов стала обязательной. Так, согласно требованиям этого норматива:

  • ТС, которые выполняют перевозку пассажиров на пригородных маршрутах, должны быть оснащены бортовыми самописцами не позднее, чем к 1.07.2018 г.
  • Действие приказа распространяется на технику категорий М2 и М3 – т.е. на всю, в которой есть 8 и более мест для транспортировки пассажиров.
  • Для городских автобусов срок обязательного переоснащения был увеличен — ни них тахографы должны стоять до 1.07.2019 года.

Таким образом, приказ №227 дает однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Если компания планирует выполнять городские рейсы по перевозке пассажиров, то с июля 2019 года на всех задействованных автобусах должны обязательно устанавливаться тахографы.

Это же требование касается техники, которая перевозит сотрудников одного предприятия между различными объектами в пределах города. Такие автобусы тоже должны быть переоборудованы, а их водители обязаны использовать индивидуальные тахокарты в установленном законом порядке.

Исключение оставляет транспорт, который находится в частной собственности и используются личных целях (неважно – в городе или пригороде). Такие автобусы переоснащать не нужно, но при перевозке пассажиров, возможно, придется доказывать сотрудникам ДПС или других контролирующих органов, что поездка не носит коммерческий характер.

Какие приборы разрешается устанавливать?

На транспортные средства, задействованные в перевозке пассажиров на внутригородских маршрутах, необходимо устанавливать исключительно цифровые тахографы с блоком криптозащиты информации (СКЗИ/НКМ). Использование аналоговых устройств и цифровых тахографов без криптографических модулей не допускается. Исключение составляет техника, которая выполняет также международные рейсы. По закону на таком автобусе/микроавтобусе должен быть установлен тахограф ЕСТР. Перевозка пассажиров (нерегулярная) в пределах одного города на такой технике не будет считаться нарушением требований приказа.

Как устанавливают тахографы на автобусы?

Основная задача тахографа — фиксировать параметры движения автобуса в памяти и предоставлять эту информацию представителям контролирующих органов. Для этого прибор должен быть правильно установлен и подключён к бортовым сетям:

  • На современных моделях автобусов практикуют подключение тахографа к CAN-шине. В этом случае не нужно менять спидометр и/или датчик скорости, которые передает информацию о движении в память прибора.
  • Если CAN-шины в автобусе нет, то замена датчика скорости будет обязательной. К прибору прокладывается отдельный провод, по которому ведется передача данных. Также потребуется заменить спидометр старого образца новой, цифровой моделью.

Вне зависимости от способа подключения тахограф размещается в кабине автобуса так, чтобы водитель мог выполнять различные манипуляции, не отвлекаясь от управления транспортным средством. Если на приборной панели отсутствует специальная ниша, то может потребоваться монтаж дополнительного крепежного кронштейна.Отдельно устанавливается антенна. Ее закрепляют как можно выше, ориентируя рабочую часть вверх для повышения качества связи.После установки и подключения к бортовой сети автобуса криптографический модуль тахографа нужно активировать. Для активации с помощью автоматического рабочего места (АРМ) направляется запрос в ФБУ «Росавтотранс». Полученный электронный ключ с помощью карты мастерской переносится в память прибора.

Следующий этап установки тахографа на автобус — его калибровка. В память активированного прибора вносятся данные о транспортном средстве, на котором он будет использоваться. Благодаря этому обеспечивается полная идентичность фактических параметров движения с теми, которые фиксирует тахограф. Корпус прибора, место подключения датчика скорости и место крепления антенны к разъему пломбируются. Пломбировка предотвращает вмешательство в конструкцию тахографа, а повреждения пломбы расценивается как нарушение целостности устройства — такой прибор считается неисправным (со всеми правовыми последствиями).

Использование цифровых тахографов

Использование цифрового тахографа предполагает идентификацию лица, которое управляет транспортным средством. Для этого водитель автобуса должен получить индивидуальную ключ-карту с чипом, обеспечивающим доступ к функционалу прибора. Карты могут быть двух видов — для тахографов с блоком СКЗИ и для тахографов международного образца (ЕСТР):

  • Перед выходом в рейс карта устанавливается в гнездо тахографа и активируется (водитель вводит PIN-код).
  • После принятия карты и перед началом движения обязательно указывается информация о предыдущей деятельности — «Отдых» или «Работа».
  • При запуске двигателя автобуса автоматически активируется режим «Вождение». Это режим сохраняется, даже если автобус стоит на месте с включенным двигателем.
  • После отключения зажигания водитель устанавливает режим «Отдых».

В памяти тахографа фиксируются все временные промежутки, в течение которых водитель управлял автобусом, отдыхал или выполнял другую работу. Переработки, зафиксированные бортовым самописцем (превышение общего срока управления ТС, отсутствие интервалом между промежутками вождения) становятся поводом для штрафных санкций.

Тахографы, которые устанавливаются на автобусы, комплектуются встроенными термопринтерами для распечатки снятых показаний. Сотрудники ГИБДД или других служб могут потребовать у водителя распечатку данных с прибора — отказ от этого, неисправность принтера или отсутствие в нем бумаги приравниваются к неработоспособности прибор, и могут наказываться штрафом.

Санкции за нарушение требований приказа

Требует устанавливать тахографы на городские автобусы и закон, определяющий порядок лицензирования пассажирских перевозок (от 31.10.2018). При отсутствии самопишущих приборов на технике компания просто не получит разрешение та такой вид деятельности. Попытка же выполнять перевозку без лицензии будет наказываться:

  • Штрафом от 50 тыс. рублей для должностных лиц до 400 тыс. руб. для компаний.
  • Приостановкой деятельности организации на срок до 3 месяцев (с соответствующими убытками).
  • Конфискацией ТС.

Но даже если организация получила лицензию на перевозки, и она выпустила в рейс автобус без тахографа (или с неисправным прибором), штрафные санкции могут налагаться в соответствии с требованиями КоАП (статья статье 11.23). Сумма штрафа — от 1 до 3 тыс. рублей для лица, осуществлявшего управление ТС, и до 10 тыс. для предпринимателя. В ближайшее время планируется увеличение сумм штрафов, кроме того, как и в случае с использованием техники без лицензии, деятельность транспортной компании может быть приостановлена.

Где установить?

Чтобы избежать штрафных санкций за нарушение требований приказа №227, владельцам транспортных компаний стоит подумать о своевременном оборудовании техники тахографами. При этом желательно уделить внимание этому вопросу заранее: чем ближе июль 2019 года, тем выше будет спрос на подобные услуги, и тем сложнее будет найти подрядчика, особенно для единовременного переоснащения большого количества машин.

Самостоятельно установить самописец на автобус не получится по ряду причин:

  • Согласно закону, такие операции может выполнять только сертифицированная организация, имеющая лицензию ФСБ РФ на работу с криптографическими модулями.
  • Прибор нужно не только подключить, но и откалибровать, поверить и опломбировать. Эти операции тоже выполняются только в лицензированных мастерских.

Наша компания может установить тахографы на городские автобусы в строгом соответствии с нормами законодательства. У нас есть полный пакет разрешительных документов, а большой опыт позволяет выполнять переоснащение быстро, учитывая при этом особенности конструкции ТС. Еще одним преимуществом будут доступные цены на услуги по установке тахографов, особенно при одновременном переоборудовании большого числа автобусов.

Введение тахографов для городских и пригородных автобусов с 1 июля 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях нормативных документов, связанных с использованием тахографов. Напомню, что тахограф – это прибор, который позволяет контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха.

Более подробная информация по использованию данного оборудования приведена в статье “На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?”.

Сегодня же речь пойдет о том, что тахографы стали обязательными для городских и пригородных автобусов. Изменения вступили в силу 20 ноября 2017 года, однако на переоснащение транспортных средств перевозчикам было дано дополнительное время.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Удаление городских и пригородных автобусов из перечня исключений

Первое изменение вносится в Приложение N 2 “Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами” к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”:

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
.
за исключением:

  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112;

Согласно изменениям городские и пригородные автобусы удалены из перечня исключений с 20 ноября 2017 года.

На какие автобусы распространяется нововведение?

1. Категории M2 и M3 включают в себя автобусы любой массы. То есть речь идет о всех транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест.

Таким образом наряду с большими автобусами тахографы нужно установить и на микроавтобусы (Газель и т.п.).

2. Речь идет о городских и пригородных перевозках. К ним относятся все поездки в пределах населенных пунктов, а также на расстояние менее 50 км между населенными пунктами.

Таким образом, нововведения затрагивают все маршрутные автобусы и маршрутные такси.

Срок установки тахографов

Следующие дополнения внесены в порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Министерства транспорта от 21 августа 2013 г. № 273).

Для пригородных автобусов

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов “за исключением”, производится:
.

  • транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, – до 1 июля 2018 г.;

Для пригородных автобусов крайний срок установки – 1 июля 2018 года.

Для городских автобусов

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов “за исключением”, производится:
.

  • транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, – до 1 июля 2019 г.

На городские автобусы тахографы должны были быть установлены до 1 июля 2019 года.

Так что законодатели отвели перевозчикам достаточно времени, чтобы привести транспортные средства в соответствие нововедениям.

Напомню, что за отсутствие тахографа можно получить штраф 3 000 – 5 000 рублей для водителя и до 50 000 рублей для юридического лица.

Подведем итоги данной статьи. С одной стороны введение тахографов для городских и пригородных автобусов положительно скажется на безопасности пассажиров, т.к. особо предприимчивые водители перестанут работать круглые сутки или без выходных для получения максимальной прибыли. С другой стороны для добросовестных перевозчиков, соблюдающих режимы работы, установка повлечет довольно серьезные затраты.

Также нужно отметить, что после установки тахографа водителю придется тщательно соблюдать режим труда и отдыха в соответствии с выбранным типом учета.

Тахограф на автобус

Краткое содержание

  • Нужно ли устанавливать тахографы на автобусы регулярных пригородных перевозок!
  • Обязательна ли установка тахографа на грузовой автомобиль или автобус частного лица?
  • Нужен ли тахограф на 18-ти местный автобус предприятия, для превозки персонала?
  • Нужно устанавливать тахограф на автобус доставляющих вахту своего предприятия?
  • Нужно ли устанавливать тахограф на пригородные автобусы работающие в черте района.
  • Нужен ли тахограф на автобус ПАЗ на предприяти для перевозки рабочих в черте города.
  • Нужен ли тахограф на служебный автобус не занимающийся коммерческими перевозками.
  • Тахографы на автомобилях
  • Тахографы на грузовых автомобилях
  • Льготы проезда на автобусе
  • Тахограф на манипулятор
  • Попали в дтп на автобусе

1. Нужно ли устанавливать тахографы на автобусы регулярных пригородных перевозок!

1.1. Приказ Минтранса России № 277 от 26.07.2017 г.:
до 1 июля 2018 года оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий М 2 и М 3 (М 2 – маршрутки и автобусы малой вместимости, М 3 – автобусы большой вместимости), осуществляющие пригородные перевозки.
С 1 июля 2019 года вводится обязательное оснащение тахографами автобусов и маршруток, работающих на городских перевозках.

2. Обязательна ли установка тахографа на грузовой автомобиль или автобус частного лица?

Оснащать транспортные средства тахографами обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств

(ст. 20 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

3. Нужен ли тахограф на 18-ти местный автобус предприятия, для превозки персонала?

3.1. Обязательно. Изучайте отвеченные вопросы на сайте: Подробнее >>>

4. Нужно устанавливать тахограф на автобус доставляющих вахту своего предприятия?

4.1. Да, в общем случае. Скорее всего, подпадаете под эти требования. А порядок осуществления деятельности такого транспорта – значения для этого не имеет.

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);

5. Нужно ли устанавливать тахограф на пригородные автобусы работающие в черте района.

5.1. Приказ Минтранса России № 277 от 26.07.2017 года «О внесении изменений в Приказы Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

В соответствии с этим документом, до 1 июля 2018 года оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий М 2 и М 3, осуществляющие пригородные перевозки.

К категории М 2 можно отнести маршрутки и автобусы малой вместимости, к категории М 3 – автобусы большой вместимости.

Таким образом, с 1 июля 2018 года по приказу N 227 на всех работающих на пригородных перевозках автобусах и маршрутных такси должен быть установлен тахограф.

А с 1 июля 2019 года вводится обязательное оснащение тахографами автобусов и маршруток, работающих на городских перевозках.

По действующему законодательству для установки в том числе на автобусы и маршрутные такси допускаются только цифровые тахографы с СКЗИ.

6. Нужен ли тахограф на автобус ПАЗ на предприяти для перевозки рабочих в черте города.

6.1. Владимир, поскольку автобус у вас не маршрутный, поэтому установка тахографа в данном случае обязательна. Для справки:

На какие автобусы необязательна установка бортового самописца:

Осуществляющие регулярные пассажирские перевозки (маршрутное такси) в городе или загородной черте.

Для международных перевозок, оборудованные бортовыми самописцами европейского образца.

​Для государственного или военного предназначения, а также автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Возрастом более 30 лет и не предназначенные для коммерческих перевозок.

Предназначенные для обучения вождению.

С тахографами старого образца.

Для дорожных испытаний.

7. Нужен ли тахограф на служебный автобус не занимающийся коммерческими перевозками.

7.1. Доброго времени суток! Нужен конечно, если автобус перевозит пассажиров, то тахограф вам необходим согласно ФЗ РФ “О безопасности дорожного движения”

8. Имею автобус в личном пользовании. Открыто ИП на торговлю одежды. Перевозкой не занимаюсь. Остановило ГАИ. Перевозил вещи от транспортной компании к себе в магазин. Требуют тахограф и все остальное к нему. Написали протоколы как на ИП без тохогрофа, без путевого листа, без пред. Медосмотра и осмотра машины. Грозят большими штрафами. Хотя я не согласен.

8.1. Надо протоколы смотреть, чтобы ответить на ваш вопрос.
С уважением.

8.2. Здравствуйте! Коммерческие вопросы доступны в рамках оказания платных услуг.

9. Приобрели микроавтобус Форд Транзит, согласно одобрения типа транспортного средства RU E RU MT02. 00874 от 11.07.2019 внесенного в ПТС – автобус должен быть оборудован тахографом но. дилер указывает на то что тахограф является дополнительным оборудованием который необходимо оплачивать отдельно, так ли это?

9.1. Да, это дополнительное оборудование
Автобус можно и купить для личного использования и без тахографа использовать, тахограф нужен для пассажирских перевозок.

10. Нужно ли устанавливать тахограф на частный автобус? Если я не оформлен как индивидуальный предприниматель по перевозке пассажиров.

10.1. Здравствуйте.
Тахограф нужен все равно.

10.2. Нет, не нужно.

Оснащению тахографами подлежат автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении (Постановление Правительства РФ от 30.03.2019 N 382 “О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий”), причем в городском сообщении-только с 1.07.2020 г.

Если вы не осуществляете регулярных перевозок по расписанию на основании допуска областной администрации, тахограф вам не нужен.

11. Нужен ли тахограф на личный автобус не ип не занимаюсь коммерческой деятельностью, езжу с друзьями на работу 170 км.

11.1. Доброго времени суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее – тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, если Вы не ИП и не юридическое лицо, Вы не обязаны оснащать свое транспортное средство тахографом.

Но в случае если Вас становит сотрудник ГИБДД, и у Вас будут в салоне люди (вы не указали количество посадочных мест), Вам придется доказывать, что вы осуществляете не коммерческую перевозку, а если остановка повториться да еще этим же сотрудником, то тут уже может быть и незаконная предпринимательская деятельность. Одно дело подвозить один – два раза на авто, а другое возить людей на автобусе. Не коммерческий характер еще необходимо будет доказать.

12. Здравстауйте. Имею автобус 18 мест, лицензия, тахограф и все документы есть. Могу я я ехать с семьей на юг неоформляя документы (некомерческая поездка)

12.1. Здравствуйте! Да такая возможность имеется.

13. Если я еду один без пассажиров на собственном автобусе 13 мест, по своим нуждам, и не занимаюсь пассажирскими перевозками вообще, нужна ли в таком случае лицензия и Тахограф!? (Я физическое лицо) не ИП, и не Юр лицо.

13.1. Здравствуйте! Нет, если едете один – то не нужна лицензия.

Установка тахографа на автобус: требования, виды, законодательная база

Дата публикации — 08.10.2018

Тахограф – устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения. В конце 2017 года вышел приказ об изменении правил установки тахографов на автобусы и типов приборов, допущенных к использованию.

Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы

9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».

Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:

  • С 01.07.2018 года – автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 – большой вместимости.
  • С 01.07.2019 года – «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.

То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.

В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.

Для какого транспорта установка бортового самописца не предусмотрена?

На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.

На какие автобусы установка тахографа не нужна:

  • мобильные исследовательские лаборатории;
  • телевизионные студии;
  • транспорт военных инспекций, а также органов, производящих оперативно-розыскные операции.

Принцип работы цифрового тахографа

Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:

  • Включение прибора.
  • Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
  • Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
  • При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.

ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.

Виды тахографов

Все бортовые самописцы по конструкции делятся на следующие основные виды:

  • Аналоговые, иначе называемые «шайбовыми», считаются устаревшими моделями, которые с начала 2018 года должны быть демонтированы и заменены на цифровые.
  • Устройства, соответствующие ЕСТР – Европейскому соглашению, регламентирующему работу водителей ТС, совершающих международные перевозки.
  • Цифровые приборы без СКЗИ. Такие устройства, не оборудованные модулем криптозащиты информации, в пределах России эксплуатироваться не могут.

Единственным разрешенным типом самописцев для автобусов, которые совершают городские, пригородные, междугородные и международные перевозки по территории РФ, является цифровой тахограф, оснащенный СКЗИ. Эта аббревиатура расшифровывается как «система криптозащиты информации». Иначе этот блок называется НКМ – «навигационный криптографический модуль». Он представляет собой энергонезависимый блок памяти с собственным программным обеспечением. Программная часть СКЗИ обеспечивает шифровку информации, которая поступает на тахограф от периферийных устройств. В блоке данные защищены специальной цифровой подписью, гарантирующей невозможность удаления или изменения поступающей информации. Срок службы СКЗИ – три года, но при поломке или изменении данных, необходимых для его активации, может потребоваться более ранняя замена.

Правила установки прибора

Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента. Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора – корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:

  • после первоначального монтажа;
  • при отклонении внутренних часов от реального времени более чем на 20 минут;
  • при нарушении пломбы;
  • после ремонта или установки шин с другой длиной окружности;
  • после изменения характеристик ТС;
  • каждые 2 года.

В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Для чего нужен тахограф в автобусе?

Ответ на вопрос о том, для чего нужен тахограф в автобусе, достаточно прост. Во-первых, наличие такого прибора позволяет фиксировать (а значит – и контролировать) параметры движения и режим работы водителя. Во-вторых — в связи с последними изменениями в законодательстве установка бортового самописца становится обязательной для большинства ситуаций.

Тахограф в автобусе необходим, более того – попытка эксплуатации техники без такого прибора почти гарантированно будет наказываться серьезными штрафами. Потому и владельцам транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, и тем, кто отвечает за организованную перевозку детей стоит разобраться во всех деталях, касающихся оснащения транспорта подобными устройствами.

Тахограф на автобус: законы, регулирующие установку

Какие именно документы регламентируют оснащение техники регистрирующими устройствами? Необходимость оборудования автобусов тахографами определяется несколькими нормативными актами:

  • Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения». Ст. 20 этого закона определяет основные требования, которые выдвигаются к технике, задействованной в коммерческих грузопассажирских перевозках, в т.ч. обязательную установку бортовых самопищущих приборов на автобусы и микроавтобусы.
  • Ст. 11.23 КоАП также содержит требование, обязывающее использовать технику для коммерческой перевозки людей только при наличии исправного тахографа, конструкция которого соответствует принятым стандартам. Кроме того, в этой статье указываются размеры штрафов за езду без бортового самописца или с неисправным устройством.
  • Приказ №36 МинТранса РФ. В этом документе содержится перечень требований к конструкции тахографов, а также к порядку их установки (монтаж в сертифицированных организациях).

Кроме того, порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентировался Приказом № 27 Министерства Транспорта РФ, но сравнительно недавно в этот документ были внесены изменения (приказ № 227, о котором будет рассказано ниже).

Какой тахограф установить на автобус?

Выбор модели тахографа, предназначенного для оснащения транспортного средства, зависит от того, какие именно рейсы будет выполнять техника.

Для машин на любых внутрироссийских маршрутах обязательной является установка цифровых тахографов с блоком СКЗИ (криптографическим модулем). В первую очередь это такие модели как:

  • КАСБИ DT-20M
  • АТОЛ Drive 5
  • Continental VDO DTCO 3283
  • ШТРИХ-Тахо RUS и др.

Если же автобус выполняет международные рейсы, то его нужно оснащать прибором, соответствующим стандартам ЕСТР. Это:

  • Continental VDO DTCO 1381
  • Stoner >Действующие нормативы обязуют оснащать бортовыми самописцами все транспортные средства, конструкция которых предусматривает 8 и более пассажирских мест. Сюда относятся автобусы категорий:

  • М2 (масса менее 5 тонн).
  • М3 (масса более 5 тонн).

Кроме того, обязательная установка тахографа на технику, которая применяется для организованной перевозки несовершеннолетних: школьные автобусы, транспортные средства детских оздоровительных лагерей, других детских учреждений и т.д.

На какие автобусы не нужен тахограф?

Несмотря на то, что закон предписывает устанавливать регистрирующие устройства на машины всех категорий, его требования касаются только техники, которая задействована в пассажирских или грузопассажирских перевозках коммерческого характера. Таким образом:

  • Нет необходимости оснащать тахографами автобусы и микроавтобусы, находящиеся в личной собственности и не использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров.
  • При остановке сотрудниками ДПС ГИБДД для отсутствия претензий будет достаточно любых подтверждений некоммерческого характера перевозки пассажиров (устное свидетельство лиц на пассажирских местах, отсутствие владельца в реестре ИП/юридических лиц и т.д.).

Кроме того, для некоторых групп транспортных средств тоже сделаны исключения. Так, самописцы не обязательно ставить на микроавтобусы, выполняющие перевозку инкассаторов, военную технику, технику, принадлежащую МВД и другим силовым ведомствам.

Тахографы на городские автобусы и технику на пригородных маршрутах

Ранее нормативная база предусматривала обязательную установку тахографов только на те автобусы, которые выполняли междугородние рейсы. Техника на пригородных маршрутах (официально утвержденных и имеющих протяжённость не более 50 км) и городские автобусы освобождались от установки бортовых регистрационных приборов.

Но с изменениями в законодательстве от 26.07.2017 года (Приказ № 227 Министерства транспорта Российской Федерации) теперь нужно оснащать тахографами и эту технику:

  • До 1 июля 2018 года самописцы должны быть установлены на автобусы и микроавтобусы, выполняющие пригородные рейсы.
  • 1 июля 2019 – граничный срок для оснащения регистрирующими устройствами всех автобусов, задействованных в регулярных пассажирских перевозках на городских маршрутах.

Работа автобуса по тахографу: основные требования

Требования к управлению автобусом, оснащенным тахографом, содержатся в Приказе №15 Министерства Транспорта РФ (20.08.04, с изменениями от 03.05.18), регламентирующем режим труда /отдыха водителей. Согласно этому приказу:

  • К рабочему времени относится не только время непосредственного управления автомобилям, но и время, затраченное на другие виды деятельности: подготовку к рейсу, обслуживание автомобиля, охрану груза.
  • При ежедневном учете продолжительность рабочего дня должна составлять не более 8 часов (пятидневная рабочая неделя) или 7 часов (шестидневная неделя).
  • При суммированном учете продолжительность рабочего дня может увеличиваться до 10-12 часов.
  • Первый промежуток непрерывной работы (в т.ч. вождения транспортного средства) не может превышать 4 часов (на международных маршрутах, где действуют правила ЕСТР – до 4,5 часов). Последующие промежутки времени, выделенные на вождение без перерыва, не могут превышать 2 часа каждый.
  • Минимальная продолжительность отдыха – 15 минут (меньший промежуток времени не будет зафиксирован самописцем).
  • Минимальная допустимая продолжительность отдыха между сменами — 12 часов.

Соблюдение режима труда и отдыха водителя контролируется по записям в памяти устройства. При обнаружении нарушения на водителя могут быть наложены штрафные санкции.

Штрафы за отсутствие тахографа на автобусе

Согласно требованиям статьи 11.23 КоАП РФ к наказуемым деяниям относятся:

  • отсутствие на автобусе бортового регистрационного устройства;
  • езда с неисправным устройством;
  • управление техникой без индивидуальной тахографической карты.

Суммы штрафов составляют:

  • от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
  • до 10 тыс. рублей – для ответственного за нарушение должностного лица.

Кроме того, штраф в сумме до 3 тыс. рублей будет обязан выплатить водитель, допустивший нарушение режима труда и отдыха.

Сегодня на стадии согласования находится законопроект о внесении изменений в с ст. 11.23 КоАП РФ, расширяющий круг ответственных лиц и увеличивающий суммы штрафов. Согласно этому законопроекту:

  • За допущенное нарушение водитель может получить штраф в сумме от 3 до 5 тысяч.
  • Юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 20 до 50 тысяч.
  • Также в качестве санкции может применяться приостановка деятельности предприятия (на срок до 90 дней).

Анализ информации, приведённой выше, помогает разобраться, для чего нужен тахограф в автобусе. С одной стороны, наличие такого прибора дает возможность оптимизировать рабочее время водителя, снизив уровень аварийности. С другой — оснащение автобусов и микроавтобусов самописцами позволяет избежать штрафов, которые весьма чувствительны уже сегодня, а со временем станут куда более существенными.

Установка тахографов на маршрутные ТС категории М2,М3
осуществляющих пригородные и городские регулярные перевозки

В соответствии с Приказом Минтранса РФ №277 от 26.07.2017 установлена обязанность оснащать тахографами:
маршрутные транспортные средства категорий M2, M3, осуществляющие пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, в срок до 1 июля 2018 года. маршрутные транспортные средства категорий M2, M3, осуществляющие городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, подлежат оснащению тахографами в срок до 1 июля 2019 года.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ №277 от 26.07.2017 установлена обязанность оснащать тахографами:

  • маршрутные транспортные средства категорий M2, M3, осуществляющие пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, в срок до 1 июля 2018 года.
  • маршрутные транспортные средства категорий M2, M3, осуществляющие городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, подлежат оснащению тахографами в срок до 1 июля 2019 года.


Цифровой тахограф с СКЗИ + установка – 35000р.
Дополнительные материалы для установки тахографа не требуются


Цифровой тахограф с СКЗИ + установка – 35000р.
В случае установки дополнительных материалов: переходник датчика скорости, датчик скорости, информационный кабель – 37000р.


Цифровой тахограф с СКЗИ + установка – 35000р.
В случае установки дополнительных материалов: переходник датчика скорости, датчик скорости, информационный кабель – 45000р.


Цифровой тахограф с СКЗИ + установка – 35000р.
В случае установки дополнительных материалов: переходник датчика скорости, датчик скорости, информационный кабель – 37000р.


В ряде случаев данный тип ТС оснащен тахографом ЕСТР VDO1381 или VDO 1318
При замене тахографа VDO 1381 на тахограф с СКЗИ стоимость установки составит – 35000р. Дополнительные материалы для установки тахографа не требуются.
При замене тахографа VDO 1318 на тахограф с СКЗИ стоимость установки составит – 40000р. Дополнительные материалы для установки тахографа: спидометр, комплект проводки для подключения спидометра.
В некоторых случаях эти автобусы оснащены спидометрами и датчиками скорости, которые не функционируют с цифровыми тахографами. В данном случае стоимость установки цифрового тахографа с СКЗИ составит – 42000р. Дополнительные материалы для установки тахографа: датчик скорости, спидометр, информационный кабель.


В ряде случаев данный тип ТС оснащен тахографом ЕСТР VDO1381 или VDO 1318 При замене тахографа VDO 1381 на тахограф с СКЗИ стоимость установки составит – 35000р. Дополнительные материалы для установки тахографа не требуются.
При замене тахографа VDO 1318 на тахограф с СКЗИ стоимость установки составит – 40000р. Дополнительные материалы для установки тахографа: спидометр, комплект проводки для подключения спидометра.

При эксплуатации установленного цифрового тахографа с блоком СКЗИ Вам в обязательном порядке потребуются:

Установка тахографа на автобус: требования, виды, законодательная база

Дата публикации — 08.10.2018

Тахограф – устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения. В конце 2017 года вышел приказ об изменении правил установки тахографов на автобусы и типов приборов, допущенных к использованию.

Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы

9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».

Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:

  • С 01.07.2018 года – автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 – большой вместимости.
  • С 01.07.2019 года – «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.

То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.

В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.

Для какого транспорта установка бортового самописца не предусмотрена?

На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.

На какие автобусы установка тахографа не нужна:

  • мобильные исследовательские лаборатории;
  • телевизионные студии;
  • транспорт военных инспекций, а также органов, производящих оперативно-розыскные операции.

Принцип работы цифрового тахографа

Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:

  • Включение прибора.
  • Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
  • Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
  • При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.

ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.

Виды тахографов

Все бортовые самописцы по конструкции делятся на следующие основные виды:

  • Аналоговые, иначе называемые «шайбовыми», считаются устаревшими моделями, которые с начала 2018 года должны быть демонтированы и заменены на цифровые.
  • Устройства, соответствующие ЕСТР – Европейскому соглашению, регламентирующему работу водителей ТС, совершающих международные перевозки.
  • Цифровые приборы без СКЗИ. Такие устройства, не оборудованные модулем криптозащиты информации, в пределах России эксплуатироваться не могут.

Единственным разрешенным типом самописцев для автобусов, которые совершают городские, пригородные, междугородные и международные перевозки по территории РФ, является цифровой тахограф, оснащенный СКЗИ. Эта аббревиатура расшифровывается как «система криптозащиты информации». Иначе этот блок называется НКМ – «навигационный криптографический модуль». Он представляет собой энергонезависимый блок памяти с собственным программным обеспечением. Программная часть СКЗИ обеспечивает шифровку информации, которая поступает на тахограф от периферийных устройств. В блоке данные защищены специальной цифровой подписью, гарантирующей невозможность удаления или изменения поступающей информации. Срок службы СКЗИ – три года, но при поломке или изменении данных, необходимых для его активации, может потребоваться более ранняя замена.

Правила установки прибора

Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента. Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора – корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:

  • после первоначального монтажа;
  • при отклонении внутренних часов от реального времени более чем на 20 минут;
  • при нарушении пломбы;
  • после ремонта или установки шин с другой длиной окружности;
  • после изменения характеристик ТС;
  • каждые 2 года.

В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Тахографы для городских и пригородных автобусов с 1 июля 2018 года

20 ноября 2017 года вступили в силу изменения согласно которых тахографы становятся обязательными для городских и пригородных автобусов. Однако на переоснащение транспортных средств перевозчикам дано дополнительное время. Как мы уже знаем, тахограф — это прибор, который позволяет контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителем.

Согласно Приложения № 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»:

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112;

Но с 20 ноября 2017 года, согласно изменениям, городские и пригородные автобусы удаляют из перечня исключений. К городским и пригородным перевозкам относятся все перевозки в пределах населенных пунктов, а также на расстояние менее 50 км между населенными пунктами. Так как в категорию М2 и М3 входят все автобусы любой массы то теперь тахографы необходимо устанавливать на все типы автобусов, не только на большие но и на микроавтобусы, то есть на все транспортные средства имеющие 8 пассажирских мест и более.

Следующее изменение касается сроков установки тахографов. Согласно Приказа Министерства транспорта от 21 августа 2013 г. № 273, для пригородных автобусов крайний срок установки тахографов — 01 июля 2018 года, для городских автобусов — 01 июля 2019 года.

Напомню, что за отсутствие тахографа налагается штраф на водителей в размере от 1000 до 3000 рублей, на должностных лиц от 5000 до 10000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Обязательные тахографы для городских автобусов

Нужен ли тахограф на автобус? Входят ли автобусы в перечень исключений для обязательной установки тахографов? Ответим на эти вопросы и дадим пояснения по актуальному законодательству.

Тахограф — это прибор, позволяющий контролировать режим труда и отдыха и маршрут движения автобуса.

Ранее транспортные средства категории M2, M3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки входили в список исключений и были освобождены от необходимости установки тахографа.

Автобусы имеющие больше восьми сидячих мест, должны быть оборудованы тахографами в обязательном порядке. То есть, даже если вы являетесь владельцем микроавтобуса типа Газель, Peugeot Boxer, Mersedes Sprinter и выполняете перевозку пассажиров на внутригородском или междугороднем маршруте,
вам надлежит установить тахограф в следующие сроки:

Для пригородных автобусов – до 1 июля 2018 года

Для городских автобусов — до 1 июля 2019 года.

На основании изменений, внесенных в Приказ
Министерства транспорта от 21.
08.2013 г. № 273

Для городских и пригородных автобусов, выполняющих перевозки внутри страны, мы предлагаем установить тахограф со средством криптозащиты производства российской компании АТОЛ. Этот производитель зарекомендовал себя как надежный партнер, а его продукция отвечает всем современным техническим параметрам и требованиям законодательства.

Транспортная инспекция и ГИБДД всегда в первую очередь проверяют пассажироперевозчиков и перевозчиков опасных грузов. По этой причине отсутствие тахографа с немалой долей вероятности может стать причиной недопуска на рейс.

Некоторые организации, например школы, перед заключением контракта на пассажирскую перевозку запрашивают все необходимые документы, включая документы об установленном тахографе. Отсутствие тахографа в этом случае чревато срывом выгодного контракта.

Установка тахографа на автобусы позволит зафиксировать несоблюдение водителями режима труда и отдыха, а если Вы закажете установку с датчиком топлива ДУТ TKLS, то как владелец автопарка сможете контролировать факты слива топлива недобросовестными сотрудниками.

Для каждого водителя вашей транспортной компании мы изготовим персональную карту водителя, а для осуществления процедур контроля — карту предприятия, передаваемую ответственному лицу.

В варианте тахографа с модемом Вы также сможете выполнять мониторинг Ваших автобусов в режиме онлайн со своего компьютера или телефона, фиксировать случаи нарушения Вашими водителями скоростного режима и графика прибытия в пункт назначения. Это помогает владельцам автопарков принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения в отношении персонала.

Не стоит забывать и о том, что при выполнении пассажирских рейсов с немалой ответственностью тахограф является вашим «черным ящиком», в которым надежно фиксируются все данные о ДТП или нарушении скоростного режима.

Выбирайте надежную компанию с лицензией ФСБ и собственным клеймом мастерской!

Закажите установку тахографа на свой автобус в компании «ТСК-МОНИТОРИНГ»!

Если Вы обладаете большим парком техники, который необходимо оснастить тахографами, мы можем подготовить для Вас индивидуальное коммерческое предложение с еще более выгодными ценами.

Мониторинг транспорта

Спец параметры

Используется следующее оборудование

Карта водителя (СКЗИ)

считыватель карт водителя ACS ACR38-I1

АТОЛ Drive Smart СКЗИ

Термобумага для тахографа

Товар успешно добавлен в корзину!

Заказать в один клик

Оставьте телефон и имя, менеджер сразу перезвонит вам.

Согласие на обработку личных данных.

Данным заявлением подтверждаю свое согласие на обработку, в том числе с использованием средств автоматизации (сбор, запись, накопление, хранение, изменение, использование, передачу, обезличивание, удаление, уничтожение), моих персональных данных, указанных в заявлении.

Целью обработки персональных данных является выдача, замена или обновление карты водителя.

Организация, выдающая карты вправе передавать персональные данные, указанные в заявлении, третьему лицу, являющемуся организацией-изготовителем карт тахографа, учтенному ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт тахографа. Целью передачи персональных данных организации-изготовителю карт тахографа является выпуск карты водителя.

Организация, выдающая карты вправе передавать персональные данные, указанные в заявлении, третьему лицу- ФБУ «Росавтотранс». Целью передачи персональных данных в ФБУ «Росавтотранс» является учет в перечне сведений о каждом экземпляре переданных, активизированных, утилизированных организациями-изготовителями и мастерскими карт тахографа.

Организация-изготовитель карт тахографа вправе передавать персональные данные, указанные в заявлении, третьему лицу, являющемуся в установленном порядке аккредитованным удостоверяющим центром. Целью передачи персональных данных удостоверяющему центру является выпуск квалифицированного сертификата карты тахографа.

С правилами пользования ИПФШ.467444.001ПП «Программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства защиты информации «Карта тахографа «Диамант» ознакомлен.

Оставьте заявку сейчас

И получите комплект термобумаги для тахографа в подарок!

Физические лица будут оснащать автобусы тахографами

16.10.2018 в третьем чтении Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (проект № 262341-7) (далее – Проект) в котором обозначена обязанность физических лиц, владеющих транспортными средствами категории M2 (автобусами), устанавливать тахографы.

Проект вносит существенные изменения правового регулирования в сфере тахографии. Одно из главных нововведений – утвержденное положение Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ФЗ-196), обязывающее оснащать тахографами эксплуатируемые физическими лицами транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограмм и число сидячих мест, которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, – то есть транспортные средства категорий М2 (свыше 3,5 тонн) и М3.

Обращаем внимание, что в данной редакции ФЗ-196 речь идет только об автобусах, максимальная масса которых превышает 3,5 т. и число сидячих мест, помимо водителя, превышает 8. В такой формулировке отслеживается смешение содержащихся в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) признаков автобусов и грузовых автомобилей (категорий N2 и N3).

Почему тахографы только на автобусы?

Невозможно установить намеренно ли законодатель ограничил круг транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами, только автобусами, превышающими указанную массу, или это очередной пример неточной формулировки требований. Порядок и сроки оснащения физическими лицами транспортных средств тахографами будет закреплен все в том же Приказе Минтранса № 273, а требования к ним установлены Приказом Минтранса № 36. Таким образом в случае принятия Закона, следует ожидать изменения указанных Приказов. Второе изменение также связано с оснащением тахографами транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами.

Тахограф для физических лиц

Первостепенная задача тахографа – регистрация режимов труда и отдыха водителей. Очевидно, что физические лица, осуществляющие перевозки для собственных нужд (не в рамках трудовых отношений) не могут соблюдать режимы труда и отдыха, установленные действующим трудовым законодательством.

Режимы труда и отдыха разработаны, в том числе, в целях минимизации риска возникновения дорожно-транспортных происшествий по причине утомленности водителя и снижения концентрации внимания, и заключаются в ограничении количества времени, в течение которого водитель постоянно сосредотачивается на дороге. Однако, в контексте понятия «режимы труда и отдыха» также содержатся требования к составлению графика работы водителя, в том числе с указанием максимальной продолжительности рабочей смены, регулируется порядок предоставления выходных, учета рабочего времени, предоставления компенсаций в случае превышения допустимых показателей. Такие положения неприменимы в отрыве от трудовых отношений, а, следовательно, не могут распространяться на физических лиц, управляющих транспортным средством вне рамок трудовых отношений.

Однако степень общественной опасности, связанной с риском возникновения ДТП с участием таких лиц, не может быть оценена ниже опасности, которую представляют автобусы, которыми управляют водители в рамках исполнения своих трудовых обязанностей. Поэтому аналогичные требования: нормы времени управления транспортным средством и перерывов в таком управлении, – должны распространяться и на физических лиц, которые управляют транспортным средством для собственных нужд.

В новой редакции закона ФЗ-196 тахограф определён иначе

В новой редакции ФЗ-196 тахограф будет определён иначе. Согласно Проекту помимо информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, он должен будет регистрировать информацию о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режимах труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Таким образом, законодатель выделяет 2 категории временных показателей, которые регистрируются и учитываются тахографом: во-первых, режимы труда и отдыха; во-вторых, нормы времени управления транспортным средством и отдыха водителя. Такое разделение позволит не только учитывать время управления в отношении физических лиц, осуществляющих перевозки для собственных нужд, но и время управления транспортным средством водителей за пределами исполнения им рабочей функции (например, когда водитель по завершению смены следует на собственном автомобиле домой).

Изменения для физических лиц в части норм управления транспортом

Проект устанавливает обязанность водителей (физических лиц, эксплуатирующих транспортные средства) соблюдать номы времени управления транспортным средством и отдыха. Такие нормы, согласно проекту, будут установлены Правилами дорожного движения. Следует ожидать, что в ПДД будут внесены изменения, которые, вероятно, будут устанавливать нормы времени управления транспортным средством для всех водителей, независимо от категории управляемых ими транспортных средств.

Лицензирование перевозок для физических лиц

Следующее изменение – введение лицензирования пассажирских перевозок, осуществляемых по заказу и для собственных нужд. Сейчас перевозка пассажиров, осуществляемая по заказу и для собственных нужд, не подлежит лицензированию, что является одним из способов «обхода» требований законодательства и осуществления перевозочной деятельности без получения лицензии, а, соответственно, с нарушением лицензионных требований. Как отмечает разработчик проекта, на настоящий момент участились случаи осуществления регулярных перевозок под видом заказных. Изменения, вводимые Проектом, призваны минимизировать случаи нарушения требований законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и иных лиц.

Вместе с тем, отменяется уведомительный порядок начала деятельности в отношении осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказам, а также проведение плановых проверок лицензионных требований в области автомобильного транспорта.

Реестр лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами будет содержать не только данные о выданных лицензиях, но и сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, используемых для осуществления подлежащей лицензированию деятельности.

Важно отметить, что основаниями для отказа во включении сведений о таких транспортных средствах в реестр является:

Наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

  • Предоставление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.
  • Включение в реестр сведений о приобретенных лицензиатом дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах производится на основании заявления лицензиата. Указанные положения будут создавать для правоприменителей ряд сложностей, связанных с учетом сведений при передаче транспортного средства от одного перевозчика другому. Так новый владелец транспортного средства не сможет включить в реестр лицензий сведения о нем как о владельце транспортного средства в случае, если старый владелец не заявил об исключении такого транспортного средства из реестра. Что же касается порядка и сроков актуализации сведений, содержащихся в реестре лицензий, вероятно, он будет утвержден лицензирующим органом после вступления в силу изменений. Таким образом перевозчикам необходимо будет внимательно ознакомиться со сроками внесения соответствующих изменений в реестр и осуществлять передачу транспортных средств таким образом, чтобы старый и новый владелец осуществляли внесение изменений в предусмотренные Порядком сроки. До момента внесения в реестр сведений о транспортном средстве, перевозчик будет не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности с использованием такого транспортного средства.

    Сроки вступления в силу положений проекта

    Новое определение тахографа, положения, касающиеся норм времени управления транспортным средством и отдыха водителей, а также обязывающие физических лиц осуществлять оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами вступят в силу по истечению 1 года после дня официального опубликования Закона.

    Положения о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц по заказу и для собственных нужд вступят в силу по истечению 120 дней после официальной публикации закона. При этом для получения лицензии будет также выделен переходный период – 120 дней после дня вступления в силу положений о лицензировании. Таким образом у перевозчиков будет в запасе 240 дней на получение лицензии после официального опубликования закона.

    Однако следует отметить, что получить лицензию сразу (до вступления в силу положений о лицензировании) не представляется возможным, поскольку перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является закрытым, а значит невозможно получить лицензию на осуществление деятельности, не предусмотренной законом. Поэтому для оформления лицензии перевозчикам необходимо будет дождаться вступления в силу положений о лицензировании, а затем уже запускать процесс ее оформления.

    Для лиц, у которых уже имеется действующая лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), предоставление лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами осуществляется в упрощенном порядке.

    Ссылка на основную публикацию