Что происходит на автомобильном рынке России

В России рекордно упали продажи автомобилей

В мае в стране было продано более 137,6 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей – это на 6,7% меньше, чем в мае прошлого года. Эксперты зафиксировали столь сильное падение впервые за два года.

Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса, с января по май 2019 года российский авторынок сократился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, до 677,5 тыс. проданных машин.

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заявил, что “в мае для автомобильного рынка нет хороших новостей” и отметил, что “почти 7% падение продаж – самое значительное падение за 2 года”. Снижение спроса на автомобили он связал с “макроэкономическими факторами”, такими как растущие расходы домохозяйств после повышения НДС в начале года. “Особенно это касается автомобильного сектора, где мы имеем рынок, который до сих пор адаптируется к существенному понижению правительственных субсидий, стимулировавших розничные продажи в прошлом”, – добавил он.

В рейтинге компаний по объемам продаж зафиксировано снижение спроса на автомобили бренда Ford, который вскоре уйдет из России. Продажам Ford не помогли даже внушительные скидки – дилеры реализовали 3,4 тыс. машин, что на 8% меньше, чем в том же месяце годом ранее.

Также резко снизились продажи Nissan – на 31%, до 4 тыс. экземпляров. 13-процентное падение отмечено у Renault (10,6 тыс. шт.) и 9-процентное – у Toyota. На 6% меньше автомобилей в мае продали и дилеры Renault.

Топ-10 автобрендов по объемам продаж:

  1. Lada (28,7 тыс. шт.; 0%);
  2. Kia (19,4 тыс. шт.; -1%);
  3. Hyundai (14,8 тыс. шт.; -6%);
  4. Renault (10,6 тыс. шт.; -13%);
  5. Volkswagen (8,7 тыс. шь.; -4%);
  6. Toyota (7,8 тыс. шт.; -9%);
  7. Skoda (6,9 тыс. шт.; +17%);
  8. ГАЗ (4,3 тыс. шт.; -8%);
  9. Nissan (4 тыс. шт.; -31%);
  10. Ford (3,4 тыс. шт.; -8%).

В числе компаний, которым удалось резко увеличить продажи новых автомобилей в мае, оказались китайские бренды Geely и Haval: они реализовали 736 и 712 машин соответственно, что на 242% и на 149% больше прошлогодних результатов.

В разговоре с “Авторамблером” директор филиала “АВИЛОН.Hyundai” пояснил, что падение продаж по итогам мая отражает общую тенденцию рынка, а именно, отсутствие спроса на объемообразующие модели в масс-сегменте. “Из-за роста цен и ограниченной гос. поддержки клиенты предпочитают откладывать покупку автомобиля до лучших времен”, – добавил он.

potter27 › Блог › Сегодняшние реалии рынка подержанных авто в Москве

Сегодня хочу рассказать о несколько более глобальной теме, чем осмотр какого-то автомобиля или его поиске. Ведь основная проблема соискателя авто с пробегом не в осмотре, а именно в том, чтобы найти достойный вариант. По состоянию, по цене, опциям, комплектации и т д. Я расскажу, как на сегодняшний день устроен рынок автомобилей с пробегом в Москве, а вы сможете (я надеюсь) сделать выводы, как эту машину искать. Только не ждите в этом посте конкретных адресов, имен и номеров телефонов, по которым можно позвонить и хорошую машину вам пригонят к подъезду:)

Многие из вас, открывая сайты по продаже автомобилей, видят огромный выбор предложений по практически любым маркам и моделям в Москве. Смотрите красивые картинки, читаете описание, все вам нравится. Казалось бы, приезжай и покупай. Особенно, если вы находитесь в регионе, то основной проблемой вам кажется лишь покупка билетов на ближайший рейс. А тут смотришь YouTube или посты на DRIVE2, где подборщики кошмарят бесконечными осмотрами автохлама, а если уж кому-то и подобрали отличный автомобиль, то стоит он слишком дорого, в интернете они гораздо дешевле! Скорее всего, подборщики просто не заморачиваются и находят клиенту самую дорогую машину, и она просто оказывается действительно неплохой – примерно такие мысли в вашем сознании, верно?

Что же, давайте начнем вот с чего. Откройте поисковик и введите туда – «подбор авто с пробегом в Москве». Вы устанете пролистывать ссылки на различные конторы по автоподбору, а не забывайте еще про VK и Instagram… Я вам больше скажу, основная масса автоподборщиков из соседних областей также ищут машины в Москве. А еще не забывайте про перекупов, да и простых соискателей… В общем, хороших машин реально немало, но попробуйте просто представить, сколько на них желающих!

Если вы хоть раз пробовали искать б/у авто в Москве самостоятельно, то, наверняка, сталкивались с тем, что позвонив по какому-то интересному объявлению, вам ответили, что машина уже продана. Я не говорю сейчас про «крутые» тачки по низким ценам, которые висят в объявлениях неделями, опять же, если вы пробовали по таким машинам приезжать, то сами все знаете:) И вот, один раз продано, второй, третий… Тут вы уже начинаете задумываться над тем, как узнавать о подобных предложениях сразу. Настраиваете уведомления, сидите у компьютера вместо работы и мониторите, мониторите… В общем, про это можно бесконечно рассказывать, да и у меня в блоге есть масса постов на эту тему, разумеется, если долго мучиться, что-нибудь получится, тем более, вам же нужна всего лишь одна хорошая машина раз в три года. Но, как обстоят дела у тех, для кого автомобили с пробегом – это бизнес? Вот об этом, как раз, и пойдет речь далее.

Возможно, для кого-то это станет откровением, но абсолютное большинство всех подержанных автомобилей владельцы привозят сами в трейд-ин официальным дилерам. Этому способствует система, по которой вы отдаете свой старый авто в зачет стоимости нового, получив скидку. Правда, не всегда, да и оценят ваш авто существенно ниже его рыночной стоимости. Так почему же люди идут на это – спросите вы? Причин несколько, подробно на этом заострять внимание сегодня не буду, скажу лишь то, что особую ценность в столице имеет – время! Об этом я еще напишу ниже.

Казалось бы, все просто. Можно караулить машины с пробегом у ворот дилерских центров, а в интернет не заходить вообще. Но, не все так просто. Во-первых, большАя часть сданных по трейд-ину автомобилей уходят на различные аукционы. Да, существует огромное количество аукционов, некоторые из них закрытые, некоторые выкупают машины напрямую у владельцев, некоторые торгуют машинами от юридических лиц. Рядовой соискатель, как правило, про подобные места только что-то где-то слышал, а купить там что-то вряд ли себе сможет. Почему? Об этом тоже ниже.

Безусловно, основная масса всех пригнанных в трейд-ин машин, продается потом в порядке живой очереди через объявления на тех же сайтах по продаже авто, но тут, как раз, и кроется главный фактор, не позволяющий рядовому соискателю спокойно прийти и купить себе хорошую машину в салоне официального дилера. Гонки! Я серьезно, за хорошими машинами в Москве – гонки! Именно потому, о чем я рассказывал в третьем абзаце данного поста.

У меня реально куча примеров, когда хорошую машину, в буквальном смысле, приходилось выхватывать! Кто следит за моими публикациями в VK, тот знает, о чем я. Пока вы сконцентрированы именно на диагностике автомобилей, другие готовы покупать машины не глядя. Ведь самая важная информация, по которой профессионалы рынка готовы покупать машины, известна, как правило, и без его осмотра. Цена, пробег, окрасы, дефекты, владельцы и пр. Профессионалы – это, в первую очередь, перекупы. И я сейчас не имею в виду наглых, лысых чуваков с барсетками на авторынке, которые продают убитый автохлам с чернеными покрышками.

Основная масса современных перекупов сегодня сидит в тех же самых автосалонах, в наглаженных рубашках и галстуках с бейджиками под сердцем. Ведь кто знает о новых поступлениях раньше других? Понимаете, о чем я? А если человек в рубашке еще и сам оценивает, пригнанный ему в автосалон автомобиль? А теперь оцените ситуацию здраво: в трейд-ин приняли очень хороший авто, с учетом оценки и дилерской накрутки, у него получился вполне рыночный ценник, какова его дальнейшая судьба, если у каждого вменяемого менеджера есть целый десяток контактов автоподборщиков и перекупов? На авито или авто ру этот авто попадет только в том случае, если он сначала пройдет, как раз, через руки этих самых перекупов. Причем, с какими-то «кривыми» автомобилями реально никто не хочет связываться. Не хотят сматывать пробег и восстанавливать, просто химчистка, полировка, +50-100тр к цене и на продажу. Вот такие автомобили потом приезжайте, проверяйте по три раза, возите дилеру на диагностику (возможно, что даже к тому самому, откуда его забрали), думайте, взвешивайте, решайте. И да, 5-10тр вам всегда скинут, торг уже заложен в цену. Именно так вас учат покупать машины именитые блогеры на YouTube, а на аукционах и приемке трейд-ина машины грязные, неподготовленные. Пусть гораздо дешевле, но кругом ведь обман и номера перебиты, так же. Авто с пробегом перед покупкой проверять необходимо, любой, тут никто не спорит, да и сам я об этом в каждом посте пишу. Но зачастую люди даже после проверок не готовы принимать однозначные решения. Кстати, то, с чем не хотят связываться местные, с удовольствием забирают региональные перекупщики. Очень они ценят японский автопром, пробеги там смотать – милое дело, а за Уралом условная Тойота Камри с пробегом 300+ омолодится за 3тр одной лишь химчисткой, а маржи на ней может быть больше сотки даже с учетом перегона…

Не все так плохо, на самом деле. Уверяю вас, что поток автомобилей с пробегом на сегодня такой, что даже если вы вчера первый раз открыли авито, то теоретический шанс урвать себе хороший авто у вас есть! К тому же, есть хоть и мизерный, но все же, процент реальных частников, которые решили выставить свою любимую ласточку на авто ру и, не скручивая пробег, не скрывая недостатков, честно ее продать по адекватной цене.

Есть и еще одна очень острая проблема, которая крепко засела в вашем сознании, в умах соискателей б/у автомобилей. Желающих покупать вторичку становится больше еще и потому, что новые машины стоят дорого, многие, кто всегда раньше покупали новье, пересаживаются на б/у. При этом, где-то на подсознательном уровне, покупка машины сопряжена с идеальным состоянием, отсутствием царапин и сколов. Вторая, немаловажная составляющая этой проблемы в том, что народ сильно накошмарен. Напуган множеством постов и видеороликами про то, как все плохо, везде обман, все врут – дилеры, частники, перекупы… Отчасти это так и есть, но когда перед вами будет условный Киа Сид на автомате с пробегом 50т км и в отличном состоянии за 600-650тр от первого владельца, никто не будет вас ждать, пока вы будете сомневаться, советоваться с женой и тещей, а потом еще три дня ходить по банкам и снимать деньги. Современные реалии рынка диктуют четкие условия – кто первый, того и тапки! Принцип – у меня деньги, я хочу капризничать – не работает в сегодняшней обстановке. По крайней мере в Москве, может быть в вашем городе иначе – я не знаю.

Также есть еще такой принцип, для любого менеджера перекуп – это лучший клиент, а не автоподборщик и уж тем более, не рядовой покупатель. Тут, думаю, все понятно. Перекуп приходит и покупает, автоподборщик вообще ничего не покупает, но хоть нервы так не треплет:) Это для вас покупка автомобиля — важное и долгожданное событие, а для кого-то ежедневная рутина.

Теперь про цены. Хорошие машины попадаются по интересным ценам, иногда случайно, иногда неслучайно. Вот, на что точно не нужно рассчитывать, так это на безопасную покупку дешевой машины в Москве. Шанс, что какой-то частник ошибся с оценкой своего собственного хорошего автомобиля и выставил его на 50-100тр ниже рынка – призрачно мал. Если же вы увидели дешевую машину у дилера и после звонка ему, вас все устраивает, то нужно ехать немедленно. Если же вы не готовы покупать б/у авто с царапинами на бамперах, сколами, мелкими дефектами и т д, то либо сразу покупайте новый авто, либо покупайте, как это принято называть, «по космосу». Идеальный авто с пробегом, дешево, рядовому покупателю вряд ли достанется, как раз по причинам, про которые я рассказал выше. Более того, в одном из дилерских центров, как-то раз, менеджер мне так прям и сказал, что только поступившие хорошие машины, выставляются сначала по самым высоким ценам, под подборщиков! Вот такая получается ситуация.

Еще одна причина, по которой хорошие автомобили уходят «своим» заключается в откатах. Да, да. Ни для кого не секрет, что уровень коррумпированности в нашем обществе очень высокий, как говорится, рыба гниет с головы и, раз уж такие порядки существуют в высших эшелонах власти, разумеется, все это распространяется и на другие сферы, в том числе автобизнес. Тут существует огромный теневой рынок откатов, безнальных переводов и прочего, подробности не буду рассказывать, думаю, причины понятны…

Ну, и еще кое-что хотел бы рассказать. В крупных городах, а в Москве особенно, очень высоко ценится время! Потерять деньги – очень тяжело, но восстановимо, а вот время уже не вернешь никогда! Люди со средним и выше достатком это хорошо понимают, отчасти поэтому, многие сдают свои машины в трейд-ин. Также, самостоятельная продажа машины связана не только с потерей времени, но и с потерей нервов, дилеры от этого избавляют. Понимаю, для людей из небольших региональных городов, все это кажется глупым, неразумным, они не верят в маленькие пробеги московских автомобилей, которые нередко попадаются, да и вообще в хорошее состояние этих самых автомобилей. Непонятно, только зачем, все равно, пытаются их здесь тогда найти:) Но, это такой менталитет, наверно…

Недавно прошел такой слух, мол правительство хочет вмешаться в автобизнес и урегулировать продажу автомобилей с пробегом, чтоб все подержанные машины проходили через дилеров, а продажи из рук в руки попадут под запрет. Знаете, а все и так к этому идет, конечно, в том виде, как это пророчат, автобизнес работать не будет. Слишком много лазеек останется, как всегда, но вот найти хорошую машину станет сложнее, либо (и) дороже, т к раз уж на этом можно зарабатывать, то у людей далеких от всего этого, данную возможность постараются отнять. Так устроена вся наша система, это не я придумал, поэтому приберегите свои помидоры.

Что же, подытоживая, могу сказать лишь то, что автомобильный рынок подержанных автомобилей в Москве сильно разогрет, страшилки и кошмары про битые и восстановленные авто имеют место быть, но создаются они все с одной лишь целью – нужно довериться профессионалам. Я себя к разряду автоэкспертов никогда не причислял, почитайте блог, если вы тут впервые. Да, согласен, не безгрешен, но не ленитесь, почитайте прошлые посты, я всего лишь делился с вами собственным опытом, порой получая кучу негатива в комментарии, утирался и постил дальше.

Напоследок, несколько рекомендаций, советов, если хотите. Не упирайтесь в какую-то конкретную комплектацию или цвет, при поиске авто с пробегом. Расставляйте правильно приоритеты: что важно, что легко устранимо, на что можно просто забить. Если у вас есть сомнения по автомобилю до осмотра, после осмотра их станет еще больше. Принимайте решение быстро, для этого вы сами должны четко понимать, чего конкретно вы хотите. Потратьте один день на просмотры нескольких автомобилей в ваш бюджет, чтобы просто понимать, что такое автомобиль с пробегом, не надо их сравнивать с новыми из шоурума. Удачи!:)

P S Всем спасибо за поздравления с ДР!:)
P P S Мой паблик VK, там посты почти каждый день:)
А также YouTube канал, там видосы:)

Что происходит на автомобильном рынке России

Как сообщает “Ъ” со ссылкой на обращение ассоциации дилеров Renault в российское представительство автопроизводителя, расхождение в данных составляло почти 9,6%, что в четыре раза превышает фактор сезонности. Продавцы считают, что это говорит об «искусственности данных АЕБ».

Причиной столь внушительной разницы эксперты называют «желтые» автомобили — это машины, которые не были реально проданы дилером, но их уже задекларировали перед АЕБ. Причем автоконцерны сами просят продавцов показать определенный уровень продаж.

В результате на российском авторынке сложилась ситуация, в которой дилеры не успевают продавать «желтые» машины. Например, те автомобили, за которые они отчитались еще в марте, по факту до сих пор находятся на складах, из-за чего происходит «затоваривание». По оценкам специалистов, доля таких «фиктивных» продаж в зависимости от бренда может варьироваться от 3-5 до 50 процентов. В своем обращении дилеры Renault призывают компанию снизить план продаж, так как продавцы не могут его выполнить «без увеличения фейков».

На продаже «желтых» машин продавцы, как правило, не зарабатывают — на них не распространяются новые акции и меры поддержки от импортера, в связи с чем автомобили «сливают», зачастую себе в убыток. Невыгодно приобретать такие машины и покупателю, так как гарантийный срок на них начинается с того момента, как дилер отчитался о продаже перед АЕБ.

Представитель «Авилона» объяснил «Мотору», что на отличие статистики может влиять возможность покупателя зарегистрировать автомобиль в следующем месяце, а также реэскпорт. Однако в этих случаях расхождение составляет не более 5%. По словам директора филиала «Авилон. Jeep&Chrysler» Олега Сережникова, автопроизводители «негативно относятся к «фейковым» автомобилям, а для дилера подобная история может грозить лишением квартального бонуса. Он заверил, что у «Авилона» нет «желтых» автомобилей. «Снижение плана продаж или его перераспределение на будущие периоды – это вопрос переговоров с брендом», – добавил Сережников.

Ситуацию «Мотору» также прокомментировал представитель «ММС Рус», официального дистрибьютера автомобилей Mitsubishi в России. По его словам, российский офис Mitsubishi ориентируется на статистику АЕВ, так как «эта статистика единственная, которая сформирована на основе данных, напрямую полученных от импортеров». «По бренду Mitsubishi можем сказать, что на фоне замедления роста автомобильного рынка мы готовы к корректировке наших годовых целей, но по доле рынка цель остается прежней — занять до 2,5 процента рынка легковых автомобилей в России», — подчеркнул он. т.

Плохое предчувствие: что будет с автомобильным рынком в 2019 году

В 2018 году рынок новых автомобилей в России вырос без малого на 13% — до 1,8 млн проданных машин, подвели итоги в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Главные лидеры остались прежними — это «АвтоВАЗ», корейский тандем Kia и Hyundai, Nissan, Volkswagen и Toyota. Но на этом году прогнозы у автопроизводителей куда скромнее: рост продаж не превысит 7%, а цены будут двигаться вверх еще стремительнее. Даже нулевую динамику в текущем году в автокомпаниях примут как позитив. Подробности — в материале «Известий».

Герои и аутсайдеры

Безусловный лидер рынка — «АвтоВАЗ», реализовавший за год 360 тыс. авто (+16%). На втором и третьем местах прочно обосновались корейцы: Kia продали 226 тыс. (+25%), а Hyundai 178 тыс. (+13%), четвертое место у Renault — 137 тыс. (без изменений), а замыкает пятерку лидеров Toyota, на счету которой 109 тыс. (+15%). Далее в десятке самых успешных следуют Volkswagen — 106 тыс. (+19%), ГАЗ с легкими коммерческими автомобилями — 60,7 тыс. (+4%), Nissan — 81 тыс. (+6%), Skoda — 82 тыс. (+31%), Ford — 53 тыс. (+6%).

Посетитель рассматривает автомобиль Lada Vesta SW в демонстрационном зале автоцентра

В премиум-сегменте особых сюрпризов нет. Первое место у Mercedes-Benz — 38 тыс. авто (+3%), второе место у BMW — 36 тыс. шт. (+19%), третье у Lexus — 24 тыс. авто (+3%), на четвертой строчке Audi — 16 тыс. (-4%) и замыкает премиальную пятерку Land Rover — 9,8 тыс. шт. (+11%). Впечатляющий рост за год показал Genesis с 1,8 тыс. шт. (+78%).

Были на авторынке в прошлом году и свои герои. Так, китайская компания Zotye показала рост на 192%, доведя объем продаж до 3175 авто. Некогда популярная у россиян Honda еще далека до прежних объемов продаж, но динамика впечатляет — 5113 штук (+110%). Сбавившая за последние годы обороты компания Mitsubishi вновь набирает скорость — 45 тыс. шт. (+87%). Были и свои сюрпризы, неожиданно в число аутсайдеров попал узбекский Ravon, у которого в течение года были трудности с экспортом в Россию (5,2 тыс.; -66%). Не покидают проблемы с продажами и бренд Datsun (21 тыс.; -16%).

Автосалон по продаже автомобилей марки Mercedes-Benz в Москве

Прошедший год нельзя назвать удачным для китайских автокомпаний, ситуация в России осложнилась с остановкой черкесского завода Derways, о чем ранее писали «Известия». Тем не менее компании из Поднебесной всё еще активно борются за российского клиента. Традиционный лидер среди китайцев Lifan (15 тыс. шт.; -11%), далее идут Chery (5,6 тыс. шт.; -5%), Geely (3,4 тыс. шт.; +50%), Haval (3,2 тыс. шт.; +70%) и вышеупомянутая Zotye.

Туманные перспективы

Подводя итоги года, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что прошедший год выдался довольно успешным для автокомпаний. Бизнесменам сыграл на руку отложенный спрос — граждане, откладывавшие покупку нового автомобиля с 2015 по 2017 год, наконец-то пошли в автосалоны. Однако большого оптимизма от этого у иностранцев нет.

По словам главы АЕБ, перспективы на этот год туманны: увеличение НДС и вероятное ужесточение американских санкций несут значительные риски и неопределенность.

Сотрудница дилерского центра продаж и обслуживания автомобилей Ford

«Основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментальный спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 млн единиц, что на 3,6% больше, чем в прошлом году», — заявил на конференции АЕБ Йорг Шрайбер.

Схожего мнения придерживается аналитик по автопрому «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов.

«Полагаю, что первые два месяца будет небольшой спад в плане продаж, потом ситуация должна выровняться. Если не будет существенного роста кредитных ставок, снижения темпов роста ВВП, падения цен на нефть и, как следствие, валютных колебаний, то рост рынка будет невысоким, но стабильным. Я ожидаю, что по итогу 2019 года продажи новых автомобилей вырастут на 6–7%», — рассказал «Известиям» Беспалов.

В российском офисе Kia также ожидают скромный рост. По мнению директора по маркетингу «Киа Моторс Рус» Валерия Тараканова, в этом году рост рынка не превысит 4%. В сложившейся ситуации одной из важнейших задач в компании считают удержание своей доли на рынке.

«Если рынок будет складываться так же, как в 2018 году, то очевидно смогут выиграть не все. Победит тот, кто сможет сделать адекватное предложение не только по цене, но и предоставит клиенту не устаревший обновленный продукт. 4% — это позитивный сценарий. Даже если рынок не вырастет, останется на уровне прошлого года — для нас это будет хороший сценарий», — отметил в разговоре с «Известиями» Валерий Тараканов.

Выживут локализованные

Рецепт стабильности от Nissan — это локализация производства в России. По словам главы Nissan и Datsun в России Андрея Акифьева, в прошлом году Nissan удалось увеличить продажи во многом благодаря машинам, произведенным на собственном заводе в Санкт-Петербурге.

В российском представительстве Suzuki прогноза относительно рынка нет, но ожидания позитивные.

Покупатель в салоне Nissan

«Считаю, что в течение ближайших лет будет наблюдаться постепенный рост на общем рынке в России. Конечно, это зависит и от программы поддержки правительством РФ по развитию автопрома, и общей экономической ситуации в стране. Но смотрим в будущее положительно», — сообщил «Известиям» генеральный директор Suzuki в России Такахаси Юта.

Январское повышение цен пока что не отражает реальную корректировку цен автопроизводителями в связи с ростом НДС — настоящий рост цен еще впереди.

«Как правило, сразу ни одна автокомпания не повышает цены, изменения разделены на несколько месяцев, поскольку автопроизводители смотрят на реакцию клиентов. Всё будет зависеть от темпа реальной инфляции, поскольку рост цен на автомобили будет немного ее выше», — уверен Владимир Беспалов из «ВТБ-Капитал».

По оценкам аналитического агентства «Автостат», в прошлом году средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России выросла на 7,5%, до 1,43 млн рублей. Средняя цена иномарки составила 1,65 млн рублей, а отечественного автомобиля — 625 тыс. рублей.

Что происходит на автомобильном рынке России

Начало 2019 года ожидается трудным для российского автомобильного рынка в том числе из-за повышения НДС с 18 до 20% и возможного ужесточения западных санкций. Об этом заявил на итоговой пресс-конференции глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) Йорг Шрайбер.

По итогам 2018 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 12,8%, достигнув 1,8 млн штук. К концу года продажи активизировались в ожидании повышения НДС: в декабре было продано на 5,6% больше машин, чем годом ранее. Незначительный рост в декабре объясняется высокой базой 2017 года, когда продажи выросли сразу на 14%.

Однако в этом году ожидать двузначных чисел роста не стоит. «Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года», — сказал Шрайбер.

По прогнозу АЕБ, в 2019 году российский авторынок вырастет на 3,6%, до 1,87 млн машин. При этом Шрайбер предупредил, что в январе и феврале продажи могут даже снизиться по сравнению с прошлым годом.

«2019 год будет непростым для российского авторынка, динамика роста пойдет вниз, но однозначно рынок стабилизировался», — сказал РБК гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, продажи автомобилей могут как упасть на 5%, так и вырасти на те же 5%. ​

Ранее «Автостат» объявил, что объем продаж на российском рынке новых легковых автомобилей в 2018 году впервые превысил докризисный уровень и составил более 2,38 трлн руб. Предыдущий рекорд был установлен в 2013 году, тогда россияне купили новые автомобили на 2,37 трлн руб. Эксперты агентства пояснили, что новый рекорд был достигнут за счет роста средних цен на машины. По данным «Автостата», за последние пять лет они выросли на 57%, несмотря на то что их продажи за этот период в России снизились на 36% (в 2018 году по сравнению с 2014-м).

АвтоВАЗ 10 января сообщил, что довел долю бренда Lada в сегменте легковых автомобилей на российском рынке до рекордного за последние семь лет уровня — 20,8%. Общие продажи автоконцерна выросли на 16% до 360,2 тыс. машин. Исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Ян Птачек сказал, что компания ожидает роста российского авторынка в 2019 году в пределах 10% и рассчитывает сохранить свою долю на уровне 20%.

Директор по маркетингу Kia Валерий Тараканов сказал РБК, что компания поддерживает прогноз АЕБ, воздержавшись от деталей. По итогам 2018 года Kia продала 227 тыс. машин (+25%), заняв второе место по объемам.

В Hyundai, продажи которого по итогам 2018 года выросли до 178,3 тыс шт. (+13%), ожидают, что рост авторынка в 2019 году будет в пределах 3–5%, до 1,85–1,9 млн машин. Это произойдет при сохранении текущей макроэкономической ситуации, сказал РБК управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. По его словам, Hyundai также рассчитывает увеличить продажи и сохранить свои «целевые» 10% рынка.

В Toyota, продажи которой по итогам года выросли на 15%, до 108 тыс. штук, прогнозируют, что автомобильный рынок будет восстанавливаться и достигнет по итогам 2019 года 1,83 млн машин. «Одним из драйверов дальнейшего роста станет так называемый эффект отложенного спроса», — отметили в пресс-службе компании.

АЕБ считает необходимым сохранить меры господдержки отрасли, следует из ее презентации. И с этим согласны ряд автопроизводителей. «В сложившихся макроэкономических и рыночных условиях АвтоВАЗ приветствовал бы возвращение мер господдержки рынка для сохранения тренда его восстановления», — сообщил РБК представитель АвтоВАЗа. По его словам, программы, действовавшие в 2017 — начале 2018 года, показали высокую эффективность.

До мая 2018 года в России действовал ряд мер поддержки спроса. Покупатели могли получить скидку на машины стоимостью до 1,5 млн руб. по нескольким программам, в числе которых «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». 14 мая Минпромторг сообщил о завершении этих двух программ. За январь—апрель по ним было продано почти 86 тыс. автомобилей.

Тараканов из Kia сказал РБК, что самыми эффективными для рынка были программы субсидирования автокредитов и trade-in. По его словам, в этом году главным драйвером будет желание потребителей поменять машину, купленную в 2012–2014 годах, а для этого нужны финансовые инструменты.

На этой неделе в правительство должны быть внесены предложения Минпромторга по сохранению мер поддержки автопрома, в том числе и поддержки спроса на автомобили, сообщил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака. В Минпромторге отказались от комментариев.

Впервые за последние несколько лет российский рынок легковых машин показал рост в 2017 году: тогда было продано 1,6 млн автомобилей (+11,9%). Однако в январе 2018-го АЕБ впервые за свою историю не смогла дать прогноз по российскому авторынку. Тогда Шрайбер объяснял, что на это повлияла неопределенная ситуация с размером утилизационного сбора. 21 марта правительство утвердило индексацию утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили с 1 апреля, которая больше всего затронула популярные модели: ставки увеличились на 90%. Лишь в начале апреля ассоциация представила свой прогноз на год: рост продаж на 10%, до 1,75 млн машин.​

Производители прогнозируют падение продаж по итогам года

Крупнейшие российские автопроизводители и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) пересмотрели прогнозы по продажам на 2019 год в сторону пессимистичных, вплоть до двукратного падения. Они просят у правительства возобновить программы поддержки спроса на фоне падения рынка в последние месяцы. Но действовавшие программы, например, в легковом сегменте, из-за ограничений по стоимости приобретаемого автомобиля направлены в основном на АвтоВАЗ, продажи которого стабильны и без субсидирования спроса.

Апокалипсис внутреннего сгорания

В Renault, АвтоВАЗе, группе ГАЗ, «Соллерсе», Hyundai и КамАЗе, а также РОАД заявили о необходимости возобновления программ господдержки спроса с перезапуском, в частности, стимулирования обновления парка. Без этого «дно», например, грузового рынка будет достигнуто в 2020 году, считают в КамАЗе. Концерн второй раз за год пересмотрел прогноз в сторону снижения и, как сообщил замглавы КамАЗа Сергей Афанасьев, теперь ожидает падения рынка грузовиков массой 14–40 тонн на 20%, до 54 тыс. штук. АвтоВАЗ пересмотрел январский прогноз по росту авторынка в 2019 году в пределах 10% и теперь ожидает падения на 3–4%, до 1,7 млн машин, сообщил вице-президент компании по продажам и маркетингу Ян Птачек.

В РОАД еще более пессимистичны и ожидают снижения в 10% вместо роста на 3%. В «Соллерсе» говорят о падении в 7% по итогам года без продления программ господдержки и в 3% при их возобновлении. Группа ГАЗ прогнозирует снижение продаж легких коммерческих автомобилей (LCV) на 12%, до 93 тыс. штук, сказал директор по продажам и маркетингу дивизиона LCV ГАЗа Олег Марков. В Kia сообщили “Ъ”, что ожидают сохранения автопродаж на уровне 2018 года. В АЕБ давали прогноз в 3,6% роста и пока его не пересматривали.

Автокредит для АвтоВАЗа

В «Уралсибе» “Ъ” сказали, что бюджет на льготные автокредиты был исчерпан к концу апреля. ВТБ выдавал их с марта по май. Глава управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин говорит, что программы действовали около трех месяцев (до начала июня) и стали ключевым драйвером роста спроса на рынке автокредитования в первом полугодии.

Сейчас в поправках к бюджету на поддержку спроса предполагается дополнительно выделить 456 млн руб. В Минпромторге ранее говорили об обсуждении потребности в стимулировании спроса на уровне 10 млрд руб. в 2019 году. В Минфине перенаправили “Ъ” в Минпромторг, где “Ъ” не ответили. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака сказали, что новых решений о выделении поддержки не принималось. Продление программ поддержки смогло бы сдержать негативную тенденцию, говорят в Nissan, но отмечают, что необходимо поднять максимальный уровень стоимости автомобилей до 1,5 млн руб.

Почему реальные продажи машин в мае упали на 18%

Господдержка легкового сегмента в 2019 году действительно была направлена на очень ограниченный круг моделей после снижения максимальной цены приобретаемого автомобиля до 1 млн руб. 58% всех выдач с господдержкой в «Уралсибе» приходилось на программу «Семейный автомобиль» (43% сделок — Lada, 11% — Skoda, по 9% — Hyundai и Ford), по программе «Первый автомобиль» чаще всего приобретали Lada (41%), Hyundai (22%) и Kia (11%). Эти же марки предпочитали и клиенты ВТБ. Алексей Бородавин говорит, что средняя сумма льготного кредита составила 490 тыс. руб., в топ-5 самых популярных брендов также вошли Volkswagen и Skoda. Топ-3 Совкомбанка — Lada, Hyundai и Chevrolet Niva, «что обусловлено ограничением стоимости автомобилей», сказал “Ъ” первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. В «Уралсибе» соглашаются с этим объяснением и отмечают, что лидеры в рамках стандартных программ банка — иностранные бренды.

В целом в марте—мае АвтоВАЗ реализовал с помощью госпрограмм около 20% проданных машин. Для сравнения, в Kia, занимающем второе место по объему продаж, по программам господдержки в 2019 году продали всего 6,8 тыс. машин модели Rio, Renault — 4,6 тыс. машин, Nissan — 160 машин одноименной марки и 487 автомобилей Datsun.

На чем ездят россияне

Автопарк России в 8 графиках

АвтоВАЗ занял нишу и за счет обновленного модельного ряда вполне логично стал главным бенефициаром программ, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала»: любая господдержка ориентирована на привлечение новых покупателей, и уводить спрос за ее счет в более высокий сегмент неправильно.

По данным «Европлана», доля сделок с «лизинговой» субсидией в общих продажах комтранса последние годы составляла 20–30%, в лизинговых продажах — 40–60%. Но из-за постепенного сокращения господдержки эта доля снижалась, и теперь наблюдается падение рынка комтранса, говорят в компании. В сегменте LCV на долю программы в среднем приходится 80–90% лизинговых продаж, подсчитали в Carcade. В «Сбербанк Лизинг» говорят, что в 2018 году по LCV доля сделок с господдержкой составила порядка 90%, в 2019 году — более 80%. Глава «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер отмечает, что в 2019 году на каждую лизинговую компанию был установлен фиксированный лимит бюджета. У компании с 2015 года в отдельные месяцы работы до 40% сделок приходилось на программы господдержки, говорит он: «В 2018 и 2019 годах льготные условия действовали недолго, поэтому серьезного роста показателей по ним не было».

«Соллерс» подписал специнвестконтракт

«Соллерс» по программам поддержки спроса за январь—апрель реализовал около 10% от общих продаж УАЗа (попадает и под действие льготного кредитования). Группа ГАЗ за 1,5 месяца действия программы реализовала 40% техники за счет льготного лизинга. В КамАЗе “Ъ” сказали, что ежегодно через льготный лизинг продавалось около 2 тыс. машин: общего бюджета программы в около 12 млрд руб. «хватало на год», а в 2019 году компания выбрала все выделенные ей средства в марте. Владимир Беспалов говорит, что за счет более высокой волатильности в комтрансе субсидирование имеет больший смысл, в том числе за счет поддержки обновления парка для вывода из парка автомобилей низкого экологического класса.

Что происходит с авторынком в России

Cокращение производств, рост цен на автомобили и проблемы дилеров

Американская корпорация General Motors уходит с российского рынка, банки прекращают выдавать автокредиты, цены на авто подскочили до небес. По прогнозу PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок в России может сократиться на 35% в этом году. «Секрет» попросил Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», рассказать, чего ждать рынку и кто выиграет в этой ситуации.

Что происходит на авторынке

В сложной ситуации находятся почти все. Сильно выросли цены на автомобили: автовладельцы, которые готовы были поменять машину, сейчас решили подождать ещё год. Продажи идут, но на очень низком уровне — к новым ценам ещё не привыкли. Выдача кредитов снизилась до минимума.

У брендов ситуация различается. Это зависит от доли российского рынка в глобальных продажах марки, от состава владельцев и формата присутствия в России. SsangYong не уходит с рынка, но, скорее всего, перейдёт со сборки на российском заводе на импорт. Несмотря на небольшие объёмы рынка, им выгодно пока продавать и собирать автомобили, которые уже заказали. Возможно, потом они будут просто импортировать, ведь при небольшом объёме сборки совершенно неэффективно содержать персонал, собирать автомобили и обеспечивать логистику.

Уход General Motors — на мой взгляд, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. Российский рынок для американской корпорации всегда считался значимым. Даже в кризис 2009-го Chevrolet и Opel делили между собой 12,3% рынка. И хотя в 2014-м у GM наблюдалось серьёзное падение продаж, этот показатель сохранился на уровне 8% — это всё равно большой объём. Так что, если политическая ситуация нормализуется, GM может вернуться в Россию. Хотя репутационных потерь в этом случае не избежать.

Hа 35% может сократиться автомобильный рынок в России в этом году

на 50% в 2009 году упал рынок новых автомобилей, а вторичных — на 20%

У Ford ситуация по динамике продаж не лучше, чем у GM, но тем не менее они не собираются уходить с рынка. В прошлый кризис Ford самостоятельно выбрался из финансовых проблем, а GM воспользовался помощью государства, что ещё раз доказывает политическую подоплёку в уходе с рынка.

Для японских Honda и Suzuki по отношению к мировому объёму продаж, российский рынок совсем небольшой. У нас это, скорее, нишевые марки. В зависимости от готовности японских марок мириться с убытками в России эти бренды будут принимать решение, оставаться или нет. Производства в России у них нет.

Но большинство европейских брендов готовы поддерживать дилерскую сеть в России. Они очень плавно поднимают цены, не пытаясь сразу компенсировать рост валют. Те же BMW говорят, что готовы держать сегодняшние цены на свои автомобили, несмотря на падение прибыли и маржи. Цены на новые автомобили стабилизируются и будут снижаться со временем, но несильно.

Фотография: Алешковский Митя/TASS

Как уход General Motors скажется на рынке

У Chevrolet и Opel суммарно 173 дилерских центра в России, и понятно, что это нанесёт по ним удар. Дилеры продолжат обслуживать машины Chevrolet и Opel, но заработать на сервисе им будет сложнее — основной объём выручки дают продажи автомобилей. Нельзя однозначно сказать, вырастет ли цена на сервисное обслуживание этих марок: дилеры, напротив, будут более свободны в использовании запчастей, потому что жёсткие требования GM вряд ли будут действовать после их ухода из России. Всё будет зависеть от экономического положения отдельных дилеров, которые могут понижать или повышать стоимость обслуживания автомобилей Chevrolet и Opel.

Освободившуюся нишу с удовольствием разберут другие игроки рынка, но уход Opel и Chevrolet вряд ли каким-то образом повлияет на цены. Место Opel и Chevrolet займут в первую очередь корейские марки Hyundai и Kia. Отчасти, Volkswagen, Toyota, Škoda. Часть потребителей может перейти и на российскую Lada.

Останутся ли россияне без иномарок

Полноценным кризисом ситуацию назвать нельзя. Массового ухода иностранных производителей не предвидится. Наш рынок большой даже при сегодняшних объёмах продаж, зарубежные компании готовы принимать стратегические решения и сохранять присутствие на рынке. Даже если он будет падать весь этот год и не будет расти до 2018 года.

Многие дилеры и производители были готовы к сегодняшней ситуации благодаря опыту 2009 года, когда падение рынка было неожиданным. Крупные игроки без серьёзной кредитной нагрузки будут устойчивы. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.

В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса — это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин. Кто серьёзно работал в этом направлении, у того сейчас более стабильная ситуация. Такие игроки смогут дальше развиваться и, возможно, даже кого-то покупать.

Фотография: Джапаридзе Михаил/TASS

Как ситуация скажется на вторичном рынке

Рынок подержанных машин более стабилен: на нём тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше. Для примера — в 2009 году рынок новых автомобилей упал на 50%, а вторичный — только на 20%. Здесь продолжается оборот: кто-то продаёт свою подержанную машину и покупает новую на вторичном рынке. В крупных городах люди готовы продавать и покупать подержанные автомобили через дилеров, потому что привыкли к качественному и профессиональному сервису. Можно уже наблюдать рост объёма продаж по некоторым игрокам больше, чем в 2 раза. Когда дилеры выходят на вторичный рынок, они готовы снижать цены на автомобили, поскольку продажа подержанных машин в какой-то степени становится конвейером. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили.

Какие перспективы у российского автопрома

Сейчас дилерам и производителям нужно использовать все возможные методы взаимодействия с правительством и своими штаб-квартирами, чтобы на рынке создалась ситуация, понятная потребителям. Здесь очень важную роль будет играть общее состояние экономики, политическая ситуация и возможные программы льготного кредитования. Минпромторг готов корректировать соглашения о промышленной сборке. От того же GM оно требовало производство 360 000 автомобилей к 2018 году, что сейчас нереально, поэтому я думаю, что сейчас ещё возможны корректировки подписанных ранее соглашений о промсборке в первую очередь по срокам и объёмам локализации.

По моей оценке, при нормальной ситуации объём российского рынка — 3 млн легковых автомобилей в год. Падение в этом году может быть на 30–50%.

Фотография на обложке: Джапаридзе Михаил/TASS

10 фактов о нашем авторынке: всё нормально — падаем!

Продажи автомобилей в России после двухлетнего роста начали снижаться. Падение пока небольшое, но пугающе устойчивое.

Хорошего понемножку

На российский рынок вернулся тренд, который, если рассуждать логически, не должен был прерываться с 2015 года. Пять лет у нас нет объективных предпосылок для роста спроса на новые автомобили. Реальные доходы населения в лучшем случае оставались на прежнем уровне, цены поднимались. Люди вынуждены туже затягивать пояса, и одна из первых жертв экономии — автомобиль.

Положительная динамика в период с 2017 по 2018 год объясняется несколькими причинами. Кто-то успел купить новую машину по старой цене на излете 2014‑го и продал ее трехлеткой едва ли не дороже, чем брал, так что на покупку следующей пришлось добавить совсем немного. Другие отчаялись ждать, что цены откатятся к нормальному уровню, и потратили последние накопления — просто потому, что автомобиль уже надо менять.

Нынешний год начался с очередных повышений цен из-за роста НДС с 18 до 20%. Плюс подорожание топлива, инфляция, санкции. Кстати, ожидание усиления санкций похоронило уже практически состоявшийся совместный проект ГАЗа и Фольксвагена в сегменте коммерческих моделей. Пессимизм нарастает, и всё больше россиян забывают дорогу в автосалоны.

Бери, что дают

Те, кто еще может позволить себе новую машину, обращают внимание на предложения подоступнее. Статистика гласит: на долю десяти самых продаваемых моделей в России приходится 43 % всего рынка. Производители сворачивают продажи непопулярных моделей. Редкие бренды продолжают поддерживать на отечественном рынке богатый ассортимент. Из массовых марок это Kia, из премиальных — Mercedes-Benz.

Аналитики подсчитали: сейчас в России продается 275 моделей. За пять лет их стало меньше почти на треть (на 31,4 %). Максимум зафиксировали в 2014 году (401 модель), а сейчас по ассортименту мы откатились на уровень 2005 года. Тогда продажи иномарок не шли ни в какое сравнение с продажами отечественных автомобилей и по-настоящему популярными были от силы пять моделей.

Остается надеяться, что беднее ассортимент уже не станет. Нас покинул Ford, закрыв три завода и убрав семь моделей, но вернулся Opel с тремя коммерческими машинами и одним дорогим кроссовером. Кроме того, активно расширяют модельные ряды китайские производители. По суммарному объему продаж они Ford не заменят, но это само по себе не уведет рынок в минус — покупатели переключатся на другие бренды.

Меняем прогнозы

За последний год средняя цена нового автомобиля выросла на 10%. А с начала кризиса импортируемые машины подорожали фактически вдвое! Локализованные — меньше, но цены на них всё равно увеличились на десятки процентов. У кого на столько же выросла зарплата?

Чтобы поддержать продажи, правительство выделило деньги еще на два этапа программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и льготного лизинга. За первое полугодие они помогли реализовать 63 тысячи машин, во втором планируется продать еще 75 тысяч.

Но на положительную динамику по итогам всего года не рассчитывают даже безнадежные оптимисты.

В январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предположила, что спрос в течение года может вырасти на 3,6% — до 1,87 миллиона машин. За первые шесть месяцев рынок просел: минус 2,4%. Причем налицо тенденция к ухудшению: в мае было минус 6,7%, в июне — минус 3,3%. Даже чтобы выйти в ноль, на уровень ­прошлогодних 1,8 миллиона проданных новых легковых автомобилей, продажи должны пойти в заметный рост во второй половине года, а этого, очевидно, не произойдет. Реалистичный сценарий по итогам текущего года: минус пять процентов. Падаем.

Только факты

  1. К началу лета доля кроссоверов и внедорожников на российском рынке новых легковых автомобилей достигла 42,2%. На втором месте — легковушки В‑класса: 39,6%. Третье место — у машин сегмента D: 5,8%.
  2. В мае средняя цена новой иномарки на российском рынке составила 1 776 900 рублей, отечественной машины — 660 500 рублей. Это соответственно на 11,1 и 8,2% больше показателей годичной давности. Машины дорожают!
  3. Вся тройка марок-лидеров по итогам полугодия показала результат лучше среднего по рынку. Лада увеличила продажи на 3%, у Kia нулевая динамика, Hyundai вырос на 1%.
  4. За последний год Лада увеличила свою долю в общем объеме продаж с 20 до 21%. Спрос постепенно смещается в сторону более доступных машин.
  5. В июне на волне финальных скидок в топ‑25 рынка ­неожиданно пробился Ford Kuga: 1801 машина.
  6. В полугодовой статистике двадцать две из двадцати пяти самых популярных машин относятся к семи маркам — Лада, Kia, Hyundai, Volkswagen, Renault, Skoda и Toyota. Эту компанию разбавили только три чужака, и они находятся внизу таблицы: Nissan Qashqai (22‑е место), Mitsubishi Outlander (23‑е) и Chevrolet Niva (25‑е).
  7. Новые модели, имеющие шансы закрепиться в топ‑25, – Skoda Kodiaq, Kia Ceed и Soul. Скорее всего, к ним примкнет Renault Arkana.
  8. BMW уверенно лидирует среди премиальных марок и занимает 11‑е место в «абсолюте». За полгода спрос на машины BMW вырос на 17 %, тогда как идущий следом Mercedes-Benz прибавил лишь 3 %.
  9. Свои рекорды бьют китайские бренды. У Geely продажи выросли вчетверо (с 1051 до 4032 машин), у Хавейла — втрое (с 1155 до 3492 машин), и это без учета горячей новинки F7 тульской сборки.
  10. Антирекорды отмечены у Лифана (- 64%) и коммерческого подразделения Mercedes-Benz (- 77%). У обоих — проблемы с локальной сборкой: китайцы лишились сборочной площадки на заводе Дервейс, немцы перестали делать Sprinter Classic на ГАЗе.

Что происходит с автомобильным рынком

То, что автомобильный рынок в России находится не в лучшем состоянии, уже ни для кого не является секретом. Но почему такое происходит, почему падают продажи? Так, например, за август их уровень упал более чем на девятнадцать процентов. В сентябре эта цифра увеличилась до 28 процентов. Ну а октябрь был отмечен показателями падения уровня продаж более чем на 38%. Не надо быть аналитиком, чтобы спрогнозировать ноябрьский уровень…

Но Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), которая проводит эти аналитические исследования и предоставляет данные, не прекращает работу в этом направлении. Ведь определить уровень падения не столь важно. Важнее найти рациональный выход из сложившейся ситуации.

Один из факторов, который так негативно отразился на падении продаж – это российский рубль. Из-за нестабильности национальной валюты, постоянного падения рубля, люди ринулись к автомобильным дилерам. Так было вначале года и это негативно повлияло на будущие месяцы. Это заключение было сделано председателем ассоциации автопроизводителей Й. Шрайбером. Именно этот человек приводит еще один немаловажный факт. По его мнению, приостановка государственной программы по обновлению автопарка, также повлияла на уровень автомобильных продаж. Для тех, кто забыл, можно напомнить, что при обмене старого автомобиля на новый покупатель получает весомую скидку. Это программа действует до конца текущего года, но в бюджете для её реализации не нашлось денег. Средства, которые должны были поступить на счета дилеров в текущем полугодии, пока еще не поступили и есть сомнения, что они вообще будут. Автопроизводители стали предоставлять скидки за свои собственные средства. Но и это положения не исправило. Например, АвтоВАЗ снизил стоимость на свои модели почти на 25 тысяч рублей.

Немаловажный фактор – покупательная способность

Люди, имеющие наличные средства, отдают предпочтения не потребительским моделям, а сберегательным. Среди самых непокупаемых марок можно отметить Ниссан, Тойоту и Ладу, уровень продаж которых упал на 46-49%. Даже обновленный УАЗ, отличавшийся значительным ростом популярности, сократил продажи в октябре на 23 процента.

Что происходит с моделями ВАЗ взялся объяснить один из представителей автоконцерна. По его словам, после старта государственной программы по утилизации спрос на Лады резко возрос. Однако программа реализуется плохо, поэтому отмечено падение показателей. Появление новой Лады Весты вынудило многих автолюбителей отложить покупку и дождаться новинки. Рекламная компания для этого авто прошла ошеломляюще, и это не могло не отразиться на продаже других моделей. Из-за падения этих показателей производитель вынужден был снизить размеры скидок в то время, как основные конкуренты придерживались политики сдерживания цен. Это относится к моделям Kia и Hyundai.

Но, несмотря на это, иностранные конкуренты не избежали той же участи. Например, корейский Киа снизил уровень продаж за октябрь на семнадцать процентов. Впрочем, по сравнению с Хундай этого производителя кризис коснулся менее болезненно. Продажи его автомобилей снизились в октябре всего на восемь процентов. И то, как утверждает представитель Hyundai, связано это с большой автомобильной базой, предоставленной для продаж в прошлом году. Новый УАЗовский Патриот с началом продаж обещал успешный год. Но, увы, и здесь надежды не оправдались. Благодаря программе утилизации продажи в начале года были на должном уровне, но после того, как программа затормозила, спрос пошел на убыль.

Такая ситуация больно сказывается на каждом производителе. Останавливаются и закрываются автомобильные предприятия, идет сокращение рабочей силы. В некоторых изданиях появлялась информация о том, что ВАЗ может остановить производство на некоторый период, начиная с 18 декабря этого года. Однако представитель тольяттинского концерна успокоил всех тем, что эта информация неправдивая. После 31 декабря на предприятии запланирован корпоративный отдых, так было и в предыдущие годы, и продлится он всего неделю.

Но, как бы там ни было, специалисты АЕБ утверждают, что падение продаж будет наблюдаться и дальше. В ноябре предвидится уменьшение приблизительно на 40 процентов, дилеры придерживаются более высоких «показателей», озвучивая цифру в пятьдесят или даже в шестьдесят процентов. АвтоВАЗ прогнозирует стабильность продаж. Ни падения, ни особенного роста они не ожидают. Представители Kia и многих других марок надеются на возобновление государственной программы по утилизации. Если картина не измениться, тогда многим дилерским центрам, да и производителям, находящимся в России, придётся сворачивать свою деятельность. Только представитель BMW Беспалов высказал более оптимистические прогнозы. По его мнению, в будущем году ожидается рост продаж до 10 процентов.

Что ждет российский авторынок

Российский автопром в январе был “иностранным”, то есть на заводах из 18 тысяч сделанных автомобилей 98 процентов были иномарками. Отечественные производители из-за финансовых проблем были вынуждены остановить производство. И многие не возобновили его до сих пор. Что ждет авторынок России в этом году?

Новогодние каникулы затянулись, но настроение не праздничное.

Производители автомобилей грустят по сверхзаработкам. Всё в прошлом. Произошли массовые остановки конвейера, производство упало на 80 процентов, но сборка продолжается, и в комплекте изрядная доля оптимизма. Компании верят, что в России все-таки лучше, чем на родине.

Пока европейцы увольняют и бастуют, пока американцы просят денег на развитие, россияне продолжают покупать.

Причем, дорогие автомобили покупают почти как раньше. Только берут не в кредит, а за наличные.

“Рынок сильно упал, на 30 процентов, но наши продажи более или менее нормальные, снизились на 2 процента по сравнению с январем прошлого года”, – рассказывает президент компании BMW Russia Group Кристиан Кремер.

Хороший, можно сказать “голодный”, спрос на автомобили в России еще до наступления мирового кризиса и был главным расчетом компаний. Строительство иностранных заводов похоже на план наступления. Цеха появились в крупнейших городах. Средняя сумма инвестиций составляет 250 миллионов долларов, а средняя мощность – 80 тысяч машин в год. И, несмотря на финансовые сложности, производители не закончили поход на российский рынок. Деньги на экспансию нашли Peugeot-Citroen, Mitsubishi, Suzuki и Nissan.

“В принципе завод рассчитан на производство 50 тысяч автомобилей в год, когда он выйдет на полную мощность. Безусловно, это произойдет не в этом году. Будем постепенно увеличивать объемы. Всё зависит от того, что требует рынок”, – сообщила менеджер по связям с общественностью Nissan Motor Rus Татьяна Натарова.

Запросы рынка еще год назад пытались угадать в Renault.

Ударив по рукам с “АвтоВАЗом”, купив 25 процентов акций и присматриваясь к производству, французы не изменяют себе и теперь. Они готовы заморозить проекты в Индии, Марокко, сократить в других странах инвестиции, лишь бы остаться в России. Здесь самое время делать много бюджетных авто.

Поддержать тех, кто собирает в России, решило государство.

Первый шаг – повышение ввозных пошлин. Второй шаг – стимулирование спроса, то есть субсидии. Если покупатель вносит 30 процентов от стоимости автомобиля, и желаемая сумма кредита не превышает 245 тысяч, с помощью правительства можно сэкономить. Правда, по такой схеме продают не все автомобили. Полный модельный ряд “АвтоВАЗа», внедорожник “УАЗ Патриот” и некоторые иномарки. Производители не очень довольны, заявили, что ради спроса список нужно расширять.

“Например, в Германии есть программа правительства по замене устаревшего автотранспорта. Это субсидии для населения, иногда до двух тысяч евро, на покупку новых автомобилей. В России теперь тоже есть субсидии от государства. Но нам бы хотелось, чтобы в список финансовой помощи попали все марки автомобилей, которые производятся в России”, – заявил президент Ford Russia Найджел Брэкенбери.

Эксперты посчитали, что с помощью субсидий едва ли получится продать 150 тысяч автомобилей. У покупателей, даже с поддержкой, не хватит денег.

С начала года отказов по кредитам стало больше на 80 процентов, а средняя ставка в рублях выросла почти в два раза.

Жертва слабого спроса надежда “Группы ГАЗ” – новинка “Сайбер” – рискует так и не выйти в широкий тираж. Легковых авто Горьковского завода нет в списке субсидий. И компания может принять историческое решение – отказаться от выпуска, что уже произошло с легендарной “Волгой”.

Положить в архив свои планы на российский рынок, по мнению экспертов, могут проблемный Opel, Chrysler и брутальный Hammer. Но без лишней сентиментальности на их место претендуют другие, готовые предлагать скидки и переносить сборку, а потом и производство полностью в Россию. Так дешевле. Разница в цене, например, у Тойоты достигает 300 тысяч рублей. Кстати, сколько будет стоить автомобиль через полгода, компании молчат. Не знают. В салонах к ценникам уже прибавили 20 процентов и не исключают скачка еще на 30. Такие волнения на валютном рынке грозят укачать любой план продаж.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]