Диагностика двигателя по свечам зажигания
Устройство автомобилей
Определение неисправностей двигателя
по нагару на свечах зажигания
Почему появляется нагар на свечах?
Нагар на свечах зажигания появляется в любом случае – выступающая в камеру сгорания часть свечи подвержена колоссальным тепловым и механическим перегрузкам, а также воздействию агрессивной среды.
Поэтому металл электродов и поверхность теплового конуса изолятора постепенно покрываются налетом толщина и цвет которого зависят от многих факторов, основными из которых являются:
- соответствие тепловой характеристики свечи зажигания типу двигателя;
- качество используемого топлива в системе питания;
- качественный состав горючей смеси;
- состояние отдельных деталей и узлов цилиндропоршневой и клапанной группы;
- оптимальная работа системы зажигания и правильность установки опережения зажигания;
- исправность ЭСУД – электронной системы управления работой двигателя (для инжекторных двигателей);
- качество используемого моторного масла;
- исправность свечи зажигания.
Свеча зажигания, длительно работающая в номинальном режиме, соответствующем ее тепловой характеристике, имеет нагар желто-коричневого цвета небольшой толщины. Такой нагар или налет свидетельствует о нормальной работе двигателя и его систем.
Если же нагар на электродах свечи и тепловом конусе изолятора имеет черный, белый или красный оттенок или цвет – необходимо провести диагностирование двигателя и устранить выявленные неисправности.
Диагностирование двигателя по нагару на свечах
Свечи зажигания, вывернутые из двигателя, являются своеобразным индикатором, позволяющим оценить правильность работы и диагностировать неисправности механизмов двигателя и его систем, в особенности – систем питания и зажигания.
Нагар, который всегда присутствует на электродах и тепловом конусе свечи зажигания, позволяет оперативно выявить неисправности и принять правильное решение по их устранению. При этом можно диагностировать не только работу двигателя в целом, но оценить техническое состояние каждого из цилиндров, а также сделать вывод о правильности выбора типа свечей зажигания для данного двигателя.
Если двигатель и его системы функционируют в нормальном режиме, электроды и тепловой конус свечей зажигания имеют нагар от светло-серого до светло-коричневого цвета. Любые другие цвета и оттенки нагара свидетельствует о неисправностях или нештатной работе механизмов или систем двигателя.
Ниже приведена таблица, в которой приведены возможные цвета нагара на элементах свечи, характеризующие те или иные неполадки в работе двигателя, а также рекомендации по устранению этих неполадок. Следует отметить, что для правильной оценки состояния двигателя по цвету нагара на электродах свечи зажигания, необходимо, чтобы двигатель достаточно долго поработал на всех режимах. И лишь после этого свечи можно вывернуть и тщательно изучить налет на электродах и тепловом конусе.
pensia › Blog › Диагностика работы двигателя по состоянию свечей.
Свечи зажигания эти простые на вид соединения металла и керамики являются важнейшим элементом в работе двигателя. Даже по внешнему виду свечи можно многое сказать, как о работе двигателя в целом, так и об отдельных его узлах. Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе.
Ошибкой некоторых автолюбителей, например является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием скажем плохого состояния высоковольтных проводов. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, если вас что-то не устраивает в работе двигателя, и вы решили сделать диагностику его работы с помощью свечей нужно проехать на изначально чистых свечах минимум километров 250-300 лучше еще больше и только после этого делать какие-то выводы.
На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.
На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.
На третьем фото наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов. Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото
№4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.
Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска “троить” некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.
Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель “троит” уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.
Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.
Фото № 8 последнее в этом обзоре. Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный. Если вы хотите, чтобы с работой вашего двигателя было меньше проблем, не вспоминайте о свечах только тогда, когда мотор отказывается работать. Производитель гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе 30 тыс. километров пробега. Но и вы в свою очередь не забывайте с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара. Нагар удалять лучше металлической щеткой, от пескоструйной обработки разрушается керамика центрального электрода, и вы рискуете получить копию с фото № 7. Так же я бы рекомендовал менять свечи местами, это связано с разными температурными режимами работы цилиндров.
Полезные советы автолюбителям
Нормальная стабильная работа двигателя невозможна без правильно подобранной свечи зажигания. Искра должна образовываться в нужный момент времени — перед тем, как поршень поднимется на самый верх, и газ будет сжат максимально. Не раньше и не позже. Не вовремя проскакивающая искра ведет к увеличению выброса, нестабильной работе двигателя (троит, нестабильны обороты на холостом ходу, не развивает достаточной мощности).
Диагностика свечей зажигания
Средний срок службы свечи зажигания 30 тыс. км пробега, но правильно подобранная качественная свеча может работать и вдвое больше. Рабочий ресурс зависит также от материала, из которого изготовлены электроды, их количества и вида. Например, свечи с биметаллическими электродами работают надежнее и служат дольше. Свечи с несколькими электродами «массы» имеют продолжительный срок эксплуатации и не требуют регулировки искрового зазора, а с платиновым напылением работают очень стабильно. В любом случае, необходимо подбирать свечу, отвечающую требованиям производителей.
Диагностика двигателя по свечам зажигания
При воспламенении топливной смеси на свече образуется нагар. Часть его обгорает (так называемое самоочищение), но некоторая его часть все же оседает на корпусе. По виду и количеству нагара, а также состоянию электродов, можно с большой долей вероятности сказать о наличии или отсутствии проблем в работе двигателя.
Диагностика по свечам зажигания
Правильно подобранная свеча при нормально работающем двигателе имеет небольшое количество нагара. Его цвет кофейный или светло-коричневый, нет даже намека на масло. Электрод выгорает равномерно, заметных повреждений на ее поверхности нет. В этом случае расход топлива минимальный, количество масла стабильно, заводится двигатель легко и не сбоит.
Если на свече присутствует обильный сухой нагар
Диагностика свечей зажигания
черного цвета, двигатель работает на чересчур богатой топливной смеси. Причиной может быть неправильно отрегулированный карбюратор, засоренный воздушный фильтр, нарушение в работе топливной заслонки или неправильная работа системы управления (запуска) двигателя (проверить правильность работы датчиков). Главный симптом: большой расход топлива, непрогретый двигатель ведет себя нестабильно.
Диагностика свечей зажигания
Свеча, забрызганная бензином, свидетельствует о том, что система зажигания, инжектор или карбюратор требуют регулировки или профилактического ремонта. Если такая ситуация возникла зимой, то скорее всего, бензин просто не успевает сгорать при низких температурах. В этом случае свечи стоит продуть воздухом или протереть спиртом.
При использовании бензина с большим количеством присадок, содержащих частицы металлов (чаще всего это марганец, при помощи которого повышается октановое число топлива), на юбке электрода образуется красноватый налет. Этот налет имеет хорошую токопроводимость и при достаточном его количестве ток будет проходить по этому налету, а свеча работать не будет. При использовании присадок, содержащих свинец, на свече образуется желтый налет. Он также ведет к тому, что искра образуется нерегулярно.
Диагностика свечей зажигания
Если электрод на выкрученной свече имеет цвет белый или светло-серый, двигатель работает на обедненной топливной смеси. Причиной может быть: опережение зажигания, чересчур «горячая» свеча (капельное число должно
Диагностика двигателя по свечам зажигания
соответствовать рекомендациям производителя), топливо с низким октановым числом. Длительная работа на бедной топливной смеси приводит к перегреву и свечи и камеры сгорания, что в свою очередь может стать причиной прогорания выпускных клапанов. Симптомом может служить невыключение двигателя даже при выключенном зажигании. Это также говорит о чересчур «горячей» свече.
Диагностика двигателя по свечам зажигания. Холодная свеча
Если свеча покрыта смесью масла и топлива, скорее всего, цилиндр поврежден. Возможно: чересчур «холодная» свеча, повреждение клапанов, износ маслосъемных колпачков и поршневых колец, чересчур высокий уровень масла. Симптом: двигатель троит после запуска, через некоторое время работа стабилизируется, при прогреве выхлоп имеет бело-синий цвет. Исправить можно только капитальным ремонтом, заменой свечей и регулировкой топливной системы.
Полностью или частично разрушен центральный электрод. В этом случае двигатель постоянно троит, повышен в 1,5-2 раза расход топлива. Причины: бракованная свеча, топливо с низким октановым числом, слишком раннее зажигание, продолжительная работа двигателя с детонацией. Если частицы электрода застряли под выпускным клапаном, ремонта головки блока цилиндров не избежать.
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Зольные отложения на электродах вне зависимости от цвета и места расположения оставляют сгоревшие легирующие компоненты масла, скорее всего, моторного. Симптом: потеря мощности. Значительное количество золы может вызвать самопроизвольное возгорание топливной смеси, что приведет к повреждению мотора. Необходима обязательная замена свечей, и желательна замена масла.
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Диагностика двигателя по свечам зажигания
Причиной любого вида эрозии электродов является либо слишком загнутый электрод, либо пропущенный срок замены свечи. В этом случае двигатель работает на пониженных мощностях, заводится не с первого раза, часто троит и работает нестабильно даже в прогретом состоянии. Еще одной причиной эрозии электрода может стать использование бензина с добавлением освинцованных присадок. Длительное использование такого типа топлива приводит к быстрому разрушению электрода, иногда к практически полному его «растворению».
Диагностика по свечам зажигания метод, доступный каждому автовладельцу, причем нет необходимости ждать заявленного производителями пробега в 30 тыс. Км. При нашем бензине проверять состояние нужно каждые 5-7тыс. Своевременно обнаруженные сбои в большинстве случаев можно подкорректировать быстро и без особых затрат.
Порядок снятия/установки свечи зажигания
Проводить диагностику свечей зажигания тоже нужно правильно: машина должна пройти приличное расстояние по трассе, чтобы двигатель поработал с хорошей нагрузкой. Затем дать ему остыть: цилиндры обычно изготовлены из алюминия, который при нагревании сильно расширяется, и выкрутить из неостывшего двигателя свечу будет проблематично.
Снимают свечу на остывшем двигателе так:
- Отсоединить провода высокого напряжения (за провод не тянуть).
- Ключом отвернуть свечу на один оборот, очистить головку цилиндра и углубление в ней (продуть сжатым воздухом или с помощью чистой кисточки). Грязь и пыль не должны попасть в камеру сгорания или на резьбу.
- Выкрутить свечу, осмотреть ее. Для свечей с плоской опорной поверхностью оценить также состояние уплотнительного кольца.
Устанавливать новые или очищенные старые свечи также нужно с соблюдением определенных правил:
- Новые свечи промывают в растворителе, бензине, иногда кипятят (для удаления консервационной смазки).
- Внимательно осматривают ее внешнее состояние. Никаких сколов, царапин или других дефектов быть не должно. При необходимости регулируют зазор между электродами (его величина есть в инструкции к авто).
- Смазывают резьбу графитовой или медной смазкой. Это даст возможность даже при некотором искажении витков резьбы во время эксплуатации без особых усилий выкрутить свечу для диагностики или замены.
- Устанавливают и заворачивают руками, затем затягивают ключом (усилие 2 кг/м).
Диагностика ДВС по свечам зажигания надежный метод для поддержания движка в нормальном состоянии. Точное определение «болезней» конечно требует опыта, но вы сможете оценить состояние мотора и правильность работы топливной системы, системы зажигания, качество использованного бензина и еще целой кучи параметров.
Los4inin › Блог › Диагностика ДВС по состоянию свечей
Спойлер: я не занимаюсь диагностикой автомобилей по интернету, просто добавил эту статью так как счел ее интересной, не надо отправлять мне фото своих свечей и просить совета.
Свечи зажигания, эти простые на вид соединения металла и керамики являются важнейшим элементом в работе двигателя. Даже по внешнему виду свечи можно многое сказать как о работе двигателя в целом, так и об отдельных его узлах.
Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе. Ошибкой некоторых автолюбителей, например является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием скажем плохого состояния высоковольтных проводов.
Поэтому, если вас что-то не устраивает в работе двигателя, и вы решили сделать диагностику его работы с помощью свечей нужно проехать на изначально чистых свечах минимум километров 250-300 лучше еще больше и только после этого делать какие-то выводы.
На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.
Работа двигателя на освинцованном бензине приводит к образованию токопроводящих отложений желтовато-коричнегого цвета, также снижающих вероятность образования искры на свече. При комнатной температуре наличие проводящих отложений приборами(омметр) не фиксируется.
Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель “троит” уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.
Фото № 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния маслоотражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.
Фото № 9 Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.
Признаки эрозии электродов: двигатель плохо заводится, “троит”, неустойчиво работает даже после прогрева, пропускает зажигание, не развивает требуемой мощности.
Фото № 11 Забрызгивание свечи бензином. Часто происходит из-за неисправности системы зажигания или карбюратора / инжектора (льёт). Зимой может происходить из-за того, что бензин, попавший в камеру сгорания, не успевает испариться и оседает на свечах зажигания и стенках цилиндров. Выход — вывернуть свечи и промыть их спиртом и дать высохнуть, либо продуть воздухом.
Если вы хотите, чтобы с работой вашего двигателя было меньше проблем, не вспоминайте о свечах только тогда, когда мотор отказывается работать. Производитель гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе 30 тыс. километров пробега. Но и вы в свою очередь не забывайте с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара. Нагар удалять лучше металлической щеткой, от пескоструйной обработки разрушается керамика центрального электрода, и вы рискуете получить копию с фото № 7.
Рекомендуется периодически менять свечи местами, это связано с разными температурными режимами работы цилиндров.
Как по свечам определить состояние двигателя
Свечи зажигания в бензиновых двигателях непосредственно участвуют в процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, осуществляя воспламенение топливного заряда при помощи электрической искры. Свеча зажигания, которая выполнена из металла и керамики, фактически, находится в камере сгорания. Другими словами, данный элемент системы зажигания частично находится внутри ДВС.
Благодаря такой особенности расположения по внешнему виду свечей зажигания можно определить исправность работы и общее состояние двигателя, так как различные неполадки силового агрегата существенно влияют на эффективность сгорания топливно-воздушной смеси. С учетом относительной простоты демонтажа многие специалисты и опытные автолюбители проводят быструю диагностику состояния двигателя именно по свечам. Давайте посмотрим, по каким признакам определяются различные неисправности мотора после анализа внешнего вида свечей зажигания.
Читайте в этой статье
Состояние мотора по свечам зажигания
Начнем с того, что свечи зажигания необходимо выкручивать для поверки уже после того, как двигатель полностью вышел на рабочую температуру и прошел несколько десятков километров с учетом различных режимов нагрузки. Например, перед осмотром свечей можно проехать по трассе на средних оборотах. Отметим, что считается неправильным выкручивать свечи сразу после запуска холодного двигателя. Дело в том, что во время прогрева мотор определенное время работает на обогащенной смеси, сама работа агрегата бывает неустойчивой, особенно в морозы.
Для максимальной уверенности оптимально приобрести новый комплект свечей зажигания или установить заведомо исправные, чистые свечи. Обратите внимание, свечи должны полностью соответствовать данному типу двигателя по основным параметрам (калильное число, физический размер и т.д.). Далее потребуется пройти на них не менее пары сотен километров. Затем, непосредственно перед самой проверкой, двигатель прогревается и активно эксплуатируется 15-20 км, после чего элементы можно выкручивать для диагностики состояния ДВС.
Проверка свечей и оценка работы двигателя
В исправно работающем двигателе на свечах не должно быть явных обильных отложений, нагара, следов моторного масла. При этом допускается окрашивание юбки центрального электрода в светлый коричневатый оттенок. Такое состояние свечи зажигания говорит о том, что двигатель оптимально расходует топливо, то есть полноценно сжигает смесь, не перегревается, не отличается повышенным расходом масла.
- Появление «пушистого» черного нагара на центральном электроде четко указывает на увеличенный расход топлива и работу двигателя на переобогащенной топливно-воздушной смеси. Такой нагар может быть результатом неправильно настроенного карбюраторного впрыска или проблем с инжектором. Также следует уделить внимание состоянию системы впуска, так как нехватка воздуха по причине забитого воздушного фильтра вызывает излишнее обогащение смеси.
- Серый оттенок или побеление центрального электрода является верным признаком того, что мотор работает на бедной смеси или сильно перегревается. Такое состояние свечей зажигания указывает на необходимость детальной проверки двигателя, работы системы топливоподачи, системы охлаждения, ЭСУД и т.д. Помните, активная эксплуатация агрегата под нагрузками на бедной смеси вызывает перегрев не только свечей зажигания, но и камеры сгорания. В результате может возникнуть детонация, локальные перегревы мотора, прогар выпускных клапанов и т.д.
- Наличие красного (кирпичного) цвета на юбке центрального электрода свечи зажигания свидетельствует о повышенном содержании металлосодержащих присадок в бензине, на котором эксплуатируется автомобиль. В таких случаях необходимо уделить внимание качеству заправляемого топлива, полностью сменить привычную АЗС. Дело в том, что регулярная езда на таком горючем с присадками металла вызывает образование налета, который проводит электрический ток. В результате искра не проходит должным образом между электродами свечи, сама свеча зажигания быстро выходит из строя. Стоит добавить, что от такого топлива сильно страдает система электронного управления двигателем и система по очистке отработавших газов в выпускном тракте. Речь идет о кислородном датчике (лямбда-зонд) и каталитическом нейтрализаторе, которыми оборудованы все современные инжекторные автомобили.
- Замасливание свечей зажигания часто определяется по оценке состояния той части свечи, где на данном элементе выполнена резьба. На витках резьбы можно увидеть моторное масло, перемешанное с серо-черным нагаром и другими отложениями. В таких случаях мотор «на холодную» после простоя часто троит до прогрева, после чего температура растет и работа ДВС стабилизируется. Также двигатель может дымить серовато-синим или сизым дымом некоторое время после холодного пуска. С выходом на рабочую температуру такое дымление прекращается или становится почти незаметным.
Советы и рекомендации
Как видно, свечи зажигания являются индикатором, который позволяет сразу заметить определенные сбои в работе ДВС. По этой причине рекомендуется проверять состояние свечей на каждом плановом ТО, то есть через 10-15 тыс. км. пробега. Для исправной работы двигателя иногда необходимо производить регулировку зазора между центральным и боковым электродом, очищать свечи от нагара при помощи щетки с металлической щетиной.
Такой подход вполне оправдан. Хотя дешевые свечи рассчитаны всего на 25-30 тыс. пробега (что в два-три раза меньше дорогостоящих иридиевых, платиновых и других аналогов), комплект таких свечей регулярно меняется на новый на каждом плановом ТО параллельно замене моторного масла и фильтров.
Логика таких действий заключается в том, что новая свеча, даже самая простая, будет работать в двигателе лучше сравнительно с дорогим изделием, которое рассчитано на срок службы около 60-80 тыс. км. и уже отработало больше половины своего ресурса. Еще одним аргументом в пользу более частой замены свечей является низкое качество топлива на территории СНГ, высокое содержание присадок в бензине и т.п. В таких условиях ресурс любых свечей значительно сокращается.
В качестве итога необходимо упомянуть двигатели, которые оборудованы ГБО и постоянно работают на газу. Следует помнить, что на таком виде топлива ресурс свечей зажигания сокращается до двух раз. Так происходит по причине повышенной температуры во время сгорания газа в цилиндрах двигателя. Дополнительно нужно учитывать и такой нюанс, что моторы с газобаллонным оборудованием чаще работают на обедненной топливно-воздушной смеси по сравнению с агрегатами на бензине, что также негативно сказывается на общем ресурсе свечей зажигания.
На что указывает цвет нагара на свече зажигания, почему образуется нагар того или иного цвета. Как очистить свечи зажигания от нагара своими руками, советы.
Анализ работы двигателя по цвету свечей зажигания. Серый, черный, белый, красный и другие цвета отложений и нагара. Как правильно проводить диагностику.
Признаки неисправности свечей зажигания. Оценка состояния свечи при визуальном осмотре, способы проверки свечей зажигания. Налет на электродах свечи.
Срок службы свечей зажигания различных типов, после какого пробега рекомендуется менять свечи, признаки необходимой замены. Полезные советы и рекомендации.
Способы проверки двигателя при выборе автомобиля б/у: диагностика по внешнему виду, звуку работы, состоянию свечей зажигания, цвету выхлопных газов и т.д.
Назначение и устройство свечей зажигания бензинового двигателя. Конструктивные особенности, виды свечей зажигания. Калильное число, искровой зазор.
Диагностика по свечам зажигания: методы проверки, советы специалистов
Для того чтобы бензиновый двигатель приводился в действие, предусмотрена система зажигания. Она включает в себя массу деталей и элементов. Но одна из главных составляющих – это свечи. Именно они поджигают топливно-воздушную смесь, когда поршень находится в верхней мертвой точке. Так как свечи имеют непосредственное влияние на качество работы двигателя, по ним можно определить состояние ДВС в целом. В сегодняшней статье мы рассмотрим такой вопрос, как диагностика по свечам зажигания.
Косвенные признаки
Выполнять диагностику по свечам зажигания нужно тогда, когда автомобиль начал нестабильно себя вести. Это может быть:
- Троение двигателя на холостых оборотах.
- Провалы при нажатии на педаль газа.
- Рывки при движении на средней скорости.
- Высокий расход топлива.
- Затрудненный запуск (при исправном стартере и аккумуляторе).
- Лампа “чек энджин” на панели приборов.
Обратите внимание
Нужно понимать, что диагностировать данные элементы можно только после того, как мотор автомобиля вышел на рабочую температуру и прошел хотя бы 5-10 километров с учетом разных режимов нагрузки. Также перед диагностикой можно проехаться и на средних оборотах. Но выкручивать свечи на холодном моторе нельзя (и даже тогда, когда он проработал 1-2 минуты). Дело в том, что во время прогрева используется другая пропорция смеси. Также двигатель может работать неустойчиво, особенно в мороз. В итоге на свечах, изъятых с холодного мотора, образуется серо-черный нагар, который можно ошибочно принять за показатель неисправности.
Кстати, различные рывки и провалы в работе двигателя во время прогрева могут стать следствием изношенного распределителя зажигания (катушки, которая может быть единой или устанавливаться отдельно для каждого цилиндра) и «бронепроводов». Соответственно, меняется и вид свечей.
Специалисты советуют при диагностике неисправностей свечей зажигания иметь при себе комплект новых, заведомо исправных. При этом они должны советовать таким параметрам:
- Физический размер.
- Калильное число.
Установив их в автомобиль, следует проехаться не меньше 15 километров. После этого можно их выкручивать и выполнять диагностику свечей зажигания по внешнему виду.
Проверяем свечи и оцениваем работу двигателя
Если мотор исправен, на данных элементах не должно быть:
Но при этом допустимо окрашивание юбки электрода в светло-коричневый оттенок. Это говорит о том, что мотор оптимально тратит бензин, не расходует масло и полноценно сжигает смесь.
Черный нагар
Если в ходе диагностики свечей зажигания по нагару был обнаружен «пушистый» черный налет на электроде, это говорит о следующих проблемах. Мотор работает на переобогащенной топливно-воздушной смеси и расходует больше горючего, чем нужно. Такое случается из-за неправильно настроенного карбюратора (на старых машинах), либо из-за проблем с инжектором.
Специалисты также рекомендуют обратить внимание на систему выпуска, поскольку именно нехватка воздуха может вызвать обогащение смеси. Причина тому банальна – грязный воздушный фильтр. Рекомендуется менять его не позже, чем через 20 тысяч километров. Если машина эксплуатируется в загрязненной местности, данный интервал лучше сократить до 10 тысяч.
Серый оттенок
Если на центральном электроде образовался серый оттенок или он сам побелел, имеет место сильный перегрев двигателя либо работа на бедной горючей смеси. При диагностике свечей зажигания по цвету нужно проверить также работу системы охлаждения и топливоподачи. Каждому автовладельцу следует знать, что длительная эксплуатация мотора на бедной смеси под высокой нагрузкой влечет за собой детонацию. При этом происходит прогар выпускного клапана и локальный перегрев ДВС.
Красный (кирпичный) цвет на юбке электрода
О чем говорит красный цвет? В данном случае можно говорить о повышенном содержании частиц металла в бензине.
Они могут появиться из-за применения присадок. Причем такие используются прямо на АЗС. Как быть в таком случае? Рекомендуется сменить привычную сеть АЗС. Чем опасна эксплуатация авто на таком бензине? Из-за металлических присадок образуется налет, который проводит электричество. В результате искра не проходит между электродами свечи. Последняя быстро приходит в негодность. А еще от такого топлива страдает система электронного управления двигателем и катализатор. Кроме того, забивается и кислородный датчик, который впоследствии тоже выходит из строя. На панели приборов горит лампа «чек энджин». Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется. Особенно если на нем еще не вырезан катализатор и не заглушен кислородный датчик.
Выполняя диагностику свечей зажигания по внешнему виду, стоит обратить внимание на ту часть, где выполнена резьба. Так, иногда на витках обнаруживается моторное масло. Оно может быть перемешано с черным нагаром и иными отложениями. В таком случае двигатель после простоя часто троит, а по мере прогрева его работа стабилизируется. Также из-за наличия масла данный автомобиль может выдавать синий или сизый дым определенное время из выхлопной трубы. А по мере прогрева этот дым пропадает.
Еще водитель может заметить повышенный расход масла. Причина тому скрывается в твердых сальниках клапанов или в изношенных маслоотражательных колпачках. Также наличие отложений в виде толстого серо-черного слоя на свече свидетельствует о горении лишнего масла в камере. Каким образом оно проникает в камеру сгорания? Это происходит из-за залегания маслосъемных колец. Если это так, то при резком нажатии на газ количество дыма увеличивается.
Нестабильная работа мотора
Очень часто владельцы грешат на свечи, если автомобиль троит. Но на практике все может быть гораздо хуже. Так, троить мотор может из-за неисправного цилиндра. А вот определить его можно как раз после диагностики по свечам зажигания. На фото в нашей статье видно, как выглядят электроды в случае проблем с ДВС. Если на поверхности присутствуют частицы бензина, имеются металлические фракции или фрагменты масла, причина точно не в свечах. В таком случае обычно происходит разрушение клапана в системе газораспределения либо разрушение поршневых колец. Чтобы прояснилась картина, рекомендуется замерить компрессию в моторе.
Как проверить компрессию?
Для этого нам нужен специальный инструмент. Называется он компрессометр. Сама работа по замеру выполняется в такой последовательности:
- Проверяется состояние воздушного фильтра. Если он грязный, перед замером его нужно заменить. Но в экстренных случаях можно просто отсоединить воздушный патрубок (важно, чтобы рядом не было пыли).
- Мотор прогревается до рабочих температур.
- Отключается подача топлива (можно вынуть предохранитель бензонасоса).
- Очищаются места свечных колодцев.
- Выкручиваются все свечи. При необходимости заряжается аккумулятор.
- Коробка ставится в нейтральное положение или в режим «паркинг» (если это автомат).
- Отключается система зажигания. Для этого выполняется отключение катушки.
- Устанавливается компрессометр. Он может вкручиваться в резьбу либо просто прижиматься. В последнем случае без помощника не обойтись.
- Проворачивается стартер ключом зажигания. Делается несколько проворотив. Держать ключ нужно около трех секунд. При этом педаль газа выжимается полностью. Это нужно для того, чтобы снизить сопротивление во впуске.
Далее измеряются показания. На самом компрессометре имеется шкала, часто цветная. Стрелка должна находиться в зеленой шкале. Обычно это показатель от 9 до 13. Если уровень компрессии ниже, вероятно, есть проблемы с кольцами либо с клапанами. В таком случае одной заменой свечей не обойтись. Проблема «троящего» двигателя не уйдет сама собой. Также отметим, что разбег по цилиндрам должен быть минимальным – не более двух очков.
Серьезные случаи
Стоит бить тревогу, если при диагностике по виду свечей зажигания был разрушен центральный электрод или керамический материал в области юбки. В чем причина этого явления? Сам по себе электрод не разрушается. К такому может привести детонация ДВС и эксплуатация автомобиля на низкооктановом бензине. Кроме того, свеча разрушается из-за слишком раннего угла опережения зажигания. В редких случаях банально подобран не тот комплект свечей (бракованный). Почему разрушение свечи – это опасно? Дело в том, что отпавшие частички могут попасть в камеру сгорания. Обычно они застревают под клапаном, разрушая его. Такую свечу нужно срочно менять. Если вовремя не устранить проблему, может возникнуть необходимость ремонта головки блока цилиндров.
Зола на электроде
Иногда встречаются зольные отложения на электроде. Цвет не играет в данном случае особой роли, а лишь говорит о работе топливной системы.
Причиной таких отложений является тоже сгорание масла. При этом звук выхлопа может быть похож на мотоциклетный. Диагностируются маслосъемные кольца.
Стенд для диагностики свечей зажигания SMC-100
В профессиональных мастерских для этого используется специальный стенд. Один из таких – SMC-100. Данный аппарат служит для диагностики свечей бензиновых ДВС под давлением в 12 атмосфер. Такое давление создается в герметичной камере с зеркалом. Режим искрообразования согласно техническим характеристикам – 1000-6500 об/мин. Что дает стенд для диагностики свечей зажигания ДВС? Он позволяет проверить свечу на:
- Пробой изолятора.
- Герметичность.
- Правильное искрообразование.
Если говорить про стенд для диагностики свечей зажигания SMC-100, он может диагностировать элементы с различной резьбой:
При необходимости данный аппарат может укомплектовывается ультразвуковой ванной, либо пескоструйным аппаратом. Таким образом, при диагностике можно дополнительно очистить данные свечи. Питание на агрегат поставляется от сети 220 В, но при необходимости стенд может работать и от 12-вольтового аккумулятора, который имеется в каждом автомобиле. Стоимость диагностического стенда составляет порядка 22,5 тысячи рублей. При этом он довольно компактный и весит 3,4 килограмма. Разумеется, для одноразовых тестов приобретать такое оборудование нет смысла. Подобные стенды приобретаются для СТО. Так как цена агрегата высока, имеет смысл заказать диагностику свечей в мастерской. Стоит это будет порядка полутора тысяч рублей. При этом будет представлена полная картина о том, как работает каждая свеча в диагностируемом автомобиле.
Советы и рекомендации
Как видите, диагностика состояния свечей зажигания может рассказать о многих проблемах. Специалисты рекомендуют выполнять такую работу каждые 10-15 тысяч километров и при каждых длительных поездках. Также отметим, что важно не только выполнять регулярно диагностику по свечам зажигания, но и правильно выставлять зазор. Со временем он может увеличиться. Для каждого типа авто (карбюратор, инжектор, газ, бензин) зазор свой. Данный зазор считается между боковым и центральным электродом. Еще не лишней будет очистка свечей от нагара. Сделать это можно металлической щеткой.
А чтобы не допустить разрушения керамической части или электрода в дальнейшем, следует правильно подбирать свечи. Но как показывает практика, не всегда дорогие модели актуально использовать. Лучше купить комплект более дешевых, но менять чаще. В таком случае двигатель прослужит дольше. Не стоит гнаться за иридиевыми свечами, особенно если такие с завода не устанавливаются на ваш автомобиль.
Что касается пробега, свечи лучше менять каждые 20-30 тысяч километров. Иридиевые и платиновые служат до 80 тысяч, но стоят в несколько раз дороже. Поэтому имеет смысл использовать обычные модели. Еще один аргумент в пользу частой замены свечей – это низкое качество топлива в странах СНГ и повышенный процент присадок в бензине. Любая свеча будет иметь более низкий ресурс в таком случае.
Свечи и ГБО
Поскольку газ имеет немного другую структуру, нужно правильно подходить к подбору свечей. Они должны быть максимально «холодными». Такие свечи имеют высокую теплостойкость и низкую устойчивость к отложениям. Последний фактор может напугать некоторых владельцев. Но не стоит паниковать. Налет на таких свечах – это редкость, поскольку газ более чистый по своей структуре.
Что говорит белый налет на электроде? Он свидетельствует о том, что машина эксплуатируется на бедной топливной смеси. Часто в целях экономии многие чрезмерно закручивают кран «жадности» (на ГБО второго поколения). Машина расходует на 5 процентов меньше топлива, но такого делать не нужно. Слишком бедная смесь может негативно сказываться на ресурсе свечей зажигания. Также отметим, что менять их на авто с газобаллонным оборудованием нужно чаще – раз в 15 тысяч километров.
Заключение
Итак, мы выяснили, как выполняется диагностика по свечам зажигания. Зная, о чем свидетельствует тот или иной нагар, можно определить, исправен ли двигатель. Стоит регулярно проверять состояние свечей, контролировать зазор и немедленно менять элементы в случае их разрушения.
Диагностика двигателя по цвету нагара свечи и правильный их подбор
Опытные водители и механики знают о том, что вывернутая свеча может стать хорошим диагностом в определении состояния двигателя и системы зажигания! В нормально работающем двигателе цвет свечи зажигания варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Если в моторе вашего авто он не таким цветом как должны быть, тогда смотрите видео и учтите диагностические выводы профессионала.
Цвет свечей зажигания — каким должен и может быть?
Дабы лучше сориентироваться по цвету нагара при диагностике двигателя по цвету нагара, а также правильно подобрать их именно для своего двигателя и потребностей приведем таблицу значения цвета:
Цвет свечи зажигания | Характеристика нагара | Рекомендации по устранению |
---|---|---|
Светло-коричневый (нормальный цвет свечи) | Именно таким цветом должны быть свечи зажигания при хороших показателях. Свидетельствует что тепловая характеристика выбранной свечи в норме, двигатель, топливная и система зажигания работают стабильно | Если нагар и отложения минимальны, а выгорание электрода умеренное, то свечу можно смело вернуть на рабочее место |
Бархатисто-черный цвет из сухой копотью или черный глянцевый с мокрым налетом | Типичная свеча в двигателе с обогащенной топливной смесью и повышенным расходом. Такой нагар будет пахнуть бензином. | Если это в двигателе карбюраторного авто, то нужно отрегулировать подачу бензина. В инжекторном авто сбой в работе системы управления подачей топлива может иметь несколько причин – это и отказ датчика кислорода, и неисправности привода дроссельной заслонки, и расходомер воздуха, и даже банально засоренность воздушного фильтра. Подробнее о причинах переобогащения смеси читайте тут. |
Глубокий-черный с маслянистым блеском | Маслянистый черный шлак на изоляторе, сопровождающийся повышенным расходом масла, свидетельствует об попадании масла в камеру сгорания. Это может быть вызвано прохудавшими маслосъемными кольцами, задубевшими маслосъемными колпачками или износом цилиндров и направляющих втулок клапанов. Для точной диагностики требуется дополнительное обследование. | Произвести детальную диагностику двигателя и устранить кроющуюся внутри неисправность, после чего поменять свечи. |
Чёрная копоть | Нагарообразование на свечи черного, напоминающая замшу, цвета возникает, как и в предыдущем варианте, вследствие неправильно определённой тепловой характеристики свечи для этого двигателя и режима эксплуатации – слишком «холодна». Не происходит самоочищения. Такое часто случается, когда городской цикл сопровождается невысокими скоростями, частыми остановками и стартами. | Если на свече нет дефектов, можно возобновить работоспособность хорошей очисткой, но если не изменить стиль езды ситуация вновь повторится, поэтому целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (с меньшим калильным, числом). |
Светло-серый цвет | Говорит об обеднении воздушно-топливной смеси. Может возникать как вследствие неправильной дозировки, так и подсосе воздуха. Езда при таком смесеобразовании повышает нагрузку на двигатель. А это, в свою очередь грозит перегревом камеры сгорания и прогару клапанов. | Проверить момент зажигания, может быть большое опережение. Заправится на другой заправке, возможно вы заправлялись топливом плохого качества. Больше о причинах бедной смеси и их устранению найдете здесь. |
Белый нагар с сероватым оттенком | Если изолятор в нагаре белого цвета без изменения электродов – это также свидетельствует бедную смесь, но если при этом оплавлены электроды – калильное зажигание (свеча слишком «горяча»). | Пересмотреть тепловые характеристики свечей или возможно зажаты клапаны (проверить зазоры). Проверить как ведет себя авто при выключении двигателя – калильное зажигание проявит себя в нежелании мотора глохнуть после выключения. Свечу следует поменять, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику. Как правильно подобрать свечи для своего автомобиля вы найдете тут. |
Белый налет на электродах либо полностью чистые и мокрые | Не стоит путать белый налет и такого же цвета нагар. Ведь в данном случае, чисто белый осадок, будет обусловлен попаданием антифриза в цилиндр двигателя. Налет на центральном и боковом электродах будет сопровождаться белым выхлопом из трубы, а сами свечи иметь сладковатый запах. При пробитой прокладке ГБЦ свечи будут мокроватые и вовсе вымытые, от какого либо нагара. | Заменой свечи тут не обойтись, нужно дополнительно произвести осмотр и блока двигателя и устранить проблему попадания жидкости. Старые свечи можно восстановить чисткой и просушкой |
Грязно-белые пористые отложения | Такой нагар будет пахнуть тухлым яйцом (сероводород). Свинцовые отложения грязно белого цвета говорит об использовании сильно этилированного бензина присущего в антидетонационных присадках. | Если боковые и центральные электроды не повреждены то свечу можно очистить пескоструем или выпалить, после чего она может быть повторно пригодна для работы, но топливо нужно менять. |
Красного (кирпичного) цвета | Оттенок красноватого цвета на изоляторе говорит о работе двигателя на бензине с примесями свинца. Отложения кирпичного цвета ухудшают образования искры, поскольку такой налет токопроводящий, хотя омметр этого и не зафиксирует при проверке. | Однозначно менять заправку и заменить свечи. Топливо содержит избыток присадок имеющих в составе металл и марганцовые добавки, использующихся для повышения октанового числа. |
Оранжевый (коричневый) налет с сухой копотью | Свеча в копоти оранжевого цвета образовалась в результате детонации при сгорании бензина с низким октановым числом или раннего зажигания. | Работа двигателя при таких условиях составляет опасность не столько для свечей, сколько для поршней. Меняйте и свечи и заправку. Перегружать двигатель на таком топливе категорически запрещается. |
Глянцевый изолятор желтого цвета | Желтая глазурь на изоляторе свечи зажигания образовалась в результате регулярно быстрого возрастания температуры в камере сгорания впоследствии быстрого ускорения. Такой цвет свечи часто могут увидеть любители драгрейсинга, поскольку резкий набор скорости сопровождается очень высокой температурой в цилиндре из-за которой все находящиеся на поверхности изолятора отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. | На таких свечах ездить не рекомендуется, поскольку, так как покрытие токопроводящее, возникают сбои искрообразования (в частности на больших оборотах). Поэтому, свечи, поверхность изолятора которых глянцевая и имеет желтоватый цвет – подлежат замене. |
Учтите все эти моменты и не эксплуатируйте автомобиль на плохоработающих свечах, ведь они могут стать причиной не только не стабильной работы двигателя, но даже износа поршневой (при разрушении), проводов высокого напряжения или катушки зажигания (поскольку между электродами возникает повышенное пробивное напряжение). А цвет свечей зажигания станет отличной подсказкой о состоянии двигателя вашего автомобиля.
Диагностика работы двигателя по состоянию свечей.
Все, что происходит в камере сгорания любого двигателя, будь то ДВС трактора, грузовика Камаз или автомобиля Порше Кайен, напрямую отражается на состоянии свечей зажигания. Можно игнорировать состояние свечей, просто их чаще менять, но гораздо полезнее и правильнее задуматься над тем, что же происходит в камере сгорания и что не так?
Приехав на техобслуживание, не спешите выкидывать свечи, отходившее 10 тысяч километров, попросите мастера приемщика Автотехцентра МЭИ положить вывернутые (старые) свечи с ДВС вашего автомобиля в багажник с целью их последующего изучения. Кстати говоря, с этим вопросом Вы можете обратиться и к мастеру-приемщику Автотехцентра МЭИ.
Что же могут показать старые свечи зажигания?
На фото № 1 Вы видите свечу зажигания, вывернутую из двигателя, работу которого можно считать абсолютно отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны, если не сказать, что их вообще нет. Полное отсутствие следов масла. Владельцу этого мотора можно только позавидовать, и есть чему! Это и экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены. Процесс сгорания оптимален по своим физико-химическим свойствам.
На фото № 2 можно увидеть типичный пример свечи от двигателя внутреннего сгорания с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому бывает несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора (да да, есть еще двигатели и с карбюратором, при том что карбюратор является более сложным с технической точки зрения устройством, нежели инжектор, или неисправность инжектора), засорение либо слабая пропускная способность воздушного фильтра.
На фото № 3 наоборот, пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до почти белого. Здесь уже есть повод для более серьезного беспокойства. Работа ДВС на слишком обедненной смеси при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева как самой свечи, так и стенок камеры сгорания ДВС, а перегрев камеры сгорания — это прямой путь к прогару выпускных клапанов.
На фото № 4 юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, который можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой ДВС на топливе, содержащем избыточное количество присадок, имеющих в своем составе различные металлы. Длительное использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который ток будет проходить минуя электроды свечи, соответственно, не вызывая искровой разряди не поджигая топливную смесь.
На фото № 5 свеча имеет ярко выраженные следы масла особенно в ее резьбовой части. ДВС с такими свечами, особенно после долгой стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа ДВС стабилизируется. Причиной этого неудовлетворительного состояния ДВС является неудовлетворительное состояние (износ, разрушение, потеря гибкости) маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы ДВС после старта, в момент прогрева, из выхлопной трубы наблюдается характерный бело-синий выхлоп.
На фото № 6 показана свеча, вывернутая из неработающего цилиндра. Центральный электрод, юбка свечи покрыты плотным слоем масла, смешанного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедших в этом цилиндре. Причина такой неисправности ДВС — разрушение одного из клапанов либо поломка перегородок между поршневыми кольцами, как правило отягченная попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В таком случае ДВС «троит» уже не переставая, отмечается значительная потеря мощности, серьезно возрастает расход топлива (в полтора, два раза). Выход один — срочный ремонт двигателя.
На фото № 7 полное, тотальное разрушение центрального электрода и его керамической юбки. Причиной такого разрушения мог стать любой из перечисленных ниже факторов (в порядке убывания вероятности): длительная работа ДВС с детонацией, применение топлива с низким октановым числом либо избыточным количеством присадок, слишком раннее зажигание, ну и наконец, просто бракованная свеча. Симптомы неисправности ДВС такие же, как были описаны в предыдущем случае. Единственное, на что все еще можно надеяться, так это на то, что частицы центрального электрода свечи сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв между седлом и выпускным клапаном. В противном случае просто не избежать ремонта головки блока цилиндров.
На фото № 8 электрод свечи ДВС оброс зольными отложениями (при этом цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о непраильной работе топливной системы). Причиной этого нароста является сгорание масла, возникающее по причине выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У ДВС отмечается повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы наблюдается сильное синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.
Общие рекомендации.
Если Вы желаете, чтобы с работой двигателя Вашего автомобиля было меньше проблем, стоит задумываться о замене свечей не только тогда, когда двигатель отказывается работать. Производитель любого автомобиля гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе не более 30 тыс. километров пробега (исключение составляют только «платиновые», «иридиевые» и «прочие» свечи, драгоценное покрытие которых «не работает» в случае с российским топливом, поэтому мы их в расчет не берем.
Поэтому, стоит придерживаться установленной производителем периодичности замены свечей зажигания для бензиновых двигателей — 30 тысяч километров.
Но и в свою очередь не забывать с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара (если Вы желаете продолжать использовать эти свечи). Нагар удалять лучше специальной металлической щеткой, поскольку пескоструйная обработка разрушает керамику центрального электрода, и появляется возможность попасть в ситуацию с фото № 7. Рекомендация менять свечи местами, встречающаяся на просторах интернета не актуальна ввиду изменившейся конструкции свечи, а именно появлением одноразовой сминаемой шайбы свечи.
Основное назначение конструкции свечи состоит в обеспечении замкнутости электрической цепи на свече посредством искры, которая возникает при прохождении через свечу зажигания высокого напряжения. Искра проскакивает от среднего электрода к боковому электроду и вызывает вспышку топливо-воздушной смеси.
Основной принцип работы свечи зажигания
Свеча зажигания играет важную роль в ДВС с принудительным зажиганием. Свеча зажигания осуществляет воспламенение смеси воздуха и топлива. На качество воспламенения влияют многие факторы, имеющие существенное значение для эксплуатации автомобиля и для состояния окружающей среды в городе. Важны такие потребительские показатели, как плавность хода машины, мощность и эффективность ДВС, а также выброс вредных веществ в атмосферу.
Если принять во внимание, что каждая свеча зажигания обеспечивает от 500 до 3500 вспышек в минуту, то становится ясно, насколько значимой является роль современной технологии в изготовлении и дизайне свечей зажигания, при необходимости соблюдения норм выбросов вредных веществ в атмосферу и в сокращении расхода топлива.
Возникновение искры
В ДВС воздух всасывается в цилиндр за счет движения поршня вниз и создающегося разряжения. В цилиндр также поступает топливо в виде впрыскиваемого под давлением бензина. В цилиндре создается горючая смесь, воспламеняемая искрой зажигания. Принцип действия двигателя с принудительным зажиганием 1. Всасывание: Поршень движется вниз. При открытии впускного клапана происходит всасывание окружающего воздуха, через насос форсунку вбрасывается топливо. 2. Сжатие: Поршень снова движется вверх. Топливная смесь в цилиндре сильно сжимается. В области ВМТ происходит воспламенение топливной смеси. 3. Работа: Температура сгорания в цилиндре резко повышается до 2600 °C, давление — до 120 бар. Поршень движется в направлении коленвала со скоростью более 20 метров в секунду! 4. Выталкивание: Продукты сгорания выбрасываются под давлением через выпускной клапан при повторном движении вверх поршня. .
Строение любой свечи зажигания (для бензиновых двигателей)
Свеча зажигания состоит из нескольких высокотехнологичных элементов.
Присоединение (часть свечи с резьбой) Присоединение выполнено SAE соединением, либо в виде резьбы. Тут присоединяется свеча зажигания или штифтовая катушка зажигания. В любом случае от точки присоединения высокое напряжение передаётся на другой конец свечи.
Изолятор Керамический изолятор выполняет 2 задачи. Он выполняет роль изолятора, препятствует пробою тока на массу автомобиля и отводит тепло, образующееся в результате сгорания топливной смеси на головку цилиндра.
Рёбра на керамическом изоляторе свечи зажигания На наружной стороне изолятора выполнены волнообразного вида рёбра, препятствующие утечке тока на массу автомобиля. Они удлиняют путь прохождения и, таким образом, повышают электрическое сопротивление проводника. Это обеспечивает прохождение тока через средний электрод, обладающий пониженным сопротивлением.
Помехоподавляющий резистор Для обеспечения полной электромагнитной совместимости (EMV) и корректной работы бортовой электроники авто, внутрь свечи зажигания в качестве помехоподавляющего резистора помещается стекломасса.
Средний электрод с медным сердечником Средний электрод стандартной свечи зажигания обычно состоит из сплава никеля Ni. С конца этого электрода искра проскакивает на боковой электрод свечи (при исправной свече зажигания). Средние электроды обычно имеют медный сердечник, улучшающий отведение тепла.
Металлический корпус с резьбой Металлический корпус играет важную роль при проведении тепла по свече зажигания. Резьба в хороших свечах зажигания всегда накатанная. По сравнению с нарезанной резьбой такая резьба имеет свои преимущества, т.к. кромки не острые, не повреждают резьбовое отверстие в головке цилиндра.
Уплотнительное кольцо Уплотнительное кольцо препятствует прохождению горючего газа на свече зажигания, даже при высоком давлении в камере сгорания. Кольцо предотвращает потерю давления. Кроме того, оно отводит тепло на головке цилиндра и компенсирует различные характеристики расширения головки цилиндра и корпуса свечи зажигания.
Внутренние уплотнения Внутренние уплотнения свечи зажигания создают герметичное соединение между изолятором свечи зажигания и металлическим корпусом. Между двумя уплотнительными кольцами помещается кольцо из Талька (Та), которое разрушается в процессе изготовления свечи зажигания и создаёт оптимальную герметизацию.
Боковой электрод Боковой электрод обычной свечи зажигания изготовлен из сплава никеля (Ni). Сплав никеля представляет собой противоположный полюс для среднего электрода.
Местоположение свечи зажигания
Свеча зажигания вкручивается в головку цилиндра ДВС.
Видимый снаружи оконечник свечи зажигания является соединительным элементом. В зависимости от применяемой технологии, сюда либо вставляется свечной наконечник, либо собственно штифтовая катушка зажигания.
Противоположный конец свечи зажигания выступает внутрь камеры сгорания. На нём находятся как минимум два электрода, между которыми во время эксплуатации проскакивает искра, вызывающая воспламенение топливо-воздушной смеси.
Порядок зажигания
В классическом варианте работы ДВС центральная катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение, необходимое для поджигания смеси воздуха и топлива.
Механический распределитель зажигания обеспечивает своевременную и поочерёдную подачу напряжения к каждому цилиндру и свече зажигания.
При этом ток для зажигания направляется к месту присоединения свечи зажигания через распределительный клапан и кабель. Отсюда ток попадает к концу среднего электрода и в виде искры преодолевает воздушный зазор между электродами.
Если применяется современный вариант зажигания с штифтовой катушкой зажигания, располагаемой на каждой свече зажигания (так называемая система зажигания с электронным управлением (VEZ) со статическим распределением зажигания) то необходимость в механическом распределителе зажигания или в высоковольтном кабеле зажигания отпадают.
Диагностика ДВС по свечам зажигания
Диагностика работы двигателя по свечам зажигания
В данной статье мы рассмотрим способы сделать диагностику работы инжекторного двигателя по внешнему виду свечей зажигания. Рассмотрим причины появления черного нагара, зольных отложений на свечах зажигания.
ДВС в хорошем состоянии
На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему — это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.
Черный нагар и повышенный расход
На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.
Белый нагар и обедненная смесь
На фото №3 наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева свечи(фото 3.1) её плавления (фото 3.2), и перегрева камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания — прямой путь к прогару выпускных клапанов.
Красный нагар и избыток присадок
Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото №4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.
Желтый налет и долгая стоянка
Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние масло отражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.
Поломка клапанов проблемы с цилиндрами
Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.
Разрушение центрального электрода и детонация
Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.
Зольные отложения и залегание колец
Фото № 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния масло отражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.
Разрушение керамического изолятора свечи зажигания
Фото № 9 Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.
Разрушение и эрозия электрода свечи зажигания
Как не странно, многие неисправности связанны с неправильным подбором свечи зажигания по автомобилю. Часто экономия средств на покупку свечей и подбор дешевых аналогов влечет за собой дорогостоящий ремонт двигателя авто.
Как читать свечи зажигания? Как диагностировать проблемы двигателя по свечам?
Да, именно свечи зажигания являются самым ценным среди самых простых методов диагностики разного рода проблем двигателя. Вы на самом деле можете “прочитать” свои свечи и получить ценные подсказки о том, как работает двигатель Вашего автомобиля, чего ему больше всего не хватает и с какой стороны подкрадывается беда.
Конечно, чтобы прочитать свечу и оценить проблемы двигателя, Вы должны сначала снять её. Используйте свечной ключ для этого.
Более подробно о том, как снять свечу зажигания, Вы можете прочитать в статье о замене свечей. А для начала давайте взглянем, из каких основных частей состоит свеча зажигания:
Как видим, всё предельно просто и очевидно. Теперь давайте взглянем, какие состояния свечей зажигания что означают, как правильно диагностировать неисправности и проблемы двигателя по таким состояниям, а также варианты решения проблем.
Выберите из изображений ниже, как выглядит Ваша свеча зажигания:
Если Вы не узнали свою свечу ни в одном из приведённых рисунков, прочитайте все условия и симптомы свечей – иногда конкретные случаи могут отличаться от показанных образцов, но быть вызваны теми же причинами и должны быть одинаково диагностированы.
Нормальная свеча
Налёт кофейного, коричневого или серо-коричневого цвета на белой юбке (если автомобиль работает на газе, то цвет будет, скорее, коричневый), и небольшие следы эрозии на электродах.
Двигатель работает нормально.
Изношенная свеча
Это нормальный процесс износа свечи, когда она требует замены. Помните, что свечи нужно регулярно менять, потому что по мере износа растёт зазор между электродами свечи, что требует большего напряжения для выдачи искры.
Нормальные темпы роста зазора для большинства свечей принято считать следующими: для четырёхтактных двигателей: 0.01
0.02 мм на каждые 1 000 км пробега; для двухтактных двигателей: 0.02
0.04 мм на каждые 1 000 км пробега. В этом случае требуется просто замена свечей зажигания.
Зольные отложения
Центральный и боковой электроды покрыты налётом пепельного цвета. В результате такой “маскировки” электродов Ваш двигатель может испытывать осечки. В запущенных случаях такое накопление отложений сгорания в конечном итоге может (но обычно такого не бывает) заполнить весь зазор между двумя электродами.
Причины:
- Плохое качество топлива (наличие вредных добавок).
- Масло проникает в камеру сгорания из-за неплотных поршневых колец или по другим причинам.
Что делать:
- Свечи заменить.
- Сменить привычную АЗС.
- Проверить компрессию двигателя для определения необходимости капремонта.
Сухой чёрный нагар
Чёрный, сухой, даже, возможно, пушистый нагар сажи на кончике изолятора и электродов. Сопровождается заметно повышенным расходом топлива.
Причины:
- Чрезмерно богатая воздушно-топливная смесь (ВТС).
- Грязный воздушный фильтр (и, как следствие, слишком богатая ВТС).
- Слишком частое вождение на низких скоростях или стоянка на холостом ходу в течение длительного времени.
- Неправильная регулировка карбюратора или инжектора (например, неисправность кислородного датчика).
- Если такой копотью покрыты только одна или несколько свечей (но не все), то причина возможна в системе зажигания (провода зажигания, распределитель).
Что делать:
- Проверить и заменить воздушный фильтр.
- Продиагностировать неисправности инжектора или отрегулировать карбюратор.
- Заменить провода или крышку распределителя зажигания (если проблема только с некоторыми свечами).
Свеча в масле
Влажные, чёрные масляные отложения на кончике юбки и электродов. Двигатель плохо заводится и может испытывать осечки.
При запуске двигателя на холодную он может “троить”, а из выхлопной трубы идти синий или бело-синий дым. Сопровождается повышенным расходом масла.
Причины:
- Это часто является причиной сильно изношенных поршневых колец или стенок цилиндров.
- Масло также может быть втянуто в камеру из-за чрезмерного зазора в направляющих штока клапана, или сильно изношенных уплотнителей клапанов.
- Износ маслосъёмных колпачков.
- Слишком “холодная” свеча (несоответствующий двигателю температурный режим свечи).
Что делать:
- Проверить компрессию двигателя на предмет возможного капитального ремонта.
- Отрегулировать клапаны или заменить уплотнители клапанов.
- Заменить свечу на более “горячую”.
Сожжённая свеча
Пузыри на юбке центрального наконечника, расплавленные электроды и иные следы воздействия высокой температуры. Сожжённая свеча означает, что искра между электродами протекает с более высокой температурой, и температура будет только расти по мере дальнейшего износа свечи, поэтому её нужно заменить как можно быстрее.
Сопровождается потерей тяговитости двигателя и повышенным расходом бензина. Двигатель может не глохнуть сразу после прекращения подачи искры (выключения зажигания ключом).
Причины:
- Перегрев двигателя.
- Неправильно отрегулированное зажигание (опережение зажигания).
- Слишком бедная ТВС.
- Несоответствующий двигателю температурный режим свечи (слишком “холодная”)
- Езда с большой нагрузкой.
Что делать:
- Заменить сожжённые свечи зажигания (с подходящим режимом температуры).
- Отрегулировать зажигание.
Загрязнение (остекление) юбки
Этот симптом может вызвать пропуски зажигания на высоких оборотах двигателя. Глянцевые отложения, как правило, жёлтого цвета.
Причины:
Такой симптом показывает использование бензина с большим содержанием свинца.
Что делать:
Следует заменить привычную АЗС.
Красноватая юбка
Юбка свечи зажигания покрывается красноватым оттенком – он токопроводящий.
Причины:
Повышенное содержание тяжёлых металлов в бензине и их оседание на юбке (и других частях) свечи.
Что делать:
Следует заменить привычную АЗС.
Механическое повреждение всей свечи
Боковой электрод обломился, или даже вся свеча имеет механические повреждения. Цилиндр при этом, скорее всего, не будет работать.
Причины:
Механическое повреждение обусловлено посторонним предметом в камере сгорания.
Что делать:
Проверить камеру сгорания на наличие посторонних предметов.
Механическое повреждение юбки
Юбка центрального электрода переломилась или имеет небольшие механические повреждения.
Причины:
Детонация, вследствие чего образовалось сверхдавление, которое разрушило юбку как саму слабую часть рабочей поверхности свечи. А причины такой детонации:
- Неправильно настроенный угол опережения зажигания.
- Неисправный клапан рециркуляции выхлопных газов.
- Недостаточно октановое число бензина.
- Резкое охлаждение свечи.
- Брак самой свечи зажигания.
Что делать:
- Настроить угол опережения зажигания.
- Проверить клапан рециркуляции выхлопных газов.
- Проверить соответствие октанового числа используемого бензина характеристикам авто.
Свеча расплавилась
Оба или один из электродов выглядят выжженными или расплавленными. В этом случае машина может также испытывать потерю мощности.
Причины:
- Неправильно отрегулированный угол опережения зажигания.
- Обеднённая воздушно-топливная смесь.
- Слишком “холодная” свеча по характеристикам.
Что делать:
- Подобрать подходящую свечу, если причина в несоответствии температурного режима.
- Проверить угол опережения зажигания.
Эрозия бокового электрода
Боковой электрод разъело, или же он выглядит расплавленным, став значительно короче, не доходя до центрального электрода по своей длине.
Причины:
Бензин с большим содержанием свинца. Свинец воздействует чаще только на боковой электрод, так как тот изготовлен из никелевого сплава и вступает в химическую реакцию со свинцом, становясь хрупким и слабым.
Что делать:
Сменить привычную АЗС.
Металлическая “молния” на внешнем изоляторе
На внешнем изоляторе (который находится снаружи двигателя, когда свеча вкручена в мотор) идёт, извиваясь, металлическая полоса.
Причины:
Это результат того, что искровой зазор между электродами свечи сильно расширился из-за износа электродов, и свече требуется гораздо более высокое напряжение. Такая молния на изоляторе возникает, когда требуемое напряжение между штырями электродов выше, чем может удержать изолятор, в результате чего искра появляется не между электродами, а между корпусом свечи и верхним контактом (куда вставляется штекер свечных проводов). Конечно, такое условие также появляется одновременно из-за изношенных изоляторов самого штекера, которые не могут удержать напряжение.
Так как более высокое напряжение требуется для двигателей с турбонаддувом, возникновение таких повреждений на них более вероятны. Важно признать, что штекер является расходным материалом, который должен быть периодически заменён.
Что делать:
Заменить свечные провода и сами свечи зажигания.
Рыжий цвет корпуса свечи
Не волнуйтесь, 99% вероятности, что это всего лишь ржавчина, которая появилась вследствие попадания воды в углубление со свечами на корпусе двигателя, например, после мойки двигателя или из-за плохой гидроизоляции подкапотного пространства (отсутствие подкрыльника, к примеру). Такую свечу, тем не менее, необходимо заменить, так как это потенциальная проблема.