Провальный год для автодилеров заканчивается рекордными продажами

Путин признал бессмысленным запрет на ввоз иномарок

В текущих экономических условиях запрет на ввоз иномарок не имеет смысла. С таким заявлением выступил президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции, которую транслирует телеканал «Россия 24» .

Материалы по теме
10:00 18 декабря 2014

[/i]
Большая пресс-конференция Владимира Путина
Президент отвечает на вопросы журналистов: онлайн «Ленты.ру»

Глава государства подтвердил, что запрет на ввоз импортных автомобилей рассматривался в качестве одной из возможных мер в ответ на санкции Запада. «Запрет на ввоз готовой техники без всяких сомнений поддержит их производство. А во-вторых, будет достаточно жестким и для экономики тех стран, которые занимаются этой санкционной деятельностью», — заявил Путин. Однако, по словам президента, нынешний курс валют «сам по себе все расставил на место».

По словам президента, власти намерены поддерживать тех автопроизводителей, которые готовы локализовать в стране более 50 процентов производства.

Материалы по теме
16:43 17 декабря 2014

Полцарства за коня
Провальный год для автодилеров заканчивается рекордными продажами

Ранее 18 декабря в автоконцерне BMW заявили о намерении перенаправить автомобили, предназначенные для России, в другие страны. Это произошло из-за рыночного спада, а также колебания курсов валют.

О том, что иностранные производители приостановили поставки автомобилей в Россию сообщили в среду, 17 декабря, «Ведомости». Как пишет газета, дистрибьюторы прекращают поставки машин дилерам, а те, в свою очередь, приостанавливают продажи населению. Аналитическое агентство «Автостат» сообщило, что 23 автопроизводителя подняли цены с начала декабря.

Повышение спроса на автомобили в декабре 2014 года было спровоцировано изменением цен из-за скачков курса рубля. В предыдущие месяцы автопроизводители отмечали снижение продаж новых машин по сравнению с показателями 2013 года.

Как автодилеры будут выживать в кризис

Бум продаж новых автомобилей, вызванный стремительной девальвацией рубля в конце прошлого года, оставил дилеров не только без машин, но и без покупателей. С начала года ценники на свои модели подняли практически все автопроизводители, а вслед за ними многие дилеры накрутили цены и на прошлогодние авто. Покупать их по новым прайс-листам россияне пока не спешат, тем более что большинство желающих обзавестись новой машиной уже сделали это до Нового года.

549d287916214_Avtosalon_pustoy

Избавились от стоков

Из-за обвала рубля в конце прошлого года россияне в срочном порядке пытались спасти свои сбережения, вкладывая их в дорогостоящие товары, включая автомобили. Значительную прибавку российскому авторынку в ноябре-декабре обеспечили и жители соседних Белоруссии и Казахстана, которые из-за выгодной разницы валютных курсов «по дешевке» скупали машины в России. В результате в последний месяц 2014 года продажи автомобилей достигли рекордных значений за всю историю авторынка нашей страны. Однако начало наступившего года обещает стать для автодилеров абсолютно провальным: их склады практически опустели, а покупать машины по новым ценам желающих мало.

«Учитывая то, что прошлый год закончился ажиотажным спросом, объем остатков на складах нас поразил, подобной ситуации еще не было, — сетует председатель совета директоров ГК „АвтоСпецЦентр“, президент ассоциации „Российские автомобильные дилеры“ Владимир Моженков. — На сегодняшний день некоторых марок вообще нет в наличии, по некоторым брендам еще сохранилось определенное количество авто, которые реализуются по ценам прошлого года. Сейчас на складах по всей России осталось 160–170 тыс. автомобилей 2014 года выпуска».

Из-за ажиотажного клиентского спроса в ноябре и начале декабря склады компании сократились относительно прошлого года, подтверждает руководитель управления бизнеса ГК «Автомир» Алексей Пономарев. По некоторым маркам склад уменьшился в четыре раза (например, по Toyota и Volkswagen), по другим маркам сократился меньше.

Наконец, избавившись от стоков, накопившихся за прошлый год, дилеры стали более осторожно подходить к планированию поставок, пытаясь оперативно реагировать на спрос. «Мы имеем склады 0,8 объема месячных продаж. Подвозим автомобили в наши салоны по мере необходимости. В период такой турбулентности рубля не очень понятно, что считать нормативным запасом, — отмечает Дмитрий Царев, генеральный директор ГК Wagner, реализующей Audi, Volkswagen и Skoda в Санкт-Петербурге. — Мы планируем держать небольшие склады. Сконцентрируемся на продаже автомобилей локальной сборки. Дефицита автомобилей у нас нет, и мы его не ожидаем».

В условиях неопределенной ситуации на рынке автопроизводители стали более лояльными к дилерам и не выставляют жестких требований по выполнению плана продаж, как прежде. По словам Владимира Моженкова, многие из автопроизводителей начали осуществлять планирование ежемесячно или ежеквартально, а не как раньше — на год вперед. «Перезатоваривание недопустимо, для нас важна финансовая статистика дилерской сети, — подтверждает директор по продажам Audi в России Дарья Храпова. — В условиях сегодняшней экономической ситуации количество автомобилей на складах дилеров влияет на их издержки. Мы будем вносить корректировки в производство в зависимости от спроса».

07-21-_MG_4733

Распродажи отменяются

Между тем, несмотря на имеющиеся остатки у дилеров автомобилей 2014 года, традиционных распродаж в этом году ждать не стоит. Более того, далеко не все прошлогодние машины сегодня можно купить по прежним ценам, хотя цены на них выросли не так сильно, как на автомобили 2015 года модельного года, которые уже начали появляться в салонах дилеров. При этом больше всего дорожают импортные модели, тогда как ценники на автомобили российского производства растут менее существенно.

По словам Дмитрия Царева, сегодня уже ничего нельзя купить по ценам 2014 года, но автомобили, завезенные в прошлом году, подорожали на 10–15%, что оставляет цены на эти машины сравнительно привлекательными. «Дефицит будет на автомобили немецкого производства, поскольку их нерентабельно продавать, а весь процент роста евро невозможно заложить в цену — за такую стоимость автомобили покупать не будут», — отмечает он.

В салонах ГК «Автомир» относительно дефицитными стали автомобили сегмента SUV, такие как Hyundai ix35 и Mitsubishi Outlander. В сегменте легковых машин по-прежнему наиболее востребованы Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid. А вот Peugeot, Citroen, Ford еще можно купить по ценам прошлого года. «Поставки новых автомобилей по ценам 2015 года ожидаются уже в январе этого года, заявки на них принимаются в наших автосалонах. Мы не ожидаем существенного дефицита автомобилей в первом квартале, может быть и первом полугодии 2015 года», — прогнозирует Алексей Пономарев.

В салоны ГК «Рольф» поставки автомобилей 2015 года по одним брендам уже начались, по другим (например, практически по всему премиуму) пойдут в ближайшие дни. «Сроки появления автомобилей производства 2015 года отличаются для разных марок и моделей. Быстрее всего появятся автомобили 2015 года тех марок, которые собирают в России. Автомобили зарубежного производства появятся позже, поставка может занять несколько месяцев, — рассказывает руководитель дивизиона „Рольф Премиум“ Татьяна Форнасова. — Заказы на эксклюзивные комплектации тоже принимаются в производство. Например, Porsche, Land Rover, Toyota и Lexus берут заказы в производство на март. Но сроки поставок будут отличаться: Porsche доберется до Москвы в конце апреля, Land Rover — в мае, Toyota и Lexus — на исходе июня».

Новые поставки автомобилей российской сборки по ценам 2015 года ожидаются уже в январе, европейской — в феврале, японской и американской — чуть позже, подтверждает Владимир Моженков. «Цены, в зависимости от бренда, поднялись пока на 10–20%. Покупка автомобиля сейчас выгоднее, чем, предположим, через полгода, поскольку это всего лишь первая волна подорожания», — предупреждает он.

Дефицит автомобилей не грозит

По словам дилеров, несмотря на то, что запасы автомобилей на их складах значительно ниже обычного, этого количества машин вполне достаточно с учетом текущего спроса, который во многом был удовлетворен в конце прошлого года. Так, в январе поток клиентов снизился приблизительно на 40% по сравнению с предыдущим месяцем, говорят участники рынка.

«Можно сказать, что в 2015 год мы вступили со складскими запасами в несколько раз меньше, чем в прошлом году. В конце 2014 года были распроданы практически все автомобили, прошлогодних машин практически не осталось. Например, Range Rover и Range Rover Sport сейчас нет в наличии. Остались в небольшом количестве Discovery, Freelander, Evoque и автомобили Jaguar, — говорит Елена Старикова, генеральный директор компании „Артекс“ (официальный дилер Land Rover и Jaguar). — Но назвать ситуацию начала 2015 года дефицитом нельзя, поскольку предновогодний ажиотаж закончился, и спрос упал. Мы ожидаем, что закроем существующий спрос автомобилями в наличии и теми, которые начнут поставляться во второй половине января».

«На сегодняшний день складской запас в компании „Автомир“ оптимален с учетом замедления покупательской активности, — рассказывает Алексей Пономарев. — По всей компании скорость заключения контрактов за последние тридцать дней такова, что даже если не будет новых поставок, то имеющего склада достаточно для более чем двухмесячных продаж», — полагает он.

В ГК «Рольф», которая во многом благодаря ажиотажному спросу на автомобили в ноябре-декабре смогла в очередной раз установить собственный рекорд продаж, уверяют, что в салонах компании есть все ходовые модели. «Хотя в конце года в наших автосалонах был настоящий бум, правильное планирование закупок помогло нам избежать дефицита. Сейчас мы имеем достаточное количество товарных автомобилей по всем брендам с учетом текущих планов продаж. В наличии нет только нишевых и эксклюзивных моделей, которые и раньше поставлялись по предзаказу покупателя», — говорит Татьяна Форнасова.

Дефицита товара нет и в салонах ГК «АвтоСпецЦентр», вторит ей Владимир Моженков. «Заказы на автомобили как принимали, так и принимаем, если какой-то конкретной комплектации или марки авто нет на складе, то оформляем под заказ», — рассказывает он.

Между тем всплеск спроса на автомобили, наблюдавшийся из-за обвала рубля, уже в конце года практически сошел на нет. Как прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2015 года падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей составит 24%, до 1,89 млн реализованных машин, причем основной обвал придется на первый квартал.

«Сейчас ситуация неопределенная: многое зависит от политики импортеров и от того, готово ли будет правительство стимулировать отрасль. Программа утилизации поддерживает, в основном, продажи моделей нижнего ценового диапазона. Государственное субсидирование ставок по автокредитам могло бы стать более эффективной мерой поддержки для продаж автомобилей в широком ценовом диапазоне, — рассуждает Татьяна Форнасова. — Также важно понимать, какой политики будут придерживаться автопроизводители. Значение имеют и цены, и планы продаж: переоценка рынка приведет к затоваренным складам, а недооценка — к дефициту ходовых моделей, что представляет реальную опасность, поскольку многие бренды пересмотрели квоты для России в сторону понижения».

Как говорит Алексей Пономарев, его компания намерена оперативно реагировать на изменения в торговых условиях, которые будут предлагать импортеры. «Необходимо отслеживать изменяющиеся условия поставки автомобилей и взаиморасчеты за них, контролировать объем установленной производителями маржи, меняющиеся условия бонусов», — поясняет он.

С чем будем побеждать

В условиях продолжающегося падения спроса на новые машины российские дилеры стараются заработать на сервисных услугах, trade-in и продажах автомобилей с пробегом. «По нашим ожиданиям, продажи в 2015 году сократятся на 35–40%. Примерно такое же падение было в 2009 году, в котором мы делали упор на сервисное обслуживание. В этом году „Артекс“ также будет делать акцент на работу сервисной станции и реализацию дополнительных услуг, — говорит Елена Старикова. — Направление trade-in в нашем дилерском центре зависит от продаж новых автомобилей, а так как спрос на них будет снижаться, то и большого роста продаж в сегменте подержанных автомобилей ожидать сложно. Однако направление trade-in достаточно перспективно, и мы будем стараться его развивать».

Как говорит Дмитрий Царев, в условиях падения трафика в шоу-румы направление сервисных услуг, напротив, демонстрирует завидную стабильность, а по продажам автомобилей с пробегом в компании Wagner ожидают значительный подъем даже на фоне более чем 50-процентого роста в 2014 году.

В ГК «Рольф» готовы, в том числе, и к худшему сценарию развития событий, предполагающему обвал на рынке более чем на четверть. «В компании проведена большая работа по оптимизации бизнес-процессов и сокращению издержек. Мы завершили все масштабные инвестпроекты. Компания „Рольф“ многие годы работала над тем, чтобы выручка подразделений послепродажного обслуживания покрывала большую часть издержек каждого автоцентра, и теперь мы можем выживать за счет сервиса. Также мы развиваем продажи автомобилей с пробегом: в 2014 году нам удалось увеличить их на 36,3%», — констатирует Татьяна Форнасова.

По словам Алексея Пономарева, продажи автомобилей с пробегом, безусловно, представляют большой потенциал развития, однако нельзя забывать, что и в области продажи новых автомобилей есть резервы для успешного бизнеса — например, использование формата мультибрендовых автосалонов.

В целом, положение дилеров будет достаточно сложным в 2015 году, поскольку многие из них сильно перекредитованы, а некоторые даже получали кредиты в валюте. По мнению аналитиков «Автостата», долговая нагрузка и жесткая позиция банков на фоне снижающегося трафика в автосалоны, скорее всего, приведет к массовым банкротствам дилерских центров и целых сетей. Эксперты не исключают сокращения числа дилерских центров на 20–25%, которых по состоянию на конец 2014 года насчитывалось 4075.

«Главная цель автодилеров в 2015 году — выжить. Реализация данной задачи будет зависеть от выбранной стратегии. К сожалению, часть игроков уйдут с рынка. Одна из формул автобизнеса гласит, что уменьшение продаж на одну тысячу авто ведет к закрытию одного дилерского центра», — резюмирует Владимир Моженков.

Полцарства за коня

Провальный год для автодилеров заканчивается рекордными продажами

Продажи новых автомобилей в России растут сумасшедшими темпами после долгих месяцев провалов и потерь. Ясно, что скоро цены поднимутся на неизведанную высоту, да и потратить рубли больше особо не на что. И пока никто не задумывается о том, что будет потом, когда кончатся и деньги, и автомобили. «Лента.ру» выясняла, что ждет российский авторынок после его лебединой песни в конце года.

Новогодний подарок авторынку

Сейчас большинство дилеров распродали запасы, которые копились весь год, несмотря на повышение цен, состоявшееся в начале декабря. Еще в октябре продажи новых автомобилей были на десять процентов ниже, чем в 2013 году. Спрос непрерывно падал больше года, наводя тоску и уныние как на продавцов, так и на производителей.

Поддержка пришла, откуда не ждали, причем в точном соответствии с поговоркой «Кому война, а кому мать родна» — когда падение рубля перешло в обвал. До последнего времени экономический спад тормозил продажи, поскольку население приберегало деньги на черный день. И вот он наступил.

В автосалоны ринулись все, кто откладывал покупку машины и не успел поменять рубли на иностранную валюту, пока обменный курс еще не выглядел грабежом. Стало ясно, что совсем скоро цены на автомобили поднимутся до совсем уж запредельных высот. Значит, надо брать сейчас. В то же время, кроме автомобиля, ничего ценного российский средний класс на свои сбережения купить и не может. Квартиры мало кому по карману, а других надежных вариантов вложения денег просто нет.

Сегодня наблюдается небывалый, ажиотажный спрос на автомобили, отмечает Татьяна Форнасова, руководитель дивизиона группы компаний «Рольф», которой принадлежит одна из крупнейших в России сеть автосалонов.

«Для “Рольфа” минувший ноябрь — рекордный, — говорит Форнасова. — Продажи превысили прошлогодний результат на 41 процент, за месяц было реализовано 9778 новых автомобилей. За 11 месяцев мы тоже фиксируем рост на 13 процентов, продано более 80 тысяч автомобилей. В декабре подъем покупательской активности продолжается».

Спрос на автомобили такой, что многие автоцентры столкнулись с проблемой дефицита машин, и предзаказы принимаются на месяцы вперед. «Впервые более чем за 10 лет работы мы подходим к концу года практически с пустыми складами», — признается Оксана Сосновская, директор по связям с общественностью петербургской группы официальных дилеров WAGNER.

В массовом сегменте, по данным сети «Рольф», лидирует Skoda: в ноябре продажи этой марки выросли на 87,2 процента, а в целом по итогам 11 месяцев — на 62,8 процента. Больше чем на 50 процентов увеличились в ноябре продажи Mazda и Mitsubishi.

Представитель «Фольксваген Рус» отметил повышенный спрос на традиционные бестселлеры марки, производимые локально: Polo седан, Jetta, Tiguan, участвующие в программах утилизации и trade in.

Растут продажи автомобилей премиальных брендов, увеличивают свою долю компактные кроссоверы.

Спрос на дорогие марки настолько велик, что автосалоны вынуждены нанимать дополнительный персонал — иначе не справиться с наплывом покупателей.

Все выше, выше и выше

Цены на новые автомобили в 2014 году поднимались уже несколько раз, вслед за ростом курса доллара и евро. Но пока это было не слишком заметным — цены росли далеко не пропорционально курсу евро. Автодилеры задействовали внутренние резервы, чтобы сдержать цены и не отпугнуть покупателей. Однако резервы на исходе. Каких цен на новые автомобили ждать в дальнейшем, рассказали участники рынка.

«Среди марок, которые мы представляем, подорожали Volkswagen и Skoda (от 2 до 5 процентов), Audi пока на прежнем уровне», — сообщает Оксана Сосновская.

Многие бренды объявили о корректировке прайс-листов в среднем на 3 процента, рассказывает Татьяна Форнасова. По ее словам, ни один импортер не повысит цены столь же резко, как падает курс рубля, однако постепенная корректировка вслед за курсом неизбежна.

«Фольксваген Рус» повысил с 1 декабря 2014 года цены на модели Tiguan (на 2 процента), Passat Lim, Passat Variant, Passat B7, Passat CC (на 3 процента), Beetle, Golf, Touran, Phaeton (на 5 процентов). Это связано с увеличением заводских отпускных цен, пояснили «Ленте.ру» на предприятии. Планируется дальнейшее подорожание.

Традиционного снижения цен на прошлогодние марки ждать не стоит. Падение рубля настолько значительно, что подорожает все — новое и старое, отечественное и импортное, дорогое и дешевое, популярное и не очень.

Как подчеркнула Оксана Сосновская, демпинг никогда не был нашей стратегией, не будет и в следующем году.

«Возможно, маркам, не имеющим собственного производства в России, придется корректировать прайс-листы более существенно, — отмечает Форнасова. — Однако в любом случае финальное решение зависит от стратегии каждого бренда: ставит ли марка перед собой планы агрессивного захвата доли рынка или предпочитает “снимать сливки” с каждой сделки». По мнению Оксаны Сосновской, брендам без производства в России сложнее удерживать цены, однако падение рубля скажется и на тех, у кого используются импортные комплектующие.

«Подорожание может достичь 30 процентов для импортируемых автомобилей, — считает Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат». — Некоторые производители (например, Volkswagen) фиксируют текущие цены на 2015 год для тех покупателей, кто заключил контракт сейчас и внес предоплату».

Как сообщают СМИ, на этой неделе пять сетей автосалонов остановили продажи из-за сильной девальвации рубля для коррекции цен на автомобили — Major Auto, «Авилон», «Независимость», «Транстехсервис» (ТТС) и «Балавтотрейд».

Дорогой дефицит

После всплеска продаж в конце 2014 года на авторынке ждут новый спад. Цены будут расти, а покупательная способность населения — падать еще больше, чем в уходящем году. Но при этом не исключено, что в России возникнет дефицит новых автомобилей из-за того, что производители снижают объемы производства — никто не хочет работать на склад. Объемы поставок автомобилей из-за границы тоже сокращаются.

Впрочем, некоторые российские производители автомобилей настроены оптимистично. На калининградском заводе «Автотор» считают, что в соответствии с цикличностью развития в 2016 году рынок новых автомобилей будет восстанавливаться благодаря отложенному спросу. Также там надеются на большой потенциал рынка в плане обновления парка.

«Если говорить о прогнозах по объему производства на 2015 год, то наша задача максимум — удержаться на уровне 2014 года, — сообщили в пресс-службе «Автотора». — Надеемся, что макроэкономические показатели, которые серьезно влияют на рынок, будут не хуже нынешних, и реализация заявленных мер господдержки автопроизводителей принесет свои плоды».

Сейчас в Калининградской области продолжают реализацию проекта по созданию кластера полнопрофильных автомобильных производств. В связи с общей экономической ситуацией определенная корректировка идет, но не по проекту в целом, а по конкретным объектам, пояснили на «Автоторе».

«Российский рынок был и будет для нас приоритетным, — прокомментировали в пресс-службе предприятия «Фольксваген РУС». — Мы продолжаем инвестировать в крупные проекты в России, такие как строительство моторного завода в Калуге, склад в Подмосковье и т.д.». «Фольксваген РУС» рассчитывает на сохранение рыночного спроса за счет качества продукта с высокой послепродажной стоимостью, развитой дилерской сети и уровня сервиса.

У дилеров по поводу перспектив 2015 года более мрачные предчувствия. «Мы ждем резкого снижения продаж, — прогнозирует Татьяна Форнасова. — На сколько — зависит от развития экономической ситуации». Хотя, по ее словам, может возникнуть дефицит ходовых моделей — из-за того, что многие бренды пересматривают свои планы в сторону снижения.

«Мы стремимся к наибольшей доходности и поэтому не планируем больших объемов продаж в 2015 году», — говорит Оксана Сосновская.

По мнению Сергея Целикова, если курс валют продолжит расти, падение рынка продаж новых автомобилей в 2015 году может составить от 20 до 30 процентов.

Негатива добавит сворачивание автокредитования и повышение цен на КАСКО. «В России за 10 месяцев 2014 года доля автокредитов снизилась почти на 20 процентов и на данный момент составляет примерно 38 процентов, — объясняет Татьяна Форнасова. — Доля кредитных автомобилей продолжит снижаться, и в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30-35 процентов». Что уже критично, считает представитель сети автосалонов «Рольф».

«В последние месяц-полтора продажи в кредит резко упали, на данный момент это примерно 40 процентов от общего объема, — сообщила представитель группы официальных дилеров WAGNER. А последнее повышение ключевой ставки Центрального банка РФ до 17 процентов годовых просто ставит крест на автокредитах.

Все больше людей готовы отложить покупку автомобиля или даже отказаться от нее совсем при ухудшении ситуации в стране — показало исследование, проведенное агентством «Автостат». Средний срок владения автомобилем в России увеличивается. Растет количество автовладельцев, готовых рассмотреть покупку автомобиля с пробегом как альтернативу покупке нового.

Вопрос эксперту: «Почему закрываются дилеры на растущем авторынке?»

Несмотря на то, что российский авторынок демонстрирует уверенный рост на протяжении вот уже более 1,5 лет, дилерские сети продолжают сокращаться. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на середину октября 2018 года на территории России в общей сложности числится 3427 официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Это на 63 меньше, чем в начале года (на середину января было 3490). Снижение количества дилеров в нашей стране произошло из-за того, что было расторгнуто 359 действующих дилерских контрактов, в то время как заключено только 296 новых. Почему начавшееся в прошлом году восстановление авторынка не остановило массовое закрытие дилерских предприятий, и как эта тенденция будет развиваться в дальнейшем по мере стабилизации спроса на новые машины? С этим вопросом мы обратились к ведущим представителям дилерского сообщества.

Александр Никонов, операционный директор дивизиона компании «Авилон» :

– Для многих дилеров рост авторынка не стал спасением, т.к. у некоторых из них масштаб накопившихся проблем таков, что укрепление рынка не в состоянии вывести их из пике и сделать бизнес доходным. Еще одной причиной можно назвать то, что темпы роста прибыли гораздо ниже темпов роста количества проданных авто.

Сложности автодилеров, если они и есть, в основном тянутся из прошлого. За годы кризиса они накопили большие долги (банковские кредиты) и попали в финансовую зависимость от банков. Это привело к тому, что сейчас обслуживание кредитов съедает всю их прибыль. В ближайшем будущем будет происходить консолидация отрасли и рост доли крупных игроков. На рынке останутся те, кто умеет эффективно управлять и работать, кто имеет сильный менеджмент, кто эффективно распределяет денежные средства. В условиях низкой маржинальности бизнеса среди других инструментов инвестирования, высокой конкуренции и необходимости больших сумм для стартовых инвестиций привлекательность авторынка может снижаться.

Владимир Мирошников, директор по развитию компании «Рольф» :

– Хотя автомобильный рынок начал восстанавливаться, сокращение дилерских сетей продолжается. Это говорит о том, что количество дилеров по-прежнему превосходит емкость рынка. В авторитейле работает значительное количество дилеров с большими кредитными портфелями, которые они не могут уверенно обслуживать даже при текущей относительно благоприятной рыночной конъюнктуре. Одновременно происходит процесс консолидации рынка: сильные игроки продолжают открывать новые центры или присоединяют к себе слабые компании.

В то же время на авторынке сейчас практически нет новых крупных игроков, все сильные и успешные дилерские холдинги работают десятки лет. Маржинальность дилерского бизнеса снижается, и он больше не привлекает новичков. Сегодня автомобильный рынок предъявляет игрокам более строгие требования к эффективности, а сроки окупаемости новых проектов отодвигаются. Требуемый размер инвестиций также растет, поскольку стандарты производителей становятся жестче, и инвестиции нужны не только в здания и оборудование, но и в технологии.

Помимо этого, возрастает роль подбора и подготовки персонала для всех позиций дилерского центра. На сегодняшний день наша отрасль, как и многие другие, испытывает кадровый голод. Даже для самого успешного стартапа один из ключевых рисков – отсутствие нужных компетенций у команды. Именно поэтому количественно не менее половины сотрудников новых дилерских центров, которые запускаются компанией «Рольф», приходят из других автоцентров компании.

Таким образом, предпосылок для роста дилерских сетей в России нет. Большинство дистрибьюторов решают локальные проблемы по замене ушедших игроков. Одиночным ДЦ и небольшим компаниям все сложнее становится показывать стабильную прибыль, это заставляет владельцев задуматься о завтрашнем дне. Процесс консолидации рынка продолжится. Конкуренция во всех сегментах автомобильного рынка сейчас настолько велика, что выжить на нем могут только финансово стабильные компании, выстроившие эффективные технологические процессы и подготовившие, буквально вырастившие свои профессиональные кадры.

Прогнозировать повышения прибыльности в отрасли не приходится, в связи с ростом стоимости финансирования (авторитейл – очень финансово емкий бизнес) многие игроки бросают все свои силы на удержание текущих уровней. Основной зоной для роста официального дилера является направление авто с пробегом. Обеление данного сегмента рынка идет, но доля дилеров еще далека от желаемой.

Алексей Гопкало, директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» :

– Основная причина снижения привлекательности российского авторынка для инвесторов и бизнесменов – негативный опыт прошлых лет: потенциал рынка был переоценен, и в 2014-2015 гг. многие инвесторы потерпели убытки из-за решения вложиться в автомобильный бизнес без детального изучения вопроса и учета реального покупательского спроса. Впрочем, на тот момент было сложно предсказать столь сильное падение рынка. Потенциальные игроки боятся нестабильности на авторынке, а инвесторы не решаются вкладываться без 100% гарантии финансового результата. Если смотреть более глобально, основным сдерживающим фактором для развития любого бизнеса, в том числе автомобильного, в России является макроэкономическая ситуация и высокая волатильность рубля.

Смещение потребительского спроса в бюджетный сегмент, в том числе подержанных автомобилей, приводит к снижению рентабельности бизнеса. В 2014 году в России было порядка 4,1 тысячи дилерских центров, а сегодня их число составляет 3,4 тысячи. За 2017 год было закрыто порядка 100 компаний. Еще в годы кризиса 2014-15 годов многие сети сделали ставку на расширение: строительство наиболее рентабельных автосалонов началось значительно раньше, поэтому игроки рассчитывали воспользоваться эффектом масштаба и получить сверхприбыли за счет увеличения объемов реализации автомобилей. Но данная стратегия себя не оправдала: в наши дни автомобильный рынок перенасыщен, предложение значительно превышает спрос. Это привело к тому, что большинство игроков автомобильного рынка попросту не справляется с имеющейся долговой нагрузкой. В частности, автодилеры не могут погасить долги, образовавшиеся из-за неудачных попыток инвестировать в крупные проекты во время кризиса. Кроме того, существует такая насущная проблема, как слабая защита рисков автодилеров.

Низкий уровень диверсификации бизнеса ДЦ – как одна из ключевых причин накопления колоссальных долгов перед финансовыми учреждениями и закрытия нерентабельных компаний, связан с изменением рыночных тенденций. До 2013 года основная часть дохода автодилеров формировалась за счет реализации новых автомобилей. После ослабления российского рубля в 2014-15 годов и падения спроса на отечественном рынке на новые машины, реализация автомобилей упала почти в два раза: с 3 млн единиц в 2012 году до 1,5 млн в 2016-м. За последние четыре года рынок потерял порядка 25 – 30% модельного ряда. Низкий уровень диверсификации бизнеса ДЦ и другие факторы, такие как повышение НДС, увеличение утилизационного сбора, высокие таможенные пошлины, вынуждают многие ДЦ либо пройти процедуру реструктуризации, либо – вовсе покинуть российский рынок.

Количество дилерских сетей в России в 2018 году является избыточным при текущей емкости авторынка. В ближайшем будущем тенденция банкротства будет продолжаться. Количество дилеров уменьшится еще примерно на 20%, но в какой-то момент процесс ликвидации приостановится из-за образовавшегося на рынке дефицита автомобилей. Большинство оставшихся игроков сделают ставки на развитие IT-технологий в ведении бизнеса, а именно – создание IT-платформ для реализации автомобилей. Развитие e-commerce является важным элементом конкурентоспособности ДЦ, т.к. ежегодный рост торговли составляет 18-23%. Вторым важным направлением станет реализация автомобилей с пробегом и предложение сопутствующих услуг, создание пакетных продуктов для обслуживания автомобиля на протяжении всего lifecycle. Что касается процессов слияния или поглощения компаний, то он находится в активной стадии с 2016 года.

Перспективы дилерского бизнеса во многом будут зависеть от роли регулятора и мер государственной поддержки. В частности, сюда можно отнести субсидирование отрасли, дотации от государства, программы льготного кредитования, создание единого реестра автомобилей – увеличение прозрачности бизнеса, введение в перспективе обязательной регистрации залога движимого имущества, снижение налоговой базы и т.д. Влияние макроэкономических факторов на рентабельность любого бизнеса никто не отменял. Ждать прибыли на уровне 2012 года не приходится. Основной точкой роста автобизнеса в рамках ДЦ в наши дни является развитие направления реализации автомобилей с пробегом, в том числе с применением системы Trade-in. Тенденция последних двух лет такова: объемы реализации подержанных авто выросли почти в 3,5 раза. Целью крупнейших игроков рынка является доведение соотношения доли реализации новых автомобилей к подержанным 1 к 1. В целом, можно отметить, что в настоящее время для успешного ведения бизнеса одной реализации новых автомобилей точно недостаточно: маржинальность продаж по данному направлению в ДЦ близится к «0».

Иван Попов, руководитель проектного офиса Favorit Motors :

– На самом деле, процесс сокращения общей численности дилерских предприятий при одновременном росте рынка является результатом работы защитных рыночных механизмов, которые автоматически приводятся в действие при недостаточном спросе. До начала последнего кризиса дилерская инфраструктура, по самым скромным подсчетам, была рассчитана на реализацию свыше 3,5 млн автомобилей, но, как мы все знаем, результаты продаж все еще не превысили даже 2 млн единиц. Ввиду этого происходящее сокращение дилерских центров можно рассматривать как оздоровительный процесс, при котором происходит перераспределение спроса между наиболее сильными игроками отрасли, что наглядно подтверждается постоянным ростом рыночной доли ТОП-10 игроков на российском авторынке.

Что же до самих причин закрытия дилерских предприятий, то они редко меняются от кризиса к кризису, и их можно свести к следующим: проводимая инвестиционная политика, приведшая к излишней закредитованности предприятий; сокращение общей доходности по основным каналам генерации прибыли; уход марок с рынка, как это было с GM.

На сегодняшний день дилерская сеть все еще перенасыщена и будет продолжать сокращаться в ближайший год – два. Более того, в скором времени должен начаться очередной экономический кризис, который ускорит процесс выбытия игроков. В Favorit Motors мы считаем, что рынок будет постепенно переходить на гибридную модель продаж автомобилей, которая будет заключаться в сочетании offline- и online-каналов продажи. Дилерские предприятия нового образца будут представлять из себя компактное digital-пространство, совмещающее в себе весь функционал крупного дилерского центра с большим складом, где клиент может совершить все действия по покупке и оформлению автомобиля самостоятельно. При этом весь товарный ассортимент будет представлен на электронной витрине в масштабе 70% от реальных размеров, а расположенные в выставочном зале образцы отделки салона автомобиля помогут клиентам с выбором комплектации машины. Подобная модель позволит существенно сократить инфраструктурные затраты и издержки на подготовку квалифицированного персонала, что в массовом сегменте обеспечит дополнительные клиентские выгоды в размере 3% от приобретаемого автомобиля.

Автор: Александр Чупров , источник: АВТОСТАТ

Закрытие торгов по индексу ММВБ ожидается в минусе на 1-4%, в паре доллар/рубль снижение возможно в пределах 2%

К вечеру среды 17 декабря, в ходе торгов на фондовом рынке Московской биржи сохраняется заметная волатильность. В частности, номинированный в рублях индекс ММВБ теряет 2,4%. При этом, долларовый РТС растет на существенные 7%. На валютном рынке пара USD/RUB теряет 2,7% до 65,7 руб., а пара EUR/RUB снижается на 3,6% до уровня в 82,1 руб. Февральские фьючерсы на нефть марки Brent демонстрируют негативную динамику, теряя 1,3%, до уровня в $59,2 за баррель.

На мой взгляд, сегодняшнее снижение котировок индекса ММВБ после небольшого утреннего роста обусловлено несколькими факторами. Во-первых, явно заметна запоздавшая реакция игроков рынка на вчерашнее повышение Центробанком России ключевой процентной ставки до уровня в 17%. Да, вчера спекулянтам соответствующие действия регулятора, очевидно, показались недостаточными для обуздания растущих из-за продолжительной девальвации инфляционных ожиданий. Однако сейчас паника постепенно сходит на нет, а ЦБ по-прежнему обещает в 2017 году выйти на целевые показатели инфляции в 4%. При этом некоторые банки уже успели повысили ставки по рублевым депозитам вплоть до 22% годовых. Очевидно, что в подобных условиях формируется приток средств инвесторов на депозиты за счет их закономерного оттока с фондового и долгового рынков. Вторым фактором коррекции по ММВБ, пожалуй, выступает завершающееся сегодня вечером последнее в текущем году заседание ФРС. Похоже, инвесторы опасаются, что подешевевшая нефть подстегнет деловую активность крупнейшей экономики мира. Это может вынудить соответствующего регулятора вскоре ужесточить монетарную политику, что потенциально приведет к очередной волне бегства капиталов с развивающихся рынков.

Если говорить о российском валютном рынке, то в условиях в значительной мере компенсирующих друг друга факторов ужесточения монетарной политики ЦБ РФ и рисков ужесточения монетарной политики ФРС США, в качестве решающей для укрепления рубля движущей силы возможно вновь стали валютные интервенции в преддверии пресс-конференции Путина от 18 декабря.

На текущий момент ожидается закрытие по ММВБ падением на 1-4%. По валютной паре USD/RUB ожидается снижение в пределах 2%.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Из-за падения рынка в этом году разорится четверть автодилеров России, прогнозирует РОАД

При сокращении автомобильного рынка на 1000 машин в год разорится одна дилерская компания – такую эмпирическую формулу вывел президент Ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Владимир Моженков. В прошлом году уже закрылись 311 дилерских центров. Они продолжат умирать, потому что российская дилерская сеть, насчитывавшая в начале 2015 г. 4398 компаний, строилась из расчета, что в стране будут продаваться более 3 млн автомобилей в год. А в этом году в лучшем случае будет продано чуть больше половины этого количества – 1,6 млн машин. Разорятся минимум 1000 компаний, но в РОАД не исключают, что их будет больше – 1500.

Единственный способ выжить – ввести антикризисный менеджмент. А так как основные затраты автодилеров приходятся на персонал, аренду и маркетинг, то антикризисный менеджмент в дилерских компаниях начинается с управления персоналом. На повестке дня – повышение эффективности отработки клиентских звонков, кросс-продажи и сокращение штата.

Секс под контролем

«Автомобиль – как секс, его нельзя продавать через интернет, это ощущение. Вы должны понюхать кожу салона, почувствовать, как ходит рычаг переключения передач, послушать, как рычит двигатель», – говорит генеральный директор крупнейшего в стране автодилера «Рольф ритейл» Татьяна Луковецкая. Поэтому продажа авто – процесс тонкий. Все начинается со звонка клиента в салон, и первая задача продавца – сделать так, чтобы позвонивший клиент приехал в салон. Затем, когда клиент приехал, надо заставить его согласиться на тест-драйв. Когда клиент прокатился, шансы на то, что он купит машину, увеличиваются, говорит Луковецкая. После этого надо убедить клиента подписать договор. И весь этот тонкий процесс в «Рольфе» жестко контролируется. Допустим, у старшего продавца есть бригада из пяти продавцов. Каждый вечер все пятеро являются к своему непосредственному начальнику, обсуждают каждый свой контакт с клиентом: почему клиент позвонил, но не пришел? Почему отказался от тест-драйва? Если он прокатился, закрыл контракт или нет? Какие у него были возражения? После такого подробного разбора старший продавец засчитывает день каждого подчиненного как отработанный. Если продавец не отчитался, то на следующий день он, войдя в информационную систему, видит сообщение: пожалуйста, обратитесь к своему старшему продавцу. Ему все равно придется отчитаться за предыдущий день (иначе день будет признан прогулом), и только потом его допустят к работе. «Это дисциплинирует продавцов и позволяет вытрясать из клиентского трафика максимум, что становится с каждым днем все труднее», – говорит Луковецкая. Это «вытрясание» компания практикует с 2013 г. и наращивает выручку быстрее рынка. В 2014-м рублевая выручка «Рольфа» выросла на 26% (при 2%-ном росте рынка в денежном выражении в рублях).

Зарезать мойщика

В декабре 2014 г., когда покупатели, озабоченные обесцениванием своих сбережений, штурмовали автосалоны, руководители всех 36 центров «Рольфа» собрались на совещание. Тема была невеселой: компания ожидала падения выручки в 2015 г. минимум на 20%, поэтому нужно было пропорционально урезать расходы на персонал. Как именно урезать фонд оплаты труда, каждый директор центра должен был решить сам: то ли сократить самых слабых сотрудников, то ли перевести бухгалтеров, ассистентов и прочих служащих, сидящих на окладах, на четырехдневную рабочую неделю, то ли всем сотрудникам одинаково снизить зарплаты, рассказывает директор подразделения «Рольф премиум» Татьяна Форнасова.

В среднем в одном дилерском центре работает 80–100 человек, значит, в этом году минимум 80 000–100 000 человек в стране пополнят ряды безработных. Руслан Карпов, специалист по подбору кадров агентства «Юнити», отмечает, что на одну вакансию директора дилерского центра, начальника отдела закупок или начальника отдела продаж сейчас приходится до 40–50 претендентов, конкуренция по сравнению с ноябрем – декабрем 2014 г. выросла вдвое. В то же время, говорит Глеб Лебедев, директор по исследованиям портала HeadHunter, за последний год количество вакансий в автомобильной сфере сократилось на 47%. Но если директора и начальники отделов мало кому нужны, то рядовые продавцы пострадают не так уж и сильно – результативный «продажник» в стране с торговой экономикой будет востребован всегда.

Другой крупный дилер – «Автомир» – начал с сокращения непродуктивного персонала: приемщиков, мойщиков машин, служащих, готовящих машины к продаже. «Они же не продают и не ремонтируют. Механиков мы сократить не можем, потому что продано очень много машин и надо поддерживать клиентов», – рассказывает Виталий Грошенков, коммерческий директор группы «Автомир». При этом компания не меняла формулы начисления зарплаты продавцам, сокращение произошло естественным образом: «Раньше продавцы командой в 10 человек продавали по 150 машин в месяц, а теперь – 10–15. Некоторые продавцы уволились».

А компания «Фаворит моторс» уволила около 150 человек вспомогательного персонала (около 8% штата) еще в середине 2014 г. Владимир Попов, владелец компании, говорит: «Сейчас нам нечего больше оптимизировать, у меня другая проблема – повысить качество услуг и сервиса, над этим сейчас надо работать».

Автомобиль с прицепом

Каждый клиент может совершить в салоне «Рольфа» четыре разных сделки: купить собственно машину, страховку, дополнительное оборудование или, наконец, продать свою старую машину в зачет стоимости новой. При этом компания манипулирует доходностью каждой сделки, с тем чтобы повысить итоговую прибыль – в компании ее называют кумулятивной маржей. «Центр может выкупить у вас вашу старую машину подешевле, но дать при этом скидку на новую либо выкупить у вас машину подороже, но скидку на новую машину не дать; подарить вам страховку или сигнализацию, но скидку не дать, это игра. Когда все компоненты маржи складываются вместе, это дает хорошую экономику», – говорит Луковецкая. Дилерские центры благодаря такой игре наращивают прибыль, а покупатели охотнее приобретают новые машины – им кажется, что они хорошо сэкономили.

Кросс-продажи сегодня развивают все крупные дилеры. Например, компания «Автомир» сначала снизила хозяйственные затраты на содержание центров и аренду на 25–30%, а затем стала подтягивать те направления, которыми прежде занималась меньше, чем «Рольф» и прочие конкуренты: страхованием жизни, недвижимости и прочими видами неавтомобильного страхования. Одновременно «Автомир» стал форсировать продажи аксессуаров, таких как стереосистемы. Весь прошлый год, по словам Грошенкова, «Автомир» посвятил кросс-продажам. В итоге объем продаж дополнительных услуг в прошлом году прирос на 20% за счет аксессуаров и страховок. «У нас эти услуги предлагают продавцы машин в салонах, для них это добавочная нагрузка, но надо же выживать», – говорит Грошенков.

Но если у крупных дилеров основная оптимизация уже позади, то мелкие центры находятся только в начале пути.

Включить механику

Сейчас все мелкие фирмы в регионах, продающие меньше 200 авто премиального класса в год или меньше 500 машин массовых марок, убыточны, а остальные балансируют около нуля, утверждает Моженков. Около 95% дилерских центров готовы продаться, но нет покупателей. Проблема в том, что дилеры уже вложили в строительство центров миллионы долларов, а перепрофилировать свои салоны не могут. Чтобы приспособить большой стеклянный ангар под мебельный магазин или ресторан, нужен капитальный ремонт за десятки миллионов рублей. Взять их мелкому автодилеру негде. Поэтому владельцу убыточного центра дешевле всех уволить, закрыть центр и повесить замок на дверях, поставить охранника и продолжать платить налоги на имущество и коммуналку. Если работающий центр, по оценкам Моженкова, генерирует по 2–3 млн руб. убытка в месяц, то закрытый – только по 200 000–300 000 руб.

У тех «малышей», кто сейчас балансирует возле нуля, на разработку сложных антикризисных стратегий нет времени. «Владельцы центров должны выйти из своих кабинетов, уволить своих продавцов и начать сами продавать машины, это самое эффективное. Но еще не все владельцы это понимают», – говорит Моженков. По мнению президента РОАД, на автомобильном рынке РФ выживут две группы дилеров: самые крупные и продвинутые компании, уже успевшие оптимизироваться, а также мелкие центры, собственники которых сумеют быстро включить ручное управление.

По проценту в месяц: продажи новых машин и цены в декабре 2017 года и итоги года

Прошлый январь был для первичного автомобильного рынка порой невеселой. Продажи упали на 11% к 2015-му, большинство автопроизводителей находилось в ощутимых «минусах», а даже те, кто переборол общий тренд, не хвастали рекордными продажами. Конечно, до рекордов далеко и сейчас – но по крайней мере, пик кризиса продаж, похоже, позади.

Т еперь уже прошлый, 2017 год, закончился с результатом в +11,9% к 2016-му: то есть, «в среднем приращивая по проценту в месяц». Если же говорить настоящими цифрами, то суммарные годовые продажи по данным АЕБ составили 1 595 737 автомобилей, немного не дотянув до показателя 2015 года. Тогда, пару лет назад, мы уже говорили, что это уровень рубежа 2000-х – начала 2010-х, но сейчас важно не это, а то, что новые ценовые реалии начали сопровождаться небольшим, но стабильным ростом первичного рынка.

Декабрь 2017 внес свою лепту в общие достижения, традиционно став лучшим месяцем в году с показателем в 166 013 проданных машин и +14% к АППГ (аналогичному периоду предыдущего года). Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, справедливо отметил, что «динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами», а также резюмировал, что «рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан». И хотя имеются немалые сомнения в том, что рынок в обозримом будущем вернется на уровень 2012 года, когда продажи составили почти три миллиона (то есть, вдвое больше, чем сейчас), с господином Шрайбером нельзя не согласиться относительно второй части утверждения.

Итак, теперь, располагая полной статистикой, самое время взглянуть, как закончился год для каждого из автопроизводителей – и в целом, и в частном на примере декабря.

Премиум-сегмент

Как всегда лидирующий в сегменте Mercedes-Benz как всегда продал чуть больше трех тысяч автомобилей – 3 153, если быть точными. По сравнению с вялым декабрем прошлого года это дало 19% прироста и обеспечило небольшой отрыв от ближайших конкурентов в лице BMW и Lexus.

На фото: Mercedes-Benz E-Klasse Estate ‘2016–н.в.

Баварцы в очередной раз обогнали японцев, реализовав 2 791 автомобиль – и в процентном отношении это дало ровно такой же прирост в 19%, что и у Mercedes. Впрочем, японцы не слишком отстали, найдя владельцев для 2 711 машин, и показали +8% к АППГ. А вот Audi вновь заметно позади, причем с отрицательной динамикой к прошлому году: 1 452 проданных авто против 1 646 и -12%.

На фото: Audi A5 ‘2016–н.в.

Volvo расположилась на строке сразу после Audi с 1 077 машинами – и это на целых 66% больше, чем в прошлом декабре. А вот Land Rover напротив, остался на том же уровне: 791 внедорожник против 785 обозначает +1% прироста. Porsche и Infiniti вовсе закончили год на минорной ноте: первые продемонстрировали -10% с 594 реализованными спорткарами, а вторые -5% с 404 авто.

Столь же невыразительные сравнительные результаты показали Jaguar и Cadillac. Английский бренд на 44% отстал от себя прошлогоднего, продав 157 автомобилей, а американский – на 19% со 124 выданными клиентам авто. Зато у корейского Genesis дела идут неплохо: прирост в 664% не показателен на фоне зарождающихся прошлогодних продаж, но 107 реализованных седанов – это вполне приличный результат.

Завершающий обзор сегмента smart в декабре тоже не отметился приростом: продажи не дотянули до прошлогодних 43%, составив 82 штуки против 144. Однако это не помешало smart закончить год в плюсе – но не будем забегать вперед.

Средний сегмент

Если в тяжелые времена премиум-сегмент был оплотом относительной стабильности, теряя меньше прочих, то теперь средний и бюджетный сегменты пошли в более заметный рост. Уже здесь большая часть брендов отметилась результатами от «хорошо» до «очень хорошо».

Вот, к примеру, Nissan, Skoda, Ford, Mazda… Все они (и не только они) закончили декабрь с двузначными показателями прироста к АППГ: у Nissan это +22% и 8 499 машин, у Skoda +20% и 6 005, у Ford +37% и 5 705, а у Mazda +33% и 3 053 автомобиля. если же взглянуть на Mitsubishi, то у них все и вовсе отлично: в последний месяц года японцы продали почти в 4 раза больше, чем год назад: 3 706 машин против 1 273.

На фото: Nissan Qashqai ‘2014–н.в.

Toyota, несмотря на всего четырехпроцентный прирост, сохранила уверенное первое место в условном сегменте с 10 885 проданными автомобилями. А вот во второй половине таблицы продажи куда скромнее, зато сравнительные показатели ярче. У Subaru, например, +36% при 801 автомобиле, у Suzuki – убедительные +146% при 786 реализованных кроссоверах, и даже Peugeot, Citroen и Honda снова в плюсах на 78, 52 и 72 процента при 600, 437 и 533 проданных машинах соответственно. Разве что Chevrolet показал всего +7% при 3 475 машинах.

На фото: Subaru Forester ‘2012–н.в.

Из «стабильно нестабильных» остался, пожалуй, только SsangYong с результатом в 7 проданных машин. Но это уже совсем другая история

Бюджетный сегмент

Безраздельно господствующая в бюджетном сегменте Lada закончила декабрь с показателем в 32 580 машин и +18% к АППГ. Более чем в двое как по первому, так и по второму индексу от нее отстал Hyundai: 14 977 автомобилей и +7%. На третьем же месте… нет, не Kia, которая не показала прироста, продав 13 211 авто, а Renault, давно стремившаяся на третью ступень пьедестала почета. Французы с результатом в 14 555 авто и +6% ее и заняли.

Volkswagen показал такой же прирост в 37%, что и Ford, но продал почти вдвое больше, 10 366 автомобилей. А вот у прочих «бюджетников», как ни странно, ниже не только продажи, но и прирост.

Так, Datsun в декабре выдал только +2% с 2 854 машинами, а результат Ravon в +321% нельзя считать показательным при 2 100 проданных авто. У УАЗа конец года вовсе смазан: -22% при 4 623 реализованных внедорожниках. Может, китайцы более успешны?

Да, но не все. К примеру, лидирующий в национальном зачете Lifan прирастил только 16%, продав 2 120 машин, а вот идущая второй марка Chery отметилась +111% при 609 выданных новым владельцам автомобилях. Неплохо закончил месяц и DongFeng, обогнав Geely и продав на 208% больше, чем в прошлом декабре: 197 против 64. Сама же Geely отстала от самой себя на 23% с итогом в 193 авто – но мы все еще ждем от них обещанный Atlas. Zotye в конце года распродала 191 автомобиль (+416%), а Changan – 133 (+259%). Результат Haval — 201 единицы техники, Foton – 72 (+324%), FAW – 44 (-21%), Brilliance – 26 (+30%), а Hawtai – 2.

Что мы приобрели

Новинок в декабре было не так много – а если быть точными, то всего две, причем обе нельзя назвать интересными для массового покупателя. Тем не менее, это не значит, что они не интересны сами по себе.

Первая из новинок – это роскошный Cadillac CT6, возглавивший линейку седанов марки в России. Полноприводный автомобиль оснащен 3,6-литровым V6 мощностью 335 л.с., а в паре с ним работает восьмиступенчатый автомат. Вариантов исполнения два – Luxury ценой от 3 990 000 рублей и Platinum, базовое исполнение которого обойдется в 5 190 000 рублей.

На фото: Cadillac CT6 Platinum ‘2016–н.в.

Вторая новинка декабря – полная противоположность первой: это бюджетный автомобиль. Renault Dokker стал еще одной альтернативой Lada Largus, предлагаясь как в пятиместной грузопассажирской версии, так и в исполнении «фургон». Под капотом может располагаться как 1,6-литровый 82-сильный бензиновый мотор, так и – что немаловажно – турбодизель на 1,5 литра и 90 л.с., а КПП – безальтернативная пятиступенчатая механика. Грузоподъемность коммерческой версии составляет 750 кг, а доступный грузовой объем – 3 300 литров, которые можно увеличить до 3 900, сложив переднее пассажирское сиденье. Стоимость Dokker составляет от 819 000 до 1 040 990 рублей за грузопассажирскую версию и от 814 000 до 985 000 за фургон.

На фото: Renault Dokke

Что мы потеряли

Конец года не ознаменовался заметными потерями – модельные линейки не поредели. Будем надеяться, на фоне роста мы и в будущем году будем слышать о дебютах чаще, чем об уходах.

Общегодовые продажи

В прошлом году мы называли «середняками» тех, кто сумел не упасть по показателю общегодовых продаж ниже -10%. В этом году середняками можно смело считать тех, кто не нарастил больше 10% к прошлому году – и, пожалуй, это нагляднейше демонстрирует разницу между 2016 и 2017 годом. Посмотрим, какие бренды по итогам года лично поддержали общую тенденцию рынка к небольшому росту.

Почти все «сливки общества» списка продаж отметились не в списке «середняков», а в числе «успешных»: во многим именно этим и объясняется рост рынка в целом. Судите сами: в первой десятке Lada и Renault прибавили по 17%, Kia – 22%, Volkswagen – 21%, Skoda – 12%, Ford – 18%. В числе «середняков» – Nissan с +8%, Hyundai с +9% и Toyota, которая удержала продажи точно на уровне прошлого года. Иными словами, почти все лидеры – «в тренде».

На фото: Kia Sorento, Kia Sportage, Kia Niro, Kia Stonic

Да и иные «не лидеры» тоже не отстают: Mitsubishi, к примеру, увеличила продажи на целых 45%, реализовав почти 25 000 внедорожников и кроссоверов. Mazda прибавила 20%, Datsun – 31%, а Volvo – 26%. Также в числе «успешных» Chery с +24%, Peugeot с +37%, Honda с +39%, Suzuki с +11% и Citroen с +15%.

В число «середняков» с приростом до 10% попали Chevrolet с +5%, BMW с +9% и Subaru с +8%, а среди менее массовых брендов это Jaguar (+5%)и Cadillac (+7%), а также Mercedes-Benz, «законсервировавший» продажи.

На фото: BMW 3 Series (F30-F80) ‘2012–н.в.

Однако немало в 2017 году оказалось и брендов, не сумевших войти в общий ритм и начать рост. Из довольно неожиданных отметим Audi, Lexus, Porsche, Lifan и УАЗ – посмотрим, какой будет их динамика в 2018 году. кроме того, -3% записал на свой счет Land Rover, да некоторые китайские бренды откатились еще чуть вниз в статистике продаж.

Таким образом, 2017 год практически по всем признакам прошел под знаком «умеренного роста». Скорее всего, примерно то же нас ждет и в 2018-м: предпосылок для бурного роста нет, но и шокирующих факторов в обозримом будущем не предвидится. А посему мы оставим прогнозы экспертам, но назовем 10-15% прироста в качестве ориентировочного показателя, к которому рынок должен прийти через год. А как кажется вам?

В США закрылось рекордное количество автодилеров

В 2008 году в США закрылось рекордное количество автодилеров — бизнес свернула 881 компания. Большая часть потерь пришлась на терпящую бедствия «детройтскую тройку» — Ford, GMC и Chrysler. В будущем ситуация может ухудшиться еще сильнее.

В 2008 году в США закрылось рекордное за последние десятилетия количество автодилеров — бизнес по продаже автомобилей свернула 881 компания. При этом большая часть убытков пришлась именно на дилеров, специализирующихся на продукции американского автопрома. Четыре из пяти (80%) закрывшихся компаний продавали машины марок Ford, General Motors Corporation (GMC) и Chrysler, передает Reuters со ссылкой на данные аналитиков Urban Science.

Перспективы

«Все автопроизводители теряют работающих по франшизе дилеров, однако «детройтская тройка» (Ford, GMC и Chrysler. — Infox.ru) терпит наибольшие потери», — отметил вице-президент Urban Science Джон Фрит. По его словам, в будущем ситуация может ухудшиться еще сильнее, если правительственная поддержка не сможет спасти автогигантов.

Тем временем на совместной пресс-конференции с премьер-министром Канады Стивеном Харпером президент США Барак Обама в очередной раз выразил свою «глубокую озабоченность состоянием североамериканского автопрома». Он отметил, что его экономическая команда проводит анализ отчетов GMC и Chrysler о потраченных правительственных деньгах.

«Единственное, что можно сказать с определенностью, так это то, что индустрия будет серьезно реструктуризована», — заявил американский лидер.

Кризис автопрома

Пребывавшие и до кризиса в упадке американские автопроизводители с началом резкого ухудшения экономической конъюнктуры в стране оказались на грани банкротства. Крах хотя бы одного из трех гигантов — Ford, GMC или Chrysler — привел бы, по мнению экспертов, к настоящей экономической и социальной катастрофе. По данным статистики, каждый десятый американец занят в сфере автопрома, и сохранение компаний на плаву необходимо федеральному правительству не меньше, чем им самим.

В конце 2008 года компании обратились к администрации Джорджа Буша за поддержкой. В декабре Белый дом предоставил им кредитную линию на $17,4 млрд из фонда плана Полсона. General Motors получила тогда $9,4 млрд, Chrysler — $4 млрд. Ford отказался от дотаций, решив, что справится самостоятельно.

При этом к General Motors и Chrysler были предъявлены особые требования. Так, в случае если компании не пойдут вверх до 31 марта сего года, снабжение их деньгами будет прекращено. В январе продажи автомобилей, выпускаемых Chrysler, упали сразу на 55%. За весь 2008 год падение составило 30%.

Однако и этих денег, судя по всему, не хватило, и гиганты обратились за дополнительной поддержкой. Несколько дней назад правительство согласилось предоставить GMC дополнительный заем в $4 млрд, сейчас решается аналогичный вопрос с Chrysler, который попросил еще $5 млрд.

Провальный год для автодилеров заканчивается рекордными продажами

Падение на подорожании

В октябре в России было продано менее 130 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) — на 38,5% меньше, чем за тот же месяц прошлого года, отчиталась Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В целом за десять месяцев объем рынка составил 1,3 млн машин (-33,6%).

По сравнению с предыдущими месяцами в октябре продажи ускорили темпы падения: в сентябре спад составлял 28,6%, в августе — 19,7%. Динамику авторынка толкает вниз сентябрьское повышение цен, считает директор по продажам «АвтоСпецЦентра» Александр Зиновьев. По его оценкам, с лета машины подорожали в среднем на 10–15%. Кроме того, добавляет дилер, на октябрьских результатах сказался эффект смещения спроса из-за высоких продаж в августе.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, давление на рынок также оказывают стабилизация курса рубля и приостановка госпрограммы обновления автопарка, по которой при сдаче в утилизацию или trade-in покупатель получает скидку 40–350 тыс. руб. на покупку нового автомобиля. По состоянию на 1 ноября по данной программе с начала года было продано более 280 тыс. автомобилей, сообщил Минпромторг.

Лидеры и аутсайдеры

Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в октябре снизил продажи на 46%, до 20,6 тыс. машин. Октябрь стал худшим месяцем для завода в этом году. Предыдущий максимум падения компания зафиксировала в сентябре (-41%; 21,7 тыс. Lada). Ближайшие конкуренты АвтоВАЗа — корейские Kia и Hyundai — в октябре снизили продажи на 17 и 8% соответственно.

Из первой десятки самых продаваемых автомобильных брендов наибольшее падение показали Nissan (-49%; 6,1 тыс. машин), Toyota (-48%; 6,7 тыс. машин) и АвтоВАЗ. Лучше всех дела шли у Hyundai, Kia и Volkswagen (-26%; 6,9 тыс. машин).

Среди отдельных моделей некогда бессменный лидер рейтинга Lada Granta четвертый месяц подряд уступает первое место Hyundai Solaris. Помимо Solaris и Granta в этом списке Kia New Rio, Volkswagen Polo, Renault Duster, Renault Logan, Renault Sandero, Chevrolet Niva, Lada Largus и Lada Kalina.

Как автопроизводители борются с кризисом

Часть автопроизводителей пытаются удержать продажи за счет вывода на рынок новых и обновленных моделей. У Kia, например, в этом году было девять новинок, у Toyota — пять, три — у Renault и т.д.

Другие объявляют специальные предложения. Например, BMW запустила программу, по которой при покупке BMW 3-й серии клиент получает бесплатное ТО на 100 тыс. км без ограничений по году. «То есть в среднем на ближайшие пять—семь лет владелец автомобиля может забыть о тратах на регулярные визиты в дилерский центр», — говорит директор по корпоративным коммуникациям «BMW Group Россия» Василий Мельников.

Еще одна часть автопроизводителей удерживают конкурентные цены. «Если в целом по рынку за год средняя цена автомобиля увеличилась на 21%, то рекомендованные розничные цены на автомобили Kia за тот же период были пересмотрены на 16%», — заявили в российском представительстве корейской компании.

Худшее впереди

Октябрь — не худший месяц для российского авторынка в этом году: например, в марте продажи автомобилей упали на 42,5%. Но худшее впереди, предупреждают участники рынка. В ноябре продажи автомобилей могут упасть еще ниже, не исключают в «АвтоСпецЦентре». «Пока по количеству заключенных контрактов на покупку автомобиля ноябрь уступает результатам предыдущего месяца», — говорит он. По оценке президента Российской ассоциации автодилеров Владимира Моженкова, по итогам ноября в России будет продано 120–130 тыс. машин — на 43–48% меньше, чем год назад.

Зиновьев и Моженков ожидают, что декабрьские продажи останутся на уровне октября. Если эти прогнозы верны, падение авторынка может перевалить за 55%.

Дилеры сейчас надеются на зимнюю девальвацию рубля. В прошлом году рост курса доллара и евро привели к всплеску спроса на автомобили. В декабре, например, рынок впервые с 2013 года показал небольшой рост на 2%. Если в декабре 2015 года рубль снова ослабнет, это может дать 30–40 тыс. дополнительных продаж автомобилей, полагает Моженков. Тогда падение авторынка будет на уровне 43%.

Итоги автомобильных продаж-2017: потрясающие взлеты и разочаровывающие провалы

Насколько устойчивым окажется поступательное движение рынка, сейчас с уверенностью не берется предсказывать никто. Даже оптимистичный как правило комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) «не готов представить какой-либо определенный прогноз на предстоящий бизнес-год». Вот и глава комитета Йорг Шрайбер российские перспективы описывает крайне уклончиво:

– Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан.

На этот раз и мы не будем вдаваться в бесплодное прогнозирование — тем более, что пока не до конца ясны шаги, которые намерено предпринять государство по стимуляции автомобильной индустрии и введению новых налогов. Да и задача перед нами все-таки стоит совсем другая.

За прошлый год объемы продаж автомобилей в России выросли на 11,9%, достигнув уровня в 1 595 737 экземпляров, что вывело страну на пятое место в Европе. Из пяти десятков официально представленных у нас брендов лучше, чем в среднем по стране, сработали 23 марки — то есть, чуть меньше половины.

Естественно, мы не собираемся превозносить результаты компаний, у которых была крайне низка прошлогодняя база. Вот, скажем, Genesis умудрился продемонстрировать рост на 2141% за счет того, что в 2016-м было продано всего 46 машин марки.

Из прочих же брендов, пристраивающих хотя бы по 100 автомобилей в месяц, по-хорошему удивил Ravon. За счет ввода новых моделей и вменяемых цен ему удалось поднять реализацию на 733% — до 15 078 единиц! Mitsubishi смогла увеличить продажи на 45% до 24 325 штук, а Honda — на 39% до 2435 авто. В пятерку самых динамичных вошли также Peugeot c 37% роста и Datsun c 31%.

Хуже всех в прошлом году чувствовала себя компания Geely. Она продала в два раза меньше автомобилей, чем в 2016-м, то есть, всего 2 234 штуки. Вторым откровенным неудачником стала Audi, число клиентов которой сократилось на 18% до 16 878 человек.

Продажи Audi и Lexus тянут условный «премиум» на дно

УАЗ и другие автопроизводители, провалившие продажи

Третий, кому не повезло — отечественный УАЗ, ибо 41 6232 реализованных внедорожника означают падение на 15%. Нишевый Porche также вряд ли порадовал своих руководителей: он ушел на 8% в минус, его продажи составили 4578 экземпляра. Пятое место среди неудачников поделили Land Rover и Lifan, просевшие каждый на 3%.

Из десяти самых востребованных на российском рынке марок семь вышли в плюс. При этом KIA и Volkswagen продемонстрировали рост, в два раза превышающий средний по стране — 22% и 21% соответственно. На 18% расширил аудиторию Ford, на 17% — LADA и Renault, на 12% — Skoda. Hyundai и Nissan сработали хуже рынка, но все-таки в плюс. А вот Toyota умудрилась реализовать всего на 330 автомобилей больше, чем в 2016 году — всего 94 238 штук. В результате — 0% роста, хотя японской компании и удалось сохранить за собой пятую строчку по объемам продаж. Десятым оказался уже упоминавшийся УАЗ.

Таковы вкратце общие результаты, продемонстрированные автомобильными брендами в минувшем году. Материалы с более детальным анализом наш портал опубликует чуть позже.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]