поддержка проекта: разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Liveinternet
Yandex, Rambler
Техническое обслуживание и ремонт заднего моста
Техническое обслуживание заднего мосга заключается в проверке через каждые 10 000 км пробега уровня масла в балке заднего моста и при необходимости в его доливке, а также в замене масла после первых 1500-2000 км, а затем через каждые 30 000 км пробега.
Снятие и установка заднего моста описаны в разделе . Если не намечается ремонт деталей задней подвески, то Для снятия балки заднего моста достаточно отсоединить штанги подвески только от балки заднего моста. При установке балки заднего моста затягивать гайки болтов крепления штанг необходимо в соответствии с указаниями раздела . После Установки прокачать тормозную систему и отрегулировать ножной и Ручной тормоза.
Разборка заднего моста. Снять с заднего моста трубопровод с тройником тормозной системы, отсоединив при этом концы трубок 0т тормозных колесных цилиндров, отвернув гайку крепления тройника к балке моста и отогнув аккуратно скобы крепления трубопровода, приваренные к балке моста.
Установить мост на стенде для ремонта Аг.22210 и закрепить Двумя зажимами. Вывернуть пробки и слить масло из картера.
Рис. 162. Крепление щита тормоза и маслоотражателя к балке заднего моста
Рис. 163. Выпрессовка полуоси с помощью съемника А.47017: 1 – полуось; 2 – ударный съемник А.47017
Выполнить следующие операции для обоих концов балки.
Через отверстия во фланце 4 (рис. 162) полуоси отвернуть гайки 2 болтов, крепящих маслоотражатель 3 и щит 1 тормоза к балке заднего моста.
Съемником А’.47017 (рис. 163) вынуть полуось в сборе с маслоотражателем, пластиной крепления подшипника полуоси, шариковым подшипником и запорным кольцом. Снять щит тормоза и вынуть сальник из фланца балки моста.
Выполнить те же операции на другом конце балки, затем снять редуктор.
Проверка балки моста. Прежде чем проверить другие детали моста, очень важно проверить техническое состояние балки, особенно если ремонт производится на автомобиле, потерпевшем аварию. Деформированная балка может являться причиной перегрузок и шума в агрегате.
Проверка балки моста производится как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. При проверке необходимо придерживаться следующих правил.
Прикрепить к концам балки два фланца А.70172 и установить балку обоими фланцами на одинаковые призмы, чтобы поверхность прилегания картера редуктора к балке находилась в вертикальной плоскости (рис. 164). Проверить деформацию балки, приставляя угольник к наружной 5 и боковой 4 поверхностям фланца А.70172. Если балка не деформирована, угольник прилегает плотно. Величину деформации проверяют щупом. Если щуп 0,2 мм проходит на каком-либо фланце, необходимо выправить балку.
Угольником проверить перпендикулярность поверхности крепления редуктора относительно опорной поверхности фланцев А.70172 – щуп 0,2 мм не должен проходить.
Повернуть балку моста на 90° и установить ее на призмы. Приложить угольник к наружной поверхности фланца: угольник должен прилегать плотно. Если не прилегает, проверить величину деформации щупом, щуп 0,2 мм не должен проходить.
При деформации, превышающей указанную величину, необходимо выправить балку. После выполнения всех правок балку необходимо тщательно промыть, магнитную пробку очистить,
Рис. 164. Установка балки заднего моста для проверки вертикальных и горизонтальных деформаций: 1 – штифты центрирования фланца; 2 -призма; 3 – балка заднего моста; 4 боковая поверхность фланца А.70172; 5 -наружная поверхность фланца А.70172
установить на место и проверить качество сварных швов, герметичность балки, чистоту внутри балки (отсутствие заусенцев, стружки и смазки) и сапуна балки. После этого балку покрасить снаружи для предохранения от коррозии.
Дезинфицирующие средства
широкого применения
для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- “Фаворит К” и “Фаворит Щ”, внутренняя и наружная замывка вагонов.
Техническое обслуживание заднего моста
§ 4. Техническое обслуживание ведущих мостов
На современных легковых и грузовых автомобилях (“Волга”, ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и других) все чаще применяют гипоидные главные передачи, а на грузовых автомобилях большой грузоподъемности (МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504) введена разнесенная главная передача.
В гипоидной главной передаче ось ведущей шестерни 14 смещена вниз относительно оси ведомой шестерни 1 (рис. 131). Это позволяет снизить центр тяжести автомобиля и улучшает его устойчивость. При одинаковой долговечности гипоидная передача имеет меньшие размеры, чем обычная коническая. Но у гипоидной передачи несколько ниже коэффициент полезного действия и, кроме того, для нее применяется специальное масло.
Рис. 131. Гипоидная главная передача грузового автомобиля
В разнесенной главной передаче первоначальное снижение числа оборотов производится с помощью пары конических шестерен главной передачи, и окончательное снижение скорости вращения и увеличение крутящего момента производится с помощью колесных планетарных передач, смонтированных в ступицах 10 колес (рис. 132).
Такая компоновка позволяет уменьшить размеры первой пары главной передачи, дифференциала и полуосей благодаря снижению нагрузок на детали этих устройств.
На грузовых автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66, не имеющих системы централизованной подкачки шин, отсутствуют сальники у внутренних концов полуосей. Поэтому смазка подшипников ступиц колес осуществляется с помощью масла, поступающего к ним из картера главной передачи, что упрощает их техническое обслуживание.
Использование на автомобиле ГАЗ-66 кулачкового дифференциала 2 (см. рис. 131) повышенного трения значительно улучшает проходимость этого автомобиля. Коэффициент блокировки – отношение тягового усилия небуксующего колеса к суммарному усилию на буксующем и небуксующем колесах – у кулачкового дифференциала равен 0,8, а у шестеренчатого – 0,55. Проводившиеся испытания показали, что замена обычного дифференциала дифференциалом повышенного трения увеличивает в два раза тяговое усилие на крюке автомобиля, движущегося по скользкой дороге, если одно из ведущих колес буксует.
Во время эксплуатации шестерни главной передачи изнашиваются, а при нарушении зацепления шестерен и отсутствии смазки может произойти поломка зубьев. Зацепление зубьев шестерен нарушается в результате износа подшипников и упругой деформации валов при их перегрузке.
Техническое обслуживание главных передач должно обеспечить нормальную работу без повышенного шума шестерен и значительного нагрева картера (температура масла должна быть не выше 60° С). При трогании автомобиля с места и при движении по инерции не должны появляться стуки в ведущем мосту. Не допускается течь масла, которая может произойти из-за неплотностей пробок, сальников, прокладок разъемов и закупорки сапунов.
В эксплуатационных условиях, во время текущего обслуживания, производят подтяжку креплений, регулировку конических роликовых подшипников и смазку; в условиях ремонтных мастерских осуществляется регулировка относительного положения конических шестерен.
При ТО-1 проверяют крепление картера 21 (рис. 133), редуктора и боковых крышек подшипников 20 на автомобиле ЗИЛ-130, затяжку гаек 6, шпилек полуосей 4 к ступицам 2 колес, герметичность и состояние картера моста, а также уровень масла в картере. В случае необходимости масло доливают до уровня контрольной пробки на всех автомобилях.
Гипоидную главную передачу грузовых автомобилей ГАЗ можно смазывать только маслом ТС-14,5 с присадкой хлорэф 40 (ТУ ТНЗ–128-63). Применение других масел, используемых для смазки главных передач, в том числе высококачественных трансмиссионных масел с присадками и гипоидного масла по ГОСТ 4003-53, предназначенного для легковых автомобилей, недопустимо, так как это приведет к быстрому изнашиванию и поломке зубьев шестерен. На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в картеры главных передач заправляется масло, применяемое для смазки коробки передач.
В картер 11 (рис. 132) главной передачи и редуктор колесной передачи автомобиля МАЗ-500 заливают трансмиссионное автотракторное масло (нигрол). В редуктор масло заливают через заливное отверстие в крышке 1, закрываемое пробкой 4. При этом смазываются ведущая 2 и ведомая 5 шестерни и сателлиты 3 редуктора колесной передачи.
При ТО-2 дополнительно проверяют состояние сапунов картеров мостов и подтягивают болты крепления редуктора к балке заднего моста; на автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 подтягивают болты муфты подшипников ведущей шестерни, а на ЗИЛ-130 крепят крышку 13 (см. рис. 133) передних подшипников ведущей конической шестерни и проверяют ее прокладку 14.
Через одно ТО-2 на автомобиле ЗИЛ-130 снимают редуктор, проверяют крепление ведомой цилиндрической шестерни 23 и затяжку крышек подшипников 25 дифференциала, а на ГАЗ-53А и ГАЗ-66 проверяют затяжку гайки фланца ведущей шестерни. В картерах ведущих мостов автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 ЗИЛ-130, МАЗ-500, “Волга” меняют масло.
Через одно ТО-2 также проверяют состояние и затяжку конических роликовых подшипников ступиц колес. При этом тщательно промывают в бензине и осматривают роликоподшипники 3 (см. рис. 130) ступиц передних ведущих колес и роликоподшипники 1 (см. рис. 133) задних ведущих колес. Подшипник заменяют при появлении коррозионного (пятнистого) износа или выкрашивания деталей. Далее проверяют состояние сальников 8 и 9 подшипников закладывают в ступицы задних колес автомобилей ЗИЛ-130 ступицы передних и задних ведущих колес ГАЗ-66, имеющих цен-рализованную подкачку шин, тугоплавкую консистентную смаз-у 1-13с или ЯНЗ-2. Как отмечалось выше, подшипники ступиц ведущих колес автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66, не имеющих централизованной подкачки шин, смазываются маслом, перетекающим “з главной передачи. Поэтому при ее заправке в картер моста необ-одимо поочередно поднять каждое колесо не менее чем на 200 мм , чтобы масло заполнило ступицу колеса.
Для регулировки подшипников 1 (см. рис. 133) необходимо поднять домкратом мост так, чтобы шина не касалась земли. Затем вынимают полуось 4, отвертывают контргайку 5, снимают стопорное кольцо 7 и наружный сальник 8, на 1 /2 – 1 /3 оборота, отвертывают регулировочную гайку 5, чтобы проверить, свободно ли вращается колесо. Если свободному вращению мешает заедание тормозных колодок 10 или заедание сальников 8 и 9, то эти еисправности должны быть устранены. После этого регулировочную гайку 3 затягивают до тугого вращения колеса на подшипниах. При затягивании гайки необходимо проворачивать колесо для обеспечения равномерного размещения роликов в подшипниах. Подшипники затянуты правильно, если колесо после толчка укой сразу останавливается. Далее регулировочная гайка отртывается у автомобилей ЗИЛ-130 на 1 /6 оборота, у ГАЗ-53А ГАЗ-66 на 1 /8 оборота и закрепляется с помощью замочной шайбы и контргайки. После правильной регулировки подшипников колесо должно вращаться свободно, без заметной качки и осевых перемещений.
Подшипники 9 (см. рис. 132) ступицы 10 ведущего колеса МАЗ-500 смазываются маслом, заправляемым для смазки шестерен редуктора колесной передачи. Регулировка затяжки подшипников осуществляется гайкой 8, которая стопорится шайбой 7 и контргайкой 6.
С целью увеличения срока службы шестерен гипоидной главной передачи необходимо систематически контролировать и регулировать установку конических подшипников 9 (см. рис. 131). Регулировка затяжки подшипников ведущей шестерни гипоидной передачи производится только в том случае, если осевой зазор шестерни превышает 0,03 мм .
Рис. 133. Задний мост автомобиля ЗИЛ-130
Этот зазор замеряется индикатором при отсоединенном карданном вале или покачиванием фланца рукой. Для того чтобы снять муфту 8 с ведущим валом 11, необходимо вытащить полуоси 6 и 17, снять картер 15 редуктора в сборе, отвернуть винт 7 упора ведомой шестерни и снять масляную трубку, отвернуть гайки 5 подшипников дифференциала, снять крышки 16 подшипников и вынуть дифференциал 18. Далее отвертывают болты, крепящие муфту 8 к картеру 15 редуктора. Муфту устанавливают в слесарные тиски и без ее разборки проверяют достаточна ли общая толщина регулировочных прокладок 12. Для этого гайку 10 вала 11 ведущей шестерня расшплинтовывают и завертывают до отказа. Если прокладок недостаточно, то ведущая шестерня будет проворачиваться с большим сопротивлением. В этом случае регулировка сводится к правильному подбору общей толщины прокладок путем их снятия или добавления. Общее их количество изменяется на одну-две с тем, чтобы подшипники имели небольшой натяг.
Для проверки муфту собирают и устанавливают в тисках, но без сальника и крышки. Гайку вала ведущей шестерни затягивают до отказа, причем одна из ее прорезей должна совпасть с отверстием в валу для шплинта (отвертывать гайку для того, чтобы совпали прорезь и отверстие, нельзя). При правильно отрегулированной затяжке подшипников момент для проворачивания ведущей шестерни (при снятом сальнике) должен составлять 58,8399 – 137,293 н · м (6 – 14 кГм).
Подшипники 3 коробки дифференциала обычно регулируются при ремонте. При этом с помощью гаек 5 регулируют боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен 14 и 1. Для этого первоначально устанавливают небольшой боковой зазор в зацеплении шестерен. Затем, предварительно сняв стопорные пластины 4, завертывают гайки 5 до соприкосновения с наружными кольцами подшипников дифференциала. Далее гайки поочередно затягивают до получения небольшой затяжки подшипников, но с сохранением зазора в зацеплении шестерен. Одновременно проворачивают ведомую шестерню 1 для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение. После этого гайки 5 отпускают, потом снова завертывают до соприкосновения с подшипниками и затем их устанавливают в такое положение, что подшипники не имеют затяжки и осевого перемещения. Регулировка подшипников заканчивается завертыванием каждой гайки на одну выемку, что обеспечивает их предварительную затяжку.
Боковой зазор зубьев шестерен проверяют с помощью индикатора в четырех равномерно расположенных точках. Для увеличения бокового зазора отпускают гайку со стороны ведомой шестерни. Чтобы сохранить затяжку подшипников дифференциала, противоположную гайку затягивают на столько же выемок, насколько была отпущена гайка ведомой шестерни.
Зазор шестерен одного моста не должен изменяться более, чем на 0,1 мм . Чтобы обеспечить соприкосновение гайки 5 с кольцом подшипника 3 и избежать смещения кольца во время работы, необходимо после отвинчивания гаек 5 их снова завинтить. Так, например, если требуется отпустить гайку на одну выемку, то ее следует отпустить на две выемки, а затем затянуть на одну.
Регулировку зацепления конических шестерен главной передачи должны производить квалифицированные рабочие с применением точных измерительных приборов и проверкой на краску по пятну контакта. Размеры боковых зазоров следует выдерживать в соответствии с данными заводов.
Для проверки зацепления по пятну контакта, зубья ведущей естерни покрывают тонким слоем краски. Ведомая шестерня при-рмаживается, чтобы проверка зацепления происходила под небольшой нагрузкой, и ведущая шестерня проворачивается в обе стороны.
При правильной регулировке положения шестерни пятно кон-кта должно располагаться в средней части зуба как в осевом, к и в радиальном направлениях, что обеспечивается подбором егулировочных прокладок 13.
Если пятно контакта расположено ближе к большому торцу зуба (в осевом направлении), необходимо придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый зазор между зубьями, то ведущую шестерню нужно отодвинуть на соответствующее расстояние. При расположении пятна ближе к малому торцу зуба (в осевом направлении) необходимо отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Уменьшение бокового зазора достигается приближением ведущей шестерни.
При расположении пятна у вершины зуба (в радиальном направлений) нужно ведущую шестерню придвинуть к ведомой. Недостаточный боковой зазор обеспечивается соответствующим отодвиганием ведомой шестерни.
Если пятно располагается у основания зуба, то необходимо отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор между зубьями будет слишком велик, то ведомую шестерню нужно придвинуть.
У автомобилей ЗИЛ-130 после пробега в 20 000 км при очередном техническом обслуживании проверяют затяжку гайки 12 крепления фланца вала ведущей конической шестерни и гаек 26 крепления подшипников 25, чашек дифференциала 24. Для этого соответственно прикладывают моменты: 196,133 – 245,166 н · м 0 – 25 кГм) и 78,4532 – 107,873 н · м (8 – 11 кГм).
Затяжку конических роликовых подшипников 15 регулируют изменением толщины регулировочных шайб 16. Затяжку проверяют прикладыванием крутящего момента 0,980665 – 3,43233 н · м (0,1 – 0,35 кГм) к фланцу вала ведущей шестерни 18 при снятом сальнике крышки 13 вала.
Затяжку конических роликовых подшипников 20 промежуточного вала главной передачи регулируют изменением общей толщины и перестановкой прокладок 11 под крышками подшипников.
Зацепление конических шестерен главной передачи регулируют изменением общей толщины прокладок 17, устанавливаемых между стаканом подшипников 15 и картером 21 главной передачи. Если при этом не удается отрегулировать зацепление конических шестерен, то прокладки 11 переставляют с одной стороны на другую без изменения их количества.
Техническое обслуживание заднего моста
Техническое обслуживание заднего моста заключается в основном в проверке уровня масла и, его замене. Однако периодически следует проверять и регулировать главную передачу. Это самые сложные и трудоемкие операции по обслуживанию автомобиля. В главной передаче предусмотрены регулировки подшипников ведущей шестерни, зацепления конических шестерен, подшипников дифференциала, зазора между головкой упорного болта и торцом ведомой шестерни.
Через 1000 ч работы автомобиля проверяют осевой люфт ведущей шестерни главной передачи. Для этого отсоединяют задний конец карданного вала и пробуют переместить ведущую шестерню за фланец крепления карданного вала в осевом направлении. Если ощущается люфт, главную передачу снимают с автомобиля и проверяют ее регулировки.
Через 2000 ч работы автомобиля главную передачу снимают с автомобиля и проверяют зазор между торцом шестерни полуоси дифференциала и опорной шайбой (через окна чашек дифференциала) зазор должен быть 0,5—1,2 мм; если зазор превышает 1,2 мм, следует заменить опорные шайбы полуосевых шестерен и сателлитов. Необходимо также осмотреть бронзовые втулки сателлитов и шипы крестовины дифференциала и заменить изношенные детали. Регулировка подшипников ведущей шестерни. Конические подшипники автомобиля БелАЗ-540А регулируют путем шлифования шайбы (см. рис. 16) до такой толщины, чтобы осевой зазор в подшипниках был в пределах 0,06—0,1 )лм. Предварительно необходимо снять крышку с сальниками. Затем проверяют осевой зазор при помощи индикаторной Головки, перемещая ведущую шестермю относительно картера подшипников в осевом направлении из одного крайнего положения в другое. Такая регулировка производится на специальном стенде с обязательным снятием картера 5 ведущей шестерни.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При затягивании гайки фланца 35 крепления карданного вала следует проворачивать ведущую шестерню для обеспечения правильного расположения роликов подшипников между рабочими поверхностями колец. После регулировки подшипников ведущая шестерня должна проворачиваться под действием крутящего момента 0,3—0,4 даН-м, для чего к фланцу крепления карданного вала подсоединяют динамометр. Если момент получится больше 0,4 даН • м нужно установить втулку 32 или шайбу 33 большей толщины, но осевой зазор при этом не должен превышать 0,1 мм.
Регулировку шариковых радиально-упорных подшипников ведущей шестерни автомобиля БелАЗ-548А проверяют также по осевому люфту ведущей шестерни относительно картера подшипников. Люфт должен быть не более 0,03 мм или отсутствовать совсем» При сборке на заводе в подшипниках устанавливают натяг 0,1 мм. Если люфт оказался более 0,03 мм, то натяг восстанавливают, изменяя высоту втулки между шариковыми подшипниками.
Рис. 18. Определение размеров А и Б: 1 — нажимная плита, 2 — подшипник, 3 — кольцо, 4 — подкладка
Схема замеров величин А к Б показана на рис. 18. Размер А выбит на корпусе, а размер Б замеряют плитками (не более двух плиток в блоке) в трех точках под 120° по окружности и определяют как среднее арифметическое. Все размеры в формуле в мм.
Величины А я Б определяют с точностью 0,01 мм, а высоту втулки— с точностью ±0,015 мм. Масса нажимной плиты должна быть — 4—5 даН.
Правильность регулировки подшипников проверяют таким же способом, как и у автомобиля БелАЗ-540А. Крутящий момент не должен превышать 0,3 даН-м. В противном случае надо уменьшить натяг постановкой втулки большей длины, но натяг при этом должен быть не менее 0,06 мм. Перед регулировкой зацепления шестерен главной передачи следует осмотреть опорные шайбы сателлитов и полуосевых шестерен дифференциала и заменить изношенные шайбы.
Регулировка зацепления ведущей и ведомой шестерен. Ее задача.— получение необходимого расположения пятна контакта и нормального бокового зазора в зацеплении.
Таблица 6 Регулировка зацепления конических шестерен главной передачи
Эта регулировка также производится на специальном стенде при снятом с автомобиля главном редукторе заднего моста.
Рис. 19. Правильное расположение пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи: а — для автомобилей БелАЗ-540А, б — для автомобилей БелАЗ-548А (размеры в мм)
Для определения пятна контакта с обеих сторон три-четыре зуба ведущей шестерни нужно смазать тонким слоем краски и провернуть ведущую шестерню за фланец в обе стороны, притормаживая рукой ведомую шестерню. Краска; оставшаяся на зубьях ведомой шестерни, указывает на расположение пятна контакта зубьев. Регулировку зацепления шестерен производят согласно табл. 6. Пользуясь рекомендациями табл. 6, можно отрегулировать зацепление так, что пятно контакта будет располагаться так, как показано на рис. 19. Ведущую шестерню следует перемещать, изменяя толщину пакета прокладок, установленных между картерами подшипников и главной передачи. Ведомую шестерню передвигают, отворачивая одну из гаек подшипников дифференциала и заворачивая другую. После регулировки пятна контакта проверяют боковой зазор в зацеплении (рис. 20), пользуясь при этом индикаторной головкой. Ножка индикаторной головки должна быть расположена перпендикулярно к поверхности зуба.
У новой пары шестерен боковой зазор должен быть для автомобиля БелАЗ-540А — 0,3—0,6 мм, для автомобиля БелАЗ-548А — 0,4—0,7 мм. При износе шестерен этот зазор увеличивается. Уменьшать боковой зазор между зубьями за счет смещения пятна контакта зубьев нельзя, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому их износу. Увеличение же зазора до 0,9 мм для автомобиля БелАЗ-540А и до 1 мм для автомобиля БелАЗ-548А (при правильно отрегулированном по пятну контакте зацепления шестерен) не вызывает увеличения шума шестерен и повышения их износа. Если при правильно отрегулированном зацеплении боковой зазор между зубьями шестерен более 0,9 мм для автомобиля БелАЗ-540А и более 1 мм для автомобиля БелАЗ-548А, обе шестерни необходимо заменить.
Регулировка подшипников дифференциала. Для регулировки подшипников специальным ключом затянуть, затем отвернуть гайки до ближайшего совпадения их пазов со стопорными пластинами, затем застопорить гайки этими пластинами с болтами и проволочными шплинтами. Регулировка подшипников показана на рис. 21.
После регулировки ведомая шестерня должна легко, без заеданий, проворачиваться от руки. При правильной затяжке подшипников отсутствует осевой люфт коробки дифференциала ролики свободно перекатываются (без скольжения) по коническим поверхностям колец подшипников.
Регулировка зазора между головкой упорного болта и ведомой шестерней. Зазор ограничивает деформацию ведомой шестерни в процессе передачи крутящего момента главной передачей. Регулируют его следующим образом: определяют точку максимального биения торца ведомой шестерни и устанавливают ее против упорного болта, заворачивают болт до упора и отворачивают на Viz часть оборота и после этого затягивают контргайку болта. Полученное положение будет соответствовать зазору 0,16 мм.
Рис. 20. Проверка бокового зазора в зацеплении главной передачи
Рис. 21. Регулирование подшипников дифференциала
Правильность регулировки редуктора проверяют при обкатке его на стенде. При отсутствии стенда проверка производится на слух во время движения автомобиля и на ощупь по степени нагрева картеров редуктора сразу после остановки автомобиля. При шуме шестерен или сильном нагреве картеров нужно вновь произвести регулировку подшипников и шестерен редуктора.
Техническое обслуживание
Передний мост
Руководства → УАЗ → 3151 ()
Передний мост
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО МОСТА, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Главная передача и дифференциал переднего моста по конструкции аналогичны заднему мосту. Все указания по обслуживанию и ремонту заднего моста относятся также и к переднему мосту.
Дополнительно производится обслуживание и ремонт поворотных кулаков (рис. 3.98).
Техническое обслуживание
При техническом обслуживании переднего ведущего моста проверьте и при необходимости отрегулируйте затяжку подшипников шкворней, схождение колес и максимальные углы поворота колес, проверьте и подтяните крепление рычага поворотного кулака, промойте и смените смазку в поворотных кулаках. При осмотре поворотных кулаков обратите внимание на исправность упоров-ограничителей 28 (рис. 3.98) поворота колес, регулировочных болтов 27 и надежность их стопорения.
Проверку и регулировку осевого зазора шкворней на автомобиле производите в следующем порядке:
1. Затормозите автомобиль стояночным тормозным механизмом или поставьте колодки под задние колеса.
2. Поднимите передний мост домкратом.
3. Отверните гайки крепления колеса и снимите его.
4. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и отодвиньте сальник.
Рис. 3.99. Проверка регулировки шкворней: 1 – верхняя накладка; 2 – регулировочная прокладка; 3 – шкворень; 4 – нижняя накладка
5. Проверьте осевой зазор шкворней, для чего покачайте руками корпус поворотного кулака вверх и вниз (рис. 3.99).
6. Отверните гайки шпилек крепления рычага 1 (см. рис. 3.98) поворотного кулака или болты крепления верхней накладки 1 (см. рис. 3.99) и снимите рычаг или верхнюю накладку шкворня.
7. Выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите рычаг или накладку на место.
8. Отверните болты крепления и снимите нижнюю накладку 4 шкворня, выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите накладку шкворня на место.
Для сохранения соосности шарнира выньте прокладки одинаковой толщины сверху и снизу.
Проверьте результаты сборки. Если зазор не устранен, произведите повторную регулировку за счет снятия более толстых прокладок (0,15 мм).
Большой износ шкворней 9 и втулок 19 (см. рис. 3.98) по диаметру вызывает нарушение угла развала колес, «виляние» их при езде и неравномерный износ шин. В этом случае замените изношенные детали.
Проверку максимальных углов поворота колес производите на специальном стенде (рис. 3.100). Угол поворота правого колеса вправо, а левого колеса влево должен быть не более 27°. Регулировку производите болтом 27 (см. рис. 3.98).
Схождение колес регулируйте изменением длины поперечной рулевой тяги. Перед регулировкой убедитесь в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц; затем, ослабив затяжку стопорных гаек (имеющих правую и левую резьбы), вращением регулировочного штуцера установите необходимую величину схождения колес.
Рис. 3.101. Пpовеpка схождения колес
Схождение колес при нормальном давлении в шинах должно быть таким, чтобы размер А (рис. 3.101), замеренный по средней линии боковой поверхности шин спереди, был на 1,5–3,0 мм меньше размера В сзади.
По окончании регулировки затяните стопорные гайки. Момент затяжки 103–127 Н·м (10,5–13 кгс·м).
Схождение колес можно проверять линейкой модели 2182 ГАРО.
Ремонт
Для проведения ремонта снимите передний ведущий мост с автомобиля и разберите.
После разборки и промывки деталей проверьте их состояние и выявите их пригодность для дальнейшей работы.
Ремонт картера, главной передачи и дифференциала производите в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Задний мост». При изгибе кожуха полуоси его правку производите в холодном состоянии. Изношенные детали поворотных кулаков заменяйте новыми, пользуясь данными табл. 3.9.
Снятие переднего моста производите в следующем порядке:
1. Установите колодки под задние колеса автомобиля.
2. Отсоедините на левом и правом лонжеронах трубопроводы гидравлической тормозной системы от гибкого шланга, идущего к тормозным механизмам передних колес. Отверните гайки крепления гибких шлангов и снимите их.
3. Отверните гайки крепления нижних концов амортизаторов.
5. Расшплинтуйте и отверните гайку шарового пальца сошки, отсоединив тягу от сошки.
6. Отверните гайки крепления стремянок передних рессор, снимите подкладки, стремянки и накладки. Поднимите за раму переднюю часть автомобиля.
Виды технического обслуживания
В начальный период эксплуатации автомобиля (автопоезда) выполняются следующие виды обслуживания;
1) ежедневное обслуживание (ЕО);
2) техническое обслуживание (ТО-1000);
3) техническое обслуживание (ТО-4000).
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды:
1) ежедневное обслуживание (ЕО);
2) первое техническое обслуживание (ТО-1);
3) второе техническое обслуживание (ТО-2);
4) сезонное техническое обслуживание (СТО).
В техническое обслуживание автомобиля (автопоезда) в основной период эксплуатации может входить как один из видов ТО, так и несколько одновременно.
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и поддержание надлежащего, внешнего вида автомобиля.
Основным назначением установленных технических обслуживании нового автомобиля ТО-1000 и ТО-4000 является предупреждение появления неисправностей выполнением профилактических крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ. Учитывая, что в этот период происходит интенсивная приработка и взаимоустановка элементов конструкции, необходимо выполнять эти работы с особой тщательностью.
Основным назначением первого, второго и сезонного технических обслуживании является выявление и предупреждение неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
Периодичность технического обслуживания
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля (автопоезда) следует выполнять раз в сутки перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения необходимо также проверить техническое состояние автомобиля (автопоезда) в объеме ЕО.
ТО-1000 необходимо выполнять в интервале 500 – 1000 км пробега, а ТО-4000 – один раз в интервале 3000 – 4000 км пробега. ТО-1000 и ТО-4000 следует выполнять в указанных интервалах независимо от категории условий эксплуатации.
Первое и второе технические обслуживания автомобиля (автопоезда) необходимо выполнять в зависимости от категории условий эксплуатации через определенное количество километров пробега, указанное в таблице.
Сезонное техническое обслуживание следует выполнять 2 раза в год – весной и осенью. Работы по подготовке к зимнему сезону входят в дополнительные осенние работы. Расчетная периодичность СТО для целей планирования – 24 000 км для первой категории условий эксплуатации.
Техническое обслуживание главной передачи заднего моста
Техническое обслуживание заднего моста заключается в основном в проверке уровня масла и, его замене. Однако периодически следует проверять и регулировать главную передачу. Это самые сложные и трудоемкие операции по обслуживанию автомобиля. В главной передаче предусмотрены регулировки подшипников ведущей шестерни, зацепления конических шестерен, подшипников дифференциала, зазора между головкой упорного болта и торцом ведомой шестерни.
Через 1000 ч работы автомобиля проверяют осевой люфт ведущей шестерни главной передачи. Для этого отсоединяют задний конец карданного вала и пробуют переместить ведущую шестерню за фланец крепления карданного вала в осевом направлении. Если ощущается люфт, главную передачу снимают с автомобиля и проверяют ее регулировки.
Через 2000 ч работы автомобиля главную передачу снимают с автомобиля и проверяют зазор между торцом шестерни полуоси дифференциала и опорной шайбой (через окна чашек дифференциала) зазор должен быть 0,5–1,2 мм; если зазор превышает 1,2 мм, следует заменить опорные шайбы полуосевых шестерен и сателлитов. Необходимо также осмотреть бронзовые втулки сателлитов и шипы крестовины дифференциала и заменить изношенные детали.
При ЕО – проверка работы главной передач при трогании с места и в движении, их герметичности.
При ТО – 1 проверяют крепление моста. Так же прочищают сопун и проверяют уровень масла, при необходимости доливают до заливной крышки.
При ТО – 2 так же проверяют уровень масла. Осматривают состояние главной передачи и сателлитов.
При СО проводят смену масла в редукторе, при этом его промывают. При необходимости проверка сапуна.
– проверьте герметичность ведущих мостов;
– проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень масла в картерах ведущих мостов;
– очистите от грязи сапуны ведущих мостов и промойте в дизельном топливе.
– затяните гайки крепления редукторов ведущих мостов;
– проверьте крепление фланцев на шлицевых концах ведущих валов;
– проверьте работу механизма блокировки межосевого дифференциала;
– проверьте состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах колес ведущих мостов);
– смените масло в картерах мостов.
Регулировка зацепления ведущей и ведомой шестерен. Ее задача — получение необходимого расположения пятна контакта и нормального бокового зазора в зацеплении.
Регулировка зацепления конических шестерен главной передачи
Положение контактного пятна на ведомой шестерне при движении вперед-назад
Способы достижения правильного зацепления шестерни
Направление перемещения шестерен
Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню
Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню
Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом необходимо изменить боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню
Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если при этом необходимо измерить боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню
Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведомую шестерню
Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если при этом получится слишком большой зазор, придвинуть ведомую шестерню
Техническое обслуживание заднего моста
Заключается в регулярной проверке и подтяжке наружных крепежных соединений, своевременной доливке и смене масла (согласно таблице смазки), регулировке отдельных механизмов и т. д.
Зубчатое зацепление и конические роликовые подшипники главной передачи и дифференциала в процессе эксплуатации, как правило, регулировать не требуется. Необходимость в регулировке возникает при замене деталей и ремонтах.
Для получения доступа к главной передаче необходимо проводить очень трудоемкие операции по демонтажу узлов и механизмов. Поэтому регулировки главной передачи, в том числе подшипников вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня главной передачи, должны выполняться особенно тщательно, чтобы гарантировать бесперебойную работу трактора до его ремонта.
Регулировка подшипников дифференциала. В подшипниках дифференциала не должно быть осевого зазора. Допускается натяг не более 0,1 мм при усилии, приложенном к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи для проворачивания дифференциала в подшипниках, 30. 50 Н (3. 5 кгс). Регулируют подшипники прокладками 38 (рис. 30), которые ставят между боковыми стенками корпуса моста и стаканами ведущих шестерен. Толщина прокладок 0,2 и 0,5 мм.
Проверяют осевой зазор в подшипниках индикатором при снятой верхней крышке заднего моста. Индикатор подводят к ведомой шестерне главной передачи и, передвигая дифференциал монтажной лопаткой с усилием 500. 600 Н (50. 60 кгс), определяют его осевое перемещение. Если оно составляет, например, 0,45 мм, то толщину пакета регулировочных прокладок левого борта уменьшают, сняв прокладку 38 толщиной 0,5 мм.
Ведомая шестерня главной передачи при работе прижимается к правому подшипнику дифференциала. Поэтому, чтобы не нарушить ее зацепления при регулировке подшипников, нужно уменьшить толщину регулировочных прокладок 38 только левого борта. Для этого необходимо:
отъединить от переходника маслопровод блокировки дифференциала, тягу тормоза — от рычага левой педали;
отвернуть болты крепления корпуса АБД и левого тормоза. Снять корпус с механизмом АБД, тормозом и блокировочным валом, отвернуть болты крепления стакана ведущей шестерни и выпрессовать его демонтажными болтами из расточки моста настолько, чтобы можно было снять (или добавить) необходимое количество регулировочных разрезных прокладок 38;
ввернуть и затянуть болты стакана, проворачивая дифференциал, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение;
установить снятые детали и сборочные единицы на прежнее место.
Регулировка зацепления главной передачи. Боковой зазор и пятно контакта в зубьях конических шестерен главной передачи зависят от взаимного расположения шестерен. Шестерни стремятся располагать так, чтобы образующие их начальных конусов совпадали. Положение ведущей шестерни на вторичном валу коробки передач определяется размером 58 ±0,15 мм от задней стенки коробки передач до наружного торца шестерни. Этот монтажный размер обеспечивается после регулировки осевого зазора подшипников вторичного вала шлифовкой опорной шайбы, устанавливаемой между торцами ведущей шестерни и вторичного вала.
Положение ведомой шестерни регулируется теми же прокладками 38, что и подшипники дифференциала.
Боковой зазор в зубьях новых шестерен устанавливают в пределах 0,25. 0,55 мм. Регулируют его перемещением ведомой шестерни при помощи прокладок, которые переносят из-под фланцев стаканов ведущих шестерен конечных передач с одного борта на другой, сохраняя без изменения их общее число, чтобы не нарушить регулировку подшипников дифференциала. Для уменьшения бокового зазора ведомую шестерню приближают к ведущей. Это достигается увеличением пакета прокладок с левой (по ходу трактора) стороны. Для увеличения бокового зазора в зубьях эти прокладки переносят с левого борта на правый.
Величина бокового зазора в зубьях зависит от осевого зазора в подшипниках дифференциала и вторичного вала коробки передач. Поэтому проверке и регулировке бокового зазора и пятна контакта в зубьях должны предшествовать проверка и регулировка подшипников.
Боковой зазор в зацеплении проверяют индикатором: проворачивая дифференциал, замеряют боковой зазор не менее чем в трех равномерно расположенных по окружности положениях ведомой шестерни.
Пятно контакта в зацеплении имеет важное значение для длительной и бесшумной работы конических шестерен. Регулируют пятно контакта после регулировки бокового зазора. Способы регулировки пятна контакта для всех конических шестерен одинаковы.
Работу тормозов следует проверять ежедневно, регулировать же их только при необходимости. Исправность тормозов характеризуется полным ходом педали и длиной тормозного пути. Полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равняться 70. 90 мм. В процессе эксплуатации из-за износа накладок допускается увеличение хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к форсированному износу накладок и перегреву тормозов.
Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контргайки 7 (см. рис. 2) болтов и заворачивают болты 8 в регулировочные вилки 6 настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки 7.
Эффективность торможения проверяют на горизонтальном сухом участке дороги (асфальт, бетон). При начальной скорости 30 км/ч тормозной путь с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки трактора не должен превышать 10 м.
Бортовую неравномерность эффективности действия левого и правого тормозов проверяют по следу, оставленному на грунте задними колесами, заторможенными до блокировки (юза): на длине тормозного пути 10 м при начальной скорости 30 км/ч на сухом асфальте неравномерность по следу не должна быть более 1 м. Ход педали, запаздывающей с торможением стороны, надо уменьшить. На равномерность действия тормозов может влиять также замасливание фрикционных накладок дисков. В этих случаях надо разобрать тормоза, очисти детали, выявить и устранить причины, вызвавшие попадание масла в полость тормозов, а замасленные диски промыть бензином и просушить в течение 5. 8 мин. После сборки отрегулировать тормоза и проверить эффективность торможения.
Изношенные или вышедшие из строя фрикционные диски рекомендуется заменить новыми одновременно на левом и правом тормозах.
Охрана трудапри работе на тракторе
Тракторист-машинист должен выполнять только ту работу, которая поручена администрацией. Перед началом работы он обязан получить инструктаж на рабочем месте, проверить техническое состояние трактора и составить агрегат — навесить или прицепить соответствующую машину. Во время работы механизатор должен использовать инструменты и приспособления по назначению и так, чтобы гарантировать безопасное выполнение работы.
Тракторист-машинист не может изменить состав агрегата без разрешения бригадира, агронома или механика отделения.
Перед пуском проверяют заправку двигателя маслом, водой и топливом, убирают инструменты и заправочный инвентарь, устанавливают рычаг коробки передач и рычаги распределителя навесной системы в нейтральное положение, включают ее насос и выключают вал отбора мощности (приводной шкив).
Перед входом в кабину очищают обувь от грязи и снега. Начинать движение можно только после подачи сигнала, убедившись, что на пути трактора нет людей и его движение не опасно для окружающих.
Подъезжать к машине для сцепки или навески нужно на малой скорости, ногу держать на педали (рычаге) главного сцепления, смотреть на путь следования (назад) и быть готовым к немедленной остановке трактора. Прицеплять или навешивать машину разрешается только после остановки трактора (по разрешающему сигналу водителя или когда он выйдет из кабины). Машину с трактором необходимо соединить так, чтобы во время движения агрегата не произошло самопроизвольного отъединения машины от трактора. При этом проверяют состояние устройств для навески или сцепки и устанавливают все крепежные и фиксирующие детали — чеки, шайбы, шплинты. В случае использования ВОМ крепят его защитный кожух. Если машина приводится в действие от шкива трактора, устанавливают защитное ограждение ременной передачи. Запрещается на ходу надевать, поправлять или снимать ремень, а также натирать его материалами, уменьшающими буксование.
К месту работы агрегат следует вести по маршруту, указанному соответствующим руководителем (специалистом). Прежде чем выполнить какой-либо маневр, необходимо убедиться, что в данных условиях это неопасно.
Чтобы избежать опрокидывания машины, нельзя ездить поперек крутых склонов и делать крутые повороты на большой скорости, во время спуска иди подъема в гору. При разъезде с встречным транспортом нужно держаться правой стороны и учитывать ширину и длину своего и встречного агрегата. Если на пути движения имеются мосты, броды, топкие места, плотины и т. д., то прежде чем их преодолевать, необходимо убедиться в возможности и безопасности проезда. Особую осторожность нужно соблюдать во время движения по скользкой дороге. На обледеневшей дороге возможно боковое скольжение и буксование.
Железнодорожные пути разрешается пересекать только через переезды, когда нет приближающегося поезда, и так, чтобы не повредить сооружения переезда и электросеть.
Под электролинией разрешается проезжать, когда между высшей точкой агрегата и нижним проводом будет расстояние не менее 2 м.
Перед работой обязательно убирают с поля или отмечают вешками камни, пни, засыпают ямы и канавы. Обрывы, крутые берега оврагов, оползни отмечают контрольными бороздами. Отбивают поворотные полосы. При групповой работе обязательно отмечают места отдыха. Если предстоит работа на участках с крутыми склонами, то предварительно необходимо ознакомится с особенностями выполнения работ. На обычных тракторах допускается работа на участках, крутизна которых не превышает 8…9 градусов.
Список использованных источников
1.В.А Родичев, Г.И. Родичева. Трактор ДТ-75. М; Высшая школа, 1975г
3 В.В. Курчаткин Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. М; Академия 2003г.
4. Родичев В.А. Тракторы. М.: Академия, 2005г. 256с.
5. Семенов В.М. Трактор. М.: Колос, 1982г. 240с.
6. Гельман Б.М., Москвин М.В. Сельскохозяйственные тракторы и автомобили (книга вторая). М.: Агропромиздат, 1986г. 298с.
7. Козлов Ю.С. Техническое обслуживание и ремонт в сельском хозяйстве. М.: Высш. Школа, 1980г. 222с
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Техническое обслуживание заднего моста Мадара
Регулярное техническое обслуживание заднего моста Мадара обеспечит надежность в процессе эксплуатации и длительный срок службы.
Техническое обслуживание включает следующие операции.
Ежедневное ТО заднего моста Мадара
Наружным осмотром проверить состояние гаек колес и герметичность моста.
Проверить эффективность тормозного механизма посредством пробного торможения.
ТО на каждые 7500 км пробега
Подтянуть гайки колес.
Почистить сапун.
Проверить уровень масла в картере главной передачи и колесных редукторах и если необходимо, долить. Первоначальная проверка производится после 2000 км пробега, а первая смена масла после 7500 км пробега.
Смазать подшипники разжимных кулаков, оси тормозных колодок и червячного механизма тормозных рычагов.
Почистить концы и проверить проходимость масла из маслоудаляющих трубок.
Проверить зазор между тормозной накладкой и рабочей поверхностью тормозного барабана.
Проверить и при необходимости подтянуть внешние крепежные элементы.
ТО на каждые 30000 км пробега
Проверить зазор между тормозными барабанами и накладками колодок.
Сменить масла.
Указания по смазке. Периодичность смазки маслом и консистентными смазками и необходимые количества указаны в Таблица 71.
Таблица 71. Периодичность смазывания
Место смазки
Количество, л
Выполняемая операция
Проверка уровня
Смена масла
Картер главной передачи
7,5
Через каждые 7500 км пробега
Первая смена после 7500 км пробега. Следующие через каждые 30000 км пробега
Колесные редукторы
2,5+2,5
Стакан подшипников шестерни
0,25
Только при первоначальном прокручивании
Подшипники разжимных кулаков. Оси тормозных колодок. Червячный механизм тормозных рычагов
До необходимого количества
Через каждые 7500 км пробега
Если в продолжении одного года мост имел пробег меньше, чем 30000 км, смену масла надо осуществить в рамках одногодичного периода.
Рекомендуемые смазочные материалы приведены в Таблица 72.
Таблица 72. Рекомендуемые смазочные материалы
Трансмиссионные масла
Консистентные смазки
ТМ-5/90 БДС 14368-82 ТАп-15В ГОСТ 23652-79 ТСп-15К ГОСТ 23652-79 OA РР 90 ČSN Или другие с качеством по API – GL – 5 и внекозитетном классе по SAE90
АФС 3 об В1/Н001 – H111/РС01 БДС 1415 – 84 Литол 24 ГОСТ 21150-75 AV-2 или NH – 2 ČSN Замечание. l.Hе допускается смешивание различных сортов масел ввиду различных присадок в их составе. 2. Рекомендуемые масла и консистентные смазки пригодные, когда задние мосты эксплуатируются в нормальных дорожных условиях и в умеренном климатичном поясе.
Места смазки и пресс – масленки указаны на Рис. 470, Рис. 468 и Рис. 469
Картер главной передачи (балка). поз. 1 – маслозаливная и контольная пробка. поз. 2 – сливная пробка. поз. 3 – маслозаливная пробка в стакане подшипников конической шестерни.
Другие. поз. 10 – сапун поз. 11 – масловыпускательные трубки
Операции по техническому обслуживанию
1. Проверка уровня масла
1.1. Транспортное средство устанавливается на горизонтальной, равной площадке. Для обеспечения этой операции мост можно поднять на стабильную опору, а передние колеса застопорить с двух сторон упорами.
1.2. Проверка уровня масла всегда начинается с колесных редукторов. Колесо поворачевается таким образом, что бы контрольная пробка поз. 4 (Рис. 468) достигла самого низкого положения. Тогда уровень масла должен доходить до нижней кромки отверстия. Если нужно, можно долить масло, используя то же отверстие.
1.3. Проверку уровня масло в картере главной передачи можно осуществить через пробку поз. 1 (Рис. 470), Уровень масла должен доходить до нижней кромки отверстия. Если нужно, можно долить масло используя то же отверстие.
1.4. Если надо долить масло, не допускается смешивание разных сортов масел.
2.1. Отработанное масло в сроках указанных в Таблица 71, заменяется после предварительной подготовки в соответствий с п. 1.1. Колеса поворачиваются так, что отмеченые болты колесных редукторов поз. 5 (Рис. 469) заняли бы самое низкое положение, как указано на Рис. 470. Под отверстия колесных редукторов надо положить лист, что бы масло не стекало по шинам. Слив масла надо осущуствлять при его рабочей температуре.
2.2. Вывертываются отмеченые болты поз. 5 (Рис. 469) колесных редукторов и поз. 2 (Рис. 470) под картер главной передачи (балки).
2.3. Очистить магнитные вставки пробок, а потом ввернуть их. Колеса надо повернуть таким образом, что бы пробки поз. 4 (Рис. 468) заняли самое низкое положение.
2.4. Налить необходимое количество масла через пробки поз. 4 (Рис. 468) колесных редукторов. Уровень масла должен доходить до нижней кромки отверстия, когда отверствие контрольной пробки находится в самом низком положении. Операция осуществляется для обеих колесных редукторов. Залить масло в картер главной передачи до нижней кромки отверстия пробки поз. 1 (Рис. 470).
2.5. Надежно закрутить пробки и проверить не наблюдается ли подтекание масла.
2.6. Во время смены масла и при первоначальном пуске транспортого средства в движение (в том числе после ремонта) надо залить 0,250л. масла через пробки в крышке подшипников главной передачи поз.З (Рис. 470). Таким образом осуществляется правильное смазывание подшипников конической шестерни, прежде чем начнется подача масла к ним от короны главной передачи.
3. Смазывание консистентной смазкой
3.1. Смазывание консистентной смазкой осуществляется солидолонагнетателем, ручным или машинным способом в соответствии с указаниями в Таблица 71 на следующих местах: -червячные механизмы тормозных рычагов поз. 6 (Рис. 470) -подшипники разжимных кулаков поз. 7 и 8 (Рис. 470) -оси тормозных колодок поз. 9 (Рис. 470)
3.2. Во время смазывания консистентной смазкой осей тормозных колодок, нужно нагнетить столько смазки, сколько необходимо, чтобы она не достигла рабочих эллементов тормоза. Ориентировочное количество приблизительно 3 куб. см.
4. Очистка сапуна и масловыпускающих трубок.
4.1. Сапун надо всегда поддерживать чистым, так как в противном случае в картере создается сверхдавление и возможна утечка масла через манжетные уплотнители. Сапун разположен на верхней части балки моста поз. 10 (Рис. 470).
4.2. Масловыпускательные трубки выходят из внутреннего края супортов поз. 11 (Рис. 470) и используются для отвода масла в случае пропуска манжетного уплотнителя ступицы. Во время проверки надо установить их исправность, почистить наконечники, а также проверить их проводимость. Если установлена утечка масла, надо осуществить демонтаж и сменить уплотнители Stefa system 500 1HHI 155x190x17.54+HR (NBR).
5. Затяжка резьбовых соединении
5.1. Подтягивание внешних резьбовых соединений осуществить крутящим моментом согласно Таблица 73. Особое внимание надо обратить своевременному креплению гаек на колесах.
5.2. При первоначальной установки нового заднего моста первая подтяжка рекомендуется после 100 км пробега, а вторая после 500 км пробега.
закрепить картер главной передачи и болты крепления крышки водила колесных передач заднего моста;
проверить и довести до нормы уровень масла до кромки контрольного отверстия в картерах главной и колесных передач заднего моста;
очистить от грязи предохранительный клапан моста. Головка клапана должна легко вращаться от усилия руки.
При сезонном техническом обслуживании (СТО ):
проверить работу механизма блокировки межколесного дифференциала. При включении блокировки должен загораться сигнализатор на панели приборов;
проверить состояние подшипников ступиц колес (при снятых ступицах). На роликах и обоймах подшипников не должно быть видимых раковин и трещин. Ролики не должны выпадать из сепараторов. После проверки отрегулировать подшипники колес;
сменить смазочный материал в ступицах колес. Удалить старый смазочный материал, промыть керосином внутреннюю полость ступицы, подшипники, гайки и шайбы. Заложить смазочный материал между роликами и сепараторами подшипников равномерно по всей окружности и в полость ступицы между обоймами подшипников;
закрепить картер главной передачи и болты крепления крышки водила колесных передач заднего моста;
закрепить гайки фланцев валов ведущих зубчатых колес заднего моста (при наличии перемещения). Определить наличие перемещения покачиванием карданного вала руками. При наличии перемещения отсоединить карданный вал, расконтрить и затянуть гайку крепления фланца моментом 250-300 Н.м (25-30 кгс.м). Вдавить край гайки в паз вала;
сменить масло в картерах главной и колесных передач заднего моста. Вывернуть пробки контрольных и заливных отверстий. Удалить отложения с магнитов сливных пробок. Залить масло до уровня кромки контрольного отверстия.
Для проверки моста на герметичность подайте воздух через резьбовое отверстие под предохранительный клапан картера моста с избыточным давлением в картере 19,6-24,5 кПа (0,20-0,25 кгс/см2).
Подтекание масла через манжеты, места соединений и сварные швы на картере моста недопустимы (незначительное образование масляных пятен на поверхностях в вышеуказанных зонах, кроме сварных швов, без каплеобразования не является браковочным признаком).
Для проверки уровня масла выверните пробки контрольных отверстий на картерах главной и колесных передач заднего моста. Если при этом нет течи масла из контрольного отверстия, долейте масло до его уровня через заливное отверстие.
Замена масла. Сливайте отработавшее масло, когда оно еще теплое от нагрева при работе. Слив масла осуществляйте через сливное отверстие, вывернув пробки контрольного, заливного и сливного отверстий.
Замену масла проводите согласно химмотологической карте ( см. Приложение А ) — для мостов КАМАЗ, и в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении Т — для мостов ф. «MADARA». После слива масла пробку сливного отверстия установите на место. Предохранительные клапаны передач мостов промывайте дизельным топливом с последующей продувкой сжатым воздухом.
Регулирование подшипников ступиц колес ведущего моста нужно проводить при вывешенных колесах и выполнить следующее:
затянуть гайку крепления подшипников до начала торможения ступицы, поворачивая ее в обе стороны;
отвернуть гайку примерно на 1/6 оборота до совпадения резьбового отверстия с ближайшим отверстием в замковой шайбе;
ввернуть до упора болт с отгибной шайбой в резьбовое отверстие гайки с установкой отгибного усика шайбы на грань гайки. Момент затяжки болта — 20-25 Н.м (2,0-2,5 кгс.м);
отогнуть усики отгибной шайбы на две грани болта, при этом болт должен входить в отверстие замковой шайбы;
проверить равномерность и легкость вращения ступицы в двух направлениях;
завернуть стопорный винт.
Техническое обслуживание заднего моста
Техническое обслуживание заднего моста ГАЗ 2705
Обслуживание заднего моста заключается в периодической проверке уровня масла в картере, доливке его и смене согласно карте смазки, очистке от грязи сапуна, подтягивании гайки фланца ведущей шестерни, гаек крепления полуосей, проверке и восстановлении регулировок подшипников ступиц колес, ведущей шестерни и дифференциала.
Запрещается производить замену масла, заправленного на ОАО “ГАЗ”, до пробега 60 000 км.
Зазоры в главной передаче необходимо измерять на автомобиле после отсоединения карданного вала. Перед проверкой зазоров необходимо проверить затяжку гайки 1 фланца ведущей шестерни (см. рис. 5.32), для чего необходимо расшплинтовать гайку и дотянуть ее моментом силы 160-200 Н·м (16-20 кгс·м). Перемещением фланца ведущей шестерни в осевом и yгловом направлениях проверить зазоры. Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни проверяется, как указано в подразделе “Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни”).
Для измерения полного углового люфта фланца ведущей шестерни необходимо сделать метку на кромке грязеотражателя фланца, повернуть фланец до упора влево и сделать на картере риску, совпадающую с риской на отражателе. Повернуть фланец до упора вправо и сделать вторую риску на картере. Измерить расстояние между рисками на картере. Если оно превышает 12 мм, это указывает на чрезмерный износ зубьев ведущей и ведомой шестерен главной передачи, шестерен дифференциала или шлицев полуосевых шестерен и полуосей.
Сливают масло из картера заднего моста после его предварительного прогрева. Проверку уровня масла и его доливку производят через наливное отверстие картера на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке. Проверку следует производить через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок картера. Недостаток масла или его избыток одинаково вредны.
Если шум моста повышен настолько, что считается недопустимым с точки зрения комфорта или вызывает опасение поломки, он рассматривается как неисправность. “Вой” моста (шум высокого тона) влияет на комфортабельность, и его можно избежать, если исключить длительную езду в узких диапазонах скоростей, на которых он слышен. Прежде чем разбирать мост, следует убедиться, что шум исходит именно из моста. Источниками шума могут быть неисправный ведомый диск сцепления, шины (шум меняется при разном дорожном покрытии и растет с увеличением скорости), двигатель.
Видео про “Техническое обслуживание заднего моста” для ГАЗ 2705
Замена масла в заднем мосту Grand Starex
Руководство по ремонту Газель 3302 | Газель 2705
Замена переднего ступичного подшипника
Техническое обслуживание заднего моста Мадара
Регулярное техническое обслуживание заднего моста Мадара обеспечит надежность в процессе эксплуатации и длительный срок службы.
Техническое обслуживание включает следующие операции.
Ежедневное ТО заднего моста Мадара
Наружным осмотром проверить состояние гаек колес и герметичность моста.
Проверить эффективность тормозного механизма посредством пробного торможения.
ТО на каждые 7500 км пробега
Подтянуть гайки колес.
Почистить сапун.
Проверить уровень масла в картере главной передачи и колесных редукторах и если необходимо, долить. Первоначальная проверка производится после 2000 км пробега, а первая смена масла после 7500 км пробега.
Смазать подшипники разжимных кулаков, оси тормозных колодок и червячного механизма тормозных рычагов.
Почистить концы и проверить проходимость масла из маслоудаляющих трубок.
Проверить зазор между тормозной накладкой и рабочей поверхностью тормозного барабана.
Проверить и при необходимости подтянуть внешние крепежные элементы.
ТО на каждые 30000 км пробега
Проверить зазор между тормозными барабанами и накладками колодок.
Сменить масла.
Указания по смазке. Периодичность смазки маслом и консистентными смазками и необходимые количества указаны в Таблица 71.
Таблица 71. Периодичность смазывания
Место смазки
Количество, л
Выполняемая операция
Проверка уровня
Смена масла
Картер главной передачи
7,5
Через каждые 7500 км пробега
Первая смена после 7500 км пробега. Следующие через каждые 30000 км пробега
Колесные редукторы
2,5+2,5
Стакан подшипников шестерни
0,25
Только при первоначальном прокручивании
Подшипники разжимных кулаков. Оси тормозных колодок. Червячный механизм тормозных рычагов
До необходимого количества
Через каждые 7500 км пробега
Если в продолжении одного года мост имел пробег меньше, чем 30000 км, смену масла надо осуществить в рамках одногодичного периода.
Рекомендуемые смазочные материалы приведены в Таблица 72.
Таблица 72. Рекомендуемые смазочные материалы
Трансмиссионные масла
Консистентные смазки
ТМ-5/90 БДС 14368-82 ТАп-15В ГОСТ 23652-79 ТСп-15К ГОСТ 23652-79 OA РР 90 ČSN Или другие с качеством по API – GL – 5 и внекозитетном классе по SAE90
АФС 3 об В1/Н001 – H111/РС01 БДС 1415 – 84 Литол 24 ГОСТ 21150-75 AV-2 или NH – 2 ČSN Замечание. l.Hе допускается смешивание различных сортов масел ввиду различных присадок в их составе. 2. Рекомендуемые масла и консистентные смазки пригодные, когда задние мосты эксплуатируются в нормальных дорожных условиях и в умеренном климатичном поясе.
Места смазки и пресс – масленки указаны на Рис. 470, Рис. 468 и Рис. 469
Картер главной передачи (балка). поз. 1 – маслозаливная и контольная пробка. поз. 2 – сливная пробка. поз. 3 – маслозаливная пробка в стакане подшипников конической шестерни.
Другие. поз. 10 – сапун поз. 11 – масловыпускательные трубки
Операции по техническому обслуживанию
1. Проверка уровня масла
1.1. Транспортное средство устанавливается на горизонтальной, равной площадке. Для обеспечения этой операции мост можно поднять на стабильную опору, а передние колеса застопорить с двух сторон упорами.
1.2. Проверка уровня масла всегда начинается с колесных редукторов. Колесо поворачевается таким образом, что бы контрольная пробка поз. 4 (Рис. 468) достигла самого низкого положения. Тогда уровень масла должен доходить до нижней кромки отверстия. Если нужно, можно долить масло, используя то же отверстие.
1.3. Проверку уровня масло в картере главной передачи можно осуществить через пробку поз. 1 (Рис. 470), Уровень масла должен доходить до нижней кромки отверстия. Если нужно, можно долить масло используя то же отверстие.
1.4. Если надо долить масло, не допускается смешивание разных сортов масел.
2.1. Отработанное масло в сроках указанных в Таблица 71, заменяется после предварительной подготовки в соответствий с п. 1.1. Колеса поворачиваются так, что отмеченые болты колесных редукторов поз. 5 (Рис. 469) заняли бы самое низкое положение, как указано на Рис. 470. Под отверстия колесных редукторов надо положить лист, что бы масло не стекало по шинам. Слив масла надо осущуствлять при его рабочей температуре.
2.2. Вывертываются отмеченые болты поз. 5 (Рис. 469) колесных редукторов и поз. 2 (Рис. 470) под картер главной передачи (балки).
2.3. Очистить магнитные вставки пробок, а потом ввернуть их. Колеса надо повернуть таким образом, что бы пробки поз. 4 (Рис. 468) заняли самое низкое положение.
2.4. Налить необходимое количество масла через пробки поз. 4 (Рис. 468) колесных редукторов. Уровень масла должен доходить до нижней кромки отверстия, когда отверствие контрольной пробки находится в самом низком положении. Операция осуществляется для обеих колесных редукторов. Залить масло в картер главной передачи до нижней кромки отверстия пробки поз. 1 (Рис. 470).
2.5. Надежно закрутить пробки и проверить не наблюдается ли подтекание масла.
2.6. Во время смены масла и при первоначальном пуске транспортого средства в движение (в том числе после ремонта) надо залить 0,250л. масла через пробки в крышке подшипников главной передачи поз.З (Рис. 470). Таким образом осуществляется правильное смазывание подшипников конической шестерни, прежде чем начнется подача масла к ним от короны главной передачи.
3. Смазывание консистентной смазкой
3.1. Смазывание консистентной смазкой осуществляется солидолонагнетателем, ручным или машинным способом в соответствии с указаниями в Таблица 71 на следующих местах: -червячные механизмы тормозных рычагов поз. 6 (Рис. 470) -подшипники разжимных кулаков поз. 7 и 8 (Рис. 470) -оси тормозных колодок поз. 9 (Рис. 470)
3.2. Во время смазывания консистентной смазкой осей тормозных колодок, нужно нагнетить столько смазки, сколько необходимо, чтобы она не достигла рабочих эллементов тормоза. Ориентировочное количество приблизительно 3 куб. см.
4. Очистка сапуна и масловыпускающих трубок.
4.1. Сапун надо всегда поддерживать чистым, так как в противном случае в картере создается сверхдавление и возможна утечка масла через манжетные уплотнители. Сапун разположен на верхней части балки моста поз. 10 (Рис. 470).
4.2. Масловыпускательные трубки выходят из внутреннего края супортов поз. 11 (Рис. 470) и используются для отвода масла в случае пропуска манжетного уплотнителя ступицы. Во время проверки надо установить их исправность, почистить наконечники, а также проверить их проводимость. Если установлена утечка масла, надо осуществить демонтаж и сменить уплотнители Stefa system 500 1HHI 155x190x17.54+HR (NBR).
5. Затяжка резьбовых соединении
5.1. Подтягивание внешних резьбовых соединений осуществить крутящим моментом согласно Таблица 73. Особое внимание надо обратить своевременному креплению гаек на колесах.
5.2. При первоначальной установки нового заднего моста первая подтяжка рекомендуется после 100 км пробега, а вторая после 500 км пробега.