Уход за рулевым управлением
Уход за рулевым управлением
Основными мероприятиями по уходу являются:
1) смазка рулевого механизма и всех шарнирных соединений;
2) проверка крепления деталей;
3) проверка величины свободного хода рулевого колеса и регулировка рулевого механизма.
Рулевой механизм обычно смазывают трансмиссионным автотракторным маслом, которое заливают в картер механизма через отверстие, завернутое пробкой. Необходимо следить за уровнем масла и периодически его доливать. Шарнирные сочленения тяг нужно смазывать в требуемые сроки густой смазкой через масленки.
Необходимо проверять крепления следующих деталей рулевого управления и их шплинтовку: картера рулевого механизма к раме и рулевой колонки в кронштейне, рулевой сошки на валу, пробок в наконечниках тяг, рулевых рычагов в поворотных кулаках. Вследствие ненадежного крепления деталей и плохой их шплинтовки при движении автомобиля детали могут разъединяться, что может привести к аварии.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Периодически необходимо проверять свободный ход рулевого колеса. У всех автомобилей свободный ход рулевого колеса при среднем положении управляемых колес должен быть минимальным, т. е. почти полностью отсутствовать.
В условиях эксплуатации, вследствие износа деталей рулевого механизма, величина свободного хода начинает увеличиваться. При среднем положении колес автомобиля свободный ход рулевого колеса не должен быть больше 30—40 мм по ободу колеса, что соответствует его повороту примерно на 8—10°. При повышенном свободном ходе рулевого колеса элементы рулевого управления нуждаются в проверке, подтяжке и регулировке.
Уход за гидроусилителем рулевого управления заключается в периодической проверке уровня масла в резервуаре, доливке его, периодической смене масла, проверке плотности всех соединений и регулировке отдельных элементов системы.
Необходимо проверять и регулировать натяжение ремня привода насоса, проверять давление его клапанов и следить за тем, чтобы в систему не попадал воздух. В случае неисправностей в гидроусилителе и отказа его от работы длительное пользование рулевым управлением без усилителя не допускается.
Уход за пневматическим усилителем рулевого управления (автомобиля КрАЗ), кроме подтяжки всех креплений и смазки шарнирных сочленений, заключается в периодической проверке герметичности всех соединений воздухопроводов. Необходимо также регулировать свободный ход штоков воздухораспределителя и затяжку пружины следящего механизма.
К основным неисправностям рулевого управления относятся: повышенный износ в деталях рулевого управления, увеличенный свободный ход рулевого колеса и заедание деталей рулевого управления.
Повышенный износ в деталях рулевого управления получается при несвоевременной и нерегулярной их смазке или в случае применения недоброкачественной смазки, а также в результате езды с повышенной скоростью по плохим дорогам, что может привести даже к поломке деталей рулевого управления.
Поворачивание колес при помощи рулевого управления на месте также приводит к износу деталей из-за большого сопротивления, возникающего при этом.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса получается вследствие повышенных зазоров во всех деталях и сочленениях от колес до рулевого механизма и увеличенных зазоров в самом механизме.
На величину.свободного хода рулевого колеса влияет износ подшипников ступиц передних колес и втулок шкворней, износ шарнирных сочленений тяг, поломка амортизирующих пружин и ослабление крепления картера рулевого механизма к раме.
Для устранения увеличенного свободного хода рулевого колеса прежде всего надо проверить и устранить неисправности всех деталей рулевого привода.
Увеличенный зазор в регулируемых шаровых сочленениях тяг устраняют подвертыванием пробок наконечников. Пробку надо расшплинтовать, завернуть до отказа, а затем отвернуть до первого положения, при котором возможна шплинтовка, и зашплинтовать. Затяжка шаровых сочленений тяг до полного сжатия амортизирующих пружин не допускается. При чрезмерном износе деталей шаровых сочленений они должны быть заменены.
Если детали привода исправны, причиной увеличенного свободного хода рулевого колеса является сам рулевой механизм, и его необходимо отрегулировать.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса может быть вызван износом подшипников червяка или винта рулевого механизма, осевым зазором вала сошки, увеличенным зазором в зацеплении пары.
Заедание деталей рулевого управления может произойти из-за неправильной регулировки рулевого механизма, перекоса рулевой колонки, повреждения подшипников червяка или винта, сильного загрязнения всех сочленений и недостаточной их смазки и заедания поворотных кулаков на шкворнях.
Неисправности рулевого управления
Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР
Основные признаки неисправности рулевого управления:
- увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса,
- тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме,
- стуки в рулевом управлении,
- течь смазки из картера рулевого механизма.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами. Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир). Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.
Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.
Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес. Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.
Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.
Обслуживание системы рулевого управления с ГУР
На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля. Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.
Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы. Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое. По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).
Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески. Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен. Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.
Уход за рулевым управлением
Уход за рулевым управлением ЗИЛ-131
При эксплуатации необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в системе гидроусилителя и промывать фильтры насоса.
Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления. Проверка натяжения ремня насоса должна производиться также ежедневно.
Натяжение ремня осуществляется перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 1).
Для системы гидроусилителя нужно применять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливку масла надо производить через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя.
Применение загрязненного масла вызывает быстры), износ деталей насоса и гидроусилителя.
При проверке уровня масла в системе гидроусилителя, которая должна проводиться при каждом ТО, передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.
Перед снятием крышки бачка для проверки уровня масла, его доливки или смены крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином. Масло надо доливать при работе двигателя на холостом ходу до появления масла над сеткой заливного фильтра 21 Полного покрытия сетки не требуется.
При ТО-2 оба фильтра насоса гидроусилителя нужно промыть в бензине. В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями следует производить дополнительную промывку фильтров растворителем, применяемым при окраске автомобиля.
При техническом обслуживании необходимо проверять крепление картера рулевого механизма к раме, рулевой колонки к кронштейну кабины, рулевого колеса на валу рулевого управления, затяжку сошки, затяжку контргайки регулировочного винта и гаек крепления карданного вала.
Момент затяжки гайки сошки рулевого механизма должен быть 25—30 кГм, контргайки регулировочного винта 4—4,5 кГм, гаек клиньев карданного вала 1,4—1,7 кГм. При установке шлангов не допускаются их скручивание и резкие перегибы.
Смена масла
При смене масла следует отсоединить продольную тягу автомобиля и открыть крышку бачка насоса гидроусилителя.
Для слива масла необходимо:
1) повернуть рулевое колесо влево до упора;
2) открыть сливное отверстие, вывернув пробку с магнитом из картера рулевого механизма.
Слив масла считается законченным, если прекратилась течь масла из сливного отверстия картера рулевого механизма. После слива нужно промыть систему гидроусилителя, для чего требуется:
1) удалить из бачка насоса гидроусилителя остаток загрязненного масла; наличие остатков обтирочного материала в бачке недопустимо;
2) промыть шайбу 24, резиновое уплотнительное кольцо 26 крышки насоса и пробку сливного отверстия 32 с магнитом картера рулевого механизма, очистив их от грязи; снять и промыть сетки фильтров насоса и поставить их на место;
3) залить в бачок насоса через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и слить это масло через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом рулевое колесо от упора до упора.
Для заливки свежего масла нужно:
1. Завернуть пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма.
2. При повернутом до упора влево рулевом колесе заливать свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра. Затем, вращая рулевое колесо от упора до упора и не прикладывая усилия на упорах, доливать масло до тех пор, пока в систему будет залито не менее 2,5 л масла. Пустить двигатель, затем долить свежее масло и при работе двигателя на режиме холостого хода вращать рулевое колесо от упора до упора, удерживая его кратковременно на упорах в течение 2— З сек с усилием около 10 кг и доливая по мере необходимости масло до появления его над сеткой (полного покрытия сетки не требуется).
Заливка масла считается законченной, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков из системы через масло в бачке насоса.
3. Остановить двигатель, установить крышку бачка с уплотнительной прокладкой, резиновое уплотнительное кольцо, шпильки крепления крышки и шайбу и закрепить гайкой-барашком. Гайку-барашек затягивать от руки.
В случае течи масла из-под крышки бачка проверить правильность установки прокладки крышки и в случае ее повреждения сменить ее.
4. Присоединить продольную тягу и смазать шарнир.
Движение при неработающем гидроусилителе
При отказе гидроусилителя в работе из-за повреждения насоса или гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода насоса или остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.
Длительная работа на автомобиле с неработающем гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.
В случае разрыва шлангов насоса гидроусилителя следует:
1) соединить нагнетательное отверстие насоса с патрубком на бачке насоса;
2) закрыть нагнетательное и возвратное отверстия на гидроусилителе деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания грязи или инородных тел;
3) долить в бачок насоса масло до указанного выше уровня; допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;
4) доехать до базы при работе двигателя с возможно малым числом оборотов коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке.
В случае нагрева масла надо сделать остановку и дать маслу остыть.
Рулевые тяги
Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг.
Продольная рулевая тяга трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами. Каждый шарнир имеет пружину и два сферических сухаря, между которыми располагается шаровая головка пальца, зажимаемая регулировочной пробкой.
Продольная рулевая тяга соединяет шаровые пальцы нижнего конца рулевой сошки с рычагом корпуса левой шаровой опоры переднего моста. Необходимо, чтобы тяга более коротким плечом по изгибу была надета на шаровой палец сошки.
При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на ¼ оборота, и шплинтуют. Следует помнить, что полное устранение зазоров в шарнирах не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.
Для удержания в шарнирах смазки и защиты их от грязи пазы для шаровых пальцев в головке тяги закрывают войлочными накладками.
Поперечная рулевая тяга имеет на концах правую резьбу с разным шагом, для завинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес. Головки шарниров выполнены с верхним и нижним вкладышами и пружиной, поджимающей вкладыш. Шарниры не нуждаются в регулировке. При сборке необходимо следить за тем, чтобы шаровые пальцы проворачивались от руки без заедания.
Ежедневно следует проверять и подтягивать все крепления, проверять состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а при необходимости регулировать зазор шарниров и смазывать шарнирные тяги рулевого управления согласно карте смазки.
Основные неисправности рулевого управления
Увеличенный люфт рулевого колеса, а также стуки могут явиться следствием ослабления крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки или кронштейна маятникового рычага, чрезмерного износа шарниров рулевых тяг или втулок маятникового рычага, износа передающей пары («червяк-ролик» или «шестерня-рейка») или нарушения регулировки ее зацепления. Для устранения неисправности следует подтянуть все крепления, отрегулировать зацепление в передающей паре, заменить изношенные детали.
Тугое вращение рулевого колеса может быть из-за неправильной регулировки зацепления в передающей паре, отсутствия смазки в картере рулевого механизма, нарушения углов установки передних колес. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать зацепление в передающей паре рулевого механизма, проверить уровень и при необходимости долить смазку в картер, отрегулировать углы установки передних колес в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Уход за рулевым управлением
Всем известно выражение: «Лучшее лечение это – профилактика». Поэтому каждый раз, общаясь со своим автомобилем снизу (на смотровой яме или эстакаде), одним из первых дел следует проверить элементы рулевого привода и механизма. Все защитные резинки должны быть целы, гайки зашплинтованы, рычаги в шарнирах не должны болтаться, элементы рулевого управления не должны иметь механических повреждений и деформаций. Люфты в шарнирах привода легко определяются, когда помощник покачивает рулевое колесо, а вы на ощупь, по взаимному перемещению сочлененных деталей, находите неисправный узел. К счастью времена всеобщего дефицита прошли, и есть возможность приобрести качественные детали, а не те многочисленные подделки, которые выходят из строя через неделю эксплуатации, как это было в недавнем прошлом.
Основную роль в долговечности деталей и узлов автомобиля играют стиль вождения, состояние дорог и своевременное обслуживание. Все это влияет и на срок службы деталей рулевого управления. Когда водитель постоянно дергает руль, крутит его на месте, прыгает по ямам и устраивает гонки по бездорожью – происходит интенсивный износ всех шарнирных соединений привода и деталей рулевого механизма. Если после «жесткой» поездки ваш автомобиль при движении стало уводить в сторону, то в лучшем случае вы обойдетесь регулировкой углов установки передних колес, ну а в худшем – затраты будут более ощутимы, так как придется заменить поврежденные детали. После замены любой из деталей рулевого привода или при уводе автомобиля от прямолинейного движения необходимо отрегулировать «сход-развал» передних колес. Работы по этим регулировкам следует проводить на стенде автосервиса с использованием специального оборудования.
Уход за рулевым управлением
Описание бронетранспортёра
Контрольно-измерительные приборы и различные выключатели размещены на специальном щитке.
Броневой корпус
Вооружение
Приборы наблюдения
Для наблюдения за дорогой и местностью на машине установлены приборы наблюдения для командира, водителя, башенного стрелка и десанта.
Специальное оборудование
Силовая установка
Работа системы охлаждениядалее
Полезные ссылки
Уход за рулевым управлением
При ЕО ( ежедневное обслуживание):
— проверить состояние наружных деталей рулевого управления и свободный ход рулевого колеса;
— в случае работы на плаву смазать наружные шарниры колесных тяг рулевой трапеции ( 8 точек ).
При ТО ( технический уход) № 1:
— смазать наружные шарниры колесных тяг рулевой трапеции ( 8 точек );
— проверить уровень масла в бачках гидросистемы и при необходимости долить до нормы.
После первых 2000 км пробега ( при первом ТО № 1 ), а в дальнейшем при ТО № 2:
— проверить и при необходимости подтянуть болты крепления картера рулевого механизма;
— проверить затяжку гаек крепления шаровых пальцев рулевых тяг, рулевой сошки, рычагов поворотных кулаков , болтовкрепления рычагов рулевого привода и крепление четырех кронштейнов валиков маятниковых рычагов и при необходимости подтянуть.
При ТО № 2:
— проверить затяжку гаек крепления шаровых пальцев рулевых тяг, рулевой сошки, рычагов поворотных кулаков, болтов крепления рычага рулевого привода и крепление четырех кронштейнов валика маятникового рычага и при необходимости подтянуть;
— проверить, нет ли течи из картера рулевого механизма, при необходимости устранить течь и дозаправить масло до нормы;
— проверить и при необходимости отрегулировать зазор в зацеплении рабочей пары рулевого механизма;
— проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес . После 20000 км пробега или 5 лет эксплуатации машины заменить масло в картере рулевого механизма и смазку в кронштейнах маятниковых рычагов рулевой трапеции.
Уход за рулевым управлением
Основные операции по уходу: смазка рулевого механизма и всех шарнирных соединений; проверка состояния и крепления
деталей; контроль величины свободного хода (люфта) рулевого колеса и регулировка рулевого механизма.
Рулевой механизм смазывают трансмиссионным маслом, заливаемым в картер механизма через отверстие, завернутое
пробкой. Необходимо следить за уровнем масла и периодически его доливать (ТО-1).
Заменяют масло два раза в год —
весной и осенью. Шарнирные соединения тяг смазывают солидолом УС-2 при ТО-1 (у автомобиля «Москвич-412» их не
смазывают).
Необходимо проверять крепление и шплинтовку следующих деталей рулевого управления: картера рулевого механизма к
раме (подрамнику) и рулевой колонки к картеру и кронштейну, рулевой сошки на валу, пробок в наконечниках тяг,
поворотных рычагов. При ослабленном креплении детали могут разъединиться, что может привести к аварии.
Ежедневно следует проверять свободный ход (люфт) рулевого колеса. Если он выше нормы, рулевое управление необходимо
проверить, подтянуть и отрегулировать.
Регулировка рулевого управления
Техническое состояние рулевого управления непосредственно влияет на
безопасность движения, поэтому регулировать его механизмы надо своевременно и особенно тщательно. Приближенно
оценить техническое состояние рулевого управления можно по величине люфта рулевого колеса, т. е. угла, в пределах
которого повертывается рулевое колесо без поворота передних колес автомобиля.
При положении колес автомобиля,
соответствующем движению по прямой, люфт рулевого колеса, измеренный по ободу, не должен превышать 5 — 8.
Проверка, люфта рулевого колеса простейшим люфтомером
Проверка, люфта рулевого колеса простейшим люфтомером:
1 — шкала люфтомера;
2 —
стрелка, закрепляемая на рулевом колесе.
Причины повышенного люфта рулевого колеса можно установить, проверив элементы рулевого управления в таком порядке:
проконтролировать и, если необходимо, подтянуть крепления рулевого колеса, рулевой колонки, картера рулевого
механизма, рулевой сошки, шарниров продольной и поперечной рулевых тяг, поворотных рычагов.
Если свободный ход рулевого колеса не уменьшается, то регулировать рулевое управление надо следующим образом:
проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц передних колес (смотрите рисунок Проверка регулировки подшипников ступицы переднего колеса), проконтролировать и
устранить повышенный зазор в шкворнях и подшипниках поворотных кулаков, проверить и отрегулировать подшипники
червяка рулевого механизма и зацепление червяка с роликом вала сошки.
Регулировка шарнирных соединений продольной рулевой тяги
Люфт в шарнирах тяги устраняют поворотом пробки 8
”, ‘clear’ => ‘both’, ‘margin_top’ => ”, ‘margin_bottom’ => ”, ‘padding_top’ => ’10’, ‘padding_bottom’ => ’10’), array(), array()) –>
(смотрите рисунок Шарниры рулевых тяг). Для регулировки вынимают шплинт и специальной отверткой завинчивают пробку до отказа. Затем
отвинчивают пробку настолько, чтобы можно было ее зашплинтовать.
Регулировка подшипников рулевого вала (червяка)
Регулировка подшипников рулевого вала (червяка):
1 — боковая крышка;
2 — провод
сигнала;
3 — нижняя крышка;
4 — регулировочные прокладки.
Регулировка подшипников червяка
У автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-51А подшипники регулируют, изменяя количество
прокладок 4 под нижней крышкой 3 картера рулевого механизма. Прокладки имеют различную толщину. Снимать их нужно по
одной, проверяя каждый раз результат регулировки.
После устранения люфта следует проверить на ободе
рулевого колеса силу, необходимую для его вращения. Подшипники червяка рулевого механизма автомобиля «Москвич-412»
регулируют вращением гайки переднего подшипника, ввернутой в картер механизма, предварительно ослабив контргайку.
Регулировка зацепления ролика вала сошки с червяком рулевого механизма
Регулировку осуществляют при
положении передних колес автомобиля, соответствующем движению по прямой. Зазор между червяком и роликом регулируют
перемещением вала сошки в осевом направлении.
Регулировка зацепления ролика и червяка
Регулировка зацепления ролика и червяка:
1 — специальный ключ;
2 —
регулировочный винт;
3 — колпачковая гайка винта (контргайка);
4 — стопорная шайба.
У автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51А и «Москвич-412» это делают поворотом
регулировочного винта 2. Отрегулировав, проверяют, свободно ли и с какой силой вращается рулевое колесо. Сила (при
снятой продольной тяге) должна быть 16 — 22 н (1,6 — 2,2 кгс).
Контрольные вопросы
Каково назначение рулевого управления?
Назовите детали рулевого управления, через которые передается движение от рулевого колеса поворотным кулакам.
Во сколько раз увеличивается крутящий момент, передаваемый от рулевого колеса к управляемым колесам в изучаемых
Для чего в рулевом приводе тяги соединяют при помощи шаровых шарниров?
Почему ролик валика рулевой сошки установлен на шариковом подшипнике?
Назовите признаки и причины повышенного люфта в рулевом управлении.
Как отрегулировать подшипники рулевого механизма?
В чем особенности устройства рулевого привода автомобиля «Москвич 412»?
Какой уход осуществляют за рулевым управлением?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Неисправности рулевого управления
Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР
Основные признаки неисправности рулевого управления:
- увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса,
- тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме,
- стуки в рулевом управлении,
- течь смазки из картера рулевого механизма.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами. Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир). Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.
Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.
Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес. Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.
Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.
Обслуживание системы рулевого управления с ГУР
На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля. Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.
Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы. Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое. По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).
Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески. Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен. Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.
Рулевое управление автомобиля МАЗ
4.4. Рулевое управление
Рулевое управление включает в себя рулевой механизм с встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.
Рулевой механизм с встроенным распределителем и клапаном ограничения давления рабочей жидкости показан на рисунке 45.
Ось наружной поверхности вкладышей 8, 15 смещена относительно ося отверстия подшипников 11 на величину эксцентриситета “h”, что дает возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом вкладышей 8, 15.
Регулировка натяга подшипников 29 осуществляется с помощью прокладок 1.
Распределитель гидроусилителя руля – золотникового типа, встроен в рулевой механизм.
Уход за рулевым управлением и его регулировка
Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, а также проверке герметичности всех уплотнений. Регулировка натяжения ремней привода насоса на автомобилях с двигателем ЯМЗ осуществляется винтом. При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 39 Н (4 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой.
Рисунок 45. Рулевой механизм
1 – регулировочные прокладки; 2 – винт; 3 – гайка-рейка; 4 – корпус 5 – распределитель; 6 – канал; 7 – сектор; 8. 15 – эксцентриковые вкладыши; 9 – штифт; 10. 16. 28 – крышка; 11. 29 – подшипники; 12 -отверстие; 13 – клапан ограничения давления; 14 – кольцевая расточка; 17. 27 – боковая грань; 18, 26 – ролик; 19, 25 – рычаг; 20 – шток; 21 – гайка; 22 – пробка; 23 – корпус; 24 – контргайка; 30 – пробка
При смене масла в гидросистеме, которая производится при ремонте, следует поднять переднюю ось автомобиля. Для слива масла из системы:
– отвернуть заливную пробку и сливную пробку масляного бака, слить масло из бачка и промыть фильтр и бачок дизельным топливом;
– слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку 30 (рисунок 45);
– отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить их в емкость и, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло из гидроцилиндра.
При заливке масла полностью удалить воздух из системы. Для этого залить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо два раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в бачке. Произвести доливку масла при необходимости. Фильтр масляного бачка при установке двигателя MAN заменить после обкатки, а в дальнейшем менять после каждых 30000 км пробега.
Регулировка рулевого механизма
Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки – рейки. Регулировку механизма следует начинать с подшипников винта в такой последовательности:
– снять рулевой механизм:
– слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку:
– закрепить рулевой механизм в тисках и проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;
– поворотом входного вала (рисунок 45) установить гайкурейку 3 и сектор 7 в одно из крайних положений (левое или правое);
– определить момент, необходимый для проворачивания входного вала по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). если момент меньше 0,9 Н.м, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 29, уменьшив количество прокладок 1.
После регулировки момент, необходимый для проворачивания входного вала, должен находиться в пределах 0.9- 1,5 Н.м (0,10-0,15 кгс.м). Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 7. Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора поворачивается, а входной вал неподвижен). Наличие люфта можно также определить поворотом входного вала влево и вправо до начала закрутки торсиона, застопорив при этом вал сектора.
Для регулировки зубчатого зацепления необходимо снять крышки 10 и 16 и повернуть вкладыши 8, 15 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора) так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. Установку крышек 10 и 16 производить таким образом, чтобы штифты 9 вошли в отверстия во вкладышах 8, 15, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе под крепление крышек. При незначительном несовпадении отверстий с резьбовыми отверстиями корпуса вкладыши 8, 15 повернуть в ту или другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 9 должны располагаться друг против друга по одной линии.
После регулировки крышки 10, 16 при установке можно повернуть на 90, 180 и 270 градусов относительно первоначального положения.
После установки крышек момент, необходимый для проворачивания входного вала в среднем положении, должен быть в пределах 2,9 – 4,5 Н.м (0,29 – 0,45 кгс.м).
После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроцилиндру, проверьте работу рулевого управления.
При правильной регулировке (при отрегулированных шарнирных соединениях рулевых тяг, подшипниках ступиц передних колес и шкворневых соединениях балка передней оси – поворотный кулак) усилие на ободе рулевого колеса при повороте управляемых колес на месте, на площадке с асфальтовым покрытием должно быть при работающем двигателе 98-118Н(10-12 кГс) и свободный угол поворота рулевого колеса не более 10 – 12°. В процессе эксплуатации допускается увеличение свободного хода рулевого колеса, но не более 18°.
Регулировка углов поворота сектора 7 (рисунок 45), при которых происходит срабатывание клапана ограничения давления 13, осуществляется непосредственно на автомобиле следующим образом:
Для увеличения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес влево до заданной величины, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23, и поворачивать пробку 22 против часовой стрелки, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будет перемещаться вниз, обеспечивая удаление ролика 18 от боковой грани 17 сектора 7.
После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от поворота пробку 22.
Для уменьшения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес до заданной величины влево, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23 и, поворачивать пробку 22 по часовой стрелке, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будут перемещаться вверх, обеспечивая приближение ролика 18 к боковой грани 17 сектора 7.
После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от проворота пробку 22.
Для увеличения или уменьшения угла поворота сектора и, следовательно, управляемых колес до заданной величины вправо аналогичной регулировкой ролик 26 с рычагом 25 удаляется или приближается к грани 27 сектора 7.
Регулировка рулевой колонки по углу наклона и высоте осуществляется при нажатии на педаль 8 (рисунок 46).
В начальный момент нажатия на педаль выходит из зацепления рейка 4 и обеспечивается регулировка положения рулевого колеса только по углу наклона.При перемещении педали на полный ход выходит из зацепления и рейка 2, при этом обеспечивается регулировка положения рулевого колеса по углу наклона и высоте.
После установки рулевой колонки в удобное положение рулевого колеса педаль отпустить.
Роль травмобезопасного устройства выполняет зубчатое зацепление рейки 4 и сектора 5. При воздействии на рулевое колесо зубья зубчатого зацепления срезаются.
Уход за рулевым управлением
Уход за рулевым управлением ЗИЛ-131
При эксплуатации необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в системе гидроусилителя и промывать фильтры насоса.
Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления. Проверка натяжения ремня насоса должна производиться также ежедневно.
Натяжение ремня осуществляется перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 1).
Для системы гидроусилителя нужно применять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливку масла надо производить через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя.
Применение загрязненного масла вызывает быстры), износ деталей насоса и гидроусилителя.
При проверке уровня масла в системе гидроусилителя, которая должна проводиться при каждом ТО, передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.
Перед снятием крышки бачка для проверки уровня масла, его доливки или смены крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином. Масло надо доливать при работе двигателя на холостом ходу до появления масла над сеткой заливного фильтра 21 Полного покрытия сетки не требуется.
При ТО-2 оба фильтра насоса гидроусилителя нужно промыть в бензине. В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями следует производить дополнительную промывку фильтров растворителем, применяемым при окраске автомобиля.
При техническом обслуживании необходимо проверять крепление картера рулевого механизма к раме, рулевой колонки к кронштейну кабины, рулевого колеса на валу рулевого управления, затяжку сошки, затяжку контргайки регулировочного винта и гаек крепления карданного вала.
Момент затяжки гайки сошки рулевого механизма должен быть 25—30 кГм, контргайки регулировочного винта 4—4,5 кГм, гаек клиньев карданного вала 1,4—1,7 кГм. При установке шлангов не допускаются их скручивание и резкие перегибы.
Смена масла
При смене масла следует отсоединить продольную тягу автомобиля и открыть крышку бачка насоса гидроусилителя.
Для слива масла необходимо:
1) повернуть рулевое колесо влево до упора;
2) открыть сливное отверстие, вывернув пробку с магнитом из картера рулевого механизма.
Слив масла считается законченным, если прекратилась течь масла из сливного отверстия картера рулевого механизма. После слива нужно промыть систему гидроусилителя, для чего требуется:
1) удалить из бачка насоса гидроусилителя остаток загрязненного масла; наличие остатков обтирочного материала в бачке недопустимо;
2) промыть шайбу 24, резиновое уплотнительное кольцо 26 крышки насоса и пробку сливного отверстия 32 с магнитом картера рулевого механизма, очистив их от грязи; снять и промыть сетки фильтров насоса и поставить их на место;
3) залить в бачок насоса через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и слить это масло через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом рулевое колесо от упора до упора.
Для заливки свежего масла нужно:
1. Завернуть пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма.
2. При повернутом до упора влево рулевом колесе заливать свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра. Затем, вращая рулевое колесо от упора до упора и не прикладывая усилия на упорах, доливать масло до тех пор, пока в систему будет залито не менее 2,5 л масла. Пустить двигатель, затем долить свежее масло и при работе двигателя на режиме холостого хода вращать рулевое колесо от упора до упора, удерживая его кратковременно на упорах в течение 2— З сек с усилием около 10 кг и доливая по мере необходимости масло до появления его над сеткой (полного покрытия сетки не требуется).
Заливка масла считается законченной, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков из системы через масло в бачке насоса.
3. Остановить двигатель, установить крышку бачка с уплотнительной прокладкой, резиновое уплотнительное кольцо, шпильки крепления крышки и шайбу и закрепить гайкой-барашком. Гайку-барашек затягивать от руки.
В случае течи масла из-под крышки бачка проверить правильность установки прокладки крышки и в случае ее повреждения сменить ее.
4. Присоединить продольную тягу и смазать шарнир.
Движение при неработающем гидроусилителе
При отказе гидроусилителя в работе из-за повреждения насоса или гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода насоса или остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.
Длительная работа на автомобиле с неработающем гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.
В случае разрыва шлангов насоса гидроусилителя следует:
1) соединить нагнетательное отверстие насоса с патрубком на бачке насоса;
2) закрыть нагнетательное и возвратное отверстия на гидроусилителе деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания грязи или инородных тел;
3) долить в бачок насоса масло до указанного выше уровня; допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;
4) доехать до базы при работе двигателя с возможно малым числом оборотов коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке.
В случае нагрева масла надо сделать остановку и дать маслу остыть.
Рулевые тяги
Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг.
Продольная рулевая тяга трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами. Каждый шарнир имеет пружину и два сферических сухаря, между которыми располагается шаровая головка пальца, зажимаемая регулировочной пробкой.
Продольная рулевая тяга соединяет шаровые пальцы нижнего конца рулевой сошки с рычагом корпуса левой шаровой опоры переднего моста. Необходимо, чтобы тяга более коротким плечом по изгибу была надета на шаровой палец сошки.
При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на ¼ оборота, и шплинтуют. Следует помнить, что полное устранение зазоров в шарнирах не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.
Для удержания в шарнирах смазки и защиты их от грязи пазы для шаровых пальцев в головке тяги закрывают войлочными накладками.
Поперечная рулевая тяга имеет на концах правую резьбу с разным шагом, для завинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес. Головки шарниров выполнены с верхним и нижним вкладышами и пружиной, поджимающей вкладыш. Шарниры не нуждаются в регулировке. При сборке необходимо следить за тем, чтобы шаровые пальцы проворачивались от руки без заедания.
Ежедневно следует проверять и подтягивать все крепления, проверять состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а при необходимости регулировать зазор шарниров и смазывать шарнирные тяги рулевого управления согласно карте смазки.
Правила технической эксплуатации рулевого устройства и уход за ним
Согласно Правилам Регистра морское судно должно иметь основной и запасной рулевые приводы, а если оба они расположены ниже грузовой ватерлинии, то дополнительно должен быть установлен аварийный привод.
Все приводы должны действовать независимо друг от друга и отвечать определенным требованиям Регистра.
Так, перекладка полностью погруженного в воду руля с борта на борт на переднем ходу должна обеспечиваться: основным приводом – при максимальной скорости судна с положения 35° одного борта до 30° другого не более чем за 28 с; запасным приводом — при скорости, равной половине максимальной, но не менее 7 уз., с 20° одного борта до 20° другого не более чем за 60 с; аварийным приводом при скорости не менее 4 уз с борта на борт без регламентированного времени перекладки.
Рулевое устройство должно иметь ограничители, допускающие перекладку руля не более чем на 36,5° на каждый борт. Так как перекладка руля на угол больше 35° практически не улучшает поворотливость судна, система управления рулевым приводом должна прекращать дальнейшую перекладку руля при отклонении его от ДП судна на угол 35°.
Около каждого поста управления рулевыми приводами должны быть установлены аксиометры. Разница между действительным углом перекладки руля и углом, показываемым каждым аксиометром, не должна превышать ±1° при электрическом аксиометре и ±2° – при механическом.
Запасной привод должен быть в постоянной готовности к действию, хорошо расхоженным и смазанным. Переход с основного привода на запасной не должен превышать 2 мин, а на аварийный – 5 мин.
Баллер руля не должен иметь скручивания сверх допустимых пределов. При угле скручивания баллера 5° и более руль может быть допущен к дальнейшей эксплуатации с разрешения инспектора Регистра СССР при условии пересадки сектора или румпеля на новую шпонку.
При угле скручивания 15° и более баллер подлежит заводскому ремонту, или замене. Проверка баллера руля на скручивание должна производиться при каждой постановке судна в док, после случаев касания кормой грунта, навала кормой на причал или другое судно, а также после сжатия судна льдом и плавания в штормовых условиях.
Уход за рулевым устройством — одна из важнейших задач судового экипажа. Не реже 1 раза в неделю должен производиться тщательный осмотр устройства с опробованием в действии и устранением обнаруженных неисправностей.
При подготовке судна к выходу в море рулевое устройство в целом должно быть осмотрено и испытано путем пробной перекладки руля. При этом должны быть проверены: точность показаний всех аксиометров; легкость перекладки руля на оба борта; время перекладки руля с борта на борт основным и запасным приводами; исправность системы управления, прекращающей перекладку руля на угол более 35°.
Во время плавания рулевое устройство надо осматривать на каждой вахте. Все трущиеся части передачи от поста управления к рулевой машине должны смазываться не реже 1 раза в сутки. Особое внимание следует уделять повседневному уходу за штур-тросовой передачей. Штуртросные цепи, имеющие износ 10% и более первоначальной толщины, надлежит своевременно заменять.
Износ нагелей шкивов направляющих блоков допускается не» свыше 10%, а втулок — не свыше 5% первоначального диаметра. Шкивы должны быть в исправном состоянии, не иметь трещин и обломанных щек. Желоб, по которому движется на роликах тележка с буферной пружиной штуртроса, должен быть чистым. Слабину штуртроса надо своевременно выбирать талрепами.
Уход за механической и электрической частями рулевого устройства осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и оборудования.
В случае навала кормой, касания грунта, ударов льдин о перо руля и т. д., а также если наблюдалась ненормальная работа руля на переходе, должен быть произведен осмотр руля со шлюпки старшим механиком и старшим помощником капитана и водолазный осмотр.
При осмотре проверяется состояние штырей и петель руля и рудерпоста, фланца, соединяющего рудерпис с баллером, состояние пера руля, исправность баллера и величина зазоров между петлями рудерписа и рудерпоста на предмет определения проседания руля.
При ежегодном возобновлении судну документов на право плавания рулевое устройство в целом предъявляется инспектору Регистра для освидетельствования и проверки его в действии.